Внеклассное мероприятие к Дню родного языка
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

МИР РУССКОГО ЯЗЫКА

Материал предназначен для проведения  внеклассных мероприятий, посвященных Дню родного языка  и Дню матери в среднем и старшем звене школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мероприятие, проведённое ко Дню                   родного языка в Дубъязской  школе 21.02.

              (учительница: Хайрулина Милауша Фаткрахмановна)      

  Здравствуйте, уважаемые учителя и учащиеся нашей школы.

21 февраля является Международным днём родного языка. Сегодняшнее мероприятие приурочено этому событию.

Цель устного журнала « С русским языком можно творить чудеса» - раскрыть роль и значение русского языка, который является государственным языком Российской Федерации, а также равноправным вторым языком в Республике Татарстан наравне с татарским языком.

-А зачем нужен язык? Для чего нужна человеку членораздельная речь? - спросите вы.

Попробуем ответить на этот вопрос.

Во- первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности, т.е. он нужен как средство общения. Правда, кроме языка для этой цели могут использоваться и другие средства, например, система знаков, регулирующих уличное движение.

Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закреплять и сохранять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики. Когда Архимед открыл свой знаменитый закон, то первое, что он при этом сделал, - сформулировал этот закон в словах, выразил свою мысль так, что она стала доступной для понимания и его современникам, и нам - его далеким предкам. Когда мы учимся в школе, мы усваиваем достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме.

Наконец, в- третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. Например, в стихах человек передает самые сокровенные мысли. И все это благодаря языку.

Без языка не было бы самого человека, потому что все то, что есть в нём человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке.

Сегодня вы убедитесь в том, как безгранична щедрость языка.

Первая страница нашего журнала пройдет под девизом «О слово русское, родное!» Здесь вы познакомитесь с учёными Казанской лингвистической школы. Предлагаем вашему вниманию интервью ученицы 9 б класса  Галяутдиновой Алсу по некоторым исследованиям учёных.

  Основатели  Казанской лингвистической школы» ( интервью

учащихся с И.А. Бодуэном де Куртенэ, В.А. Богородицким).

Ученик: Лингвистика - наука о языке, языкознании. Лингвист-ученый, занимающийся в этой области. Учёные Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ и Василий Андреевич Богородицкий - яркие представители  Казанской лингвистической школы

Иван Александрович, вы являетесь виднейшим полиглотом 19-20 веков. Только ли наука заставила вас изучать языки мира и русский язык в том числе?

-Новый язык стоит учить, прежде всего потому, что он прокладывает тебе дорогу к другим людям, народам и цивилизациям. Русский язык мне близок, он имеет родственные корни с моим родным польским языком. Я изучал на практике, что такое родство языков, обращаясь к славянскому, польскому и русскому языкам и общему языкознанию. В течение многих лет я изучал и разные индоевропейские языки, которыми владел в совершенстве.

Знание языков помогало мне не только покорять науку, но и жить.

« Язык, как в целом, так и во всех своих частях имеет только тогда цену, когда служит идее взаимного общения между людьми».

Что привело вас в Казань, Иван Александрович?

-В Казань привела меня любовь к науке. Город сделал меня знаменитым языковедом. Я стал основателем Казанской лингвистической школы. Именно в эти годы передо мной встал вопрос: « как привлечь к занятию русским языком иностранцев». Очень хотелось, чтобы люди мира изучали и владели русским языком так же, как и своим родным. Для этого потребовалось большая просветительская и научно – исследовательская работа.

2017 год для Василия Андреевича является юбилейным, 160лет со дня рождения. Василий Андреевич, слушателей интересует ваш казанский период жизни. Расскажите, пожалуйста.

-Начался для меня казанский период с учёбы в Казанском университете, а затем увлекся лингвистической наукой. Был последователем идей Бодуэна де Куртенэ. Занимался я сопоставительным анализом русских и татарских языков, исследованиями тюркских и индоевропейских языков.

 В ряду проблем ,касающихся  функционирования и развития русского языка, одной из самых острых является проблема детского чтения? И хотелось бы знать сидящим в зале ученикам и учителям, как решалась эта проблема вами, проблема чтения вообще?

-Наши ученики с удовольствием читали произведения в оригинале, как на русском, так и на татарском языке, потому что это был почти единственный способ получения информации и духовного обогащения личности. В книгах наши писатели развили, вырастили русский язык. Мы его усвоили от них путем чтения. И это имеет совершенно исключительное значение: читая произведение, мы прививали одновременно любовь к языку и художественной литературе.

Я жил в период расцвета русской и мировой литературы. Как не знать и не читать творения гениальных современников Ф. Достоевского, И.С.Тур-  генева, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, которым принадлежит высокая честь создания литературного языка на основе живой народной речи.

Литература - это, прежде всего, язык.

Русский язык развивается, обогащается, параллельно с обновлением, к большому сожалению, происходит его засорение. Мы, учащиеся, сидящие в этом зале, хотели бы услышать ваш совет молодому поколению: как сохранить красоту и величие языка?

-Обращайтесь почаще к высказываниям великих людей о языке и найдете множество мудрых советов, ибо всё ново, что хорошо забыто.

Послушайте, как свежо и умно звучит фраза Александра Куприна: « Язык- это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры... Поэтому - то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».

А мне хочется совет молодому поколению передать словами русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева: « Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять - таки Пушкин! Берегите чистоту языка, как святыню!»

А что бы вы посоветовали человеку, начинающему работать над изучением языка, решившему продолжить ваше дело?

-Похвально стремление знать и постигать язык! Значение языка в истории цивилизации трудно переоценить.

Желающим продолжить наше дело - Удачи.

Язык- это вечный предмет исследования, как и само существование языка. Влюбляйтесь в язык, в науку, в научные познания. Творите! Дерзайте же!

 Наше эфирное время, отведенное для встречи с учеными Казанской лингвистической школы Иваном Александровичем Бодуэном де Куртенэ и Василием Андреевичем Богородицким, к сожалению, подошло к концу.

Спасибо вам за ваши пожелания, откровения, уважаемые Иван Александрович и Василий Андреевич!

До следующей встречи, дорогие ребята.

«О могучий русский язык!»-вторая страница устного журнала( конкурс риторов)

Ученица: Риторика- теория ораторского искусства. А слово ритор в Древней Греции и Риме означал оратора, а также учителя ораторской речи. А сейчас, ребята, мы послушаем нескольких риторов 96 класса.

 Первый участник:

Меня всегда интересовала, привлекала, завораживала волшебная сила слова; его многогранность, многоликость. Слово может быть нежным, врачующим, пробуждающим к жизни, заставляющим радоваться; оно может глубоко ранить, обидеть, изменить твою жизнь.

Прислушайтесь к словам «мама», «любовь», «дом», «жизнь», «солнце»"

В них тепло и свет, доброта и нежность. Они мне кажутся легкими,

« шелковистыми на ощупь». Я вижу их разноцветными: бардовыми, красными, желтыми. Их никогда не произносят грубо и громко. Эти слова помогают тебе ощущать себя любимым и умеющим многое делать, добиться всего.

А есть слова «чёрные», которые произносят, не подумав, они «пронизаны шипами», оставляют тяжелый след в душе. Такие слова лишают покоя и веры в себя, несут мрак и холод, слезы и обиды.

Шефнер писал:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, передать, и купить,

Словом можно в разящий свинец перелить.

В .Короленко сказал: « Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которыми он обладает, другим людям».

Поэтому со словом надо обращаться бережно, аккуратно, помня, что оно может оказаться не только другом, но и врагом.

Второй участник:

Язык народа - это феномен высшего порядка. Мы не вправе пренебрегать ни одним языком, какому бы народу он не принадлежал.

В языке одухотворяется весь народ и вся его родина. Но в светлых, прозрачных глубинах народного языка, отражается не только природа родной страны, но и духовная жизнь народа.

Родной язык! Сколько об этом сказано! А чудо родной речи необъяснимо. Только родное слово, познанное и постигнутое в детстве, может напоить душу народа, пробудить в человеке первые истоки национальной гордости... Детство - не только славная пора, детство - ядро будущей человеческой личности.

А это значит, что именно в детстве закладывается подлинное знание родной речи.

Третий участник:

Я знаю много людей, хорошо владеющих несколькими языками. Огромный мир литературы, культуры распахнут перед ними. Я уверен(а), что этот путь будущего,- прекрасный мир должен быть распахнут перед всеми.

Считая русский язык важнейшим средством приобщения к достижениям культуры, и подчеркивая его неисчерпаемое богатство, Шигабутдин Марджани писал: «Чем глубже копаешь золотоносную гору, тем больше извлекаешь руды. Русский язык подобен этой горе».

Представьте на минуту, что мы лишились бы вдруг знания русского языка. Насколько оскудел бы наш внутренний мир, сузился бы кругозор, насколько беднее стали бы мы в культурном отношении. Ведь русский язык- золотой ключ к достижению всей мировой культуры.

Так давайте же, будем изучать русский язык более старательно, всесторонне и глубоко.

Поэтическая страница – третья страница журнала.

Поэтическая страница нашего журнала даст вам почувствовать, что поэзия- непреходящая весна, потому что она всегда солнечна, оптимистична. Послушаем вместе сегодня поэтов, посвятивших свои стихотворения и временам года. Они воспринимают природу в цвете, звуке и запахе, создают сказочные описания окружающей нас природы. Знайте, ребята, что эти творения поэтов требуют чуткого, внимательного к себе отношения. Нужно учиться их читать, понимать глубину поэтической мысли и музыку стиха.

«Есть в осени первоначальной»

                                   Фёдор Иванович Тютчев.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный,

 И лучезарны вечера.

Где бодрый серп гулял и падал колос,

 Теперь уж пусто все - простор везде,-

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

 Но далеко еще до первых зимних бурь-

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле...

«Есть глаза у цветов»

                        Расул Гамзатов.

С целым миром спорить я готов,

 Я готов поклясться головою

В том, что есть глаза у всех цветов

И они глядят на нас с тобою.

В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи,

Видел я: цветы, как люди, плачут

И росу роняют на песок.

Мы уходим, и в прощальный час,

Провожая из родного края,

Разные цветы глядят на нас,

 Нам вослед головками кивая.

Осенью, когда сады пусты,

Листья на ветвях желты и падки,

 Вспоминая дни своей весны,

Глядя в даль, цветы грустят на грядке.

Кто не верит, всех зову я в сад,

Видите: моргая еле-еле,

На людей доверчиво глядят

Все цветы, как дети в колыбели.

«Осыпаются астры в садах»

                                    Иван Александрович Бунин.

Стройный клён под окошком желтеет,

 И холодный туман на полях

 Целый день неподвижно белеет.

Ближний лес затихает, и в нем

 Показались всюду просветы,

И красив он в уборе своем,

Золотистой листвою одетый.

«Суровой осени печален поздний вид»

                                                    Николай Заболоцкий.

Суровой осени печален поздний вид,

Уныло спят безмолвные растенья,

Над крышами пустынного селенья

Заря небес болезненно горит.

Закрылись двери маленьких избушек,

Сад опустел, безжизненны поля,

Вокруг деревьев мерзлая земля

Покрыта ворохом блестящих завитушек,

И небо хмурится, и мчится ветер к нам,

 Рубаху дерева, сгибая пополам.

«Настала осень золотая»

                               Александр Сергеевич Пушкин

Настала осень золотая

Природа трепетна, бледна,

 Как жертва, пышно убрана...

 Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл - и вот сама

 Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

 Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

 Проказам матушки зимы.

Осыпаются астры в садах.

 «Снега синей, снега туманней»

                                          Андрей Белый.

Снега синей, снега туманней;

Вновь освеженной дышим мы.

 Люблю деревню, вечер ранний

И грусть серебряной зимы.

Навеяв синий, синий иней

В стеклянный ток остывших вод,

На снежной, бархатной пустыне

Воздушный водит хоровод.

«Весна - и гул, и блеск, и аромат...»

                                           Игорь Северянин

Весна - и гул, и блеск, и аромат...

 Зачем мороз снежинки посыпает?

Наряд весны нежданной стужей смят,

А сад еще весной благоухает!..

На солнце вновь дробит лучистый звон

И лед в лучах певучих растопляет-

Опять весна взошла на пышный трон,

 И снова сад весной благоухает!

«Вот уже снег последний в поле тает».

                                                           Алексей Толстой.

Вот уже снег последний в поле тает,

Теплый дар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

 И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет;

 Все весны дыханием согрето,

 Все кругом и любит, и поет...

«Как весел грохот летних бурь»

                                                      Фёдор Иванович Тютчев

Как весел грохот летних бурь,

 Когда, взметая прах летучий,

Гроза, нахлынувшая тучей,

Смутит небесную лазурь

И опрометчиво - безумно

Вдруг на дубраву набежит,

 И вся дубрава задрожит

Широколиственно и шумно!..

«Выйди в сад...»

                Игорь Северянин

Выйди в сад... Как погода ясна!

 Как застенчиво август увял!

Распустила коралл бузина,

 И янтарный боярышник - вял.

Эта ягода - яблочко - гном...

Как кудрявый кротекус красив

Скоро осень окутает сном

Теплый садик, дождем оросив

А пока еще - зелень вокруг,

 И вверху безмятежная синь.

Татарский писатель Рафаэль Мустафин писал: « Меня иногда спрашивают мои русские товарищи: на каком языке я думаю, на русском или татарском? Обычно я отвечаю так: когда я разговариваю с татарами, слушаю песни Ильгама Шакирова или смотрю спектакли на сцене Татарского академического театра, то и мысли, образы, ассоциации рождаются у меня, облекаясь в татарские слова. Когда же я читаю Толстого и Пушкина, слушаю оперы Чайковского или русские народные песни, то воспринимаю эти произведения так же, как воспринимают их русские, без какого - либо

« внутреннего перевода».

Двуязычие никогда не мешало своему языку. Пушкин был двуязычным. В Лицее у него было прозвище « Пушкин - француз». Ведь и первые стихи его были написаны на французском языке. Он видел словесный мир «в цвете». Превосходное чувство русского языка, точность и правильность языка Пушкина неразрывно связано с его двуязычием.

В нашей Республике равноправное двуязычие. В Законе « О языках народов Республики Татарстан» говорится:

Статья 2. Свобода пользования языками.

На территории Республики Татарстан государством созданы условия каждому народу и личности для сохранения и всестороннего развития родного языка, обеспечивается свобода выбора и использования языка общения.

Статья 3. Правовое положение языков.

Государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки.

«С русским языком можно творить чудеса» - четвёртая страница журнала  (открываем таланты)

Последняя страница нашего журнала пройдет под заглавием « С русским языком можно творить чудеса», где мы вместе с вами откроем молодой талант. Это - Нуриева Гульназ из 9 б класса. Пишет она и на татарском, и на русском языках  Стихи на русском языке прозвучат сегодня впервые.

Стиль ее легкий, приятный. Сегодня она прочитает два стихотворения собственного сочинения.

1) «Родина»

Зимний вечер, снег кругом.

 Родина, и здесь мой дом!

 Люблю твои луга, леса и поля.

Реки и озера, тихие ручья.

Родина моя, ты мне так близка.

Жизнь моя - не жизнь вдали от тебя!

 Родина моя - милый дом родной!

Я люблю тебя! И тебе- поклон!        

 Февраль, 2017.

2.) «Защитники».

Ангелы- хранители, братья мои,

Крылья и спасители, братья мои,

Почему далеко вас судьба зовет?

Кто же теперь, как вы, меня сбережет?

Нелегка ваша служба: Родине служить,

И ремень в затяжку каждый день носить.

Потерпите, братцы, вот пройдут года.

Вы домой вернетесь, там вас ждет семья.

Письма ваши ждем с нетерпеньем мы.

И по календарю дни считаем мы.

Фотографии листаем, вспоминаем вас,

Вы, наверно, тоже не забыли нас.

Вас судьба забросила в разные места,

 Братья вы мои, вы моя семья.

Фотографии стоят ваши у окна,

Возвращайтесь, братцы, ждет вас вся семья!

Февраль, 2017

Мы хотели сегодня довести до вас, дорогие ребята, красоту русской речи и необходимость изучения русского языка.

Во - первых потому, что русский язык знает 2\3 части населения России. Кроме того 69 миллионов нерусских заявили, что они свободно владеют русским языком в качестве второго языка (в число которых входим и мы с вами).

 Во- вторых потому, что русский язык еще в дореволюционной России был широко распространен среди нерусского населения.

 В- третьих потому, что русский язык является языком межнационального общения. Он является пятым самым распространенным языком в мире после китайского, английского, хинди и испанского.

Недаром, Русский алфавит признан относящимся к наиболее современным алфавитам в мире.

Душа, душа, душевность,

Напевность слов простых,

И чувств неповседневных,

И вся волшебность их. (Я.Козловский).

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

А есть еще:

Совесть,

Честь...

Ах, если бы вы понимали,

Что это не просто слова,

Каких бы мы бед избежали.

 И это не просто слова. (Александр Яковлевич Яшин)



Предварительный просмотр:

Мать - это окно в  большой мир

Милауша Фаткрахмановна  ХАЙРУЛЛИНА, учитель русского языка и литературы  Дубъязской средней школы Высокогорского района Республики Татарстан

    Внеклассное мероприятие, посвященное  Дню  Матери  или Международному женскому дню  - 8 Марта, проведённое  с учащимися

5-9 классов.

     Организуются выставки проектных работ учащихся на темы «Моя семья» и «Фотографии из семейного альбома», также стенды «Наши мамы» и «Наши папы» с фотографиями. Празднично оформляется актовый зал, заранее разучиваются стихи и музыкальные номера.

Ход мероприятия:

Первый  ведущий. С первого дня ребенка мать живет его дыханием, его слезами и улыбками. Любовь к малышу своему для нее так же естественна, как цветение сирени весной. Как солнце посылает свои лучи, согревая все живое, так и любовь согревает всю жизнь ребенка. Мать приобщает дитя к человечеству. В его уста она вкладывает родной язык, вобравший богатства разума, мысли и чувств народа. Она наполняет его духовной силой, помогает достичь духовные ценности. Не это ли держит мир? Делает его вечным? Не в этом ли связь поколений?

  У мамы самое доброе и ласковое сердце, самые добрые и ласковые руки, которые умеют всё. В ее чутком сердце никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным. Об этом и стихотворение Л.Николаенко «Доброта».

Чтец (ученик).

В доме добрыми делами занята,

Тихо бродит по квартире доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час,

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты:

 Приживаются цветы.

 Рыбки, ежики, цветы?

Я тебе отвечу прямо:

Это — мама, мама, мама!

(Исполняется песня «Мама» на слова Ю.Энтина и музыку Ж.Буржоо)

1.Так бывает ночью бессонною,

Мама потихоньку всплакнет.

Как там дочка, как там сынок ее?

Лишь под утро мама уснет.

Припев: тот же

Мама — первое слово, главное слово в каждой судьбе.

Мама землю и небо, жизнь подарила мне и тебе.

2.Так бывает, если случится вдруг

В доме вашем горе, беда.

Мама — самый лучший, надежный друг

Будет с вами рядом всегда.

Припев: тот же

3.Так бывает, станешь взрослее ты,

 И как птица, ввысь улетишь.

Кем бы ни был, знай, что для мамы ты,

 Как и прежде, милый малыш.

Припев: тот же

Второй  ведущий. Мать не только недосыпает ночами, волнуется и печется, чтобы ребенок был сыт, здоров, жизнерадостен, счастлив. Мать – это окно в большой мир. Она помогает ребенку понять красоту мира: леса и неба, луны и солнца, облаков и звезд.

   Мать – чудо мира. Своей бесконечной готовностью к самопожертвованию она внушает ребенку чувство надежности, защищенности.

   Надо беречь и щадить здоровье самых близких нам людей. И как бы вы ни пытались заменить их друзьями и подругами, в самые трудные и горькие дни все равно обращаетесь к ним. Вспомним вопрос писателя Александра Фадеева: «Кого мы больше всего обижаем?» И его ответ — матерей наших. Вот как об этом же написал шестнадцатилетний школьник Сергей Плотов.

Чтец.

Легче всего обидеть мать.

Она обидней не ответит,

А только будет повторять:

«Не простудись — сегодня ветер».

Легче всего обидеть мать...

Пройдут века...

Мы станем выше.

Но кто-то, губы сжав, опять

Возьмет бумагу и напишет:

«Легче всего обидеть мать».

...И, может быть, его услышат.

Первый  ведущий. Да, родители на наших глазах стареют. Дотошные американцы подсчитали, что к пятидесяти годам сердце человека проделывает работу, эквивалентную подъему груза весом в 18 тонн на высоту 227 километров. Можно и устать! Поэтому надо уделять больше внимания родителям, их здоровью, самочувствию. Поэтесса Татьяничева Людмила написала так:

Но у старых силы не те,

Дней непрожитых мал запас.

Берегите старых людей,

 Без которых не было б нас...

        Да, сколько неприятностей приносим мы своим родителям потому, что иногда бываем невнимательны к ним. Никогда не забывайте о том, что пообещали. А это стихотворение  Джамалдина  Яндиева пусть для вас станет напутственным:

Чтец.

Сердце маленькое упрямо

Бьется, бьется, глаза горят.

Слово первое, слово «Мама!»

Губы нежные говорят.

 Ведь у белых, у чернокожих

В первом слове — одна любовь,

И недаром оно похоже

 На любом из земных языков.

Неужели настанет время,

Сын забудет, как слово звенит,

 И тягчайшим из преступлений

Против детства, людей, растений

Сердце матери оледенит?

Не дадим ему волчьей рысью

Пробегать меж людей во мгле!

Должен быть самым ясным и чистым

Материнский и отцовский взгляд на земле!

Второй  ведущий. Как же не обижать родителей? А давайте вспомним волшебные слова. Не скажу, что это легко. Но культуре общения рано или поздно все равно придется учиться. Для начала предлагаем отгадать загадки:

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого («спасибо»).

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит («добрый день»).

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы («спасибо»).

Когда бранят за шалости,

Говорим («прости, пожалуйста»).

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят («до свидания»).

   Вот вы все убедились, что с помощью волшебных слов можно даже грустным или обиженным родителям вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение.

Первый  ведущий. Ребята, знаете ли вы, что такое великодушие? Великодушный человек не подсчитывает чужих ошибок, не хранит их «про запас» в тайнике души, чтоб в один прекрасный момент призвать неправого к ответу. А самое главное — в любой конкретной ситуации он обязательно ищет свою вину, собственную ошибку. И представьте себе, находит, как бы ни был хорош сам по себе. Потому что, к сожалению, нет среди нас людей абсолютно безгрешных и всегда правых.

   Какая же сила помогает человеку оставаться великодушным? Кто-то называет эту силу добротой, кто-то — любовью к ближнему и дальнему, кто-то — справедливостью и честностью. Как бы ты ни называл эту силу, главное, чтобы родилось стремление воспитать ее в себе. Ведь только тогда ты почувствуешь: несмотря ни на какие сложности — большие и маленькие — тебе и твоим близким неплохо живется в родном доме.

Второй  ведущий. А теперь послушаем, как относились к своим родителям писатели и поэты, какие находили слова для выражения чувств. Звучит романс на слова Сергея Есенина «Письмо матери».

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я... Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне , что ты , тая тревогу,

 Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул  под сердце нож...

Первый ведущий. Самые близкие люди –родные. И каждый из нас хочет увидеть себя в зеркале, но не в простом, а в зеркале истории своей семьи. Для этого вы попытайтесь написать историю своей семьи, ведь родословная есть не только у великих людей.

  В каждом роду –  свои захватывающие страницы о любви, трагедиях, героизме. Попробуйте узнать от родителей, бабушек, дедушек о том, кто были предки, чем занимались, в какие исторические времена и в каких городах и селах жили. Надо хранить семейные реликвии и традиции, чтобы передать их потомка Помнить дни рождения всех членов семьи.

Многие учащиеся уже начали такую работу. С «Древом жизни» своей семьи сегодня познакомят вас несколько учеников (Во время выступления этих учащихся их рисунки с «Древом жизни» появляются на экране, красочные и увеличенные.)

Чтец (младшеклассник).

 Папа, мама, сестра и я,

Вместе — дружная семья.

С нами — бабушка и брат,

 Каждому из нас я очень рад.

А когда мы всей семьей

Соберёмся за столом,

Счастьем, радостью, улыбкой

Наполняется наш дом.

В новый год  вступили мы

Дружною семьей.

Всем желаю, чтобы счастье

Воссияло над страной.

Второй ведущий.

Внашем классе учащиеся и родители организовали поход на реку Ашить, который оставил в нас незабываемые впечатления. На классных часах шла защита творческих работ под рубриками «Фотографии из семейного альбома» и «Моя дружная семья». А сейчас некоторые из них вы послушаете сами. (Ребята знакомят со своими работами.)

В заключение нашего вечера мы хотим исполнить песню про наших пап. Она так и называется: «Про папу» (слова М.Танича, музыка В.Шаинского):

Сколько песен мы с вами вместе

 Спели маме своей родной.

А про папу до этой песни

Песни не было ни одной.

Припев:

Папа может, папа может

Плавать брассом, спорить с басом,

Дрова рубить.

Папа может, папа может

Быть, кем угодно.

Только мамой, только мамой

Не может быть.

Папа дома, и дом исправный:

 Газ горит, и не гаснет свет.

Папа в доме, конечно, главный,

 Если мамы случайно нет.

Припев:тот же

И задачкою трудной самой

Папа справится, дайте срок.

 Мы потом уж решаем с мамой

Все, что папа решить не смог.

Припев:тот же

Чтец.

Где бы ни были мы, но по-прежнему

Неизменно, но по-прежнему уверены в том

 Что нас встретит с любовью и нежностью,

Наша пристань — родительский дом.

Помни свято об этом всю жизнь.

И пускай наше детство не кончится

Хоть мы взрослыми стали людьми,

Ты в жизни моей начало начал,

 Потому что родителям хочется,

Чтобы мы оставались детьми.

Поклонись до земли своей матери,

 И отцу до земли поклонись.

Мы перед ними в долгу неоплаченном,

 Помни свято об этом всю жизнь.

(М.Рябинин  «Родительский дом»-песня может исполняться и хором)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню родного языка для 8 - 11 классов

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню родного языка для 8 - 11 классов...

Внеклассное мероприятие "Международный день родного языка"

Мероприятие посвящено Международному дню родного языка, который отмечается с 2000 года. Необходимо воспитывать у молодого поколения любовь к родному языку, гордость за свою культуру, литературу....

Внеклассное мероприятие ко дню родного языка.

Встреча с местными писателями нашего села. Они написали свои замечательные стихи про наш родной язык....

Внеклассное мероприятие ко Дню родного языка "Родной язык - неиссякаемый родник"

Цель:  воспитать у учащихся бережное отношение к родному слову, развивать интерес к глубокому изучению русского языка как на уроках, так и  во внеурочное время; расширить кругозор учащихся; ...

Разработка внеклассного мероприятия "Международный день родного языка"

Данное мероприятие разработано для обучающихся старших классов. В нём представленны стихотворения о родном языке писателей разных национальностей....

Внеклассное мероприятие, посвящённое Дню Родного языка

Мероприятие. посвящённое Дню Родного языка....

Презентация к внеклассному мероприятию, посвящённому Дню родного языка.

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню родного языка, поможет  познакомить учащихся с историей возникновения Международного дня родного языка, рассмотреть проблемы языков на современном этапе;с...