Весна - чудесная пора
классный час на тему

Весна пробуждает не только природу, но и душу человека. Нам радостно смотреть на первый, пробившийся из-под снега ручеёк, в котором поплывут весенние бумажные кораблики. Сколько новых звуков, радостных ощущений простора, свежести приносит нам весна!

Как прекрасны первые весенние цветы, первые листочки на деревьях!

Берегите эту красоту! Пусть в вашей душе всегда будут только добрые помыслы! Вслушайтесь в звуки весны, и вы узнаете, о чём журчит ручей, о чём поют птицы, о чём шелестят листья деревьев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_-_vesna_-_chudesnaya_pora.docx31.64 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«Весна – чудесная пора»

Провела: Бобрышева Н.А.

2018  год

Классный час в 3 А классе "Весна - чудесная пора!"

Цели и задачи: уточнить и расширить знания детей об изменениях в природе весной; учить понимать природу, видеть ее красоту и беззащитность, относиться к ней бережно, с любовью и уважением.

Оборудование: весенние пейзажи русских художников; фотографии и рисунки перелетных птиц, первоцветов, цветущих деревьев, цветы из бумаги, аудиозапись пьесы П.И. Чайковского “Поёт жаворонок”.

Ход занятия

I. Учитель:

Каждая пора года хороша по-своему. Сегодня мы будем говорить о самом чудесном времени года. Отгадайте, о каком:

Зеленоглаза, весела

Девица-красавица.        •

Нам в подарок принесла

То, что всем понравится:

Зелень - листьям,

Нам - тепло,

Волшебство, чтоб все цвело.

Вслед ей прилетели птицы -

Песни петь все мастерицы.

Догадались, кто она?

Эта девица -... (Весна)

Выход Весны.

Здравствуй Весна-Весница, Красная Девица!

Ждали мы тебя не мало.

- Весна, где ты так долго пропадала

- В зимней чащобе зимовала

- Огород городила,

- Краски заводила,

- Зарю величала,

- Солнышко встречала.

II. Литературная композиция на тему «Признаки Весны»

В зале звучит вальс Ф. Шопена «Весне навстречу»

Ведущий: Все знают, что должна прийти весна. А по каким признакам можно определить, что Весна-Красна вступает в свои права?

Поэты тоже говорили в своих стихах о приметах весны. Вот некоторые из них.

1. признак. Снег потемнел, побурел и под воздействием солнечных лучей начал таять.

«Синеет небо, солнце светит,

Снега лучами сожжены.

Нет дня счастливее на свете,

Чем день рождения Весны!»

Автор: Г. Скребицкий

2. признак. Появляются первые проталины - характерный признак весны.

«Появились под снегом проталины,

Холода и метели — долой,

Снеговые сугробы развалены,

День длиннее, светлее весной».

Автор: Ирис Ревю

3. признак. Зажурчали серебристые ручейки, на реке движется лед.

«Шумят ручьи! Блестят ручьи!»

Взревев, река несёт

На торжествующем хребте

Поднятый ею лёд»

Автор: Е. Баратынский

4. признак. Просыпается от долгого зимнего сна природа

«Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы»

Автор: С. Есенин

5. признак. Весной воздух чистый и свежий, а небосклон - лазурный.

«Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он»

Автор: Е. Баратынский

6. признак. Из дальних краёв на родину возвратились перелётные птицы

«К нам весна пришла опять,

Могут птицы прилетать-.

Почему пичужка

Запела у окна?

Потому что

Весна!»

Автор: А. Барто

«Отходили свое, отгуляли метели,

Отшумела в оврагах вода.

Журавли из-за моря домой прилетели,

Пастухи выгоняют стада.

Автор: М.В. Исаковский

7. признак. Весной появляются и радуют глаз первоцветы

«Голубенький, чистый

Подснежник-цветок!

А подле сквозистый,

Последний снежок...»

Автор: А. Майков

Март

III. Учитель: Весну с особенным волнением ждёт каждый человек. Весна в нашей Курской области начинается не сразу, и не враз она показывается во всей своей красе. Первый период - это ранняя весна. Её именуют предвесеньем.

Отгадайте, какой месяц весну начинает:

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад –

Заглянул к нам месяц ... (Март)

Этот месяц начинает календарную весну.

IV. Работа в группах.

- Ребята, знаете ли вы, с какими природными явлениями связано наступление весны? Отберите из предложенных явлений те, которые открывают весну.

Снегопад, зной, ледоход, листопад, капель, прилёт птиц, вьюга, радуга, таяние снега, иней, увеличение долготы дня, метель, ледостав.

Снег потемнел, проталинки, буря, жара, сокодвижение, мороз, появление первоцветов, прилёт грачей, пороша, изморось.

V. Чтение стихов. Сколько замечательных стихов было написано поэтами о весне. Мы сейчас их послушаем.

Весенние воды

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят...

Они гласят во все концы:

"Весна идёт, весна идёт,

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!"

Весна идёт, весна идёт!

И тихих, тёплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Ф.И. Тютчев

Жаворонок

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поёт, на солнышке сверкая:

- Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны.

Здесь так легко мне, так радушно,

Так беспредельно, так воздушно;

Весь божий мир здесь вижу я.

И славит бога песнь моя!

А. Жуковский

Весенняя гроза

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный –

Всё вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

Ф.И. Тютчев

VI. Работа в парах.

Предлагаю собрать пословицы о весне.

Как не злись метелица, всё весной повевает.

Весною день упустишь, годом не вернешь.

Кто спит весною - плачет зимою.

Вода потекла, весну принесла.

Весна красна цветами, а осень снопами.

Весна днем красна.

Весной - ведро воды, ложка грязи; осенью - ложка воды, ведро грязи.

Прилетела бы чайка, а весна будет.

Весенний день год кормит.

Матушка - весна всем красна.

Солнце светит, солнце сияет - вся природа воскресает.

Готовь сани с весны, а колёса с осени.

Одна ласточка не делает весны.

Вода с гор потекла - весну принесла.

Весенний день - что ласковое слово.

Весна цветы рассыпает, зима снег простилает.

Весной часом отстанешь - днем не догонишь.

Наряди пень в весенний день, и пень хорош будет.

Весной дождь парит, осенью мочит.

Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.

Весна - наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.

VII. Работа с датами.

Ребята давайте вспомним, что обозначают эти даты.

21 марта и 22 марта.

21 марта в северном полушарии наступает день весеннего равноденствия. Этот день считается астрономическим началом весны. В конце марта в лесах Курской области начинается сокодвижение у клёнов, а в след за этим и у берез. Это явление знаменует собой фенологическое начало весны. (Фенология – раздел биологии, изучающий закономерность и периодичность явлений в жизни животных и растений в связи со сменой времен года.

22 марта – Всемирный день водных ресурсов. Этот Всемирный день объявлен Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году.

Апрель

VIII. Учитель: По-настоящему весенним у нас бывает месяц, о котором говорится в загадке.

Мишка вылез из берлоги

Грязь и лужи на дворе,

В небе жаворонка трель –

В гости к нам пришёл …(апрель)

Апрель – середина весны. Его в народе ещё называли снегогон, соковник, водолей.

Народная мудрость гласит, где в апреле река там, в июле лужица. Чем радует нас апрель? (набухают почки, бегут ручьи, прилетают птицы, расцветают первоцветы).

Отгадайте весенних гостей нашего края.

1. Что за весенняя чёрная птица

Трактору чуть ли не на нос садится?

Кто там за плугом носится вскачь

(Грач)

Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песня, и полет

Вошли в стихотворения.

(Жаворонок)

Эта птица никогда

Не строит для себя гнезда –

Соседям яйца оставляет,

И о птенцах не вспоминает.

(Кукушка)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(Ласточка)

Я выступаю перед вами,

Как молодой весны гонец.

Я рад увидеться с друзьями,

Ну а зовут меня...

(Скворец).

IX. Учитель: Ребята давайте заглянем в лес и посмотрим, как зиму пережили звери.

Весна. Я уже знаю, что с моими птицами все в порядке: они прилетают, радуются родному дому и строят гнезда. А как же поживают мои зверюшки?

Проигрывается инсценировка «Лесные звери встречают весну».

Еж. Я спал. Похудел.

Белка. У меня запасов много было. Не голодала. Сейчас так хорошо себя чувствую, будто и не было холодной зимы.

Лиса. А я голодала, одними мышами питалась.

Волк. Да нередко кур подсчитывала в соседней деревне.

Лиса. Да что ты, какие куры? А что ты, кум, такой худой?

Волк.

Будешь худ с такой едой.

Я не ел четыре дня,

Увидал обед у пня.

А обед во все лопатки Припустился от меня.

Вот несчастье, вот беда - Быстроногая еда!

Лиса (ехидно, обращаясь к Медведю). Миша, расскажи, как ты чуть весну не проспал.

Медведь.

Без забот и без тревоги Спал медведь в своей берлоге,

Спал всю зиму до весны Еж.

И конечно, видел сны?

Медведь.

Вдруг проснулся косолапый.

Слышит: каплет, вот беда!

В темноте пошарил лапой И вскочил - кругом вода.

Еж.

Заспешил медведь наружу.

Медведь.

Заливает - не до сна!

Еж.

Вышел он, и видит: лужа,

Тает снег, пришла весна.

Весна. Ну что ж, и такое бывает. Хорошо, Миша, что ты все-таки проснулся и спасся от воды. А на будущее учти, что весна не ждет, всегда приходит вовремя. (Обращается к Зверям.) Трудные времена для вас прошли, лесные жители. Радуйтесь теплу и Весне!

X. Учитель: Сколько замечательных картин было нарисовано о весне художниками. Мы с вами их посмотрим сейчас.

Ребята тоже нарисовали картины о весне. И мы с ними сделали выставку.

XI. Физминутка.

Молодцы, вы хорошо поработали, а теперь отдохнем!

  • Представьте, что вы подснежники!
  • Встаньте и повторяйте все движения за мной!

Присели, закрыли глазки.

  • В саду, где березки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Открыли глазки, подняли руки вверх.

  • Сперва понемножку зелёную выставил ножку...

Медленно поднимаемся, растём...

  • Потом потянулся из всех своих маленьких сил...

Руки в стороны - потянулись, потянулись...

  • И тихо спросил: “Я вижу, погода тепла и ясна,

Скажите, ведь правда, что это весна?”

П. С. Соловьева

XII. Песенка о весне.

Май

XIII. Учитель: Отгадайте в каком месяце весна является во всей своей красе.

Сад примерил белый цвет,

Соловей поет сонет,

В зелень наш оделся край

Нас теплом встречает … (май)

О мае говорят – предвестник лета. Май – весна зелёной травы. Цветущий май – настоящий май. Как приятно побывать в майском лесу и услышать пение птиц.

XIV. Прослушивание пения соловья.

XV. Учитель: Издавна на Руси в мае праздновали праздник русской берёзки. Девушки плели венки, сидели у костра, водили хороводы.

Хоровод под музыку “Во поле берёзка стояла”.

XVI. Учитель: Тысяча цветов украшают землю, но первые подарки весны – наши скромные первоцветы, особенно волнуют таким ароматом и восхищают своей нежной красотой.

Презентация первоцветов.

Ранее цветущие растения требуют заботы и бережного отношения. Нельзя рвать эти цветы. Без них лес и луг станут беднее, а вместе с ними станем беднее и мы, так как лишимся их нежной красоты. Кроме того некоторые из ранее цветущих растений, такие как мать-и-мачеха, ландыш являются лекарственными.

XVII. Коллективная работа – “Майская полянка”.

XVIII. Итог.

Весна пробуждает не только природу, но и душу человека. Нам радостно смотреть на первый, пробившийся из-под снега ручеёк, в котором поплывут весенние бумажные кораблики. Сколько новых звуков, радостных ощущений простора, свежести приносит нам весна!

Как прекрасны первые весенние цветы, первые листочки на деревьях!

Берегите эту красоту! Пусть в вашей душе всегда будут только добрые помыслы! Вслушайтесь в звуки весны, и вы узнаете, о чём журчит ручей, о чём поют птицы, о чём шелестят листья деревьев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (старший возраст) "Чудесная пора"

Конспект занятия по лексической теме "Осень". Включает задания на развитие связной речи, грамматического строя, мелкой моторики, умения слушать и понимать музыку....

Презентация "Весна - чудесная пора"

Эта работа о весенних изменениях в природе....

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «ВЕСНА!ВЕСНА!ПОРА ЗА ДЕЛО!-звенят пичужек голоса…» в старшей возрастной группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи

Закрепление знаний детей по темам "Весна", "Перелётные птицы".Обогащение  словарного запаса по темам «Весна», «Перелётные птицы»,путём  составления распространённых предложений самостоятельн...

Литературная гостиная "Чудесная пора - очей очарованье!" (5 класс)

Предложен сценарий литературного праздника для учащихся 5 класса...

Лето – чудесная пора для увлекательного чтения

27 мая отмечается Всероссийский день библиотек. Дата - повод напомнить всем о роли печатного слова. Несмотря на развитие современных технологий, книга по-прежнему востребована, а библиотека остаётся ц...

Внеурочное мероприятие "Весна - чудесная пора"

Внеурочное мероприятие "Весна - чудесная пора"...

Статья о летнем отдыхе в пришкольном лагере _Лето – чудесная пора!_

Статья о летнем отдыхе в пришкольном лагере _Лето – чудесная пора!_...