Деловая игра "Соблюдай закон"
план-конспект занятия (5, 6, 7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Классный час «Закон на нашей земле» (деловая игра)
Цель классного часа:
- упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их видами нарушений и наказаниями за них;
- развивать представления о последствиях противоправных деяний;
- воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Оборудование: книги, раздаточный материал, плакат о МРОТ, конституция, уголовный кодекс, административный кодекс.
Ход классного часа:
1. Организационный момент.
– Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья) А что для вас здоровье? Счастье? (Дети отвечают)
2. Объявление темы и постановка цели занятия:
Учитель: Как видите в руках у меня две нити.
(нити приклеплены к доске, одна прямая, другая извилистая и запутанная)
- С чем можно сравнить эти нити? (с жизнью)
- А если сейчас сможем найти конец нити, что это может означать?
(Что наша жизнь протекает легко и гладко.)
- Что будет если нить запутанна? (трудно найти концы)
А применительно к нашей жизни?
- Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица “от сумы и то тюрьмы не зарекайся ”
- Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст 14-15 лет. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.
- И сегодняшний классный час – это начало знакомства с законами, определяющими нашу жизнь. И попробуем в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.
3. Основная часть:
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.
Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.
В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.
Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!
В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.
Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности?
- Жители стали жить по законам.
- Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!
В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.
ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.
- Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?
В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?
Законы записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)
Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».
Задание 1
- В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина. Давайте подумаем, какие мы имеем права… (таблички с правами помещать на доске).
- Поговорим о наших обязанностях… (таблички с обязанностями прикреплять на доске).
Выберите права и обязанности (распределить таблички)
Права
Жить и воспитываться в семье
Получить паспорт гражданина РФ
Работать в свободное от учебы время
Право на охрану здоровья
Обязанности
Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.
Получить основное общее образование (9 классов)
Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.
Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.
Ответственность
Исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе нарушения Устава школы.
Возмещение причиненного вреда.
Уголовная ответственность за отдельные виды преступления.
За совершение общественно – опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, употребление спиртных напитков, вплоть до направление комиссией ПДН в специальные учреждения.
Прочитайте, что отсталость? (отсталость ответственность)
За каждое нарушение закона необходимо нести отвественность. Народная мудрость гласит «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность»
Рассмотрим понятие нарушений:
Задание 2
Учитель. Вам дано три понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление»
Необходимо к этим понятиям найти определения.
Проступок. Правонарушение. Преступление
Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.
Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.
Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.
Рассмотрим несколько ситуаций:
Ситуация № 1. Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?
(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)
- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?
(Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.
Он находится в вестибюле школы).
- Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы?
(Проступком)
- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?
(Да. Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)
- Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.
Ситуация № 2. Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?
(это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры)
- Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».
- Представьте себе следующую ситуацию.
Ситуация № 3. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?
(эти ребята совершили преступление)
- Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
(Учитель показывает издание «Уголовный Кодекс Российской Федерации»)
- В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.
- Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки.
Задание 3
Выберите из данных преступлений, за что учащиеся 14 лет несут ответственность
- убийство,
- умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью,
- похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера,
- кражу,
- грабеж,
- вымогательство,
- уничтожение или повреждение имущества
- терроризм
- захват заложника
- заведомо ложное сообщение об акте терроризма,
- вандализм
- хищение либо вымогательство наркотических веществ
Однако если ребёнок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учёт в органах милиции, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера.
- За остальные преступления ответственность наступает с 16-ти лет.
Задание 4
Поработаем с уголовным кодексом и рассмотри какие наказания предусмотрены законом.
игра «Судья» (прослушать ситуацию, найти статью УК и огласить приговор )
Ложный звонок
Ситуация 1: В класс вбегает ученик:
– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!
Судья – ученик зачитывает: Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве или поджоге, создающих опасность гибели людей—наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
- Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание!
Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных (сейчас часто по вечерам срабатывает сигнализация в школе из-за того, что кто-то просто развлекается. А ведь может случится так, что при настоящем пожаре уже никто не поверит прозвучавшему сигналу и это приведет к большой трагедии), ложных вызовов скорой помощи, милиции.
Нанесение побоев
Ситуация 2: К «сообщившему о теракте» подходит ученик и бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.
Судья – ученик зачитывает: Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда или арестом до трех месяцев.
- Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК - побои.
– Это нас-то, маленьких?!! Какой с нас штраф? - может ответить ученик
- В этом случае действует Гражданский кодекс, ст. 1074 п. 2 гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере
расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи - ст. 1087 ГК.
Порча чужого имущества
Ситуация 3: На перемене:
– Дай телефон, музыку послушать, а то скучища!
– Не дам, он новый, только вчера купили.
– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон.
Судья – ученик зачитывает: Статья 167 УК - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо лишением свободы сроком до пяти лет.
-Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только человеку, но и его имуществу А ст. 1064 ГК предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред. Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь ненарочно!»), но это ст. 168 УК штраф до 200 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо лишение свободы до двух лет.
Угроза «болтовней»
Ситуация 4: В классе идет спор двух учащихся:
– ... Еще раз прицепишься убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить.
Судья – ученик зачитывает: Статья 119 УК - Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.
Оскорбление
Ситуация 5: Две девочки в классе ссорятся:
– А ты дылда!!!
– А ты сама Гадина!!!
Судья – ученик зачитывает: Статья. 130 УК РФ - оскорбление - штраф в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо исправительные работы на 6 – 12 месяцев.
Осквернение зданий и транспорта
Ситуация 6: В класс вбегают мальчишки:
– А «Спартак» выиграл, а никто не знает!
– Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!
– Клево, вот люди порадуются!
– Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!
Судья – ученик зачитывает: Статья 214 УК – вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда и возмещение ущерба.
- Каждый день, заходя в школу, мы видим следы пребывания наших детей. Разрисованные стены, сломанные двери, исписанные и исцарапанные парты. А знают ли детишки, что действия их попадают под статью?
- А так как гуляют детки компаниями, следовательно, и шалят компаниями (в одиночку-то страшно), то следует им знать, что по ст. З5 УК совершение преступлений группой лиц - влечет более строгое наказание.
К несовершеннолетним применяются следующие виды наказаний (ст.88):
➣ штраф;
➣ лишение права заниматься определенной деятельностью;
➣ обязательные работы;
➣ исправительные работы;
➣ арест;
➣ лишение свободы на определенный срок.
4. Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону.
Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем.
5. Рефлексия.
Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?
6. Памятка школьнику
Дорогой друг, ты учишься в школе, в которой тебе ещё учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают одноклассники и учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.
Во-первых, не теряя времени узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.
Во-вторых, запомни все, что касается тебя и твоего обучения.
В-третьих, ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.
В-четвертых, школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.
В-пятых, веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.
В-шестых, ты должен аккуратно вести тетради, ведь это твоё лицо.
В-седьмых, если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.
В-восьмых, помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.
В-девятых, как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.
В-десятых, если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям и учителям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.
P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.
Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей эры Марка Туллия Цицерона
«Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными»
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Ничто мы так плохо не знаем, как то,
что каждый должен знать, – закон.
О.Бальзак
Мудрый человек, известный историк Василий Осипович Ключевский (1841 – 1911) говорил: “Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает”. (Слайд № 2) Но сколько же людей вовремя не вспомнили, что жизнь даётся один раз! Или думали так: если она даётся один раз – надо взять от неё всё. Значит – гуляй, развлекайся, получай удовольствие.
Сколько же людей именно так загубили свои жизни, свои судьбы! (Слайды 3-5)
По последней статистике ГУИН в настоящее время в России насчитывается около 927000 заключенных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. (Слайд № 6)
Некоторые из них, перед тем как совершить преступление, выпили пива или стакан водки. Те, кто употребляют алкоголь, уносят жизни других людей и садятся за преступления в тюрьму. Или сами погибают. Каждый год от употребления алкоголя в России погибает около 700 тысяч наших граждан. (Слайд№7)
Скажете не такая страшная “картина”?! Вдумайтесь в эти цифры! (Слайд № 8)
Эти ребята заняты делом. Они не курят, не пьют и не принимают наркотиков. (Слайд № 9)
А эти уже отбывают сроки – каждый по своему “делу”. А ведь некоторым исполнилось только 14 лет. (Слайд № 10)
Послушайте, пожалуйста, одну историю: (Слайд № 11)
В подъезде дома шло бурное веселье. Группа подростков отмечала день рождения своего старшего товарища, которому исполнилось 15 лет. Шум стоял невообразимый. Слышались нецензурные выражения, сопровождавшиеся громким хохотом. Жильцы попытались навести порядок. Именинник глотнул стакан пива и вынул нож. Решил показать свою “крутость”. И показать так, чтобы соседи “всё поняли”. Те поняли… и вызвали милицию. Оперативная группа приехала мгновенно. К удивлению милиционеров “самый крутой” отказался отдать нож, начал оскорблять их и оттолкнул сержанта.
Как Вы думаете, какие деяния совершили подростки? (Слайд № 12)
Ребята искренне не понимали, за что их задержали. Ещё больше удивились, когда дежурный начал составлять протокол. “А за что? – начал один из них. – Ну, выпили – так ведь день рождения…” (Слайд № 13)
Дежурный протянул ему книжицу. Она называлась Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Книжка была открыта на странице, где напечатана статья 20.1. Ее название – “Мелкое хулиганство”. И вот тут “самый крутой” зашумел: “Вы не имеете права. Мы несовершеннолетние…” (Слайды № 14-15)
Милиционер с интересом посмотрел на “борца за народные права”. “Именинничек? – поинтересовался он.– Вот тебе другая книжечка. В ней о тебе” – и протянул ему Уголовный кодекс Российской Федерации. Книжка была открыта на статье 213. Статья называется “Хулиганство”. (Гиперссылка на Слайд № 27)
Из уголовного кодекса Российской Федерации.
Статья 213. Хулиганство (в сокращении)
- Хулиганство, т.е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершённое:
а) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия… – наказывается…вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет.
- То же деяние, совершённое группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка,–наказывается лишением свободы на срок до семи лет.
К тому же оказалось, что уголовная ответственность за действия, совершённые именинником, наступает с 14-летнего возраста. Если вину подростка докажут в суде, это будет означать, что он совершил преступление и его ждет уголовное наказание
Как Вы думаете, с какого момента для именинника началось его “падение в пропасть”?
Потом милиционер объяснил, что все другие “участника банкета” совершили административное правонарушение. Но ответственность за административное правонарушение за мелкое хулиганство наступает с 16 лет. Поэтому отвечать за поведение своих детей будут отвечать их родители по статье 5.35 Кодекса РФ об административных нарушениях. На них будет наложено административное наказание. (Слайд № 16 с переходом по гиперссылке на слайд № 26)
Из кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
- Статья 20.1. Мелкое хулиганство. Мелкое хулиганство, т.е. нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, – влечёт наложение административного штрафа… или административный арест на срок до 15 суток
- Статья 5.35. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних – влечёт предупреждение или наложение административного штрафа…
– Постарайтесь объяснить, почему для подростков (за исключением именинника) такое “празднование” дня рождения обернулось административным правонарушением их родителей.
– Как Вы считаете, началось ли для друзей их “падение в пропасть”? (возврат на
Слайд № 16)
А вот у самого именинника дела обстояли совсем плохо. Из дежурной части милиции его не отпустили. Поместили в изолятор временного содержания. Потом его переведут в следственный изолятор. Потом будет судебное разбирательство. (Слайд № 17)
Причина – совершено опасное правонарушение. Оно опаснее, чем административное.
Поэтому описание такого правонарушения находится в самом строгом кодексе – Уголовном. Все деяния, которые описаны в нём, называются преступлениями.
Вот такой получился день рождения…(Слайды № 18-19)
Милиция действовала по закону. В Уголовном кодексе РФ сказано о хулиганстве как грубом нарушении общественного порядка. В данном случае такое нарушение сопровождалось угрозой применения насилия. Было применено оружие. Всё это будет изложено в уголовном деле. Вину подростка установит суд.
Как Вы думаете, какие качества “именинника” привели его на скамью подсудимых?
Что могло быть причиной такого его поведения в подъезде?
Итак, правонарушение – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и наказываемое по закону.
Само слово “правонарушение” состоит из двух частей – “право” и “нарушение”. Означает оно нарушение закона, права. Но законов много. Поэтому и наступают такие разные последствия правонарушений – кому административные штрафы, а кому – лишение свободы. (Слайд№20)
- Все “участники банкета” стали правонарушителями. Но один из них совершил особое правонарушение – преступление.
- Получается, что правонарушение – это любое нарушение закона. А преступление – это нарушение уголовного закона. Все преступления описаны в Уголовном кодексе.
- Таким образом, преступление – это общественно опасное деяние, запрещённое уголовным законом под угрозой наказания.
Мнение специалистов: “Тот, кто не в ладах с законом, портит себе всю дальнейшую жизнь, а многие рано и бесследно погибают”. (Слайд №21) Доказательство этому мнению – фото на Слайде 22. Отслежена судьба 13 подростков, запечатленных на фото: четверо из них попали в исправительное учреждение за кражи, в том числе из школьных раздевалок. Двое – за грабёж, трое – за вымогательство денег у младших и за драки. Двое – за ношение холодного оружия (ножей), один – за нанесение телесных повреждений, ещё один – за убийство. Десять из них совершили преступления в пьяном виде. Трезвыми были только воришки. Крали для того, чтобы…выпить. Курили все.
Удалось частично отследить судьбы некоторых из этих воспитанников.
Одиннадцать человек вскоре повторно совершили преступления и попали в колонии. Не дожив до двадцати пяти лет, трое погибли в пьяных драках, а пятеро умерли от инфекционных болезней и пьянства.
“Шалунов”, играющих с законом, немало и сейчас. Они знают, что возраст уголовного наказания наступает с 14 лет. Веря в свою безнаказанность, они ничего не слышали о спецшколах, которые, к сожалению, не пустуют.
Конечно, Вас лично всё это не касается. Поэтому просто поразмышляйте о судьбах этих подростков с фото.
Есть ли у Вас такие знакомые? Что бы Вы им посоветовали?
Не забудьте, что, к сожалению, в России существуют и женские воспитательные колонии для несовершеннолетних.
Познай людей и самого себя (Слайд № 23)
Постарайтесь сами себе честно ответить на следующие вопросы:
- Если бы я точно знал, что не попадусь, присвоил бы я плеер, принадлежащий другому школьнику?
- Если бы у меня была возможность безнаказанно отомстить обидчикам при помощи кулаков или старших друзей, сделал бы я это или нет?
- Если бы я знал, что никто не установит моё авторство, написал бы я на стенах какие-нибудь “забавные тексты”; нарисовал бы рисунки?
- Если бы у меня появилась возможность застрелить лося, продать мясо и купить компьютер (или ещё что-либо) так, чтобы никто не узнал, сделал бы я это или нет?
- Если бы мне предложили за хорошее вознаграждение постоять в определённом месте и предупредить о возможном появлении милиции, сделал бы я это или нет?
- Если бы мне никто не делал замечаний, то стал бы я курить, пробовать алкогольные напитки?
Подведение итогов. (Слайд № 24) Если на все или большую часть вопросов кто-то ответил утвердительно, совет: серьёзно задумайтесь о жизни. Дело в том, что в подростковом возрасте многие загубили свои судьбы, поступая именно так в этих или похожих ситуациях.
Ребята, знайте, что жизнь прекрасна и она даётся всего лишь раз. Берегите себя и близких. Звучит песня “Я люблю тебя жизнь” Марка Бернеса. (Слайд № 25, включить песню Марка
Беседа о правонарушениях для 9 классов на классный час.
В классе плакаты с изречениями мудрецов:
«Закон – это справедливое рассуждение, предписывающее то, что благородно» (древнеримские юристы).
«Нравы – это люди, законы – разум страны» (Аристотель)
«Всуе законы писати, когда их не исполняти» (Петр 1).
Приготовлено все для показа на экране таблиц из статей Законов.
Учитель:
Жизнь людей, всего человеческого общества порой сложна и противоречива. Есть в ней темные стороны, тяжелые проблемы и конфликты. Но мне бы хотелось, чтобы каждый из вас вступающий во взрослую жизнь почувствовал и шел только по светлой дороге права, закона.
И тогда закон, правосудие предстанут как важнейшие завоевания гражданской культуры, цивилизации, которые должны стать твердой опорой в жизни каждого человека и всего общества. Знаменитый английский юрист 18 века Блэктон говорил: «Преимущества и свободное время даны джентльменам не только для их собственной пользы, но и в интересах общества, а между тем они не могут ни на каком поприще жизни правильно исполнить свой долг по отношению к обществу и самим себе, если они не знакомы до некоторой степени с правом и законом».
И сегодня, следуя нравоучениям известного юриста, я обращаюсь к вам, леди и джентельмены , с просьбой прикоснуться к законам правосудия. Правовые знания необходимы современному молодому человеку хотя бы для того, чтобы не нарушать их невольно или преднамеренно. Порой, какие-то на первый взгляд незначительные правонарушения могут оказаться преступлением.
Каковы понятие, признаки и категории преступления?
Преступление – общественно опасное деяние, посягающее на конституционный строй, собственность, личность, права и свободы граждан. Приведите примеры преступления (ребята высказываются).
Вы правы. Преступления – это противоправные действия. Они делятся на:
а) преступления небольшой тяжести (наказание не более 2х лет лишения свободы)
б) преступления средней тяжести (не более 5 лет)
в) тяжкие преступления (не более 10 лет)
г) особо тяжкие преступления (свыше 10 лет и более).
Ребята, как вы думаете, все ли преступления бывают одинаковые?
Конечно, нет! Преступления против личности: убийство, побои, умышленное причинение вреда здоровью, вовлечение несовершеннолетних и др.
Вы знакомы с такими преступлениями? Что вы о них знаете? Почему их называют преступлениями против личности?
Как вы думаете «кража», «разбой» - относится к экономическим преступлениям или преступлениям против личности?
Вы правы. Но юристы относят «кражу», «разбой», вымогательство, контрабанду и др. – к преступлениям в сфере экономики.
А какие преступления против общественного порядка и безопасности вы можете назвать?
Правильно! Терроризм, хулиганство, уничтожение и повреждение памятников, изготовление и сбыт наркотических средств.
За совершенное преступление любое из перечисленных следует ответственность по закону. А что такое «Уголовная ответственность»? Как вы думаете? (ребята отвечают).
Уголовная ответственность – один из основных видов юридической ответственности, самый строгий, жесткий, суровый ее вид, потому что следует за совершением преступления.
Как вы думаете, уголовная ответственность за любое преступление наступает в каком возрасте? Правильно, с 16 лет.
А за что могут привлечь в 14 лет гражданина России?
Правильно. За тяжкое преступление (список их строго определен законом).
А какие виды наказаний несовершеннолетних?
В основном, вы правы.
Это штрафы, обязательные работы и исправительные работы, арест, лишение свободы на срок не более 10 лет.
Давайте составим сами перечень преступлений, за которые, по вашему мнению, можно привлечь несовершеннолетних граждан нашего государства, и сравним его с юридическим содержанием ст. Закона (ребята предлагают).
Итак, несовершеннолетних можно привлечь к уголовной ответственности (даже 14 летних) за убийство, умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью, похищение человека, насильственные действия сексуального характера, кража, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение автомобильным или иным транспортным средством (без цели хищения), умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах, терроризм, захват заложника, заведомо ложное сообщение об атаке терроризма, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, вандализм, хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, хищение или вымогательство, сбыт наркотических средств или психотропных веществ.
Педагог предлагает сравнить данную таблицу с той, которую предложили учащимся. Затем предлагает несколько примеров из прессы или ТВ, чтобы ребята дали определение к какому виду уголовного преступления относится данный пример:
«Ложное заявление о бомбе в школе»
-заведомо ложное сообщение об акте терроризма
«Сломали памятники на кладбище»
-вандализм
«Взяли покататься чужой автомобиль и бросили за городом»
-неправомерное завладение автомобилем (без цели хищения)
«Украли мобильный телефон»
-кража
и т.д.
На уроке можно использовать запись передачи «Милицейская хроника» или другой передачи ТФ о сводках правонарушениях за неделю.
Затем предложить оценить действия хулиганов и степень тяжести преступления.
1.Ребята, чтобы вы могли предложить нашему Министру Юстиции России, для уменьшения количества уголовных преступлений?
2.Как вы думаете, Законы должны быть либеральнее или строже? (ребята высказывают свои точки зрения и предложения).
А. Вольтер писал:
«Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им».
А древнеримские юристы отмечали:
«В законах – спасение!»
«Сила закона заключается в том, чтобы приказывать, запрещать, разрешать, наказывать!»
Известен исторический факт.
Во Франции во времена Наполеона был принят «Гражданский кодекс», Свод законов, по которым жила Франция. И будучи уже в изгнании Наполеон заявил, что в данный при его участии гражданский кодекс «Выше всех его сорока побед!». И в этом он прав. В любом обществе должны быть законы.
Представьте себе две команды, решившие поиграть в футбол. И у каждой – свои правила игры. Одна играет – овальным мячом, другая – только круглым. Одна допускает силовые приемы, другая – исключает простое соприкосновение игроков. Что получится из этой игры? Непрерывные разборки и потасовки. Футбол требует существования данных и твердых «правил игры». Так и в обществе, должны быть единые правила, законы.
Вы согласны со мной?
Давайте сейчас проверим, какие вы законопослушные граждане нашего государства.
1.Вы стали свидетелем уголовного преступления, угона автомобиля. Ваши действия:
а) делаете вид, что ничего не заметили
б) сообщите в милицию
в) сами остановите хулиганов или…
2.При вас избивают несколько хулиганов одного. Как вы поступите?
а) броситесь в драку
б) сообщите в милицию
в) пройдете мимо или…
3.Пьяный обозвал вас нецензурной бранью. Как вы поступите в этом случае?
а) броситесь на него с кулаками
б) ответите тем же
в) пройдете мимо
г) напишите заявление в милицию или…
4.Ваш одноклассник «чистит карманы» у первоклашек. Ваше отношение к этому.
а) это вас не касается
б) посмеетесь над ним
в) расскажите учителю
г) сами разберетесь с ним или…
Данные жизненные ситуации, я думаю, могут случиться с каждым. Мне хотелось бы верить, что каждый из вас выйдет из них с достоинством, по чести и совести. Потому что вы частичка нашего общества, и от нас с вами зависит, какое оно есть и каким оно будет!
Закон в действии
Запрет на курение в определенных местах — одно из требований рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по борьбе против табака. Подписав эту конвенцию в 2008 году, Россия автоматически подтвердила свое согласие с мерами, изложенными и предусмотренными в рамках этой конвенции, которые должны принимать государства-участники.
В России Федеральный Закон «Об ограничении курения табака» был принят, одобрен в 2001 году, а затем поэтапного вступил в действие в течение 2002—2003 годов, став одним из первых законодательных актов, регулирующих правовые основы ограничения табакокурения.
Содержание Закона
Этот закон определяет не только правовые обоснования запрета на курение в общественных местах, но и содержит закрепленные в тексте Закона нормы содержания некоторых веществ. Законом также четко определено, что и какие действия относятся к табакокурению. Это, в частности, «изделия для курения, жевания или нюханья, упакованные в потребительскую тару, в том числе сигареты с фильтром, сигареты без фильтра, папиросы, сигары, сигариллы, табак трубочный, табак курительный, махорка—крупка курительная».
Важная деталь Закона — требование к содержанию предупредительных надписей на упаковках, а также особенностях их нанесения. Продуманы также меры по пропаганде здорового образа жизни и мерах по ограничению курения табака.
Но самой важной — и, соответственно, самой обсуждаемой частью Закона — стали изложенные в нем меры по ограничению курения в общественных местах. Вот, что говорится непосредственно в тексте Закона:
«Запрещение курения табака на рабочих местах, в городском, пригородном транспорте и на воздушном транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти 1. В целях снижения вредного воздействия табачного дыма запрещается курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных местах для курения табака. 2. На работодателя возлагается обязанность по оснащению специально отведенных мест для курения табака».
Законы против курения в других странах
Надо сказать, что подобные законы приняты и работают во многих странах. Есть страны, где законы о курении в общественных местах приняты повсеместно и одинаковы для всех регионов, а в отдельных государствах законы и ответственность за их неисполнение отличаются от региона к региону. Тем не менее, строгость мер по этим законам очевидна, и весьма и весьма серьезно контролируется исполнение и оперативность реакции на нарушения.
У российского Закона есть особенность, которая отличает его от подобных Законов, принятых в других странах. Касается она ответственности за несоблюдение требований Закона. Формулировка этой части такова:
— «нарушение положений данной статьи влечет за собой привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством».
Далее из текста Закона не вполне ясно, кого же ожидает наказание. Но на сегодняшний момент наказаний самих курильщиков не наблюдается, а работодатели имеют возможность уйти от ответственности благодаря несовершенству самого закона и лазейкам в Кодексе об административных правонарушениях. Однако опыт других стран показывает, что эффективны не столько запретительные и административные меры, сколько меры, предусматривающие жесткую ответственность за нарушение аналогичных законов.
Рассмотрим для примера несколько стран.
Страна | Где запрещено курение | Мера наказания | Объем ответственности |
Россия | Рабочие места, транспорт, спортивно—культурные учреждения, органы гос.власти. | Административная, ответственность несет владелец помещения | 7—10 евро |
Казахстан | Повсюду, кроме квартир и домов курильщиков. | Административная. Ответственность на владельце помещения и курильщике. | 60 — 360 евро |
Германия | Общественные места, на вокзалах, в общественном транспорте | Административная. Ответственность на владельце помещения и курильщике. | 15—1000 евро |
ОАЭ | Рабочие места, транспорт, спортивно—культурные учреждения, органы гос.власти, храмы, на территории приватной собственности в присутствии детей до 12 лет | Уголовная. Штраф + тюремное заключение | 180 тысяч евро |
Израиль | Рабочие места, транспорт, спортивно—культурные учреждения, органы госвласти | Административная. Ответственность на владельце помещения и курильщике. | 30 — 50 евро |
Простейший анализ показывает, насколько лояльны российские законы к курильщикам. Создается впечатление, что, несмотря на всю «грозность» указов и объемность мер, изложенных в антитабачном законе и постановлениях, в российском обществе к курению относятся как к привычке, имеющей отношение только к самому курящему. Российские меры против курильщиков явно недостаточны и мягки, особенно с учетом того, что в стране взят твердый курс на уменьшение объемов курения. Причем меры эти должны касаться и курильщиков, и тех, кто допускает курение на своей (или арендованной) территории.
Концепция против табакокурения: борьба продолжается
Определенные надежды связаны с обнародованной 1 октября «Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010—2015 годы». В это Концепции государство четко прописало все меры, которые будут приняты им в целях снижения потребления табака и табачных изделий в Российской федерации. Все положения этой Концепции прописаны в соответствии с MPOWER — аббревиатурой, которая включает предложенные ВОЗ меры по снижению курения в странах. За этими буквами скрываются такие меры, как:
- Monitor — мониторинг уровня потребления табака в стране, и, по результатам мониторинга, создание особой стратегии по предупреждению и снижению табакокурения;
- Protect — запрет курения в общественных и рабочих местах с целью уменьшения пассивного курения, а также для того, чтобы не вызвать желание закурить у детей и подростков;
- Offer — возможная помощь в борьбе против курения;
- Warn — активная работа по распространению знаний об опасности табака;
- Enforce — категорический запрет на рекламу табачных любого типа и на любых носителях, запрещение явного или скрытого стимулирования продажи. Запрет на спонсорство со стороны производителей табачных изделий и табачных марок.
- Raise — максимальное повышение налогов на табачные изделия.
Отвечает эта концепция также положениям, обязательным для стран, подписавших Рамочную конвенцию ВОЗ по борьбе против табака. Таким образом, Россия включилась в международную борьбу с курением, и хочется верить, что скоординированные международные усилия смогут помочь противостоять всем опасностям, которые несет курения как для общества в целом, так и для каждого человека, вне зависимости от того курит он или вынужден быть пассивным курильщиком.
12 февраля 2013 года госдума приняла антитабачный закон в третьем чтении. Нижняя палата уже проголосовала, в верхней палате закон включен в повестку заседаний на 20 февраля. По словам спикера, за закон проголосуют единогласно. Подробнее на lenta.ru. Обсудить этот вопрос, а так-же концепцию против потребления табака можно на форуме сайта. Закон вступает в силу с 1 июня 2013 года.
Выжимка их закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Рекомендовано к прочтению. Расписано все до мелочей.
Повышение цена на сигареты, можно обсудить в соответствующей теме. Пока что голоса разделились, половина за, половине все равно :)
Как альтернативу всем предложенным средствам, вы можете попробовать нашумевшие ингаляторы Диас!
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями и дополнениями)
Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12116087/#ixzz3KdSi9jRO
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ Принят Государственной Думой 21 мая 1999 года Глава II. Основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ст.ст. 11 - 25) Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Глава I. Общие положения Статья 1. Основные понятия Статья 2. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Статья 3. Законодательство Российской Федерации о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Статья 4. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Статья 5. Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа Статья 6. Основания проведения индивидуальной профилактической работы Статья 7. Сроки проведения индивидуальной профилактической работы Статья 8. Права лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа Статья 9. Гарантии исполнения настоящего Федерального закона Статья 10. Контроль и надзор за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
| |
Профилактика правонарушений среди несоврешеннолетних
Правонарушения несовершеннолетних детей и подростков могут быть самыми разными – от административных до уголовных (даже с отягчающими обстоятельствами, такими как нанесение телесных повреждений или даже убийство).
Теоретически каждый человек является потенциальным преступником, то есть в состоянии совершить правонарушение. Другое дело, что далеко не каждый его все-таки совершает. Большинство взрослых людей достаточно умны и в состоянии предсказывать результаты своих действий, руководятся гражданским долгом, правилами морали и мирного сосуществования в обществе. А вот подростки зачастую не в состоянии адекватно оценивать не только себя, но и свои поступки. Главные причины правонарушений несовершеннолетних в том, что часто дети и подростки не осознают всю серьезность преступлений и считают незаконные действия чем-то вроде опасной и захватывающей игры.
Уже в 5-6-летнем возрасте дети обычно понимают, что можно делать, а за что их накажут. Чего не скажешь о формировании целостной картины общественных ценностей. Тем не менее, на законодательном уровне устанавливаются возрастные границы, с разграничением видов ответственности несовершеннолетних за правонарушения в зависимости от возраста. В расчет принимается паспортный возраст (иногда также психический). В зависимости от страны, возрастные границы ответственности подростков за правонарушения значительно различаются.
Виды правонарушений несовершеннолетних
Правонарушения разделяются на два общих класса: проступки и преступления. Различение этих двух классов и определение, к какому именно из них относится правонарушение, происходит исходя из тяжести последствий действий правонарушителя.
Административные правонарушения несовершеннолетних
К этому типу правонарушений относятся следующие:
- незаконный оборот психотропных веществ, наркотических препаратов и их аналогов;
- употребление психотропных, наркотических препаратов и их аналогов без врачебного назначения;
- занятие проституцией;
- нанесение ущерба, вреда или разрушение чужого имущества;
- мелкое хищение;
- деятельность и поступки, составляющие угрозу безопасности движения железнодорожного транспорта;
- безбилетный проезд;
- управление транспортным средством водителем без соответствующих прав;
- управление транспортным средством водителем с состоянии алкогольного опьянения или под действием наркотических, психотропных средств или их аналогов;
- нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, которое стало причиной легких или средней тяжести повреждений здоровья потерпевшего;
- заведомо ложный вызов специализированных экстренных служб;
- мелкое хулиганство;
- пропаганда нацизма, демонстрация нацистской атрибутики;
- появление в публичных местах в состоянии алкогольного опьянения или под действием психотропных, наркотических препаратов или их аналогов.
Ответственность несовершеннолетних за административные правонарушения может быть юридической или моральной. Наказание за правонарушение может быть следующим:
- предупреждение;
- штраф;
- обязательные работы (общественные работы);
- конфискация предмета или орудия совершения правонарушения;
- административный арест;
- дисквалификация.
Источник: http://womanadvice.ru/profilaktika-pravonarusheniy-sredi-nesovreshennoletnih#ixzz3KdUQjSFz
Журнал WomanAdvice - советы на все случаи жизни
§ 4. Особенности назначения наказания несовершеннолетним
В гл. 14 УК РФ определены правила выбора несовершеннолетнему меры ответственности за совершенное им преступление. Они касаются как вопроса об освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности и выбора ему соответствующей меры воспитательного воздействия, так и вопроса выбора ему той или иной формы индивидуализации уголовной ответственности: с освобождением от наказания и применением принудительной меры воспитательного воздействия согласно ст. 92 У К или с назначением конкретного вида и размера наказания и определением порядка его исполнения.
Эти правила основаны на положениях гл. 10 УК о назначении наказания (ст. 60—74) с особенностями, предусмотренными в гл. 14 УК. Особенности назначения наказания лицам в возрасте от 14 до 18 лет выражаются в следующем:
1) помимо обстоятельств, предусмотренных ст. 60, 61, 63 УК, учитываются условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень его психического развития, иные особенности личности, например, связанные с беспризорностью, возрастной незрелостью, неуравновешенностью характера и пр., а также влияние на него старших по возрасту лиц;
2) несовершеннолетие само по себе является обстоятельством, смягчающим ответственность, но для смягчения и без того льготных по сравнению с применяемыми к взрослым мер ответственности это обстоятельство необходимо учитывать в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами, перечисленными в ст. 61, 63 УК;
3) наказание несовершеннолетнему может быть назначено в пределах, установленных п. 2—6 ст. 88 УК РФ, независимо от числа совершенных преступлений и числа судимостей. Так, в случаях совершения несовершеннолетним нескольких преступлений окончательно назначенное ему наказание может превышать санкцию статьи Особенной части, предусмотренную за совершение им преступления, если хотя бы одно из преступлений, входящих в совокупность, являлось преступлением средней, а остальные — небольшой тяжести, но в пределах десяти лет лишения свободы. А при совершении им нескольких тяжких и особо тяжких преступлений (например, грабежей, убийства, разбоев, терроризма и т.п.) максимально назначенное ему наказание не может превышать установленный для несовершеннолетних десятилетний предел. Разница между лицом, совершившим одно особо тяжкое преступление, и лицом, совершившим два, три и более таких преступлений, будет выражаться только в порядке исполнения назначенного наказания. Для лиц мужского пола — в виде режима и уровне условий содержания (общий или усиленный режим, обычные или строгие условия содержания); для несовершеннолетних женского пола — только в уровне условий содержания на общем режиме (обычные или строгие). Такое положение в законодательстве способствует формированию у несовершеннолетнего чувства безответственности за преступления, совершенные им после наиболее тяжкого преступления из входящих в совокупность, и не удерживает его от совершения новых преступлений, в том числе и в процессе отбывания наказания в воспитательной колонии.
Ответственность и наказание несовершеннолетних в русском уголовном праве (статья)
Древние памятники российского законодательства свидетельствуют о том, что в те далекие времена уголовная ответственность несовершеннолетних ничем не отличалась от уголовной ответственности взрослых людей, никакого снисхождения к детям не было, возрастные особенности их психики не учитывались. Так, Э. Б. Мельникова, анализируя в своей работе историко-правовые источники, в частности отмечает:
- в юриспруденции от античного мира до середины XIX века не существовало правового понятия детства как особо защищаемого периода жизни человека;
- в правовых актах отсутствуют юридические правила специальной защиты подростков в суде, тюрьмах, после освобождения из них;
- жестокость закона и суда по отношению к несовершеннолетним проявлялась в том, что при совершении преступления они приравнивались к взрослым преступникам.
Очевидно, что хотя по достижении определенного возраста субъект и становится ответственным перед уголовным законом, вряд ли есть серьезные основания говорить о том, что эта ответственность должна быть тождественной ответственности взрослого. Данное положение имело место также и в римском праве, где несовершеннолетние наказывались менее строго, чем взрослые лица, и на протяжении последующихстолетий неуклонно совершенствовалось в рамках уголовно-правовой системы того или иного государства.
К началу имперского периода российской государственности сложился определенный комплекс правовых норм, регулирующих ответственность несовершеннолетних и предупреждение их правонарушений, но эти нормы, как правило, не выделялись в специальные разделы законодательных актов и присутствовали в них скорее факультативно.
При этом наиболее ранним в российском праве имперского периода было понятие «малолетние». Различать понятия «малолетние» и «несовершеннолетние» стали значительно позже. В частности, в X главе Соборного Уложения царя Алексея Михайловича 1649 года (ст. 185) говорилось о том, «как поступать, когда малолетние, будучи позваны в суд, отзовутся, что «не умеют отвечать за себя».
Впервые упоминание о возрасте преступника в российском законодательстве можно встретить в новоуказанных статьях 1669 года Соборного Уложения Алексея Михайловича: «...аще отрок седми лет убьет, то не повинен, есть смерти».
Следует отметить, что в уголовном законодательстве периода царствования Петра 1, в его Воинских артикулах, в Указе от 25 января 1715 года «О подметных письмах» и других законодательных актах практически нет информации о малолетних правонарушителях и преступниках. Однако в Воинском Уставе 1716 года в толковании на артикул 195 сказано: «Наказание воровства обыкновенно умаляется или весьма отставляется, ежели.... вор будет младенец, которых дабы заранее от сего отучить, могут от родителей своих лазами наказаны быть». Вместе с тем о возрасте младенца в законе речь не идет.
При этом российское законодательство устанавливало, что малолетние должны находиться либо при родителях, которые-и несут ответственность за их поступки и обязаны их содержать, либо иметь опекунов из состава родственников, либо находиться на попечении тех или иных благотворительных заведений.
Вплоть до екатерининских реформ корпоративное начало в законодательных нормах, устанавливающих порядок опеки несовершеннолетних, ответственность за оставление их без надзора и т.д., почти не присутствует, что связано со слабым развитием сословной организации русского общества в Московской Руси и недостаточностью сословно-корпоративных институтов в первой половине XVIII века.
Борьба с правонарушениями несовершеннолетних и их предупреждение первоначально осуществлялись главным образом в рамках борьбы с нищенством и бродяжничеством. Закон строго запрещал нищенство и бродяжничество в городах, посадах, селениях и по большим дорогам с целью прошения милостыни. Эта норма вытекала из всеобщей приписки к тому или иному посаду, селению или купеческой сотне или (для дворян) уезду и т.д., то есть того, что историки «государственной школы» именовали «всеобщим закрепощением». Арестованных за нарушение этого закона отдавали на «крепкие поруки» обществу, к которому они были приписаны, или помещику, за которым они значились. Эта норма касалась и несовершеннолетних.
Но особенно строгие меры против нищенства и бродяжничества стали приниматься при Петре I. Императорский указ о запрещении и искоренении нищенства от 21 января 1710 года относился только к Москве. Последующие указы конкретизировали эту норму. В частности, указ, запрещавший не только просить, но и подавать милостыню в Москве, устанавливал, что нищих следует приводить в Монастырский приказ. Монастырский приказ, учрежденный для управления патриаршими имениями (после смерти последнего патриарха в 1700 году), ведал содержанием нищих, больных, увечных и т.д., и за счет его доходов содержались богадельни. Эта норма подтверждалась и последующими императорскими указами: 30 июня 1718 года, 10 декабря 1722 года, 21 июля 1730 года, 9 ноября 1730 года, 25 августа 1740 года, 17 июля 1753 года и др. Запрещение нищенства было распространено и на прошение милостыни в церквах.
Указы предписывали помещикам, а также управителям дворцовых и синодальных имений во время неурожаев не допускать крестьян (в т. ч, очевидно, и малолетних. - А.К.) до нищенства. Гильдейским старшинам вменялось в обязанность не допускать посадских до праздности и бродяжничества. Искоренение нищенства и бродяжничества по Воеводской инструкции 1728 года было и обязанностью воевод. Были также установлены правила переписи малолетних, не помнящих родства.
Указ от 3 июня 1724 года предписывал Монастырскому приказу во всех городах, кроме Сибири, переписать находящихся в богадельнях нищих, в том числе и сирот.
В последующем долгие годы российское законодательство не имело специальных положений об уголовной ответственности несовершеннолетних.
22 июля 1730 года был принят императорский указ о распределении старых и больных нищих по богадельням, а малолетних - по гарнизонным школам. Эта норма сохранялась и в дальнейшем.
23 августа 1742 года сенатский указ императрицы Елизаветы Петровны установил, что «малолетними» как мужского, так и женского пола нужно считать лиц до 17 лет и что таковых нельзя подвергать тем же наказаниям, что и взрослых. Лица до 17 лет, совершившие преступление, не могли подвергаться ни смертной казни, ни пытке, ни кнуту; для них наказание заменялось сечением плетьми и отдачей в монастырь для исправления, где они должны были выполнять «тяжелые монастырские работы, чтобы они никогда праздны не были, а по освобождении из монастыря повелевалось их отсылать в те места, откуда кто прислан, а из этих мест отсылать их в прежние жилища».
26 февраля 1764 года в связи с секуляризацией монастырских имений и учреждением Коллегии экономии было установлено, что доходы от «экономических» имений должны употребляться на содержание сирот, прежде всего остающихся после убитых на войне.
Основы социального законодательства, регулирующего также и профилактику правонарушений несовершеннолетних, были заложены при Екатерине II. Это законодательство опиралось на созданные в годы правления императрицы органы сословно-корпоративного самоуправления (дворянские и городские общества). Указом Екатерины II от 26 июня 1765 года была установлена «полная невменяемость» детей, не достигших 10-летнего возраста, которые без предания суду передавались на исправление родителям, родственникам или опекунам. Для лиц в возрасте от 10 до 17 лет предусматривалось смягчение наказания. Причем, если наказание за преступление предусматривало смертную казнь или битье кнутом, то материалы дела рассматривались Сенатом, «где с ними (с преступниками в возрасте от 10 до 17 лет. - А.К.) поступлено имеет быть по благорассмотрению и по мере их вины». При смягчении ответственности выделялись два возрастных периода: с 10 до 15 лет и с 15 до 17 лет. Малолетних до 10 лет признавали абсолютно невменяемыми и выдавали виновных без предания суду и без наказания на исправление родителям, родственникам или опекунам.
Общее учреждение губерний (7 ноября 1775 года), положения которого сохраняли силу в дореформенной России (а в значительной степени и после реформ 1860-х годов), предусматривало руководство благотворительными заведениями на местах в приказах общественного призрения, возглавлявшихся губернаторами, которым подчинялись учреждаемые в губерниях и городах сиротские дома.
Для опеки малолетних, не имеющих близких родственников, и для контроля за действиями опекунов несовершеннолетних в городах и губерниях учреждались: для дворян - дворянские опеки, а для горожан - сиротские суды. Опекуны были обязаны не допускать опекаемых до нищенства и праздности, предотвращать правонарушения с их стороны. В законе говорилось: «Вообще опекун обязан приготовить малолетнего к жизни, сообразной его состоянию, но всегда трудолюбивой, умеренной и безмятежной».
Все городские и сельские общества были обязаны заботиться о том, чтобы лица, не имеющие средств к пропитанию (и не имеющие возможности работать), либо находились на попечении родственников, либо отдавались в заведения общественного призрения (ст. 275 Общего учреждения губерний, указы от 5 апреля 1797 года, 7 августа 1798 года, 12 января 1801 года, 20 июля 1809 года, 12 августа 1823 года, 24 августа 1827 года, 23 марта 1839 года, 1 января 1864 года, 16 июня 1870 года и др.). После введения положений о земских и городских учреждениях эта забота вменялась им в обязанность.
Среди предметов ведения полиции, по Общему учреждению губерний, были поимка беглых и задержание беспаспортных бродяг, меры для предупреждения «нищенства и праздношатательства», призрение подкинутых или без умысла оставленных младенцев и надлежащее исследование этих случаев и т.д. В дальнейшем эти обязанности были распространены на становых приставов, уездную полицию, волостных старшин и т.д.
Малолетние, не имеющие родителей, задержанные за бродяжничество, передавались в приказы общественного призрения для помещения их в подведомственные благотворительные и воспитательные заведения.
Более разработанное законодательство, касающееся предупреждения правонарушений несовершеннолетних и их ответственности, относится уже к пореформенному периоду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию молодёжи. Деловая игра "Закон на нашей земле". для учащихся 7-8 классов
Деловая игра преследовала главную цель, что наша жизнь регулируется правовыми нормами и человек в обществе не может быть свободен от законов этого общества. Уважительное отношение к своим и чужим прав...
Деловая игра "Закон на нашей Земле"
Способствовать пониманию учащимися того, что наша жизнь регулируется законами, что человек в обществе не может быть свободен от законов этого общества, способствовать воспитанию уважительного от...
Классный час "Деловое общение. Законы решения конфликтов".
Определение конфликта, его причины. Группы конфликтных личностей. Стили поведения и тд....
Деловая игра "Закон на нашей земле"
Цель мероприятия:- упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их видами нарушений и наказаниями за них;- развивать представления о последствиях противоправных деяний;- воспитывать чувство ...
Деловая игра "Закон и люди"
классное мероприятие...
Деловая игра: "Закон и подросток"
- упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их с видами нарушений и наказаниями за них;- развивать представления о последствиях противоправных деяний;- воспитывать чувство ответстве...
Деловая игра "Закон и мы"
Цели и задачи мероприятия:• профилактика преступлений и правонарушений , воспитание правового сознания у детей;• развитие представления о последствиях противоправных деяний;• воспитание...