Роль классного руководителя и преподавателя учебной группы в преодолении неуспеваемости студента
статья на тему

Атавова Рупияханум Шарабутдиновна

Основная задача классного руководителя в работе с группой – создать особую среду, условия для творческого развития личности, т.е. атмосферу взаимного доверия и общей сплоченности, в которой стимулируется интерес к учебе. Каким же образом создается такая атмосфера? Нужно:

·    Верить в потенциал каждого и стараться развить в нем лучшие качества и сильные стороны;

·    Ориентироваться на личность студента, никогда не закрывать глаза на его проблемы;

·    Поощрять проявление инициативы, призывать к высказыванию любых идей, пусть даже в корне не верных;

·    Поощрять и проявлять юмор, не переступать и не позволять переступать грань приличий;

·    Прислушиваться к мнению студентов, совместно решая общие проблемы группы;

·    Возлагать на каждого ответственность, призывая к самостоятельности.

Всем этим мы и занимаемся с момента знакомства с группой и до выпускного вечера. Но проблемы успеваемости как были, так и остаются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_kl_ruk.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ямало-Ненецкого автономного округа  

«Ямальский многопрофильный колледж»

 «Роль классного руководителя и преподавателя учебной группы

в преодолении неуспеваемости студента»

Атавова Рупияханум Шарабутдиновна,

преподаватель математики

ГБПОУ ЯНАО  «Ямальский многопрофильный колледж»

Рассмотрено на заседании МО классных руководителей

Протокол №5 от от 15.05.2013 г.


Роль классного руководителя и преподавателя учебной группы

в преодолении неуспеваемости студента

Благополучное плавание обеспечивает не столько сам корабль,

сколько искусное управление им.

Основная задача классного руководителя в работе с группой – создать особую среду, условия для творческого развития личности, т.е. атмосферу взаимного доверия и общей сплоченности, в которой стимулируется интерес к учебе. Каким же образом создается такая атмосфера? Нужно:

  • Верить в потенциал каждого и стараться развить в нем лучшие качества и сильные стороны;
  • Ориентироваться на личность студента, никогда не закрывать глаза на его проблемы;
  • Поощрять проявление инициативы, призывать к высказыванию любых идей, пусть даже в корне не верных;
  • Поощрять и проявлять юмор, не переступать и не позволять переступать грань приличий;
  • Прислушиваться к мнению студентов, совместно решая общие проблемы группы;
  • Возлагать на каждого ответственность, призывая к самостоятельности.

Всем этим мы и занимаемся с момента знакомства с группой и до выпускного вечера. Но проблемы успеваемости как были, так и остаются.

Классный руководитель может и должен:

  • создать климат высоких ожиданий от студентов своей группы (самый большой подарок, который можно дать нашим студентам – это убеждение, что они могут добиться успеха в учебе);
  • регулярно отслеживать результаты учебы и корректировать деятельность студентов по улучшению успеваемости;

По проблеме преодоления неуспеваемости имеется обширная литература, как в нашей стране, так и за рубежом. Установлено, что неуспеваемость студентов закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Один из подходов решения проблемы состоит в анализе условий, порождающих неуспеваемость.

Выделяются следующие группы условий:

  • бытовые и гигиенические условия жизни и деятельности студента (в семье и в колледже);
  • особенности учебно-воспитательного процесса в колледже;
  • особенности воспитания в семье.

Для предупреждения неуспеваемости, как показал анализ условий, вызывающих отставание, основное значение имеет совершенствование процесса обучения, усиление его воспитывающего и развивающего воздействия.

Чтобы решить проблему неуспеваемости студентов классный руководитель учебной группы должен знать:

        1. Эффективность обучения определяется в конечном итоге характером отношения студентов к учению, характером их учебной работы. Это отношение во многом зависит от того, осознают ли учащиеся личностную и общественную значимость учебной работы. ЗАДАЧА классного  руководителя: на классных часах поднимать проблему важности и значимости знаний в будущей профессиональной деятельности.

        2. Для того чтобы своевременно выявлять любое отставание в учении каждого студента и тут же его восполнять, текущий контроль должен иметь всеохватывающий характер. Это значит, что контроль должен проводиться по каждому элементу содержания учебной программы и охватывать одновременно всех без исключения студентов. Для этого необходимо привлечение самих учащихся к проведению текущего контроля и оценки в форме взаимо- и самоконтроля, взаимо- и самооценки под руководством преподавателя.

        3. Важнейшим фактором повышения эффективности обучения является субъективный и осознанный характер деятельности студента в учебном процессе. Он должен быть не только объектом педагогических воздействий преподавателей, но и активным субъектом учебно-воспитательного процесса. Важным средством для этого является его ролевое участие в организации и проведении учебного процесса. Это означает, что в группе организовано студенческое самоуправление, которое руководит не только общественной жизнью группы, но и значительную часть учебной работы (текущий контроль, оценку и учет учебной работы учащихся, взаимопомощь в восполнение пробелов у отдельных студентов, подготовку к занятиям и т.д.)

        4. Эффективность учебной работы учащихся в конечном итоге определяется характером их личностной воспитанности, их нравственными и социальными качествами. Поэтому обучение должно проводиться так, чтобы оно в максимальной степени способствовало воспитанию каждого как высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личности.

        5. Эффективность обучения, характер отношения студента к учебной работе зависят и от того, какова его жизнь в колледже и группе, удовлетворяет ли эта жизнь его потребности и особенно потребность в эмоциональном насыщении, с какими чувствами он идет на занятия в колледж или на практику в учреждение, какие эмоции и чувства вызывает у него учебно-воспитательный процесс.

        Взаимоотношения между студентами и преподавателями основаны на оптимистическом отношении преподавателя к каждому студенту: преподавателю нужно верить в возможности и силы студента, выявить лучшие и сильные стороны каждого и опираться на них. Для того чтобы бороться с неуспеваемостью того или иного студента, преподавателю необходимо найти положительные моменты в личности и создать условия, чтобы каждый студент захотел добиться успеха в приобретении профессиональных навыков и умений. Надо исходить из постулата, что хотя воспитание, колледж и преподаватель не всесильны, но их возможности велики и надо в максимальной степени использовать эти возможности, опираясь на глубокое и всестороннее знание студента, его особенностей и качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

Роль классного руководителя в формировании учебной мотивации

Основные направления работы классного руководителя в формировании учебной мотивации школьников...

Роль классного руководителя в нраавственном воспитании учащихся "группы риска"

В помощь классному руководителю, при введении занятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся....

Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"

Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...

Обобщение опыта работы классного руководителя по теме: "Роль классного руководителя в интеллектуальном развитии ребенка"

В данной статье я обобщаю свой опыт работы класснного руководителя по развитию интеллектуалых способностей, так как ученик и его интеллектуальные возможности - одно  из важных направл...

Роль классного руководителя в организации воспитательной работы по адаптации студентов первого курса группы риска

Роль классного руководителя в организации воспитательной работы по адаптации студентов первого курса группы риска...