Музыкально - литературная композиция "Подвиг вечен"
план-конспект по теме

Зотова Лариса Анатольевна

Сценарий музыкально-литературной композиции предназначен для проведения внеклассного праздничного мероприятия или урока- концерта по русской музыкальной литературе в 6 классе ДМШ и ДШИ. Охватывает период русской истории и культуры первой половины XIX века. Посвящен подвигу русских женщин – жен декабристов. В подборке музыкального материала возможны изменения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvig_vechen.doc52.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «ПОДВИГ ВЕЧЕН»

Зотова Л.А., преподаватель музыкально – теоретических дисциплин

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования городского округа Самара «Детская школа искусств № 23» (МБУ ДО г. о. Самара «ДШИ № 23»)

На фоне арии И. С. Баха (виолончель):

Вед: Угасшие звезды шлют людям свет из глубины времен. Есть люди как звезды… Подчас мы ничего не знаем о их жизни, только сухие, как бы анкетные данные. Но за ними жизнь полгая борьбы, сомнений, надежд. Нам остались их мечты, вера, любовь.

Участники спектакля входят в зал

 На фоне гл. т. Симфонии №1 П.И. Чайковского (аудио):

  • 19 век, он как будто за тонкой стеной…

      Динь-динь-динь колокольчик в Тригорское, Болдино, Линцы.

      Гром сражений, поэты, купцы, разночинцы.

      Строчки писем, стихов, протоколы в архиве сыскном.

      В них страдают и любят, печалятся и острословят,

      На дуэли спешат и сидят в карантине чумном,

      Ждут вестей из Хивы и гремучие смеси готовят…

      Им самим вся музыка минувшего века слышна

      О Петре говорят и рабов, как Радищев, жалеют.

      Промежуток в сто лет, так легко созерцать времена.

      Современником быть, на себе выносить тяжелее.

Зрительный ряд: «Портреты выдающихся личностей первой половины XIX века»

Благодаря стараниям прогрессивных и образованных людей России, в 1811 году в Царском селе было открыто уникальное учебное заведение для всех сословий – Лицей.

Идею создать лицей предложил Сперанский. Стране нужны были «новые люди», которые, заняв высокие государственные посты, помогли преобразовать страну. Девиз Лицея: «Для пользы общей».

  • Моя душа до гроба сохранит великих дум кипящую отвагу

Мой друг! Недаром в юноше горит любовь к общественному благу.

                                                                                                                  К.Ф. Рылеев.

На фоне вальса из 5-ой Симфонии П.И. Чайковского (аудио):

В день открытия Лицея 19 октября в Царском селе выпал ранний снег. На торжество приехал сам царь, министр просвещения, именитые гости, а также родственники лицеистов. Профессор Куницын произнес пламенную речь, призывая питомцев служить Отчизне.

  • Он создал нас, он воспитал наш пламень

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена.                                                        А.С. Пушкин.

Так начинались годы радостной учебы и дружбы для первых воспитанников Лицея: Пушкина, Пущина, Кюхельбекера, Дельвига и др.

Звучит романс «Царскосельская статуя» Ц. Кюи и следует зрительный ряд «Царское село»

Гораздо раньше, в 1764 году, было основано другое учебное заведение, ставшее знаменитым. По всем городам России был разослан указ «О воспитании благородных девиц в С.Петербурге, при Воскресенском монастыре». В обиходе его называли Смольным. Целью, к которой стремилась императрица Екатерина II, было создание «новой породы» людей, свободных от пороков тогдашнего общества.

Смольный институт был основан как закрытое привилегированное учебное заведение, в котором девочек готовили к карьере в высшем свете. Чтобы стать украшением общества, они в течение нескольких лет обучались различным наукам, а также танцам, пению, декламации, игре на музыкальных инструментах, иностранным языкам.

 Воспитанницы всех возрастов участвовали в театральных спектаклях и концертах.

Звучит «Сарафанчик» А. Гурилева, «И я выйду на крылечко» А. Алябьев

На фоне «Вальса-фантазии» М. Глинки (аудио) зрительный ряд «Виды Петербурга»:

 Петербург XIX века – средоточие искусств. Здесь открываются две так называемые «Музыкальные академии» - Нарышкинская и Львовская. «Музыкальная академия» - это звучит так внушительно!

Здесь собран весь цвет светского музыкального мира, много знакомых лиц: дирижер Кавос, известный по Лицею, графы братья Виельгорские – музыканты и меценаты.

-Посещают «академии» Пушкин, Грибоедов, Глинка…Аромат духов, редких цветов, шелест вееров, тихий смех, приглушенные голоса и, конечно же, музыка!

Звучит «Ненаглядный ты мой», «Солнышко» - итальянская народная песня

Музыка в большой моде, и вельможи угощают ею своих гостей. Все они хвастают друг перед другом «звездами искусства». Показывают даже юного чудо-ребенка, которого светские дамы ласкают и балуют наперебой.

Звучит фортепианный ансамбль «Вальс» А. Грибоедова

О сестрах Медянских в обществе говорят: «Ах, это ангелы! Они прекрасны и поют как сирофимы. Их чистые голоса проникают прямо в душу».

Звучит романс «Как дорожу я прекрасным мгновеньем» А. Гурилев

  • Господа, позвольте представить вам мою кузину Натали!
  • Натали, я слышала, что вы брали уроки у самого господина Фильда! Сыграйте нам что-нибудь
  • С удовольствием! Я сыграю «Польку» господина Глинки.

Звучит «Полька», на ее окончании:

Была пора, наш праздник молодой сиял, шумел и розами венчался.

И с песнями бокалов звон мешался, и тесною сидели мы толпой…

Тогда в душе беспечные невежды мы были все и легче и смелей

Мы пили все за здравие, надежды и юности и всех ее затей

                                                                                                                   А.С. Пушкин.

На фоне «Андалузского танца» М.И. Глинки танцует пара

На фоне 6-ой Симфонии П.И. Чайковского фрагмент 1 части (аудио):

  • 14 декабря 1825 года стад новой точкой отсчета в судьбе многих.
  • Кто бы мог подумать! Затеять бунт – свержение царя, говорить о революции, поднимать войска, сеять в них раздор…Небывалое преступление среди дворянства! И кто во главе? Люди лучших фамилий и высокого ума: кн. Трубецкой, Бестужевы, барон Розен, Рылеев и этот, безумный мечтатель, Кюхельбекер. И подумать только: мы принимали бунтарей в своих гостиных, а они распространяли пагубные идеи - долой крепостное право, сократить срок солдатчины, долой…даже…трон. Все равны. Я и мой пастух. Благодарю покорно.

Звучит «Прелюдия» Ф. Шопена

Никто не смел показать участия, произнести теплого слова о друзьях, родных, которым вчера еще жали руку, но которые за ночь были взяты. Одни женщины не участвовали в этом позорном отречении от близких.

На фоне вариаций «Среди долины ровныя» М. Глинки:

(на экране портреты жен декабристов)

  • Мария Волконская, Екатерина Трубецкая, Александра Муравьева, Елизавета Нарышкина, Александра Давыдова…Как не почувствовать благоговейного изумления и не преклониться перед этими молоденькими, слабенькими женщинами, воспитанницами института благородных девиц, когда они, выросшие в атмосфере столичного большого света покинули, часто наперекор советам своих близких, весь окружающий их блеск и богатство, порвали со своим прошлым и бросились как в пропасть в далекую Сибирь, в суровую Сибирь, чтобы разыскать своих несчастных мужей в каторжных рудниках и разделить с ними участь, полную лишений и бесправия, участь ссыльнокаторжных, похоронив в сибирских тундрах свою молодость и красоту.

Смена декораций: Сибирь, изба, героини играют, читают, вышивают. Звучит народная песня «Ветры, ветерочки»

  • Подъезжая к Петровску, я увидела громадную тюрьму в форме подковы под красной крышею. Она казалась мрачной, ни одного окна не выходило наружу. Слышать шум замков было очень страшно, но самое страшное в каземате было отсутствие окон.

  • Каждая из нас старалась устроить свою тюрьму по возможности лучше. В нашем номере я обтянула стены шелковой материей (мои бывшие занавески, присланные из Петербурга).

  • У меня было пианино, шкаф с книгами, два диванчика, словом, было почти что нарядно. Так начинался длинный ряд годов без всякой перемены нашей участи.

Звучит Ноктюрн

  • По дороге в Сибирь я остановилась в Москве у Зинаиды Волконской, у моей третьей невестки. Зная мою страсть к музыке, она пригласила всех итальянских певцов, бывших тогда в Москве, а мысль, что я слышу это в последний раз, усиливала мой восторг. В дороге я простудилась, совершенно потеряла голос, а пели именно те вещи, которые я лучше всего знала. Я говорила им: «Еще, еще. Подумайте, ведь я никогда не услышу музыки».

Звучит романс

  • Дарьюшка, сыграй нам ту итальянскую песню, которую вы с господином Бергом недавно разучили.

Звучит «Санта-Лючия» народная неаполитанская песня

  • Я приехала в Казань вечером. Был канун Нового Года. Залы дворянского собрания были освещены, и я видела входящие на бал маски. Я говорила себе: «Какая разница! Здесь собираются танцевать, веселиться, а я еду в пропасть, для меня все кончено. Нет больше ни песен, ни танцев». Это ребячество было простительно в моем возрасте. Мне только что минул 21 год.

  • Милые дамы! Не засиделись ли Вы? Разрешите пригласить вас на танец!

Танцевальный №

  • Господа! Мари недавно получила посылки от родных и к огромной радости обнаружила среди книг рукописи нот. Александра, помнишь, как мы с тобой исполняли этот романс в день ангела?!

Звучит романс

  • Элен, теперь твой черед.
  • Я спою вам романс на стихи молодого поэта.

Звучит «Белеет парус» А. Варламов

  • Посмотрите! Князь Одоевский занимается поэзией. Давайте попросим его прочитать…
  • Я еще не завершил, но, впрочем, последние строки уже сложились и посвящены они Вам:

Вдруг ангелы с лазури низлетели с отрадою к страдальцам той страны,

И вестники благие Провиденья явилися как дочери земли.

И узникам с улыбкой утешенья Любовь и Мир волшебный принесли.

  • Шарман, прелестно, как трогательно, спасибо, голубчик! (уходят со сцены)

Вед: Один день на Сенатской площади и 30 лет в Сибири! 579 человек привлечены по делу, 5 повешены, 121 сосланы на каторгу, в ссылку. Николай I хотел вычеркнуть из памяти общества, даже из сердец близких имена «первых рыцарей свободы». Родственникам повешенных запрещено было носить траур, с узниками из «сибирских руд» разрешалась переписка только через жандармское отделение. Но единственную ошибку допустил государь, разрешив некоторым женам государственных преступников последовать за своими мужьями. Трудно сказать, как сложилась бы судьба узников, не будь этих 11 чудных, милых, идеальных жен.

«Умрете! Но ваших страданий рассказ поймется живыми сердцами,

И за полночь правнуки ваши о вас беседы не кончат с друзьями.

Они вам покажут, вздохнув от души, черты незабвенные ваши».

                                                                                         (Н.А. Некрасов «Русские женщины»)

Что дает человеку право на бессмертие? Пожалуй, красота человеческих отношений. Они могут быть долговечнее жизни, отмеренной нам. Тысячи лет пройдут, и люди не забудут, что в XIX веке невесты, жены декабристов через условности света, через холерные заслоны, через воющий Байкал кинулись «во глубину сибирских руд», в тюремные казематы спасать любимых, дорогих им людей.

Сами они, вволю настрадавшись, сказали: «Какие мы героини? Это поэты сделали из нас героинь, а мы просто поехали за нашими мужьями».

Звучит песня «Эхо любви», сл. Р. Рождественского, музыка Е. Птичкина

О любви написано много, сотни тысяч строк:

Только встречу улыбку твою или взор уловлю твой отрадный.

Не тебе песнь любви я пою, а твоей красоте ненаглядной.

                                                                                                                                А.А. Фет

О любви написано мало! Мало потому, что любовь неисчерпаема. Она и есть сама жизнь. Пока жив на земле человек, пока бьется его сердце, любовь вечна.

Танцевальный № Вальс (Свиридов «Метель»)

Монастырь над бегущей красой - Ангарой. Ходят люди туда поклониться надгробью.

Экскурсанты, притихнув, оградку облепят. Гид почти что отслужит служебный молебен

Похороненной здесь Трубецкой Катерине, русской женщине, не позабытой доныне.

Чтя отважной любви непреклонную силу, кто-то робко возложит цветок на могилу.

Подвиг вечен…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-литературная композиция "Подвиг ленинградцев"

Музыкально-литературная композиция "Подвиг ленинградцев" посвящена Дню полного освобождения ленинградцев от вражеской блокады. В композицию вошли стихи, песни, посвящённые подвигам ленинградцев....

Сценарий музыкально-литературной композиции Памяти павших будьте достойны!

Использованный музыкальный материал: « Победный марш»слова и музыка Е.Никоновой,« Священная война» муз. А Александрова, сл.. В. Лебедева-Кумача, «Русь непокорная» муз.,слова В. Шурака, «Сини...

Сценарий музыкально - литературного мероприятия "День пожарной охраны - 30 апреля".

Наша школа сотрудничает с подразделением МЧС - пожарной частью. В школе обучаются кадеты - будущие спасатели. Учащиеся занимаются не только военными дисциплинами, но и поют в кадетском хоре. Традицион...

Сценарий музыкально - литературного мероприятия "День спасателя России".

Этот сценарий составлен к празднику "День спасателя". Он отмечается в конце года, поэтому я решила объединить его с праздником Новый год. В качестве иллюстраций к мероприятию я создала презентацию....

Урок-концерт. Музыкально-литературная композиция, посвящённая празднику Победы,"Даавно закончилась война"

Воспитание у детей чувства патриотизма, любви к Родине, знания истории и памяти павших героев, уважения к ветеранам....

Музыкально - литературное представление «Они были молодыми» о Великой Отечественной войне

Внеклассное мероприятие посвящено участником Великой Отечественной войны. В подготовке музыкально-литературной композиции использован краеведческий материал....

Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»

Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...