открытое занятие "Будь толерантным"
план-конспект занятия (8 класс) на тему
Цель: обучение школьников толерантности; развитие способности адекватно и полно познавать себя и других людей; формирование толерантного и уважительного отношения к товарищам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tolerantnost_1.docx | 28.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие «Будь толерантным».
Цель: обучение школьников толерантности; развитие способности адекватно и полно познавать себя и других людей; формирование толерантного и уважительного отношения к товарищам.
Ход занятия.
- Введение в тему.
Я рада всех приветствовать! Чтобы наше общение удалось, приготовим хорошее настроение и позитивно настроимся друг к другу. Сели все удобно.
Позитивный настрой.
(Звучит негромкая музыка. Эолия «Ангельская любовь для детей»).
Давайте представим, что мы находимся в горах. Раннее, раннее утро. Появляются первые лучи восходящего солнца. Воздух чист и прозрачен. Делаем медленный глубокий вздох, ощущаем утреннюю свежесть. Ласковый ветерок приятно касается нашего лица. От этого прикосновения мы наполняемся добрыми чувствами. Прислушайтесь к биению своего сердца: размеренность, чёткость покой. Ведь наше сердце — центр покоя, центр любви, добра. (Музыка стихает)
А сейчас послушаем притчу.
Притча. « Каждый выбирает сам». «Шел снег. Было тихо и спокойно, и пушистые снежинки неспешно кружили в причудливом танце, медленно приближаясь к земле. Две маленькие снежинки, летевшие рядом, завязали разговор.
Чтобы их не отнесло друг от друга, они взялись за руки, и одна снежинка весело сказала: «Какое невероятное ощущение полета!» – «Мы не летим, мы просто падаем», – грустно отвечала вторая. «Скоро мы встретимся с землей и превратимся в белое пушистое покрывало!» – «Нет, мы летим навстречу гибели, а на земле нас просто растопчут. Мы станем Ручьями и устремимся к морю». – «Мы будем жить вечно!» – сказала первая. – «Нет, мы растаем и исчезнем навсегда», – возражала ей вторая. Наконец им надоело спорить. Они разжали руки, и каждая полетела навстречу СУДЬБЕ, которую ВЫБРАЛА САМА...»
- основная часть. В современное время мало кто из нас задумывается о добре и зле, о чести и бесчестии. Для многих эти слова стали лишь пустым звуком. Мы много раз за день говорим друг другу «Здравствуйте!», но не задумываемся над тем, какой смысл несёт в себе это слово. Мы даём обещания и забываем о них. Мы ставим перед собой цели и со временем меняем их. Мы грубим друг другу, чтобы возвысить себя. Мы унижаем друг друга, чтобы сделать себе легче, избежать проблем, оторваться на ком-то.
Чтобы узнать тему нашего занятия, нам нужно выполнить следующее задание.
Упражнение на классификацию: «Что лишнее?»
Возьмите конверт с №1. Достаньте карточки, на каждой карточке написана пословица. Одна из этих пословиц лишняя. Одна подскажет нам тему нашего занятия (дети читают пословицы по очереди).
Пословицы о дружбе:
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
За дружбу дружбой платят
Хочешь дружбы, будь другом.
Пословицы о терпении:
На всякое хотение имей терпение.
Сейчас в мире непростая обстановка. Во многих точках планеты идет война, гибнут люди, рушатся здания, страдают дети. Люди вынуждены покидать свои дома и убегать из родных городов, чтобы спастись от голода, разрухи, болезней. Эти люди называются беженцами.
Слайд 6
Они приезжают в другие города в надежде, что мы протянем им руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. С нами тоже может случиться беда, и мы вынуждены будем просить помощь. Давайте подумаем, чем мы можем помочь беженцам.
(Д. Дать одежду, поделиться едой, игрушками, не обижать детей беженцев...)
Вы знаете, что причинами войн являются нетерпимость друг к другу, ссоры, предрассудки, злость, зависть, а также деньги – желание обогащаться и устанавливать мировое господство, подчинять более слабые страны и народы и эксплуатировать зависимых. Так всегда было в истории.
Но страдает простой, ни в чем не повинный народ. Сегодня беда коснулась этих людей (беженцы из стран, где идут войны). Завтра беда может коснуться нас. С какими трудностями сталкиваются сегодня беженцы?
Трудностей много: негде жить, негде работать, нет денег, нет одежды, нет пищи, болезни, национальная нетерпимость, равнодушие окружающих людей и унижение. Поэтому мы, если мы еще остаемся людьми, должны проявлять милосердие.
( Дети должны понять, что к людям, даже если они другой национальности, нужно относиться с уважением, понимать их горе, сочувствовать в беде.)
- Давайте попробуем сами ответить на вопрос: Что же такое толерантность? (выслушиваются ответы детей)
А вот как это слово объяснено в словаре:
Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких-либо отличий.
Культура межчеловеческих взаимоотношений предполагает доброжелательность в отношении к окружающим, умение считаться с интересами и вкусами других людей.
Слайд 7
(Озвучивают дети)
- Толерантность - это милосердие.
- Толерантность - это сострадание.
- Толерантность - это уважение.
- Толерантность - это терпение.
- Толерантность - это дружба.
- Толерантность - это доброта души.
Слайд 8.
В жизни часто встречаются такие ситуации, когда человек бывает отвергнут окружающими, он остаётся один, его считают «белой вороной», все над ним издеваются, никто его не понимает. Знакома вам такая ситуация? А задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что чувствует человек в такой ситуации?
Игра «Белая ворона».
1. Попросим ребят стать спиной в круг спиной к центру.
2. Прикрепить каждому листочек бумаги разных цветов и только один белый.
3. Все поворачиваются лицом друг к другу и начинают искать других, похожих на себя.
4. После того, как все группы сформировались, подходим и берём за руку одинокого «белого». Спрашиваем его, что он чувствует:
• Что ты почувствовал, когда понял, что ты один и нет такой группы?
• Попадал ли ты в жизни в подобную ситуацию?
• Похожее ли ты испытывал чувство в той ситуации?
Спрашиваем ребят из других групп:
• Каковы были ваши ощущения, когда вы нашли похожих и сформировали группу?
• Что вы чувствуете по отношению к одинокому участнику?
• Хотелось бы вам оказаться на его месте? Почему?
— Теперь, я надеюсь, вы понимаете, что чувствуют отвергнутые обществом люди. Какой вывод мы можем сделать из этой ситуации? Ответы детей
— Чтобы стать толерантным человеком, нужно научиться понимать чувства других людей, ставить себя на место того, кто отвергнут, кто остался один, кому плохо. Помните, что все люди имеют одинаковое право достойно жить на нашей планете и не страдать от презрения и оскорблений. Несмотря на все наши различия, мы принадлежим к человеческому роду, и каждый из нас, будь то мужчина, женщина или ребёнок, неповторим и значим.
2. Задания по практике отношений.
Задание №1.
Попробуйте оценить ситуацию.
– Какова ваша реакция?
– А теперь попробуйте быть толерантным.
Ситуации.
Представьте, что вы находитесь в компании, где кто-то начинает говорить на незнакомом вам языке…
…что рядом с вами живёт человек с физическими недостатками (человек в инвалидной коляске, человек очень маленького роста, слепой, уродливый внешне и т.д.) …
…что ваш одноклассник принадлежит к значительно более обеспеченной семье, чем вы или наоборот…
…что на улице вы видите человека, одетого не так ,как другие…
Резюме:
Одно из главных качеств – умение отличать действительные ценности от мнимых. Важно не внешнее в человеке, а его человеческие качества.
Цените жизнь, дружбу, здоровье, семью. Если вы хотите быть радостным, вы должны знать, что радость начинается только с вас, а не с кого-то и не с чего-то.
Умеем ли мы чувствовать других людей?
Умеем ли мы понимать чужую боль?
Умеем ли мы входить в положение другого человека?
С этого и начинается толерантность.
4. Групповая работа.
Распределите слова, фразы на две группы.
Первая группа - те слова, которые относятся к понятию
толерантности (терпимость к чужим мнениям, поведению;
сочувствие; умение не осуждать других; сопереживание; принятие
других людей такими, какие они есть; уважение человеческого
достоинства; отказ от причинения вреда и насилия; уважение
права быть иным).
Вторая группа - те слова, которые не относятся к этому понятию
(причинять боль и вред другим; плохо отзываться о людях;
осуждать других; не терпеть мнения других людей, не принимать
их; не дружить с детьми другой национальности).
Работа у доски и на листках.
Да, ребята, все эти качества очень важные, и они должны
присутствовать в каждом человеке, ведь без них мы не можем
жить в мире с собой и другими.
Мы, взрослые, тоже учимся толерантности. Ведь не секрет, вы
иногда грубите нам, не всегда охотно помогаете, огорчаете,
обижаете, но мы принимаем вас такими, какие вы есть, прощаем все,
всех и спешим к вам каждый день.
III. Самостоятельная практическая работа.
И в заключении давайте попробуем понять, а насколько мы толерантны!
(Детям раздаются тесты, на которые они самостоятельно отвечают)
Тест.
Неприятна ли вам ситуация, в которой приходится отказываться от придуманного вами плана, потому что точно такой же план уже предложили ваши друзья?
а) да;
б) нет.
Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочитаете?
а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;
б) чтобы играли и те, кто ещё не знает правил.
Вы спокойно воспринимаете неприятные для вас новости?
а) да;
б) нет.
Вызывают ли у вас неприязнь люди, которые в общественных местах появляются в нетрезвом виде?
а) если они не переступают допустимых границ, вас это вообще не интересует;
б) вам всегда неприятны люди, не умеющие себя контролировать.
Можете ли вы легко найти контакт с людьми, у которых другие обычаи, другое положение?
а) вам очень трудно было бы это сделать;
б) вы не обращаете внимания на такие вещи.
Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?
а) вам не нравятся ни сами шутки, ни шутники;
б) если даже вам шутка неприятна, вы постараетесь ответить в такой же шутливой манере.
Согласны ли вы с мнением, что многие люди сидят не на своём месте и делают не своё дело?
а) да;
б) нет.
Вы приводите в компанию друга (подругу), который(ая) становится объектом всеобщего внимания. Как вы реагируете?
а) вам неприятно, что таким образом внимание отвлечено от вас;
б) вы лишь радуетесь за него (неё).
В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как вы реагируете?
а) уходите подальше под благовидным предлогом;
б) вступаете в спор.
IV. Подведение итога работы детей по тестам.
Запишите по 2 очка за ответы: 1б, 2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а
0-4: вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы вы ни находились, может возникнуть такое впечатление, что вы стремитесь навязать своё мнение другим. Чтобы достичь своей цели, вы часто повышаете голос. Имея такой, как у вас, характер, трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, нежели вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.
6-12: вы способны твёрдо отстаивать свои убеждения. В то же время вы можете вести диалог и, если считаете нужным, менять свои убеждения. Но порой вы бываете излишне резки, проявляете неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли “брать горлом”, если можно победить более достойно.
14-18: твёрдость ваших убеждений отлично сочетается с большой гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы это не разделяете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.
К сожалению, еще не всегда люди бывают толерантны по отношению друг к другу, но я надеюсь, что придет время и праздника «День толерантности» не будет, точнее он будет каждый день, все люди будут уважительно относиться друг к другу, никто никого обижать не будет. Каждый человек будет иметь собственные убеждения, будет отстаивать свои убеждения и все люди научатся договариваться, а не станут воевать, ругаться, конфликтовать.
- На память о сегодняшнем мероприятии дарю вам памятки.
«Диета для тех, кто хочет стать толерантным».
Понедельник: Беседуя с людьми, посмотри им в глаза. Поздоровайся со всеми.
Вторник: Постарайся не навязывать другим собственную волю. Выслушай их мнение.
Среда: Сделай для кого-нибудь доброе дело так ,чтобы этот человек не узнал, что добро идёт от тебя.
Четверг: Не проявляй к окружающим такого отношения, которого ты не хочешь испытывать по отношению к себе.
Пятница: Постарайся хорошо выглядеть. Говори со всеми тихим голосом
Суббота: Запиши 5 положительных качеств, характеризирующих тебя твоего друга.
Воскресенье: Найди 3 повода, чтобы сказать «спасибо» твоим домашним.
Итог. Класс – это маленькая семья.
И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Татары на Волге(открытое мероприятие по толерантности)
Татары на Волге(открытое мероприятие по толерантности)...
Открытое занятие по толерантности
: Дать детям представление о толерантности; Расширить и закрепить представление детей о доброте...
Открытое занятие по толерантности.: «Путешествие по Стране Толерантности»
: Дать детям представление о толерантности; Расширить и закрепить представление детей о доброте...
Открытое занятие по толерантности.Путешествие по Стране Толерантности»
Расширить и закрепить представление детей о доброте...
Открытое занятие с элементами психологического театра «Толерантность. Жить в мире в другими.»
На территории нашей страны проживали и проживают люди разных национальностей с присущими им особенностями духовно-культурной жизни. Со временем вследствие социальных, экономических и других взаимодейс...
Открытый классный час в 5 классе на тему "Толерантность - это дружба!"
Разработка открытого классного часа в 5 классе по теме "Толерантность" и презентация к нему....
Открытый классный час Толерантность: проблема или мышление нового века?
Актуальность выбранной темы классного часа определяется тем, что современный культурный человек — это не только образованный, но обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими человек. Поэто...