Роль классного руководителя и преподавателя учебной группы в преодолении неуспеваемости студента
статья на тему
Основная задача классного руководителя в работе с группой – создать особую среду, условия для творческого развития личности, т.е. атмосферу взаимного доверия и общей сплоченности, в которой стимулируется интерес к учебе. Каким же образом создается такая атмосфера? Нужно:
· Верить в потенциал каждого и стараться развить в нем лучшие качества и сильные стороны;
· Ориентироваться на личность студента, никогда не закрывать глаза на его проблемы;
· Поощрять проявление инициативы, призывать к высказыванию любых идей, пусть даже в корне не верных;
· Поощрять и проявлять юмор, не переступать и не позволять переступать грань приличий;
· Прислушиваться к мнению студентов, совместно решая общие проблемы группы;
· Возлагать на каждого ответственность, призывая к самостоятельности.
Всем этим мы и занимаемся с момента знакомства с группой и до выпускного вечера. Но проблемы успеваемости как были, так и остаются.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_kl_ruk.docx | 19.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ямало-Ненецкого автономного округа
«Ямальский многопрофильный колледж»
«Роль классного руководителя и преподавателя учебной группы
в преодолении неуспеваемости студента»
Атавова Рупияханум Шарабутдиновна,
преподаватель математики
ГБПОУ ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж»
Рассмотрено на заседании МО классных руководителей
Протокол №5 от от 15.05.2013 г.
Роль классного руководителя и преподавателя учебной группы
в преодолении неуспеваемости студента
Благополучное плавание обеспечивает не столько сам корабль,
сколько искусное управление им.
Основная задача классного руководителя в работе с группой – создать особую среду, условия для творческого развития личности, т.е. атмосферу взаимного доверия и общей сплоченности, в которой стимулируется интерес к учебе. Каким же образом создается такая атмосфера? Нужно:
- Верить в потенциал каждого и стараться развить в нем лучшие качества и сильные стороны;
- Ориентироваться на личность студента, никогда не закрывать глаза на его проблемы;
- Поощрять проявление инициативы, призывать к высказыванию любых идей, пусть даже в корне не верных;
- Поощрять и проявлять юмор, не переступать и не позволять переступать грань приличий;
- Прислушиваться к мнению студентов, совместно решая общие проблемы группы;
- Возлагать на каждого ответственность, призывая к самостоятельности.
Всем этим мы и занимаемся с момента знакомства с группой и до выпускного вечера. Но проблемы успеваемости как были, так и остаются.
Классный руководитель может и должен:
- создать климат высоких ожиданий от студентов своей группы (самый большой подарок, который можно дать нашим студентам – это убеждение, что они могут добиться успеха в учебе);
- регулярно отслеживать результаты учебы и корректировать деятельность студентов по улучшению успеваемости;
По проблеме преодоления неуспеваемости имеется обширная литература, как в нашей стране, так и за рубежом. Установлено, что неуспеваемость студентов закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Один из подходов решения проблемы состоит в анализе условий, порождающих неуспеваемость.
Выделяются следующие группы условий:
- бытовые и гигиенические условия жизни и деятельности студента (в семье и в колледже);
- особенности учебно-воспитательного процесса в колледже;
- особенности воспитания в семье.
Для предупреждения неуспеваемости, как показал анализ условий, вызывающих отставание, основное значение имеет совершенствование процесса обучения, усиление его воспитывающего и развивающего воздействия.
Чтобы решить проблему неуспеваемости студентов классный руководитель учебной группы должен знать:
1. Эффективность обучения определяется в конечном итоге характером отношения студентов к учению, характером их учебной работы. Это отношение во многом зависит от того, осознают ли учащиеся личностную и общественную значимость учебной работы. ЗАДАЧА классного руководителя: на классных часах поднимать проблему важности и значимости знаний в будущей профессиональной деятельности.
2. Для того чтобы своевременно выявлять любое отставание в учении каждого студента и тут же его восполнять, текущий контроль должен иметь всеохватывающий характер. Это значит, что контроль должен проводиться по каждому элементу содержания учебной программы и охватывать одновременно всех без исключения студентов. Для этого необходимо привлечение самих учащихся к проведению текущего контроля и оценки в форме взаимо- и самоконтроля, взаимо- и самооценки под руководством преподавателя.
3. Важнейшим фактором повышения эффективности обучения является субъективный и осознанный характер деятельности студента в учебном процессе. Он должен быть не только объектом педагогических воздействий преподавателей, но и активным субъектом учебно-воспитательного процесса. Важным средством для этого является его ролевое участие в организации и проведении учебного процесса. Это означает, что в группе организовано студенческое самоуправление, которое руководит не только общественной жизнью группы, но и значительную часть учебной работы (текущий контроль, оценку и учет учебной работы учащихся, взаимопомощь в восполнение пробелов у отдельных студентов, подготовку к занятиям и т.д.)
4. Эффективность учебной работы учащихся в конечном итоге определяется характером их личностной воспитанности, их нравственными и социальными качествами. Поэтому обучение должно проводиться так, чтобы оно в максимальной степени способствовало воспитанию каждого как высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личности.
5. Эффективность обучения, характер отношения студента к учебной работе зависят и от того, какова его жизнь в колледже и группе, удовлетворяет ли эта жизнь его потребности и особенно потребность в эмоциональном насыщении, с какими чувствами он идет на занятия в колледж или на практику в учреждение, какие эмоции и чувства вызывает у него учебно-воспитательный процесс.
Взаимоотношения между студентами и преподавателями основаны на оптимистическом отношении преподавателя к каждому студенту: преподавателю нужно верить в возможности и силы студента, выявить лучшие и сильные стороны каждого и опираться на них. Для того чтобы бороться с неуспеваемостью того или иного студента, преподавателю необходимо найти положительные моменты в личности и создать условия, чтобы каждый студент захотел добиться успеха в приобретении профессиональных навыков и умений. Надо исходить из постулата, что хотя воспитание, колледж и преподаватель не всесильны, но их возможности велики и надо в максимальной степени использовать эти возможности, опираясь на глубокое и всестороннее знание студента, его особенностей и качеств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"
В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы VIII вида по профориентации учащихся....
Роль классного руководителя в формировании учебной мотивации
Основные направления работы классного руководителя в формировании учебной мотивации школьников...
Роль классного руководителя в нраавственном воспитании учащихся "группы риска"
В помощь классному руководителю, при введении занятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся....
Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"
Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...
Обобщение опыта работы классного руководителя по теме: "Роль классного руководителя в интеллектуальном развитии ребенка"
В данной статье я обобщаю свой опыт работы класснного руководителя по развитию интеллектуалых способностей, так как ученик и его интеллектуальные возможности - одно из важных направл...
Роль классного руководителя в организации воспитательной работы по адаптации студентов первого курса группы риска
Роль классного руководителя в организации воспитательной работы по адаптации студентов первого курса группы риска...