Материал для классного часа
классный час (11 класс) на тему
К 75-летию со дня Сталинградской битвы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
75_let_so_dnya_nachala_stalingradskoy_bitvy.docx | 207.1 КБ |
Предварительный просмотр:
75 лет со дня начала Сталинградской битвы
200 дней и ночей – с 17 июля 1942 года до 2 февраля 1943 года – продолжалась Сталинградская битва при непрерывно возрастающем напряжении сил обеих сторон. По продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техники Сталинградская битва превзошла на тот момент все сражения мировой истории. Она развернулась на огромной территории в 100 тысяч квадратных километров. На отдельных этапах с обеих сторон в ней участвовало свыше 2 миллионов человек, до 2 тысяч танков, более 2 тысяч самолетов, до 26 тысяч орудий.
Сталинград явился крупнейшим поражением немецкой армии. Под Сталинградом советские войска разгромили пять армий: две немецкие, две румынские и одну итальянскую. Немецко-фашистские войска потеряли убитыми, ранеными, плененными более 800 тысяч солдат и офицеров, а также большое количество боевой техники, оружия и снаряжения.
Сталинградская битва – решающее сражение всей Второй мировой войны, в котором советские войска одержали крупнейшую победу. Эта битва ознаменовала начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом. Закончилось победное наступление немецко-фашистских войск и началось их изгнание с территории Советского Союза. Исход битвы положительно повлиял на укрепление антигитлеровской коалиции, усилил пораженческие настроения в странах фашистского блока.
Разработка внеклассного мероприятия
Сценарий «200 дней и ночей»
Мероприятие, посвященное празднованию 75-летия Сталинградской битвы.
Цель мероприятия: повышение интереса к истории нашей страны,
знакомство с главными историческими событиями
Великой Отечественной войны,
Задачи: - воспитание уважения к истории своей Родины;
- гражданско-патриотическое воспитание школьников на примере
героического прошлого родного края и страны;
- развивать у детей чувство гордости подвигами военных лет;
- развивать чувство благодарности и уважения к ветеранам Великой
Отечественной войны
Оформление: декорации землянки с предметами быта, проектор,
фонограммы песен военных лет
Ход мероприятия:
Звучит фонограмма песни «Эхо», выходят двое ведущих
1 вед: Память, память, за собою позови
В те далекие промчавшиеся дни.
Ты друзей моих ушедших оживи,
А друзьям живущим молодость верни.
Память… Память!
2 вед: Ты же можешь, ты должна
На мгновенья эти стрелки повернуть.
Я хочу не просто вспомнить имена.
Я хочу своим друзьям в глаза взглянуть.
Память… Память… Память…
3 вед: Остановись, время! Замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись
на тех, кто в камне с высоты своих памятников смотрит на нас,
кто отдал за нас свои жизни.
4 вед: В этом году мы отмечаем 75-летие Сталинградской битвы, которая
стала коренным переломом в войне. Защитники Сталинграда стояли насмерть, но не отдали город врагу.
5 вед: Немцы 13 сентября начали штурм Сталинграда. Завязались уличные бои. Две недели шла яростная борьба за вокзал.13 раз он переходил из рук в руки. День 14 октября стал самым страшным для защитников Сталинграда. Всё утро город бомбили. Горело всё: и земля, и вода, и люди. За один день противник совершил более 2000 самолетов-вылетов. Несмотря на противодействие советской авиации, и зенитной артиллерии, сумевших сбить 120 фашистских самолетов, город был превращен в руины, погибло свыше 40 тысяч мирных жителей.
Сценка. Дети в гимнастерках сидят вокруг костра. Командиры пишут. Звучит песня "Бьется в тесной печурке огонь ". (Дети поют)
Учащийся: Сталинград защищали две армии: 64-я под командованием М.С. Шумилова и 62-я под командованием В.И. Чуйкова.
1- Ученик: Из воспоминаний маршала В.И. Чуйкова
«Колонны пехоты на машинах и танках ворвались в город. По-видимому, гитлеровцы считали, что участь его решена, и каждый из них стремился как можно скорее достичь Волги, центра города и там поживиться трофеями…Захватчики гибли сотнями, но свежие волны резервов все больше наводняли улицы. Наши части тоже понесли большие потери в живой силе и технике и отошли. Когда я говорю: «части понесли большие потери и отошли», это не значит, что люди отходили по приказу, организованно, с одного рубежа обороны на другой. Это значит, что наши бойцы (даже не подразделения) выползали из-под немецких танков, чаще всего раненые, на следующий рубеж, где их принимали, объединяли в подразделения, снабжали главным образом боеприпасами и снова бросали в бой…»
2 ученик : Вот как вспоминает о Сталинградской битве полковник в отставке Николай Петрович Кузнецов:
"10 декабря 1942 года наша 24-я гвардейская стрелковая дивизия встретилась с группировкой Манштейна. Мой отдельный 26-й гвардейский противотанковый дивизион бросали с одного участка боя на другой. Идти приходилось по глубокому снегу, толкать автомашины и переносить мороз в 25-30 градусов. Горели танки и бронемашины. Выдержали и это, ведь мы были гвардейцами ".
Ведущий: С 28 сентября 1942 года по 26 января 1943 бушевала жесточайшая битва за Мамаев курган. Здесь насмерть стояли советские воины, сражаясь за ключевую позицию обороны города, на Мамаевом кургане решалась судьба будущей победы.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ слайд- шоу под песню на Мамаевом кургане тишина + слова детей в гимнастерках:
Ведущий: Горела земля, дымились камни, плавился металл, рушился бетон. А мы стояли
Ведущий: Били в упор, почти вонзая друг в друга стволы орудий. А мы держались.
Ведущий: Каждый метр земли был истерзан пронесшимся железным ураганом. А мы не сдавались.
Ведущий: Ведь был приказ: драться в любом положении до последнего патрона.
И мы дрались и умирали!
Ведущий: Вся страна жила эти долгие месяцы событиями, боями в Сталинграде. Ни одну улицу, ни один дом наши воины не сдавали врагу без боя.
Ведущий: Примером этому мужеству служит и поныне стоящий дом Павлова, бойцы, которого так и не ушли из него до полного освобождения города.
Ведущий: Дом в районе площади имени 9 Января (ныне - площадь Ленина) занимал господствующее положение над окружающей местностью. Отсюда можно было наблюдать и обстреливать занятую противником часть города на запад до 1 км, а на север и юг - еще дальше. Небольшая группа солдат во главе с Сержантом Яковом Павловым захватила дом и превратила его в опорный пункт. Фашисты подвергли дом сокрушительному артиллерийскому и минометному обстрелу, бомбили его с воздуха, непрерывно атаковали, но его защитники стойко в течение 58 дней и ночей отражали бесчисленные атаки врага, наносили ему потери и не позволяли гитлеровцам прорваться к Волге на этом участке. "Эта небольшая группа, - отмечает маршал Чуйков, - обороняя один дом, уничтожила вражеских солдат больше, чем гитлеровцы потеряли при взятии Парижа ".
Ведущий: 8 января советское командование во избежание напрасного кровопролития предложило командованию окружённых под Сталинградом немецких войск прекратить бессмысленное сопротивление и капитулировать. Ультиматум был отвергнут. Тогда 10 января войска Донского фронта перешли в новое решительное наступление (операция «Кольцо»).
После мощной бомбежки и артподготовки в 10.00 пошли танки, и поднялась пехота. К исходу дня главная полоса обороны противника была прорвана. 20 января Паулюс сам запросил у Гитлера разрешения на капитуляцию. Гитлер отклонил его просьбу. Фюрера уже не интересовала судьба окружённых солдат. Он хотел только одного – чтобы они продержались подольше и не давали советскому командованию возможности перебрасывать войска из-под Сталинграда на запад.
Ведущий: С утра 22 января Паулюс радировал командованию вермахта: «Дальнейшая борьба бессмысленна. Катастрофа неизбежна . Для спасения еще оставшихся в живых прошу дать разрешение на капитуляцию». Гитлер ответил: «Запрещаю капитуляцию! Армия должна удерживать свои позиции до последнего патрона!»
25 января наши войска Донского фронта ворвались в Сталинград с запада. Навстречу им бросились воины 62-й армии. Они с сентября 1942 года стойко держались на узком клочке сталинградской земли, и хоть район их обороны был невелик, он сыграл огромную роль в деле защиты Сталинграда и в разгроме немецко-фашистских войск, зажатых в «котле».
Ведущий: И тут фашисты начали сдаваться в плен без приказа своего начальства. 31 января прекратила сопротивление южная группа. После мощного огневого налёта артиллерии 2 февраля сложила оружие и северная группа вражеских войск. Этот день знаменовал собой победный финал Сталинградской эпопеи. В ходе боёв с 10 января по 2 февраля 1943 года войска Донского фронта разгромили 22 фашистские дивизии, взяли в плен 91 тысячу солдат и офицеров, в том числе 24 генерала во главе с Паулюсом.
Звучит «Вечная музыка в Зале Скорби на Мамаевом кургане. Ученики поочередно читают стихотворение.
1 - й.
В свой срок - не поздно и не рано -
Придет зима, замрет земля...
И ты к Мамаеву кургану
Придешь второго февраля.
2 - й.
И там, у той заиндевелой,
У той священной высоты
Ты на крыло метели белой
Положишь красные цветы.
3 - й.
И словно в первый раз заметишь,
Каким он был, их ратный путь...
Февраль, февраль... Солдатский месяц.
Пурга в лицо, снега по грудь.
4 - й.
Сто лет пройдет, и сто метелиц,
А мы перед ними всё в долгу...
Февраль, февраль... Солдатский месяц,
Горят гвоздики на снегу.
5 - й.
Над площадями Волгограда
Опять метелицы кружат.
Двадцатилетние солдаты
Который год в земле лежат.
6 - й.
А на земле, воспетой в песнях,
Над волжской медленной водой
Поднялся город - их ровесник,
Великий, светлый, молодой.
7 - й.
Он потому велик и светел,
Что в час бессмертья своего
Они - в огне, сквозь дым и пепел -
Таким увидели его.
Ведущий: Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
(Метроном, минута молчания.)
СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
Пройдут годы и десятилетия, нас сменят новые поколения людей. Но сюда, к подножию величественного монумента победы, будут приходить внуки и правнуки героев, сюда будут приносить цветы и приводить детей. Здесь, думая о прошлом и мечтая о будущем, люди будут вспоминать тех, кто погиб, защищая вечный огонь жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для классных часов и классных мероприятий
Классный час в 7 классе на тему " Государственная символика России" и презентация...
Материал для классных часов и классных мероприятий
Классный час в 7 классе на тему " Государственная символика России" и презентация...
Наглядный материал к классному часу посвященный Дню матери
В работе предлагается наглядный материал посвященный Дню матери....
Презентация и подборка материала для классного часа "Памятники матерям"
В подборку входит песня С. Копыловой "Баллада о матери" и стихотворение в исполнении автора "41-й"....
Материал к классному часу "Изобретения, изменившие человечество", представлена презентация классного часа и к нему текст.
Материал и презентация были подготовлены, как методическая разработка для проведения классного часа в рамках недели машиностроительных профессий, для обучающихся по профессии "...
Материал для классного часа "День Матери"
Классный час...
Материал к классному часу "Ответственность несовершеннолетних"( в помощь классным руководителям).
Несовершеннолетние — это особая группа молодых людей, которые еще не адаптировались к жизни, их психика неустойчива к окружающему миру, они лишены возможности правильн...