Музей природы
статья на тему
Статья о создании музея природы силами учащихся по материалам собранным во время путешествий по родному краю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_muzee_prirody_myag_4_-_copy.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание музея природы в образовательном учреждении.
Портнягина И.Ю.
Учитель истории и обществознания
МБОУ «Мяг №4». г. Чита
Роль музеев велика. Они способствуют патриотическому и нравственному воспитанию подрастающего поколения. Участие в поисково-собирательской работе, встречи с учеными, знакомство с памятниками природы помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри. Это воспитывает бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству.
В целом школьный музей можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Он обладает неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души подростков. Учащиеся овладевают навыками исследования. У детей формируется аналитический подход к решению жизненных проблем, умение ориентироваться в поиске информации, отличать достоверное от фальсификации.
Необходимость создания и функционирования музея природы в школе очевидна, как и очевиден тот факт, что сегодня как никогда не хватает экологического просвещения и воспитания подростков. Создание музея природы - это одна из форм работы по развитию творческой самостоятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, поиска, исследования, обработки, оформления материалов, имеющих воспитательную и научно – познавательную ценность. Тесно связанный с образовательным процессом школы, музей создаст благоприятные условия для индивидуальной и коллективной творческой деятельности учащихся.
Принимая участие в создание музея, у ребят формируется чувство ответственности, уважения к родной природе. Деятельность учащихся в «Музее природы» направлена на вовлечение в поисково – исследовательскую работу по изучению истории своего края.
Музей природы обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как экспонаты представленные в нем собраны руками учащихся гимназии в ходе экскурсий и учебно – полевых практик. Еще одним важным аспектом является тот факт, что музей природы создан исключительно по инициативе ребят, при их непосредственном участии.
Музей природы это не только собрание различных экспонатов экологической тематики, но и возможности ведения исследовательской работы, проявления творчества в создании его экспозиций.
1. Общие положения
Школьный музей создан в целях активного участия обучающихся в общешкольной работе по сбору, хранению и пропаганде природных и культурных ценностей и призван решать актуальные проблемы научно-фондовой, экспозиционной, исследовательской, массовой работы.
Используются различные по методике типы занятий: лекции, лабораторно-практические занятия, учебно-полевые практики, изучается опыт работы лучших школьных музеев.
Музей позиционирует себя как структурное подразделение школы осуществляющий историко-краеведческую работу, включающий в себя направление краеведение Забайкалья.
2. Цели и задачи
2.1. Школьный музей отличается от различного рода выставок, уголков, организуемых в школе, наличием подлинных памятников развития природы и общества. К хранению подлинников и экспозиционной работе в школьном музее предъявляются требования, соответствующие общим принципам музейного дела.
2.2. Деятельность школьного музея включается в общий план учебно – воспитательной работы школы.
2.3. Основной целью музея природы является расширение образовательного пространства для школьников, обеспечивающее развитие личностных качеств; формирование у подрастающего поколения высокого уровня экологической культуры.
Цели музейной деятельности:
формирование чувства ответственности за сохранение природы, гордости за свое Отечество, чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины;
расширение социальных связей школы: школьный музей, являясь частью открытого культурно-образовательного пространства, призван быть связующей нитью между школой, различными учреждениями, занимающимися природоохранной деятельностью и общественными организациями.
Задачи школьного музея:
- воспитательная;
- образовательная;
- гражданско-патриотическая.
Одной из основных задач музея является экологическое воспитание школьников.
- систематически формировать экологические знания, знания о закономерностях взаимоотношений природы и общества, природы и человека.
- учить школьников быть знающими, бережливыми, рачительными хозяевами своей Родины.
- развитие интереса к природе своего края через краеведческую и природоохранную деятельность.
- организация активной экскурсионной работы с учащимися и населением Забайкальского края.
- организация социальной практики, через исследовательскую деятельность.
- собирание, хранение и изучение предметов, относящихся к тематике музея, формирование музейных коллекций.
Развитие сетевого взаимодействия детей, родителей, ученых.
Формирование информационно-коммуникативного пространства основных субъектов воспитания и дополнительного образования (музеи, научные центры)
2.4. Музей способствует: формированию у учащихся творческой самодеятельности, общественной активности, расширению кругозора, познавательных интересов и способностей, овладению практическими навыками поисковой, собирательской, исследовательской работы, совершенствованию учебно – воспитательного процесса.
3. Организация музея
3.1. Приказ об открытии школьного музея и назначении руководителя издается директором школы.
3.2. Музей в школе сформирован на общественных началах и при наличии фонда подлинных материалов, соответствующих профилю музея, а также необходимых помещений и оборудования, обеспечивающих хранение и показ собранных коллекций.
3.3. Содержание и формы работы. Свою работу музей осуществляет в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач, в органическом единстве со всей внеурочной воспитательной работой, проводимой школой. В зависимости от профиля музея и плана работы, постоянный актив музея:
- пополняет фонды музея путем организации походов и экспедиций;
- проводит сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике;
- изучает собранный материал и обеспечивает его учет и хранение;
- осуществляет создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок;
- проводит экскурсии для учащихся, других школьных музеев, гостей;
- оказывает содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе.
Из числа членов совета музея избираются председатель и руководители секций музея (собирательской, экспозиционной, экскурсионно-массовой, секции фондов).
4. Учет и хранение фондов
4.1. Весь собранный материал составляет фонд музея и учитывается в инвентарной книге, заверенной подписью и печать директора школы.
4.2. Фонды музея делятся на основной (подлинные памятники) и вспомогательный, создаваемый в процессе работы над экспозицией (схемы, картины, диаграммы, макеты и фотокопии).
5. Руководство работой музея
5.1. Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет совет музея во главе с руководителем, ответственным за школьный музей.
5.2. Состав совета музея утверждается соответственным решением педагогического совета и директора школы.
Совет музея разрабатывает план работы, организует экскурсии, учебно-полевые практики, осуществляет подготовку экскурсоводов, лекторов, поисково-исследовательскую и собирательскую работу.
5.2. Педагогическое руководство работой музея осуществляет учитель школы, ответственный за школьный музей, который назначен приказом директора школы.
6. Формы работы.
6.1.Поисково-собирательская работа
Задачи и основные направления поисковой работы определяются тематическим планом, т.к. именно тематический план делает поиск целенаправленным с самого начала. По отдельным разделам тематического плана разрабатываются конкретные задания для поисковых групп. Задания должны раскрывать основные задачи поисковой группы и последовательность в выполнении собирательской работы: изучение памятников природы, написание краткой справки, поиск по маршруту. Во время походов необходимо вести дневник, делать фотографии, зарисовки, магнитофонную запись.
При сборе экспонатов очень важно получить и сразу же записать максимальную информацию о каждом предмете, чтобы была возможность установить их подлинность, достоверность. Нельзя допускать, чтобы в фонд музея попадали случайные вещи.
6.2. Научная работа предполагает изучение источников. При чтении источников составляются необходимые выписки и краткие справки по теме.
6.3. Пропагандистская и учебно-воспитательная работа.
Созданная экспозиция школьного музея - центр пропагандистской и учебно-воспитательной работы в школе. Одним из основных критериев в оценке работы школьного музея природы является разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной работы: проведение экскурсий и уроков по экспозиции, работа с местным населением и связь с другими школьными музеями.
Важное значение имеет подготовка экскурсоводов и лекторов. Для подготовки лекции или экскурсии необходимо тщательно изучить тему, главное внимание следует обратить на изучение экспозиции, ведущих текстов и экспонатов. Перед экскурсией будущий экскурсовод должен написать текст или тезисы своей экскурсии и сдать его на проверку совету музея.
Требования к проведению экскурсий:
- соблюдение маршрута;
-логическая последовательность в изложении материала, логические переходы ("мостики") от раздела к разделу;
- сочетание выразительного интересного рассказа с показом ведущих экспонатов
- глубокое идейное содержание рассказа выразительность эмоциональная окраска экскурсии
- Лекции сопровождаются показом наглядных материалов – фотографий документов и т.д. При проведении таких массовых мероприятий как тематические вечера, встречи, конференции составляется сценарий. Сценарии, тексты экскурсий, тезисы лекции хранятся в архиве музея.
6.4. Учет проделанной работы ведется в специальных журналах.
Выписка из приказа №1/1, &2
По МБОУ «Мяг №4» от 09.01.2014г.
В целях содействия экологического, патриотического и краеведческого воспитания подрастающего поколения, формированию у него экологического, патриотического и краеведческого сознания, музейной культуры, развития исследовательских и творческих начал
Приказываю:
Открыть школьный музей природы, состоящий из одного зала.
Портнягину И.Ю. – учителя истории и обществознания считать ответственным за руководство деятельностью музея.
Сформировать из числа учащихся и учителей Совет музея.
Закрепить за музеем следующее помещение: школьный музей – учебный кабинет площадью 32 кв.м.
На основании Типового положения о школьном музее определить статус школьного музея природы.
Совету музея утвердить тематическую структуру экспозиций.
Разработать и утвердить концепцию развития деятельности музея.
Завести инвентарные книги.
Директор: Репина И.Г.
Характеристика музея природы
Адрес: Забайкальский край, г.Чита, ул.Чайковского 6. Многопрофильная языковая гимназия №4.
Дата начала создания музея: 09.01. 14 г.
Дата окончания создания: В стадии формирования.
Создатель музея: Портнягина И.Ю. – учитель истории и обществознания МБОУ «Мяг №4».
Характеристика помещения:
Музей занимает учебный класс – 32 кв.м., кирпичный, естественный свет отсутствует, имеется искусственное освещение. Во время работы и экскурсий помещение освещают 6 больших встроенных люстр, по краям проведено дополнительное освещение софитами. На стенах имеются стенды, 2 больших встроенных шкафа, боковой стеллаж. Температура комнатная, дверь обычная из дерева с внутренним замком. В школе имеется охрана.
В музее оформлены экспозиции по следующей тематике:
Памятник природы «Красная Горка»
Памятник природы «Белая Гора»
Даурский заповедник
Пещеры Хээтэй
Алханай
Новые открытия Забайкалья: динозавр, обнаруженный в Кулинде
В музее в специальных коробках хранятся коллекции, собранные учащимися во время учебно-полевых практик, которые используются на лабораторно-практических занятий.
На стендах, в связи с небольшими размерами кабинета представлены отдельные образцы с памятников природы.
В музее по верхней части стен можно увидеть картины иллюстрирующие природу Забайкалья. Картины нарисованы учащимися гимназии.
В музее представлены экспозиции: окаменелое дерево, зуб и бивень мамонта, коллекция морских раковин, коллекция шишек.
Основные разделы музея природы.
Раздел 1. Красная Горка – памятник эпохи мезозойской эры
150-140 млн. лет назад, конец юрского периода
Миллионы лет назад на Красной Горке был густой гинкгово - хвойный лес, который дал начало угленакоплению. Уголь загорелся и песчано-глинистые породы превратились в результате обжига в «кирпичи» оранжевого, желтого, красного цветов. На таких «кирпичах» сохранились силуэты сгоревших органических остатков.
На Красной Горке можно встретитьобразцы с отпечатками листьев гингковых; беннетитовые; папоротники; хвойные; отпечатки шишек; следы насекомых…..
Раздел 2. Белая Гора – памятник эпохи мезозойской эры
(150 – 135 млн. лет назад)
Расположен в северо-восточных отрогах хребта Черского, в долине реки Семен – левый приток реки Оленгуй, впадающей в реку Ингода.
Окрестности памятника сформированы древним вулканом.
Обнаружены: фрагменты листьев беннеттитовых: неозамитес, нильссония; чекановскиевые; гинкговые;фрагменты стеблей хвощей; папоротники;фрагменты мхов – в виде стеблей с мелкими листочками, среди которых видны раковины двустворок – аргуниел и остракод; хвойные; конхостраки – листоногие рачки с хитиновой раковинкой;насекомые.
Несколько родов рыб: ирэнихтис – (ископаемый карась); 2 рода осетров: стихоптерус и александрихтис (неизвестный ранее род осетра); тургонискус…
На Белой Горе сделана единственная на все Забайкалье находка крупного ископаемого паука - птицееда. В 1970 году найден силуэт десятиногого рака.
Раздел 3. Даурский заповедник
Государственный природный биосферный заповедник «Даурский» расположен на юге Забайкальского края, практически на стыке трех стран: России, Монголии и Китая.
Заповедник был создан 25 декабря 1987 года для сохранения и изучения, уникальных водно-болотных, степных и лесных экосистем Даурии.
В заповедную зону входят озера Барун-Торей и Зун-Торей; каменный массив Адон – Челон; заказники федерального значения «Цасучейский бор» и «Долина дзерена».
Установленный в охранной зоне режим позволяет обеспечить сохранность крупного природного комплекса, примечательного особым обилием птиц, и создать условия для выживания ряда редких видов животных. Среди них - монгольский дзерен и реликтовая чайка, нигде более в России не обитающие, редкие для страны и мира гусь сухонос, дрофа, даурский журавль.
Раздел 4. Пещеры Хээтэй
Пещеры Хээтэй –геологический памятник природы,крупнейшие пещеры Забайкалья. Название с бурятского языка переводится как –узорчатая. Хээтэй представлены двумя соединенными друг с другом карстовыми пещерами – Сухой (Ледяной) и Мокрой(Летней). Общая длина – 150-160 метров.
Мокрая пещера имеет полностью ледяные своды. Там можно увидеть сталактиты, сталагмиты и образующиеся из них колонны – сталагнаты. Все вместе они рождают причудливые, замысловатые узоры. Для спуска в эту пещеру вам придется преодолеть 12 метровый ледопад, после которого вы окажетесь в огромном гроте, высота потолков которого достигает 26 метров. Температура здесь колеблется от -7.1 до 0.8 градусов по Цельсию в зависимости от времени года. Стены и потолок гротов украшены ледяными кристаллами, а проникающая в пещеру вода застывает на ледяном полу, создавая забавные скульптуры.
Всего в Мокрой пещере четыре грота – Большой, Юрта, Костяной и Тупиковый.
Соседняя пещера Хээтэй-Сухая (Летняя) состоит из воронки, большей по площади и глубине, чем воронка пещеры Хээтэй -Мокрая. Дно воронки завалено крупными глыбами известняка.
На поверхности рядом с воронками найдены многочисленные фрагменты керамики, наконечники стрел, микроскребки, отщепы и др. В залах пещер обнаружены кости плейстоценовых и голоценовых животных. палеонтологические находки опредлены Н.Д. Оводовым. Среди них кости собаки, волка, лисицы, барана, изюбря, лося, кабарги, пищухи, тарбагана, шерстистого носорога, а так же человека.
Раздел 5. Алханай.
Алханай! Миллионы лет назад здесь кипели огненные лавы вулкана, застывшие причудливыми каменными изваяниями. Алханай – горный массив, место паломничества верующих и неверующих. В 1999 году, согласно Постановлению правительства Российской Федерации, в Агинском Бурятском автономном округе, был создан национальный парк «Алханай». Это был первый национальный парк на территории Юго-Восточного Забайкалья. Общая площадь парка – 138 234 гектара, площадь охранной зоны – 105 355 гектара. Здесь встречаются растения, которые применяют в официальной и народной медицине, шумит тайга, поют птицы. На Алханае, бегут чистейшие родники, имеющие лечебные свойства. А, какой здесь чистый воздух? Алханай хранит в себе много загадок, таинств.
Интересным местом, является Храм Ворота – это естественная арка в горе. Здесь особенная аура. Когда-то, эти места посетил и осветил Далай – лама ХIV. Местные жители рассказывают, что когда он начал читать молитву, около Храма Ворот, на небе появились тучи, и пошел дождь. Дождь шел, до тех пор, пока звучала молитва. У бурят есть поверье, что через просвет Храма Ворот можно общаться с хозяином острова Ольхон.
В 40 метрах от Храма Ворот есть таинственная Щель Грешников, через которую, как через чистилище, пролезают паломники. Говорят, что если человек, много грешил в жизни, то он может даже застрять в этой Щели Грешников.
Существует множество преданий, связанных с Эхын Умай (Чрево матери), пещерой, где исцеляются женщины от бесплодия. Если опустить руку в пещеру, можно достать оттуда камушки.
На алтаре Доржи Пагмын, в естественной нише скалы, верующие зажигают лампадки и молятся хранитель Алханая Димчик.
Через узкую расщелину можно проникнуть на вершину скалы – Наран-хажад, место медитации. Здесь сильнее чувствуется приток космической энергии, а наиболее чувствительные, могут услышать музыку, льющуюся с небес.
На Алханае, есть места поклонения богам, где люди развешивают на деревьях и кустарниках кусочки ткани, читают молитвы, после чего создается особый настрой в душе.
Раздел 6. Новые открытия Забайкалья: динозавр, обнаруженный в Кулинде
Уникальное захоронение динозавров читинские палеонтологи обнаружили недавно – осенью 2010 года. Они успели сделать ряд важных находок – это кости, когти, челюсти и перья этих древних животных. Найденные кости, как выяснилось, принадлежат самым древним динозаврам, обитавшим на территории России. Результаты их изучения уже дают право говорить о своеобразной научной сенсации.
Дело в том, что читинское захоронение динозавров оказалось самым древним на территории России из известных на сегодняшний день.
По мнению Софьи Михайловны Синицы – доктора геолого-минералогических наук, заслуженного геолога Российской Федерации, сотрудника Института природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН, найденные остатки принадлежат динозаврам, обитавшим на нашей планете 150 миллионов лет назад, в юрском периоде. Специалисты Палеонтологического института РАН (г. Москва), которым были отправлены окаменелости, предположили, что забайкальские динозавры относились к роду компсогнат. Стоит отметить, что на месте раскопок были обнаружены не только остатки хищных динозавров, но и растительноядных. Возможно растительноядные динозавры – новый, неизвестный науке вид.
Компсогнат – один из самых маленьких динозавров. В длину этот ящер достигал 60-100 см, самые крупные особи – 140 см. Если учесть размеры, то можно предположить, что и вес этого древнего животного был небольшим – около 2,5 кг. Питался он ящерицами, насекомыми и другой мелкой живностью. У компсогната была узкая голова и длинная изогнутая шея. Задние конечности и хвост, которым он балансировал во время движения, тоже были длинными. На передних лапах – по три пальца с острыми когтями, которыми он хватал добычу. Вообще, по своему строению они близки к древним птицам.
Ученые считают, что компсогнат – ближайший родственник первоптицы археоптерикса. Такое сходство является одним из важнейших доказательств того факта, что птицы являются потомками динозавров.
По месту обнаружения останков динозавра назвали кулиндадрамеус.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл "Экскурсия по виртуальному музею" Часть 3: Необычные музеи мира
Цикл "Экскурсия по виртуальному музею" состоит из нескольких частей, которые представляют краткий обзор по музеям мира. Часть 3: Необычные музеи мира...
Тема: «Школьный музей как одна из форм организации учебно-воспитательной работы по освоению художественной культуры Подмосковья» «Разработка содержания занятия в школьном музее»
Тема: «Быт и культура народа своего края». Русская изба. Народные умельцы....
Музей природы в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения экологии. Об этом свидетельствуют часто возникающи...
Урок биологии 7 класс с использованием ИКТ. "КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА. КРОВЬ". ( Виртуальная экскурсия в музей «изобретений» природы)
КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА. КРОВЬ. 7 КЛАСС(урок с использованием ИКТ).Виртуальная экскурсия в музей «изобретений» природы Цель: проследить эволюцию кровеносной системы и обобщить знани...
МУЗЕЙ ПРИРОДЫ И ЭКОЛОГИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ЛИЦЕЕ №66 г.ЛИПЕЦКА
27 января 2005 года в экологическом лицее №66 г. Липецка открылся музей природы и экологии Липецкой области.Информация, представленная в нашем музее помогает учащимся лицея лучше освоить материал, пол...
Урок-экскурсия «Я поведу тебя в музей природы»
Цель: продолжить знакомство учащихся с природой Казахстана....
Итоговое занятие по естественнонаучному краеведению из цикла «Музей под ногами» на тему «Природа – образ человека – судьба края».
Итоговое занятие по естественнонаучному краеведению из цикла «Музей под ногами» на тему «Природа – образ человека – судьба края». Место занятия: проходит в рам...