Мастер-класс "Математический журнал, посвященный великому русскому ученому М.В. Ломоносову"
презентация к уроку (7 класс) на тему
Цели:
познакомить с основными этапами жизни М.В. Ломоносова;
познакомить с открытиями этого великого учёного;
показать, что математика не является “сухой” наукой;
познакомить с различными типами задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matem_zhurnal.pptx | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: познакомить с основными этапами жизни М.В. Ломоносова; познакомить с открытиями этого великого учёного; показать, что математика не является “сухой” наукой; познакомить с различными типами задач.
Ход мероприятия «Математику уже затем изучать следует, что она ум в порядок приводит». О математика! Тебе поём мы славу! Тебя считают все царицею по праву. Ведь без тебя и шагу не стукнуть И не отправится в далёкий путь. И дело тут не только в вычисленьях, Хоть в жизни им цены нет без сомненья. Но главное – ты делаешь людей Настойчивей, прилежней и умней .
Ты учишь мыслить – в этом суть твоя! Законы познавая бытия, Без математики не как не обойтись. Как лезвие отточишь нашу мысль, Ум сделаешь ты светлым, четким, ясным! И мир в гармонии покажется прекрасным!
1. Кому принадлежат слова: “Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают В несчастной случай берегут...”? 2 . Кто помнит даты его жизни?
3. Жил он в XVIII веке. Сумма цифр его года рождения равна 10, причём цифра единиц равна цифре десятков. Сумма цифр года смерти равна 19. Если цифру десятков разделить на цифру единиц, то получится в частном 1 и в остатке 1. (1 + 7 + 1 + 1 = 10, 1 + 7 + 6 + 5 = 19, 6 : 5 = 1 (1 ост)).
В 1730 году в 19-ти летнем возрасте, не спросив разрешения отца, Михаил отправился в Москву с рыбным обозом. Назвавшись сыном холмогорского дворянина, он был зачислен в низший класс Славяно-греко-латинской академии, где обучались подростки. Вначале они смеялись над болваном, который в 20 лет пришел учиться латыни. Но вскоре поутихли: холмогорский мужик сумел за год одолеть три ступени из четырех. Учиться было тяжело – прежде всего с материальной точки зрения. Годовая стипендия составляла 10 рублей, то есть около трёх копеек в день. Это обрекало Ломоносова на жизнь впроголодь, но обращаться к отцу с повинной он не желал.
4. Михаил Васильевич Ломоносов тратил 1 денежку в день на хлеб и квас. Когда цены выросли на 20%, на ту же денежку он приобретал пол хлеба и квас. Хватит ли той же денежки хотя бы на квас, если цены ещё раз вырастут на 20%? ( До повышения цены: 1 денежка = хлеб + квас, после до повышения цены: 1 денежка = (0,5 хлеба + квас) х 1,2.
Уравнение: Хлеб + квас = (0,5 хлеба + квас) х 1,2. Хлеб + квас = 0.6 хлеба + 1.2 кваса 0.4 хлеба = 0.2 кваса Хлеб = 0.5 кваса 1 денежка = 1,5 кваса После второго повышения цен: квас x l.2 x l.2 = 1.44 кваса. Значит, денежки хватит на квас. 5 . “Слеп физик без математики”- эти слова принадлежат…
II. Викторина • Сумма и произведение четырёх натуральных чисел равны 8. Что это за числа? • Число “100” записать пятью единицами, применяя знаки действий. • Число “10” записать пятью девятками, применяя знаки действий. • Что в математике называют уравнением? • Что значит решить уравнение? • Если число 12 записать наоборот – 21, то как запишутся их квадраты? С тихотворение “Лучшая из наук”.
III. О Ломоносове В декабре 1735 года в числе двенадцати лучших учеников Академии Михаил Васильевич был направлен в Петербург в университет для дальнейшего обучения. В 1736 году, став студентом Академического университета, направляется в Германию в Марбургский университет для обучения горному делу и металлургии. В 1741 году он возвращается в Россию и в 1742 году получает должность адъюнкта физики, а в 1745 году назначается профессором химии академии наук. Научное творчество Михаила Васильевича Ломоносова было на редкость разноплановым. Его кипучая натура всегда стремилась отыскать нечто своё и оригинальное в любой сфере деятельности, какой бы ученому не приходилось заниматься.
IV. Вот его основные научные труды. Год Название работы 1739 “Ода на взятие Хотина”, “Письмо о правилах российского стихотворства” 1745 “О принципе теплоты и холода”, “О металлическом блеске” 1747 “Размышления о причине теплоты” 1748 Письмо к Леонарду Эйлеру от 5 июня 1748 г. 1751 “Слово о пользе химии”, “Собрание разных сочинений в стихах и прозе” 1752 “Письмо о пользе стекла” 1753 “Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих”
1756 “Слово о происхождении света” 1757 “Слово о рождении металлов от трясения земли” 1759 “Рассуждения о большей точности морского пути” 1760 “Рассуждения о твердости и жидкости тел” 1761 “Явление Венеры на Солнце, наблюдаемое в Санкт-Петербургской Академии наук мая 26 дня 1761 г. 1762 “Слово об усовершенствовании зрительных труб” 1763 “Первые обоснования металлургии, или рудных дел”
V. Викторина О математиках учёных Все вы слышали не раз. Вспомним мы сегодня Их славные имена.
1. Разгадал загадку круга, Метод площадей нам дал , Знаем мы, как в Сиракузах Родину он защищал. Свой народ спасал то бед. Его имя …(А………д).
2. Этот греческий философ Доказательства нам дал, Воду он считал основой И началом бытия. Путешествуя по миру, Он измерил пирамиды. Но наверх он не полез, Ведь знал подобие…( Ф…….с ).
3. На острове в одном Философ сей родился. И во глав угла Поставлены им числа. И, говорят, за теорему, Самую известную сейчас, Принёс богам быка он в жертву. Имел своих учеников И школу имени его . Имя это… ( П……….р).
4. Всё, что раньше люди знали, Он собрал в своих “Началах”. Было их 13 книг, Написал их все… ( Е……..д ).
5. Сей французский адвокат Дал нам мощнейший аппарат. И за это все его Зовут алгебры отцом. Он, служа, у короля, Деньги получал не зря: Шифров разгадал секрет. Это Франсуа… ( В……т ).
6. Дворянин, философ, воин Нашей памяти достоин. До сих пор координаты Зовутся именем… ( Д…….та ).
7. К нему пришёл генерал сердитый: – Я, профессор, сам прочёл Труд ваш знаменитый. Параллельных две чертил, Отменил ученья. Вёрст 14 почти Ждал пересеченья. От евклидовых “Начал” Не ушёл в итоге, А профессор отвечал: – Жаль мне ваши ноги”… ( Л……….й ) .
8. Это он, это он Был в арифметику влюблён. Он назвал её царицей, А мир воздал ему сторицей. Ему присвоили не зря При жизни титул короля. Он безупречно вычислял, Таблицы в памяти держал. (Г…. сс ).
Задачи в стихах 1. Копал Егор картошку, Быстро он копал. Он ведер 7 за полчаса Живо набирал. Егор работал 5 часов, Пошёл он отдыхать, Сколько ведер он успел Картошки накопать? (……).
2. 10 солдат строились в ряд, 10 солдат шли на парад. 8\10 было носатых. Сколько там было Курносых солдат? (2).
3. На лугу отару пас Старый, мудрый дед Панас . На лужок овец пригнал Сосед Панаса – дед Иван. Говорит Панас Ивану: Я богаче вдвое стану, Если ты мне, мудрецу, Одну подаришь лишь овцу. На что Иван ответил вмиг: Ты хитрить, сосед, привык, Лучше мне овцу ты дай, И тогда, как ни считай, Будет у соседей старых Две одинаковых отары. Друзья, оставшись при своём, Овец погнали к водоёму... И сколько в каждой из отар Овец, дружок, ты насчитал? (7 и 5).
4. Двое подошли к реке, Берег виден вдалеке. Только вод одна беда; Через речку нет моста. Переправиться им нужно, Лодка сослужила службу: Каждый берега достиг И пошёл путём своим. Задаю я вам вопрос: Как им это удалось? Ведь судёнышко мало Вмещает только одного? (…………..).
VI. Блиц-турнир Вопрос и сразу ответ. 1. Для математики, дружочек, Нужна тетрадочка в … (не в кружочек, в ……..). 2 . Варит отлично голова: 5 плюс 1 получается … (не 2, а ……).
3 . Вышел зайчик погулять, Лап у зайца ровно …. 4 . Говорил учитель Ире, Что 2 больше, чем ……
5. Знает точно ученица: От десятка ноль отнять будет ...... 6. Отличник тетрадкой такою гордиться, Внизу под контрольной стоит ...... 7. На уроках будешь спать – За ответ получишь ……
Сегодняшний математический журнал можно закончить словами великого русского поэта А.С. Пушкина: “Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он испытал и всё проник. К этому трудно что добавить по существу – можно лишь рассказать подробнее”.
Спасибо за внимание! Удачи и успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
М.В. Ломоносов – великий русский ученый
Интегрированный урок по физике, истории, литературе в форме устного журнала в 11 классе...
Д.И. Менделеев - великий русский ученый
Здесь собран подробный материал о жизни великого ученого: о детстве, учебе, семье, открытиях, увлечениях. Все сопровождается красочной презентацией....
Интегрированный урок физики по теме “М.В. Ломоносов – великий русский ученый”, 10-11 класс
Интегрированный урок, направленный на гражданско-патриотическое воспитание обучающихся в форме устного журнала...
ЗАГАДКИ ТОЛКОВОГО СЛОВАРЯ С.И.ОЖЕГОВА (РАБОТА ПОСВЯЩАЕТСЯ 125-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЕЛИКОГО РУССКОГО УЧЕНОГО)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ЗАГАДКИ ТОЛКОВОГО СЛОВАРЯ С.И.ОЖЕГОВА" МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В КАЧЕСТВЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ "СЛОВАРИ" В 5-11 КЛАССЕ...
Вечер "М.В. Ломоносов - великий русский ученый"
Заочное путешествие по биографии ученого, конкурс юных путешественников-эрудитов...
Сценарий мероприятия к 300-летию со дня рождения русского ученого М.В. Ломоносова «Я живу на земле Михаила Васильевича Ломоносова»
1. Пояснительная запискаВ 2011 году исполняется 300 лет со дня рождения первого российского академика Михаила Васильевича Ломоносова (19.11.1711-15.04.1765).М.В. Ломоносов великий ру...
Викторина о великих русских ученых
Викторина о великих русских ученых...