Святочные колядки
классный час на тему

Карчушкина Галина Владимировна
Мероприятие знакомит учащихся с русским фольклором, даёт представление о праздновании рождественских праздников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyatochnye_kolyadki.docx28.95 КБ

Предварительный просмотр:

 

   Внеклассное мероприятие на тему:

«Святочные колядки»

Класс: 3 – 6

Выполнила: учитель физики

Карчушкина Галина Владимировна

МКОУ Большеарбайская СОШ, с. Большой Арбай, Саянского района, Красноярского края.

                                    Внеклассное мероприятие

Тема: «Святочные колядки».

 Цели:

  1. Познакомить детей с русским фольклором, помочь осознать смысл обычаев и традиций, связанных с рождественскими  праздниками.
  2. Дать детям  представление о праздновании рождественских праздников.
  3. Развивать  устную речь, мышление,  творческие способности детей.                       
  4. Воспитывать чувство любви к своей Родине, интерес к традициям русского народа.     

 Оборудование:

  русские народные костюмы, маски животных, самовар, в тарелке – стопка блинов и другие угощения, чашки с блюдцами. 


Сцена  имитирует деревенскую избу: украшена рушниками, в углу стол с самоваром, чайной посудой, с бубликами, на полу дорожки.

Ведущий:  Сегодня  мы с вами узнаем о народных обычаях и обрядах, которые проходили в период от Рождества до Крещения, так называемые Святки.

В средневековье религиозные праздники фактически были единственными праздниками. Поэтому люди стремились продлить эти праздники как можно дольше. С течением времени Рождество вместо одного дня превратилось в 12 - от Рождества до Крещения. Это время называется Святки или Страшные вечера.  Святки — это от слова «святой». В этот праздник славили, хвалили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай. В Новый год наши бабушки и дедушки желали друг другу всего самого наилучшего. Сегодня мы узнаем нового и  интересного об этом празднике.

Отгадай те загадку:

Что же это за девица:

не швея, не мастерица,

ничего сама не шьет,
а в иголках круглый год. (ёлка)  

 На Святки обязательно в доме ставили ёлку. А как вы думаете , почему выбирали именно это дерево?

Считалось, что ёлка обладает волшебной силой, её иголки защищают от злых сил. Ёлка вечно зелёное растение, поэтому она несла жизнь и здоровье людям.

Начинался праздник чинно – ужином. Вся семья собиралась за столом. На столе стояли рождественская кутья да каша. Обязательно были пироги, кренделя. А еще пекли из пшеничного теста фигурки животных – коровок, овечек, козочек, петушков, да курочек и человечков – пастушков. Ими украшали столы, окна избы (между рамами), их посылали в подарок родным, соседям, знакомым и детям. По окончании торжественного вечера часть оставшейся еды дети разносили по домам бедняков, чтобы дать им возможность отпраздновать Рождество.

Праздники начинались 7 января и продолжались 12 дней до 19 января. 7 января было не случайно выбрано днем начала рождественских праздников – на него приходится конец зимнего солнцестояния. Именно с этого времени солнце начинает все выше и выше подниматься над горизонтом и сильнее разогревать землю. Происходит как бы рождение нового светила. И в этот момент люди старались помочь Солнцу. Это желание заключалось в многочисленных обрядах Святок, в которых причудливо соединились христианское учение и остатки языческой веры наших предков.

 Вот вся семья чинно сидит за столом. Говорят ли старшие, вспоминают год  (хорошее и плохое в нем), а младшие слушают, хотя им не терпится поскорее на улицу – колядовать! Что это такое? Сейчас узнаете.

Дети и молодежь обходили дома, славили хозяина и хозяйку, а за это просили пирогов, сладостей и подарки. Вот что такое колядовать.


 Вдруг за окном шум, смех. Хозяин и хозяйка выглядывают в окно. 

Под «окном» колядовщики поют:
Коляда, коляда, отворяй ворота.
Пришла коляда накануне Рождества,
С пышками, с лепешками, со свиными ножками
Коляда, коляда, подавай пирога!
Подавай, не ломай, а по целому давай.
Кто даст пирога – тому скот, живота
Кто не даст пирога – мы корову за рога!
Коляда-моляда, прикатила молода!
Как на улице мороз подмораживает нос,
Не велит долго стоять, велит скоро подавать.
Или тепленький пирог, или маслица, творог, 
Или денежку копьем, или рубль серебром.
Коляда-моляда, прикатила молода!

.(Хозяева приглашают колядовщиков в дом. Они входят в костюмах, в масках и начинают петь колядки)

1.«Сею – вею, посеваю

   С Новым годом поздравляю

   Со скотом, с животом

   С малыми «детушками»!»

2.Кто подаст пирожок –

  Тому рожь густа, умолиста

  С колоска полмерки,

  С зернышка пирог,

  С полузернышка блинок.

 3. А дай бог тому,

     Кто в этом дому:

     Ему рожь густа,

     Рожь ужимиста!

     У доброго мужика

     Родись, рожь хороша,

     Колоском густа,

      Соломкой пуста!

4. Уродилась  коляда,

    Накануне Рождества.

    Везде поспевай

    С Новым Годом поздравляй

5. Открывай, дядя, окошки,

     Подай-ка нам лепёшки;

     В коробейку – копейк

     В колпачок – пятачок.               

6.Уж ты, дядька добренький,

    Подай кулич сдобненький,

    Не режь, не ломай,

    Крошки на пол не кидай!

Колядовщики по очереди обращаются к хозяевам:
1-й: 
Чем вы нас, хозяюшка, одарите
Денег мешок или каши горшок?
2-й: 
Кувшин молока или кусок пирога?
3-й
: (выкрикивает)
Пирога мало, давай кусок сала!

Ведущий :

Колядки исполнялись детьми или молодежью (в некоторых местах после детей дома обходили и взрослые), которые несли на шесте звезду.

Хозяева одаривали исполнителей колядок печеньем – козульками, конфетами, деньгами.

Если хозяева скупились, то для них пели озорные колядки с шуточными угрозами.

 

1.Кто не даст пирога –

   Тому куричья нога,

    Гроб, да лопата

    Корова горбата.

2.Коль не дашь пирога-

   Уведём корову за рога!

   Кто не даст ветчины-

   Поколотим чугуны!

3.Коляда, коляда,,

                   Подавайте пирога!

                   Не дадите пирога

                   Мы корову за рога.

                 

4. Боровка за хвост,

    Тёлку за холку,

    Бычка за бочка

    Уведём на мороз.

Ведущий: Праздничное настроение, желание жить в новом году лучше делало всех добрыми, щедрыми и гостеприимными. После того как колядовщики получали подарки, они благодарили хозяев.

  1. Спасибо, добрый хозяин!
  2. Подал пирога – в поле хлеба сполна.
  3. Спасибо, хозяюшка!
  4. Тебе в квашне гуща,
  5. А на столе куча!

Ведущий: Пока ряженые ходили из дома в дом, вокруг них собиралась большая толпа. Ряженые приплясывали, играли на дудочках и гармошках, смешили людей шутками. Разыгрывали разные истории. Так с шумом, весело молодёжь обходила дома. Потом собирались в избе и устраивали пир – съедали всё, что насобирали по домам, а потом пели песни, загадывали загадки.

Прилетела, налетела,
Землю в белый свет одела.
Кто  такова?  (
Зима)

Старик у ворот тепло  уволок,
Сам не бежит, а стоять не велит.
Без рук на окнах рисует,
Без зубов за носы кусает.(
Мороз)

Летом – спят, зимой – бегут,
В гору деревяшка,
А  с горы коняшка.  (
Сани)

Вырос лес – белый весь,
Но   не  пешему  в него не войти,
Ни на коне не въехать… (
Морозные узоры)

Без рук, без ног
По полю рыщет,
Поет да свищет,
Деревья ломает,
К земле приклоняет. (
Ветер)

Трескучий ядрен
Намостил мостен.
По дворам пробежал,
Все окна расписал (Мороз)

Белый Тихон с неба спихан,
Где пробегает – ковром устилает (Снег)

Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица. (Метель, вьюга)

Ведущий.

А ещё играли в весёлые игры. Поиграем?

1 ИГРА «ДЯДЯ ТРИФОН».

Хоровод движется по кругу . В центре водящий «Трифон». Дети произносят слова:

Как у дяди Трифона

Было семеро детей,

Они не пили , не ели,

Друг на друга все глядели,

Разом делали вот так!

(После слов «вот так» «Трифон» показывает движение или позу, все повторяют, кто не смог тот водящий.)

2 ИГРА «ДЕДКИНЫ ПОТЕШКИ»

Всегда в любой деревне был дедок, который знал больше всех шуток-прибауток, пословиц-поговорок да скороговорок, частушек. Детям предлагается принять участие в соревновании.

СКОРОГОВОРКИ.

«Всех скороговорок не переговоришь, не выговоришь»

1. «Вязку сушек сушил Сашка на суше»

2. «У Сережки в сапожки попали сережки»

3. «Галка-копалка, куда-то подевалка»

4. «У дороги крутороги повалили сена стоги»

ПОСЛОВИЦЫ.

«Я начну пословицу, а вы закончите» Хором, дружно отвечайте ???

1. «Без труда… не вынешь рыбку из пруда»

2. «Делу время… - потехе час»

3. «Кто любит трудиться… тому, без дела не сидится»

4. «Рукам работа…- душе праздник»

5. «Труд человека кормит…, а лень портит»

6. «Терпенье и труд… все перетрут»

7. «Друга ищи, а найдешь…- береги»

8. «Других не суди… на себя погляди»

9. «Играть играй, да дело… знай»

10. «Красота приглядится, а ум… пригодится»

11. «Кто много говорит, тот мало… делает»

12. «Конец…- делу венец»

 

3 ИГРА «МЕТЕЛИЦА»

Играющие встают парами в круг.Игроки каждой пары, сцепившись руками (под локоть), стоят друг к другу боком. Пары поочерёдно кружатся вокруг под песню:

Метелица, метелица,

Снег по полю стелится!

Кто кружится вертится-

Тот заметелится!

(Песня повторяется до тех пор, пока играющие кружатся. Пара которая дольше всех кружилась, побеждает.)

4 ИГРА «ПИРОГ»

 Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог» 

Все поют:
Да экий он высокинький,
Да экий он широкинький,
Да экий он мякошенький,
Режь его, да ешь.

(Во время пения, при словах «высокинрький» - поднимают руки вверх, «широкинький»- разводят в стороны, «мякошенький» - гладят по животу. Сразу после слов «Режь его, да ешь» к пирогу бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает команда, забравшая «пирог».)

 5 ИГРА «ПЕРЕТЯНИ ВЕРЕВКУ»
На полу кладут 2 обруча и протягивают веревку от середины одного до середины другого. Участники игры делятся на 2 команды. В обручи входят по одному человеку от каждой команды. По сигналу они бегут и меняются местами. Прибежавший первым в обруч соперника, и выдернувший веревку из другого обруча, считается победителем. После первой пары бежит вторая, третья и так до последней.

Ведущий.

Заканчивались Святки с их весельем, песнями, гаданиями и озорством.  Праздником Крещения завершался зимний цикл рождественских праздников. А дальше ждали Масленицу.

 Теперь, ребята, вы знаете еще об одном русском старинном празднике – Святках, Святых вечерах.  Как сделать его незабываемым, веселым. Чем попотчевать гостей и близких. Но я хочу, чтобы вы поняли сегодня самое главное – умение жить весело и в то же время по мудрым законам всегда было присуще русскому народу. И главное для нас – не забывать лучшие народные традиции.

 Ну вот и закончился наш праздник. Мы говорим вам до свидания, мир тому, кто в этом дому.

С праздником!

 А теперь пришла пора побаловаться  чайком!

 Прошу всех к столу!


 ЛИТЕРАТУРА:

Афанасьева А.Б. «Святки», журнал «Начальная школа» 1997г. №1.

Бузорина В.А, «Посиделки.Фольклорный праздник в 3 классе»,  журнал «Начальная школа» 1997г. № 2.

 Кузнецова Л.А."Святки, святки" Внеклассное мероприятие в начальной школе.

http://www.prazdnuem.ru/holidays/xmas/traditions.phtml

http://festival.1september.ru/articles/506240/

http://sc-pr.ru/rozhdestvo/ 

http://vmeste.opredelim.com/docs/32800/index-70215.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Святочный рассказ как жанр русской литературы

Анализ жанра святочного рассказа в творчестве Лескова. Анализ рассказа "Зверь"....

Внеклассное мероприятие по литературе 5 класс БЛИНЫ, КОЛЯДКИ, ПИРОГИ СЛАДКИ…. (Христианские праздники января)

материал можно использовать на уроках литературы, истории, во время проведения внеклассный мерприятий...

Внеклассное мероприятие "Святочные гадания"

внеклассное мероприятие по фольклору для обучающихся 7-11 классов....

Учебно-методическая разработка общешкольного мероприятия по развитию творческого потенциала у детей "Просинец или Колядки"

В работе представлены материалы зимнего  народного праздника. В мероприятии отображены обычаи и традиции русского народа....