Итоговое занятие по естественнонаучному краеведению из цикла «Музей под ногами» на тему «Природа – образ человека – судьба края».
план-конспект занятия (8, 9, 10 класс)
Итоговое занятие по естественнонаучному краеведению из цикла «Музей под ногами» на тему «Природа – образ человека – судьба края».
Место занятия: проходит в рамках семинара регионоведение в системе школьного образования «Памятники природы в историко-культурном ландшафте края».
Тип урока: комбинированный, творческая мастерская.
Цели занятия. Развитие любознательности, общей культуры учащихся, общеучебных приемов интеллектуальной деятельности, познавательной активности. Для учащихся 5-х классов: ознакомление с первоначальными знаниями по химии, биологии, географии. Приобретение опыта самореализации и коллективного взаимодействия.
Этапы реализации цикла «Музей под ногами»
Тематический классный час «Музей песка. Музей янтаря» Заочная экскурсия по «залам музея»
|
Внеклассное мероприятие «О чем поют ракушки…» Интегрированный урок (химия, биология) «Живые свидетели из морских глубин»
|
Удивительный мир обыкновенных вещей. Стекло. Фарфор Внеклассные мероприятия «Удивительное рядом: стекло, керамика»
Цех керамики «Майолика» г. Калининград Торговые организации г. Калининграда (магазин «Керамика»); |
Янтарь в историко-культурном ландшафте Калининградской области Интегрированные внеклассные мероприятия (химия, география) «Слезы Гелиад» Мастерская учебного поиска «Свет янтаря: Природа-Человек-Общество»
|
Гражданская позиция по отношению к природе Интегрированные внеклассные мероприятия (химия, биология, география, история). Мастерская учебного поиска
|
Памятники и их судьбы. Облик Калининграда (фортификационные сооружения в историко-культурном ландшафте края) Интегрированные внеклассные мероприятия (химия, физика, история) «Форты как символы исторического прошлого, и их экологическое состояние» |
Природа – судьба края – образ человека
|
Итоговое занятие из цикла «Музей под ногами» Мастерская учебного поиска «Природа – судьба края – образ человека (калининградца)» Семинар «Памятники культуры в историко-культурном ландшафте края» |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sytenkova_v.n._potashko_i.v.doc | 587 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговое занятие
по естественнонаучному краеведению из цикла
«Музей под ногами»
Тема: «Природа – образ человека – судьба края».
Место урока: проходит в рамках семинара регионоведение в системе школьного образования «Памятники природы в историко-культурном ландшафте края».
Тип урока: комбинированный, творческая мастерская.
Цели занятия. Развитие любознательности, общей культуры учащихся, общеучебных приемов интеллектуальной деятельности, познавательной активности. Для учащихся 5-х классов: ознакомление с первоначальными знаниями по химии, биологии, географии. Приобретение опыта самореализации и коллективного взаимодействия.
Сценарий занятия
Учитель. Наше мероприятие сегодня является заключительным этапом в цикле занятий по естественно-научному краеведению «Музей под ногами».
Это были заочные путешествия по залам «Музея песка» и «Музея янтаря»; творческие мастерские: «О чём поют ракушки», «Удивительное рядом: стекло и керамика», «Форты и фортификационные сооружения в облике нашего края». Объектами изучения и экспонатами виртуальных музеев были настоящие песок, янтарь, глина, ракушки, камень и всё, что из них делает человек.
Просмотр видеофрагмента «Наш край. Природа и человек».
Мы живём в громадном плохо разгаданном мире
и топчем камни, цветы и травы,
не подозревая о совершенстве
их строения, не подозревая,
что знакомство с ними обогатило
бы наш опыт во всех областях жизни…
К. Паустовский, «Чёрное море».
Основная цель занятия: выяснить, как природные ресурсы и окружающие условия повлияли на формирование облика нашего края и характера калининградцев. Составить собирательный образ калининградца, обусловленный природной уникальностью и особым географическим положением.
Первым этапом нашей работы была выездная экскурсия, на которой учащиеся получили практические задания, изучили природные богатства Калининградской области.
В чём их уникальность и как они используются в разных сферах деятельности человека?
С отчётами по результатам экскурсии и презентациями выступают учащиеся разных групп.
Учитель. Организация работы по разновозрастным группам (учащиеся 5, 9, 10 и 11- х классов)
Мастерские учебного поиска
- Сокровища под ногами или этот удивительный песок
- Богатство «голубой» земли
- Значок на карте края
- Удивительный мир камня
- Дизайнеры – первооткрыватели
Презентация результатов поездки в посёлок Янтарный.
Учитель. Учащиеся представили нам результаты своих исследований, проведённых на основе экскурсионных материалов. Мы познакомились с двумя важнейшими значками на карте нашего края: месторождениями янтаря и песка (отметить значки на карте Калининградской области). Ещё очень богата наша область таким важным сырьём, как глина. Песок и глина, а также гравий и булыжник являются необходимыми материалами наших строек. Калининградская область расположена на южном берегу балтийского моря, у западных границ нашей страны. Близость моря и Атлантического океана определяет климат области, влияет и на многое другое в её природе. Мы должны подробнее изучить богатства, хранящиеся в недрах калининградской земли, и разобраться, как они используются людьми, как и какие отрасли производства развиваются в нашей области.
Физкультминутка. Звучит приятная музыка.
В окружающем нас мире очень много неразгаданных тайн и нерешённых вопросов. Когда мы говорим о янтаре, море и песке, то у нас всегда возникают лишь приятные ассоциации (отдых, лето, тепло). И неслучайно на столах у нас сегодня оказались раковины.
Почему раковины так привлекают нас? Завораживают формами, изящными линиями, красотой.
Есть что–то неописуемо волнующее
в неумолчном рокоте,
который доносится из глубин,
приложенной к уху
морской раковины,
он сулит тайны.
Поль Зал. Скульптор моря
Чтобы настроиться на продуктивную работу давайте встанем в круг, возьмём в руки раковины, послушаем их неумолчный завораживающий рокот и подумаем о чём – то очень дорогом для нас. Передавая раковину, друг другу скажите, какие чувства вы испытывали.
Этап проблемно – поисковый: уч-ся работают с карточками заданиями.
- Мастерская научного поиска «Богатство «голубой земли»
Практикум для исследователей
Золотогранный слиток янтаря
Хранит в себе былых веков сиянье.
В. Азаров. «Янтарь»
В Калининградской области сосредоточено 95 % мировых запасов янтаря. В полной ли мере используется потенциал янтаря в культурном и экономическом ландшафте современной Калининградской области?
Задание №1. Он затеплится, загорится,
Вспыхнет весело, как огонь,
Будто ветер перо жар-птицы
Уронил тебе на ладонь.
Г. Метельский
Проблема. Янтарь - ценный поделочный камень. Камень можно пилить, сверлить, обрабатывать под давлением при повышенных температурах. Одно из древних названий янтаря – «электрон» (греч.)
Учебная задача: определите и охарактеризуйте физические и химические свойства янтаря.
Направления исследования
- Знаменитый философ Фалес Милетский заметил: когда его дочь пряла пряжу янтарным веретеном, ей не удавалось очистить его от шерсти. Какое свойство янтаря было открыто таким образом (7-6 века до нашей эры)?
- Проделайте опыты, характеризующие физические и химические свойства янтаря.
Опыт 1. Возьмите кусочек янтаря, натрите его о шерсть и проверьте, притягивает ли он кусочки бумаги. Как называется это явление?
Опыт 2. Подготовьте спиртовку к работе. Возьмите в щипцы кусочек янтаря и сожгите его в пламени спиртовки. Ощущаете ли вы запах? Какой? Потушите горящий янтарь в склянке с водой. Спиртовку закройте колпачком.
Ожидаемый результат. Таблица№1.
исследуемое вещество | внешние признаки | физические свойства | химические свойства |
янтарь |
Задание №2.
Самым замечательным камнем древности был янтарь, который сверкающим самоцветом проходит через века и народы вплоть до наших дней. (А.Е. Ферсман)
Проблема. Добыча балтийского янтаря имеет свою историю. Существовали различные способы добычи этого минерала. Калининградский Янтарный комбинат обеспечивает более 2/3 мирового производства янтаря.
Учебная задача. Определить способы добычи янтаря. Где добывается янтарь в области? Каково значение янтарной отрасли для развития экономики Калининградской области?
Направления исследования
1. На основе текста книги «Калининградская область. Природные ресурсы» (автор Литвин В.М. стр. 14-15) и используя экскурсионные материалы, установить места и способы добычи янтаря. Какое минеральное сырьё добывается попутно с янтарём?
2. Каковы перспективы добычи янтаря и в связи с этим значимости проблемы проектирования направлений развития культурного и экономического ландшафта области?
Ожидаемый результат. Таблица №2.
№п/п | Области применения | Формы применения (виды продукции) |
Сделайте вывод о практической значимости янтаря для человека. Как повлияло наличие данного природного богатства на культурный и экономический облик нашего края? Предложите свои варианты использования янтаря в условиях Калининградской области.
Задание № 3.
Цветной камень – это материал, среди которого веселее и приятнее жить. Он является необходимым элементом общей культуры человека. В нм человек всегда будет видеть воплощение непревзойденных красок и нетленности самой природы. (Ю. Кочкуров)
Проблема. Янтарь известен человеку более 6 тысяч лет. Человек, сложивший много прекрасных легенд об этом камне, с древних времен научился использовать его красоту и естественные свойства. Задумывался ли современный человек, научившийся «повелевать камнем», о его многовековой истории. Чем обогащает человека знание геологической истории янтаря и истории использования янтаря как поделочного камня?
Учебная задача. Изучить предложенные тексты и ответить на вопросы.
Направления исследования
- Корней Тацит (1 в н.э.): «…Из произрастающих в янтарных лесах деревьев…лучи солнца выжимают обильный сок, и он стекает в ближайшее море и силою бурь выносится на противолежащие берега».
А где же находилось то море, волны которого оставляли на берегу золотые брызги янтаря? Что это за Латырь-море, латырь-камень, снадобье? Где находился остров Буян? Что это за Окиян-море?
…..
-А кое ж море всем морям отец,
И который камень всем камням отец?
-Ах! Латырь – море всем морям отец.
И Латырь – камень камням отец!
Лежит он среди моря,
Среди моря, среди синего.
Идут по морю много корабельщиков,
У тою камня останавливаются,
Они берет мною с него снадобья,
Посылают по всему свету белому.
Потому Латырь – море морям отец,
Потому Латырь – камень камням отец.
(«Голубая книга», древний литер. памятник Руси)
…..
«А лежит нам путь далёк,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана».
Говорит им князь тогда:
«Добрый путь, господа,
По морю, по Окияну,
К славному царю Салтану».
(Пушкин А.С. «Сказка о царе Салтане»)
- Янтарная комната была подарком прусского короля Фридриха 1 русскому царю Петру 1 после знаменитой битвы под Полтавой, где русские войска одержали победу над «непобедимыми» войсками шведского короля Карла 12. Это был политический и дипломатический дар – плата за безопасность восточных границ королевства, дань уважения подвигам русских солдат, полководческому гению Петра и русских генералов.
Знаток и любитель драгоценных и поделочных камней Фелькерзан так описывает янтарную комнату:
«Она представляет смесь стилей барокко и рококо и является настоящим чудом не только по большой ценности материала, искусной резьбе и изяществу форм, но главным образом благодаря прекрасному, то тёмному, то светлому, но всегда тёплому тону янтаря, придающему всей комнате невыразимую прелесть. Все стены зала облицованы мозаикой из неровных по форме и величине кусков полированного янтаря почти однообразного, желтовато-коричневого цвета… Какой массы труда потребовало создание этого единственного в своём роде произведения! Богатый, фантастический стиль барокко, применённый в декорации этой комнаты, ещё увеличивает трудность решения этой задачи. Несмотря на вес технические затруднения, непрочный хрупкий материал, янтарь отлично приспособлен к формам орнамента барокко.
Резными рельефными рамами из янтаря стены разделены на поля, середину которых занимают четыре мозаичных пейзажа с аллегорическими изображениями четырёх человеческих чувств».
Какие свойства янтаря описаны в данном отрывке? Какие стили использованы были при создании янтарной комнаты? Почему автор называет янтарную комнату «настоящим чудом»?
Задание №4. На основании изученных материалов, отметьте как наличие запасов янтаря повлияло на формирование историко-культурного облика города и края. Какими свойствами и качествами янтаря можно охарактеризовать калининградцев.
Учебная задача. Составьте собирательный портрет калининградца и опишите образ края, используя вспомогательные слова.
Слова для справок
Черты характера
Изменчивость, противоречивость, живость, искренность, открытость, гибкость, пассивность, беззаботность, капризность, общительность, легкость, леность, непринуждённость, избалованность, благоразумие, гордость, жизнерадостность, культурность, любознательность, обаяние, раздражительность, упорство, авантюризм, выносливость, доброта, заносчивость, несдержанность, патриотизм, увлечённость, заботливость. предприимчивость, целеустремленность, твердость.
Образ края (города)
Серый, унылый, солнечный, старинный, древний, современный, уникальный, многоликий, многонациональный, мостовый, дождливый, сырой, привлекательный, ветреный, фабричный, мануфактурный, парковый, янтарный, изменчивый, противоречивый, кирпичный, булыжный, черепичный
II. Практикум для исследователя. Мастерская учебного поиска. «Сокровище под ногам или этот удивительный песок».
Это только кажется, что песок – обыкновенный. На самом деле он - настоящее сокровище, хранитель многих тайн и удивительных историй.
Задание №1. Случайно на ноже карманном
Найди песчинку дальних стран, -
И снова мир предстанет странным,
Закутанным в цветной туман.
А.Блок
Проблема: то позволяет рассматривать обыкновенный песок как музейный экспонат?
Учебная задача. Рассмотреть образцы песка с побережья Балтийского моря, изучить коллекцию «Минералы и горные породы». На основе наблюдений сделать вывод о составе песка.
Оборудование: пробирки с песком, пластмассовые лоточки, стеклянная палочка, лупа; коллекция «Минералы и горные породы».
Направления исследования
- Рассмотрите с помощью лупы образцы песка.
- Рассмотрите коллекцию «Минералы и горные породы».
- Изучите теоретическую информацию о составе песка в Калининградской области. (Буруковская Т.Г. Этот удивительный песок. Калининградское книжное издательство, 1983).
Ожидаемый результат. Таблица №3.
Название минерала песка | Химический состав | Цвет и др. физ. свойства |
Рассматривали ли вы песок на пляже? Песчинки все разноцветные. Более 30 минералов создают удивительный пестрый мир песка. Здесь можно найти кварц, полевой шпат, слюду и даже драгоценные камни. Чистый песок называют кварцевым. Окатанные в шарики и капельки частички кварца были когда-то кристаллами удивительной красоты. Ледник, волны и время разрушили эти кристаллы, измельчили, превратили в обыкновенный песок.
Одно из сокровищ кварцевых песков наших пляжей – прозрачные, как слеза, осколки кристаллов горного хрусталя. Хрусталь – разновидность кварца, символ чистоты, невинности, благородства. В составе песков наших пляжей, наряду с горным хрусталем, встречаются его многочисленные родственники: молочно-белый кварц, сероватый «раухкварц» (от нем. «дым»), черный морион.
Если рассмотреть песок у кромки воды, обнаруживается богатство разноцветных песчинок. Это семейство полевых шпатов. На земной поверхности этот минерал быстро разрушается, становясь основой глины.
Есть в нашем песке слюда – это самые легкие песчинки. «Глава их семейства» - мусковит. Кто бывал на Куршской косе, видел бурые и черные слои песка, перекрытые более светлыми. Это магнетитовые пески. Магнетит известен человеку очень давно. Его магнитные свойства люди умели использовать 3 тысячи лет назад.
К полевым шпатам относится минерал лабрадор. Есть в песке гранат. Крохотные малиново-красные осколочки и кристаллы похожи на ограненные шарики. Если вы утром придете на берег моря, то у самой кромки влажного песка увидите причудливую густо-красную кайму. По латыни зерно – «гранум», название камня гранат означает «зернистый». Наш песок богат альмандином (пурпурно-красный гранат).
Задание №2.
Пою перед Тобой в восторге похвалу,
Не камням дорогим, не злату, но стеклу.
М. В. Ломоносов.
Проблема. Трудно представить, во что может превратиться песок в руках человека. Возможности его богаты, месторождения многочисленны. В производстве каких изделий применяется песок? Какими свойства должен обладать песок для промышленного использования? Каковы направления его применения в нашей области?
Учебная задача. Оцените запасы песка на территории нашей области и возможные пути его использования.
Оборудование: коллекция «Стекло».
Направления исследования
- Изучите теоретическую информацию о месторождениях и промышленном использовании песка. (Литвин В.М. и др. Калининградская область. Природные ресурсы. - Калининград: Янтар. Сказ, 1999.)
- Рассмотреть коллекцию «Стекло», познакомиться с различными видами стекла и изделиями из стекла.
- Отразилось ли в облике нашего города стеклодувное дело? Каковы его перспективы и в связи с этим значимости проблемы проектирования направлений развития культурного и экономического ландшафта области?
- Только ли промышленное значение имеют месторождения песка? Как на облик нашего края повлияла близость Балтийского моря?
Люди нашли обыкновенному стеклу новую жизнь. Используя свойства кварца, они узнали способы заставить песок перевоплощаться во множество красивых и полезных вещей. О самой знаменитой и древней роли кварцевого песка, которая сделала его незаменимым в нашей жизни, рассказывает история гениального человеческого изобретения – стекла. Оно было известно уже в 4 в. до н. э.
Восхищаясь красотой стекла, дивясь множеству его профессий, вспомните о простом песке.
Ожидаемый результат: составление логической цепочки «Песок в историко-культурном ландшафте края».
Задание № 3. Проблема. В произведениях кенигсбергских поэтов различных эпох сконцентрировалась и отозвалась народная любовь к земле Восточной Пруссии. Они жили на той земле, на которой живем сейчас мы. Она их вскормила, вдохновила на творчество, влила соки в их поэзию. Как в стихах поэтов Кёнигсберга отразилась природа края Балтийского моря, природные ресурсы и их использование?
Учебная задача. Прочитайте и проанализируйте стихи, ответьте на вопросы.
Направления исследования
- В поле зрения – Балтийское море. Где расположена наша область и как найти её на карте?
- Загадочный мир песчаных дюн. Отгадайте загадку: ножик золотистый, ломоть голубой, ножик сыпучий, ломоть текучий.
- Главный значок на карте области. Какими природными ресурсами богата наша область? Каково их применение?
Старинная восточно-прусская песня. Иоганна Амброзиус (1854-1938, кенигсбергская поэтесса)
Они все говорят: ты некрасива,
моя непритязательная
Родина,
что нет вершины горной вдоль залива,
что вместо винограда лишь смородина,
нет пальм с их красотой вечнозелёной,
и нет орлов, парящих горделиво,
лишь древность- янтарёк -
теперь всё реже
блеснёт слезой прозрачной и соленой,
по самой-самой кромке побережья.
И вот когда я прихожу, мечтая,
И вижу
в царственном великолепье
дубы могучие вершинами витают
в плывущих облака, и дюны цепью
песчаной золотистой окружают
меня от Мемеля до Кранца, или
дрожат рулады в соловьином горле,
и, словно бы её заворожили,
вдруг чайка надо мной
крыло простёрла, -
тогда меня охватывает радость,
и не могу я вымолвить ни слова.
и ничего иного мне не надо,
и все красоты юга - лишь полова!
Перебираю, словно струны, бусы
янтарные…
И с просветлённым взглядом
я полной грудью запеваю песню:
- О, родина,
в одеждах скромных,
Пруса,
без ложного величья, ты - чудесна!
Ожидаемый результат: составление логической цепочки «Самый западный край».
Практикум для исследователя. Мастерская учебного поиска
«Сокровища под ногами или этот удивительный песок».
Задание 3. (для учащихся 5-го класса)
Проблема. Кто бывал на Куршской Косе, видел бурые и черные слои песка, перекрытые более светлыми. Это магнетитовые пески. Считают, что «чёрные» пески принадлежат древним дюнам (6 тысяч лет назад).
Магнетит известен человеку очень давно. Его магнитные свойства люди умели использовать ещё 3 тысячи лет назад. Способность притягивать железные предметы совпадала в воображении древних с притяжением двух любящих сердец.
Учебная задача. Изучите состав песка.
Направление исследования. Поднесите к песку магнит. Что наблюдаете? Сделайте выводы, присутствует ли в изучаемом песке минерал магнетит?
Оборудование и материалы: песок, магниты, коллекция минералов.
Задание 4. Присмотритесь к песчаной россыпи – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит ветерок и отнесёт часть песка в сторону, рассыплет. А если рассмотреть песок у кромки воды, обнаружите целое богатство разноцветных песчинок. Это целое богатство минералов.
Учебная задача. Как вы считаете, отражается ли разноцветность песка в характере калининградцев и образе города и края.
Направление исследования
- На основании изученных свойств песка, отметьте какие качества характера человека, формируются под влиянием природы.
- Составьте собирательный портрет калининградца и опишите образ края, используя вспомогательные слова.
Слова для справок
Черты характера
Изменчивость, противоречивость, живость, искренность, открытость, гибкость, пассивность, беззаботность, капризность, общительность, легкость, леность, непринуждённость, избалованность, благоразумие, гордость, жизнерадостность, культурность, любознательность, обаяние, раздражительность, упорство, авантюризм, выносливость, доброта, заносчивость, несдержанность, патриотизм, увлечённость, заботливость. предприимчивость, целеустремленность, твердость.
Образ края (города)
Серый, унылый, солнечный, старинный, древний, современный, уникальный, многоликий, многонациональный, мостовый, дождливый, сырой, привлекательный, ветреный, фабричный, мануфактурный, парковый, янтарный, изменчивый, противоречивый, кирпичный, булыжный, черепичный.
III. Практикум для исследователя. Мастерская учебного поиска. «Значок на карте края. Глина».
Задание №1.
Откуда всё сие окружающее? Уж не химия ли это?
М. Зощенко
Проблема. Кёнигсберг середины 19 века считался городом «кирпичной неоготики». Её явным выразителями были многочисленные крепостные и «гражданские» ворота, а керамический кирпич во все времена был неотделимым элементом строительных традиций Европы и Кёнигсберга.
Учебная задача: чем же кирпич заслуживает такое внимание?
Направления исследования:
- Глина- великолепный природный материал.
- Уникальные калининградские глины: качественные характеристики, месторождения.
- Керамический кирпич – красота и здоровье. Отличительные качества кирпича.
- Использование керамического кирпича в строительстве в нашей области.
Ожидаемый результат. Таблица № 4.
Сырьё для производства керамического кирпича. Месторождения глин в Калининградской области. | Отличительные качества керамического кирпича |
Задание № 2
Проблема. Одними из самых значимых ворот являются Королевские. Они пострадали при штурме Кёнигсберга незначительно, но постепенно приходили в аварийное состояние и требовалась их реставрация.
Учебная задача. Каковы причины разрушения архитектурных памятников?
Направления исследования
- Основные строительные материалы, использованные при строительстве Королевских ворот;
- Химико-физические процессы в руинированных конструкциях, приводящих к их разрушению;
- Реставрационные материалы, технология реставрации.
Ожидаемый результат: составление опорного конспекта «Королевские ворота».
Задание № 3 Черепичный край,
Черепичный рай-
Утро – зарево
Черепичное!
Т. Ленская
Проблема. Керамическая черепица – один из древнейших кровельных материалов. Есть мнение, что глиняная черепица как кровельный материал использовалась в древнем Египте уже 4 тысячи лет назад. Так что не зря именно керамическую черепицу называют королевой среди кровельных материалов – проверенный временем, непревзойдённый по эстетике, надёжности и долговечности. Срок службы качественной черепицы без необходимости проведения ремонта – более 100 лет.
Учебная задача: чем же керамическая черепица привлекает внимание строителей?
Направления исследования
- Сырьё для производства керамической черепицы.
- Особенности технологического процесса производства керамической черепицы.
- Керамическая черепица – красота и надёжность. Преимущества данного кровельного материала.
- Новые кровельные материалы. Облик города.
Ожидаемый результат: составление опорного конспекта «Керамические материалы, или вперёд в прошлое за красотой и здоровьем».
Практикум для исследователя.
Мастерская учебного поиска «Значок на карте края. Глина».
Задание №4 (для учащихся 5-х классов)
Проблема. Известно, что мягкая глина – материал, который легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие, но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилия, не вложить в работу частичку души и тепла.
Задача. Проанализируйте стихи калининградских поэтов. Что можно назвать «глиняным» символом города, застывшим во времени (как послевоенного, так и современного).
Новосёлы (отрывок)
Кругом видны
Следы войны…
А те дома, что уцелели,
Сегодня все заселены.
Не сняты яблоки и груши.
От глаз каштанами укрыт
Дворец.
Красив был…
Но разрушен.
За ним – кирпичные дворы,
Как буква «П»,
добротной кладки.
И сеновалы хоть куда.
Ворота, правда, не в порядке.
«Поправим.
Это не беда.
Вот жаль дворца, -
Погоревал он…
Жернаков Илья
Направление исследования
- На основании изученных особенностей глины, отметьте какие качества характера человека, формируются под влиянием природы.
- Составьте собирательный портрет калининградца и опишите образ края, используя вспомогательные слова.
Слова для справок
Черты характера
Изменчивость, противоречивость, живость, искренность, открытость, гибкость, пассивность, беззаботность, капризность, общительность, легкость, леность, непринуждённость, избалованность, благоразумие, гордость, жизнерадостность, культурность, любознательность, обаяние, раздражительность, упорство, авантюризм, выносливость, доброта, заносчивость, несдержанность, патриотизм, увлечённость, заботливость. предприимчивость, целеустремленность, твердость.
Образ края (города)
Серый, унылый, солнечный, старинный, древний, современный, уникальный, многоликий, многонациональный, мостовый, дождливый, сырой, привлекательный, ветреный, фабричный, мануфактурный, парковый, янтарный, изменчивый, противоречивый, кирпичный, булыжный, черепичный
IV. Мастерская научного поиска. Группа «Удивительный мир камня»
Природа - самое удивительное, что у нас есть! В 21 веке камень окружает человека везде. Теперь мы не считаем уже диковинкой великолепные виды каменных мостовых, соборов…Так что же нас теперь так привлекает в камне??!!
Материалы для исследователя
Скалы, горы, обрывы, подводные пещеры, величайшие строения в истории человечества создавались из знакомых нам минералов и камней, драгоценных и просто осадочных пород. Удивительные по своему цвету, строению и свойствам они служат нам на протяжении многих веков…
Проблема. Вы сами видите, какое большое строительство идёт в нашей области: строят жилые дома, магазины, кинотеатры. Прокладываются дороги, возводятся мосты, создаются красивые набережные. И всё это невозможно сделать без строительных материалов – глины, песка, гравия и камня – булыжника.
Учебная задача. Изучить основные месторождения песчано-гравийных смесей, значение камня в разных сферах жизнедеятельности человека.
Направления исследования
- Камень также древен, как и наша Земля. Миллионы и миллиарды лет он был "вещью в себе" и только с появлением человека у камня началась жизнь. Уже первобытный человек использовал камень как орудие труда. Доисторический человек заметил, что некоторые камни при ударе раскалывались на кусочки с острыми краями. Из него научились, изготавливались ножи, наконечники стрел копья, скребки и др.
Проанализируйте стихотворение
Ведомо всем, что искусству врачей пособляют каменья.
Из человеческих тел изгоняют зловредные хвори,
Ведомо также и то, что каменья бывают причиной
Всяческих благ, дающихся тем, кто должно их носит.
Пусть никого ни дивит – сомнения здесь неуместно.
Что в драгоценных камнях волшебная кроется сила:
В травах сила ведь есть, а в каменьях она лишь мощнее.
Поэма «Книга о камнях» ренский архиепископ Марбод (1038 г).
Составьте логическую цепочку «камень в жизни человека» как менялось его использование в разные исторические периоды.
- Назовите, памятные места нашего города, где камень играет важную роль. Результаты внесите в таблицу№1
Памятные места | Историческая значимость |
- Лабораторный опыт. Проведите опыт взаимодействия с раствором уксусной кислоты мрамора и кусочков камня булыжника.
Осторожно! Кислота! В пробирки опустите по кусочку мрамора и камня, прилейте уксусную кислоту. Запишите свои наблюдения в таблицу.
Ожидаемый результат. Таблица№2
Исследуемое вещество(строительный материал) | Внешние признаки | Физические свойства | Химические свойства. Действие к-ты. |
Мрамор | |||
Камень |
Как вы считаете, какой материал будет более устойчив к кислотным дождям?
Перечислите свойства камня, благодаря которым он - незаменимый строительный материал.
- Камни, возможно, живут не сами по себе, а являются составной частью «организма» нашей Планеты и выполняют возложенные на них определённые функции.
Составьте логическую цепочку, дополнив её понятиями. Оцените основное направление их использования.
Камень в городе…Камень в природе…Камень-символ...
Справочные материалы
- В настоящие время камень используют при облицовке зданий, набережных, мостов, высекают всевозможные памятники. Камень необходим при прокладке дорог.
- Мощение улиц, площадей, дорожек со временем из простого ремесла превратилось в настоящее искусство. Объединить в одном сооружении функциональность и декоративность, поэкспериментировать с разными вариантами укладки камней, придать вымощенной поверхности индивидуальность — в этом заключается необыкновенная притягательность искусства мощения.
- Даже в пределах одного и того же способа укладки камней можно создавать самые разнообразные орнаменты: например, выделить цветом ряд камней, опоясать вымощенную поверхность бордюром, наконец, сложить настоящий узорчаты «ковер».
- Камень в природе
Держу я камень на ладони
И не спешу его бросать,
Чтоб книгу мудрую истории
Неторопливо пролистать.
Легенда «Камень лжи»
На левом берегу ручья Лах (п. Пионерский) есть удивительный природный феномен – огромный камень лжи. Название камня легенда объясняет так:
«Однажды юноша, портной из Нойкурена, перед долгой разлукой, прощался со своей любимой девушкой. Они клялись друг другу в верности у расколотого камня. Он сказал: «Так будем же держать клятву, как и камень части которого никогда не сойдутся». Спустя некоторое время они встретились у камня и сказали, что были верны друг другу. В этот миг ударила молния, и части камня сошлись» …Местные жители верили, что между частями этого огромного расколотого камня никогда не пройдет лжец».
Какие качества характера человека ассоциируются со свойствами камня?
Натуральный камень – это душа природы, которая может сделать любой дом неповторимым, потому что каждый камень неповторим так же, как и человек.
Направление исследования
Составьте собирательный портрет калининградца и опишите образ края, используя вспомогательные слова.
Слова для справок
Черты характера
Изменчивость, противоречивость, живость, искренность, открытость, гибкость, пассивность, беззаботность, капризность, общительность, легкость, леность, непринуждённость, избалованность, благоразумие, гордость, жизнерадостность, культурность, любознательность, обаяние, раздражительность, упорство, авантюризм, выносливость, доброта, заносчивость, несдержанность, патриотизм, увлечённость, заботливость. предприимчивость, целеустремленность, твердость.
Образ края (города)
Серый, унылый, солнечный, старинный, древний, современный, уникальный, многоликий, многонациональный, мостовый, дождливый, сырой, привлекательный, ветреный, фабричный, мануфактурный, парковый, янтарный, изменчивый, противоречивый, кирпичный, булыжный, черепичный.
№1. Отчётный лист. Мастерская учебного поиска «Сокровища под ногами или этот удивительный песок»
Исследуемое вещество | Внешние признаки | Физические свойства |
Песок |
V. Мастерская научного поиска. Группа «Дизайнеры – первооткрыватели».
Учебные задачи. Проанализируйте стихотворение «Юному земляку».
Вот он – край,
Где тебе посчастливилось
Жить и родиться:
Самый западный берег
Великой российской земли.
Здесь под грохот прибоя
Летят перелётные птицы,
И на свет маяка
Возвращаются в порт корабли.
Ты узнай этот край –
Здесь с лихой непогодою споря,
Цепко держатся дюны
За корни балтийской сосны.
Здесь прозрачное солнце
Встает как янтарик из моря,
И ледник нам на память оставил свои валуны.
Ты люби этот край-
Здесь живут настоящие люди,
Что умеют работать,
И землю и море любя.
Ты храни этот край –
Пусть цветущим и мирным он будет,
Навсегда пусть останется
Домом родным для тебя.
Направление исследования
1.Чтобы вы назвали символами нашего края?
Составьте логическую цепочку «Природа – человек – город».
2. Какими природными ресурсами богат наш край?
3.Рассмотрите объекты виртуального «Музея под ногами» (песок, янтарь, камень, глину). Подберите для них слова ассоциации и составьте логическую цепочку по образцу: «Объект – свойство – значение».
4. Использую экспонаты «Музея под ногами» и природные материалы
(стекло, листья…), оформите плакат «Символы нашего края»
Итоги работы мастерских учебного поиска
Отчёты представителей групп
Мастерская учебного поиска «Богатство «голубой земли»
- На Руси янтарь называли алатырь, латырь. Латырь, снадобье – янтарь, употребляемый не только для украшений, но и как медицинское средство и благовоние. Латырь – море – Балтийское море. Окиян – море – название Балтики, прежде принадлежавшее лишь её северной части (известной ныне как Ботнический залив), рассказывает о представлениях древних мореходов, которые считали это море огромным. Остров Буян – старинный торговый центр и место богатых россыпей янтаря (остров Эзель). Латырь – камень в смысле остров.
- Свойства янтаря: электризация, горение со своеобразным смолистым запахом, доказательство органического происхождения. Множество названий янтаря связано с наблюдательностью человека и пониманием красоты, и многоликостью камня. Янтарь вошёл в языки разных народов как вещество, обладающее определёнными свойствами: русский – «глазок», в смысле «блестящий камень»; на Украине – «Горилый камень»; немецкий язык – «бернштейн» - «горючий камень»; на Востоке – «амбра»; др. греческий – «электрон»; персы – «каруба», «похититель смолы» и др.
- Естественно, что запасы янтаря определили существование янтарного промысла и соответствующей отрасли производства. Фабрикой прекрасного можно назвать Калининградский янтарный комбинат и более мелкие производства, с которыми мы познакомились в п. Янтарный. В каждом кусочке янтаря таится своя красота и ценность. Из янтаря изготавливают прекрасные украшения и сувениры, янтарный лак, масло, янтарную кислоту, идущую на изготовления лекарств и красок. Многие страны мира покупают у нас янтарную продукцию, благодаря этому знают о нашем западном краешке страны. Это природное богатство определило существование калининградского музея янтаря и позволило работать многим людям и настоящим художникам.
- Янтарная комната – «настоящее чудо» по ценности материала, по непревзойдённому искусству мастеров главным образом по теплоте солнечности янтаря. Санкт - Петербург. Фрагмент янтарной комнаты. Калининградский янтарь.
Мастерская «Сокровище под ногами или этот удивительный песок»
1. Песчинки все разноцветные и разного размера. Более 30 минералов создают пёстрый мир песка: кварц (бесцветная его разновидность – горный хрусталь), полевые шпаты (к ним относится лабрадор), слюда («глава их семейства» - мусковит), гранит, магнетит и один из драгоценных минералов наших песков – гранат.
2. Логическая цепочка «Песок в историко-культурном ландшафте края»
солнце→Песок←море
↓
дюны←Сокровище
↓
Стекло, хрусталь←кварц←минералы→полевые шпаты→
Глина→фарфор,фаянс→предметы быта, произведения искусства
↓ ↓
черепица
кирпич
↓
Здания
↓
Облик города
3. Отгадка: два залива - это Куршский и Вислинский, а отрезаны они от Балтийского моря «золотистыми ножиками» Куршской и Вислинской косы. Их «биография» тесно связана с историей формирования Балтийского моря. Богатства этих двух кос – песчаные дюны.
4. Самый западный край
↓ ↓
чайка←Залив, побережье→дубы
↓
песок←Дюны→ янтарёк→бусы
Мастерская «Значок на карте края»
- Глина – великолепный природный материал. О высочайшем качестве наших глин свидетельствуют дома и фортификационные постройки 600-800- летней давности. Наиболее значительными месторождениями глин являются Сокольники, Дружба, Лермонтовское, Фрунзенское, Яблоневое, Тельманово. Хорошим качеством отличаются глины более мелких месторождений. Глины пригодны для изготовления обычного пустотелого кирпича, дренажных труб, керамического гравия. В области разрабатывается более 20 месторождений строительных материалов, сырьё которых поступает на местные кирпичные заводы.
- Отличительные качества керамического кирпича: натуральный, экологически безопасный, долговечный, надёжная звукоизоляция, огнезащита, защита от внешних факторов, высокая прочность, высокая морозостойкость, достаточная воздухопроницаемость, прекрасный внешний вид, разностороннее применение. Такие качества кирпича позволяют воплотить любую архитектурную идею, не требует дополнительной облицовки, даёт возможность повторного использования, имеет высокую эстетичность кирпичной кладки.
- В Калининградском крае не более 10 % нового жилья строится из керамического кирпича. Около 70 % керамического кирпича в нашу область завозится из других стран. Из 100 довоенных завод по производства керамического кирпича и черепицы в настоящее время действуют два. Керамический кирпич и керамическая черепица во все времена были неотъемлемыми элементами строительных традиций Европы и Кёнигсберга. Таким он является и в домах нашего времени.
- Опорный конспект «Керамические материалы или вперёд в прошлое за красотой и здоровьем»
Красота Красота
🡩 🡩
Облик края Облик края
🡩 🡩
Черепица🡨Уникальность🡨Глина🡪Высокое качество🡪 кирпич
🡫 🡫
Экологически безопасные строительные материалы
Долговечные строительные материалы
Натуральные строительные материалы
Красивый строительный материал
🡫
Здоровье
Высокая продолжительность жизни
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкетирование учащихся 6 класса по изобразительному искусству. Тема урока "Образ человека – главная тема в искусстве".
Виды портрета (парадный и лирический, социальный, психологический, автопортрет, костюмированный и др.). История возникновения и разви...
обобщающий урок по теме "Природа и человек" по географии в 8 классе
цель урока: обобщить и проверить уровень знаний учащихся по темам "Рельеф России", "Климат России", "Внутренние воды России", "Почвенные ресурсы России", "Растительный и животный мир России"; совершен...
Урок ИЗО в 6 классе по теме "Сатирические образы человека"
Урок построен на основе системно-деятельного подхода. Содержание урока включает в себя теоретическую и практическую часть. В приложении даны две презентации и оценочный лист....
Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Природа и человек в стихотворении А.А. Фета «Учись у них- у дуба, у березы…»
Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Природа и человек в стихотворении А.А. Фета «Учись у них- у дуба, у березы…»...
Презентация по изобразительному искусству на тему: "Сатирические образы человека" (6 класс)
Презентация по изобразительному искусству на тему: "Сатирические образы человека" (6 класс)...
Итоговое занятие кружка "Литературное краеведение"
quot;Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужие мысли, не зная языка…Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе, они выраст...
ИЗО 6 класс. Тема 14. Образ человека - главная тема в искусстве.
Примеры портретов из картона. Картони от коробок....