КТД "Марш мира"
материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Суслова  Оксана Николаевна

в  данном материале идет речь о том,как в нашей школе зарождалось и развивалось коллективное творческое дело "Марщ мира", котрое проводится в рамках празднования Дня народного единства и призвано к воспитанию интереса к культуре  разных народов, развитию творчества. мероприятие проводится среди учеников 1-11 классов. Каждый год "набор" национальностей меняется, что дает возможность детям познакомиться с культурой, обычаями и историей наибольшего количества стран.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сложнейшая и актуальнейшая проблема в настоящее время – это воспитание подрастающего поколения. Проблема раскрытия индивидуальности каждого ребенка не может быть решена вне той деятельности, которая организуется в свободное от учебной работы время.  От того, как организована жизнь и деятельность ребенка во внеурочное  время дня, насколько правильно произведен отбор содержания, видов деятельности, ее форм и их сочетания в единой системе воспитательного воздействия, зависит успех воспитательной работы в целом.

         Патриотическое воспитание, воспитание гражданина - одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Необходимо    создавать условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми.

Многообразие форм и необходимость постоянного их обновления в практике ставят педагогов перед проблемой выбора формы воспитательной работы.

Предпочтительным является тот вариант, когда форма воспитательной работы рождается в процессе коллективного осмысления и поиска всех участников работы, педагогов и школьников, а в ряде случаев и родителей.

       В своей работе одной из приемлемых форм в воспитании подрастающего поколения считаю применение коллективного творческого дела (КТД).

       КТД — это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство (инструмент)  воспитательной  методики.

      Данная  форма работы  направлена на:

- развитие творческих   и  интеллектуальных способностей   учащихся;

- реализацию коммуникационных потребностей.

- обучение правилам и формам совместной работы.

       КТД   бывают:

  • Трудовые КТД. 
  • Познавательные КТД. 
  • Художественные КТД.
  • Спортивные КТД. 
  • Общественно-политические КТД.
  • Организаторские КТД. 

         Главные принципы КТД таковы:

  • воспитывать в совместной развивающей деятельности, предоставляя детям максимально возможную самостоятельность в любой момент их жизни, на каждом этапе организации коллективных, групповых дел, создавать вместе с ними, а не вместо них;
  • обеспечивать смену ролей и деятельности для каждого ребенка, что ведёт к развитию его умений, характера, способностей.

        Цели и задачи  использования   КТД  в воспитательной работе:

- формировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся при планировании ими своей работы во внеурочное время;

- обучать учащихся рациональным приемам восприятия и переработки информации во внеурочной деятельности;

- развивать ученическое самоуправление, способствующее приобретению учащимися социального опыта, развитию их социальной активности;

- способствовать развитию самостоятельности, инициативы, творчества в коллективе.

Так, в нашей школе стало традиционным проведение коллективных творческих дел, в основном, направленных на воспитание патриотических качеств личности. Одним из них является «Марш мира» приуроченный к празднованию Дня народного единства.

Прежде чем приступить к непосредственной подготовке КТД, происходит «выбор» страны, которую будет представлять тот или иной класс.

Мы практиковали как самостоятельный выбор каждого класса, так и способ жеребьевки и этот вариант оказался самым приемлемым.

При этом каждый год мы «меняем» набор тех стран, которые предлагаются для выступления. В прошлом учебном году, к примеру, было решено представлять государства ближнего Зарубежья, то есть бывшие республики Советского Союза. А в этот раз каждый класс представлял вниманию зрителей страны всех континентов.

При этом надо заметить, что наш фестиваль не имеет конкурсной основы, мы показываем в своих выступлениях ту изюминку, которая есть у каждого народа любой национальности. Это может быть просто танец, литературно- музыкальная композиция, песня, театрализованная постановка, буффонада.. каждый класс идёт своим путем.

Местом проведения первоначально была школа, но позже, ощутив масштабы мероприятия и количество гостей, приходящих на наш праздник, сочли целесообразным проводить КТД в стенах нашего Дома культуры.

          Структура каждого коллективного творческого дела определяется шестью стадиями коллективного творчества.

  • Предварительная  работа коллектива.
  • Коллективное планирование.
  • Коллективная  подготовка.
  • Проведение КТД.
  • Подведение итогов.
  • Стадия ближайшего последействия КТД.

         Первая стадия - предварительная работа коллектива. На этой стадии  каждый классный руководитель  совместно с учащимися  определяет  конкретные  цели  и задачи  данного  КТД.  Для классного руководителя, основной целью было воспитание чувства патриотизма, ответственности, толерантности  среди  детского коллектива. Намечаются   исходные  направляющие  действия, а именно: выбор  формы для выступления, эмблемы, песен,  аксессуаров и деталей   для выступления и инсценировки. С  ребятами  проводятся беседы по поводу подготовительной работы к участию в смотре.   «Освещены»  вопросы:  Что лучше сделать? Для кого? Когда? Где? Кто будет участвовать? С кем вместе? Кому быть организатором? В   направляющих действиях классного руководителя используются  методы побуждения (увлечения)  ребят.

          Вторая стадия - коллективное планирование. Коллективное планирование  проводится на всём  этапе  подготовки к Маршу мира. Дети не  чувствуют  себя (и не являются) объектами воспитания,  когда они  участвуют  в творческом решении  общих со     взрослыми,  жизненно  важных  практических  задач.  Воспитательное  воздействие   было  опосредовано  и скрыто.  На  этом  этапе   каждый  участник   высказывал  свое мнение, оно обсуждалось, в результате было  выработано   мнение  микроколлектива. Активную  поддержку и помощь оказывали  родители  классов.

           Третья стадия - коллективная подготовка КТД. Для подготовки и проведения выбранного коллективного творческого дела в каждом классе был  проведён  отбор участников,  распределены «роли»: кто - то работал со сценарием, кто-то подбирал литературный и музыкальный материал, а кто- то отвечал за реквизит.

Мне, как   организатору КТД  важно было на тот момент    учитывать, что направляющие действия   достигают цели, если имеют характер жизненно-практической заботы об успешной подготовке КТД, а их воспитательное значение скрыто от воспитанников и открывается лишь в необходимых случаях.

         Четвертая стадия - проведение КТД.  Дети  показали то, что было наработано за  период подготовки. На этой стадии  я   использовала  направляющие действия, которые, однако, уже не носят столь длительного, систематического характера, как на стадии коллективной подготовки, а совершаются быстро, по возможности незаметно для остальных участников КТД.  Увлечение воспитанников личным примером бодрого настроя, мажорного тона, доброй шуткой.  Действия  учащихся  на данной стадии  были  по преимуществу характерными, «показательными»; в них особенно четко проявляются и положительные качества воспитанников, и их слабости.

        Пятая стадия - коллективное подведение итогов КТД. Подведение итогов происходило в каждом классе. Было организовано обсуждение прошедшего КТД, Мы с ребятами попытались  найти ответ на вопросы: что у нас было хорошо и почему?   Что предлагаем на будущее?

         Шестая стадия - стадия ближайшего последействия КТД. Наш опыт  пригодится  в выступлении на Дне школы, а также в различных соответствующей тематике других дел, на концертах в поселковом Доме культуры «Энергетик».

           Таковы внутренние связи каждого коллективного творческого дела, которые можно назвать связями развертывания КТД - развертывания нужных развивающих действий.

Вывод:

  • Групповая деятельность воспитанников - это уникальное и в тоже время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива, это бесценный опыт воспитанникам, который пригодится им в дальнейшей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к урокам "ТЭК мира. Горнодобывающая промышленность мира"

Презентация содержит статистический материал, позволяющий продемонстрировать развитие топливно-энергетического комплекса и горнодобывающей отрасли мира по регионам и странам мира, вырабатывать у учащи...

План-конспект интегрированного урока по окружающему миру и английскому языку в третьем классе по теме «Охрана животного мира»

План-конспект интегрированного урока по окружающему миру и английскому языку в третьем классе  по теме «Охрана животного мира»...

План-конспект урока по ОРКСЭ "Календари религий мира. Праздники в религиях мира."

Цель работы: познакомить с основными иудейскими праздниками, с основными православными праздниками ; воспитывать  толерантное отношение к  различным религиям; пробуждать интерес  ...

Зачетная тестовая работа по курсу «Социальная и экономическая география мира. Часть II: Региональная характеристика мира»

Зачетная работа в 11 классе по курсу «Социальная и экономическая география мира. Часть II: Региональная характеристика мира».Учебник Максаковский В.П. География. 10 класс...

Закономерности и случайности в мире природы, или как в этом мире живут сообща

): биология,   урок обобщения и систематизации знаний по теме «Закономерности и случайности  в мире природы, или как в этом мире живут сообща». Форма урока –  интерактивный с...

Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» спортивно-познавательное мероприятие "В мире животных"

тетрализованное музыкальное спортивно - познавательное меропирятие для детей 6-9 лет в процессе мероприятия задействованы дети-артисты, ведущий, музыкальное мопорвождение, жюри. Цели и задачи мероприя...