Урок "Семья и Отечество"
план-конспект урока (8 класс) на тему

Новикова Елена Ивановна

Данный урок способствует воспитанию ценностного отношения к семье,формированию у обучающихся  активной гражданской позиции и любви к Отечеству

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_semya_i_otechestvo.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

урока «Семья и Отечество в моей жизни»

в 8 классе

 Автор:

Новикова Елена Ивановна

учитель физической культуры МБОУООШ №16                              

х. Новопокровского

Приморско-Ахтарского района  Краснодарского края

Цели:

- воспитание ценностного отношения к семье;

- формирование у обучающихся  активной гражданской позиции и любви к Отечеству;

-   основанной  на исторических  традициях  Кубани,  любви к своей малой Родине,  в примерах крепких семей.

                                                                                                                                Оборудование:  презентация,  портреты родственников учащихся,  семейные фотографии.

Ход урока:

Звучит тихая музыка «С чего начинается Родина»

Первый ученик: Родина – мы говорим, волнуясь,                                                                      Даль без края видим пред собой,

Это наше детство, наша юность,
Это все, что мы зовем судьбой!

 Родина! Отечество святое!

Перелески, рощи, берега,
Родина! Земля отцов и дедов!
Мы влюбились в эти клевера,

Родниковой свежести отведав
С краешка звенящего ведра.
Это позабудется едва ли
И навек останется святым…
Землю ту, что Родиной назвали,

Коль придется, сердцем защитим.

Второй ученик:    С чего начинается Родина?                                                                   Как только родился человек, он впервые встречается с мамой и папой – это его семья. Слово это понятно всем, как слово «хлеб» и «вода». Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это мама и папа, бабушка и дедушка, это любовь и забота, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции.

Учитель: «Семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми»  по В. Далю

Самое главное и ценное  в жизни – это семья! Сначала, в которой рождаешься, а  затем, которую создаешь.

Третий ученик: Все начинается с семьи.
Призывный крик ребенка в колыбели,
И мудрой старости докучливые стрелы.
Все начинается с семьи.
Умение прощать, любить и ненавидеть,
Умение страдать и сложность жизни видеть.
Все начинается с семьи.
Опять вставать, идти и ошибаться
И так всю жизнь
И только не сдаваться!
Все начинается с семьи.

Диалог (ученики):

- Милая Родина, сколько седин у тебя?

-Сосчитайте сколько в степи ковылей.

-Сколько ты знала врагов?

-Спроси у мечей и штыков.

-Милая Родина, чем ты незыблема?

-Дружбою нашей семьи.

-Как широка ты! Не видно твоих берегов! Сколько тебе?

-Много веков.

Учитель: Наша встреча посвящена истории наших семей,  памяти родных,  внесших свой вклад в историю России.

Мы поговорим о тех семьях, чья судьба каким-то образом связана с защитой Отечества.                                                                                                                    Ребята, я хочу вам рассказать о семье Степановых –  героической семье.

Степановы жили на хуторе 1-го Мая (ныне хутор Ольховский) Тимашевского района Краснодарского края. Родила Епистиния Фёдоровна пятнадцать детей. Выжили у Степановых десять детей — девять сыновей и дочь. В 1933 году умер отец семейства, мастеровой, уважаемый человек.  Тяжело было растить детей одной, но Епистиния не привыкла жаловаться, а дети у нее были хорошие, помогали ей во всем. Но пришла беда – одна на всех война. И ее дети  встали на   защиту Родины.

Кубанская крестьянка Епистиния Степанова стала Олицетворением всех матерей-героинь,  она положила на алтарь Победы самое дорогое, что у нее было — жизни своих девятерых сыновей.

Александр, Николай, Василий, Филипп, Федор, Иван, Илья, Павел и еще младший Александр—все они, кроме старшего Александра, погибшего в гражданскую войну, и Федора, павшего в бою с японскими захватчиками на реке Халхин-Гол, были призваны на Великую Отечественную. С матерью осталась дочка Валя. А Николай, единственный, кто вернулся с фронта, умер после войны от последствий фронтовых ранений.

Епистинии Федоровне Степановой выпало на долю проводить на лихие дороги войны всех своих сыновей. Домой вернулся лишь один. Девять раз выходила она за калитку, держась за вещмешок сына. Дорога из хутора 1-е Мая, что на Кубани, шла сначала полем, а потом забирала чуть в гору, и тогда человек в солдатской шинели был отчетливо виден. Так и запомнила Епистиния Федоровна своих сыновей—уходящими.

…Все военные годы мать жила весточками от детей. И сыновья не забывали мать.

«Скоро возвратимся в родные места. Заверяю вас, что буду бить оголтелую сволочь за родную Кубань, за весь советский народ, до последнего дыхания буду верен военной присяге, пока в моей груди бьется сердце… Мы закончим, тогда приедем. Если будет счастье»,— писал младший Саша, Мизинчик, так называли его братья. Он последним из сыновей ушел на войну.                                     А потом писем не стало. Их не было от Павла, Филиппа, Ильи, Ивана… В 1943 году погиб Саша. Ему было двадцать. После окончания военного училища младший лейтенант Александр Степанов воевал на Украине. При форсировании Днепра у села Селище все бойцы его подразделения погибли. Тогда он, командир, один оставшийся в живых, зажав гранату в руке, вышел навстречу гитлеровцам… Посмертно Александр Степанов удостоен звания Героя Советского Союза.  На Курской дуге погиб Илья. Под Днепропетровском сложил голову партизанский разведчик Василий Степанов. На белорусской земле могила Ивана. Пропал без вести один из защитников Брестской крепости, Павел Степанов. В фашистском концлагере Форелькруз замучен Филипп… Мать не сразу получила похоронки. Мать ждала писем от сыновей, а получила извещения об их гибели. Глубокие раны сердцу наносила каждая такая весть…

У нас на Кубани, в станице Днепровской, открыт музей. Он носит имя братьев Степановых. В народе его называют еще музеем русской матери. После войны собрала здесь мать всех своих сыновей. Вещи, которые в нем хранятся, трудно назвать музейным словом «экспонаты».. Здесь собрано все, что берегла мать: скрипка Василия, тетрадка со стихами Ивана, горсть земли с могилы Саши…

Четвертый ученик:

На больших руках усталой матери. 

Умирал её последний сын.

Полевые ветры тихо гладили.

Серебристый лен его седин. 

Гимнастёрка с воротом распахнутым. 

Задубела пятнами на нём.

Из тяжелых ран. 

В сырую пахоту,

Опадала кровь его огнём.

— Я ль тебя, сыночек, не лелеяла, 

Я ль тебя, родной, не берегла?.. 

Ясны очи, 

Кудри эти белые, 

Силу богатырскую дала. 

Думала — сойдутся в жизни праздники… 

Ты последней радостью мне был!

А теперь твои закрылись глазоньки,

 Белый свет в ресницах стал не мил.

— Увидав её слезинку грустную, 

Обступили мать среди полей. 

Девять бед, разбивших сердце русское, 

Девять павших в битве сыновей.

Стыли танки, громом раскурочены, 

Заступали кони повода. …

Встала мать в селе на главной площади. 

И окаменела навсегда…

Учитель: Ребята, вы подготовили рассказы о своих родных, которые в разные годы защищали  Отечество.                                                                                   (Выступают Морозова А., Нестерук В., Бежанаров А.  с рассказами о своих прадедушках и прабабушках, воевавших в Великую Отечественную войну).

Ученик: Не обожженные сороковыми,
Сердцами, вросшими в тишину,-
Конечно, мы смотрим глазами иными
На вашу большую войну.
Мы знаем по сбивчивым рассказам трудным
О вехах вашего пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страдания пройти,
И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенес
Конечно, мы смотрим иными глазами
Но все-таки полными слез.

Чем  же для каждого из вас является семья? Отечество?  (ответы учеников: Семья, дом — это крепость, в которой безопасно.    Семья - это мир, где царят …. любовь, уважение, тепло и взаимопонимание.  Семья и Отечество – это когда все вместе. Семья  – это когда помнят своих предков и передают историю  потомкам Отечество – это Родина, это все,  что нас окружает, то за что погибали наши прадеды)

Звучит песня «Ты живи моя Россия»

А закончим мы свой урок коллективным посланием потомкам о ценности семьи и Отечества  – это письмо мы сохраним в школьном музее.

/Ребята пишут письмо потомкам/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Отечества достойные сыны" (Праздник в честь Дня Защитника Отечества, с использованием сведений о культуре и традициях донского казачества)

В разработке мероприятия использованы факты истории  создания праздника  "День Защитника Отечества",  факты жизни и деятельности великих полководцев Руси в разные  периоды истории....

"Отечества достойные сыны" (Праздник в честь Дня Защитника Отечества, с использованием сведений о культуре и традициях донского казачества)

В разработке мероприятия использованы факты истории  создания праздника  "День Защитника отечества",  факты жизни и деят великих полководцев Руси в разные  периоды истории. Особый ...

ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА. (Музыкально-поэтическая композиция ко Дню защитника Отечества.)

     23 февраля  принято  считать  днём  рождения  нашей  Армии.  Но  так  ли  это?  Официально – да!  Но  армия...

Мероприятие 9 декабря в День Героев Отечества - "Герои Отечества: прошлое и настоящее"

Цель:1. Привлечь учащихся к изучению отечественной истории, её прошлого и настоящего.2. Воспитывать в молодых людях сознательное отношение к службе в российской армии, осознание своего гражданского &l...

Торжественная линейка, посвященная Дню защитника Отечества «Слава Защитникам Отечества!»

Создание благоприятных условий для формирования представлений об истории создания праздника, посвященного Дню Защитников Отечества и его роли в современном обществе....

Классный час. «С верою в отечество», посвящённый Дню героев отечества.

Классный час. «С верою в отечество», посвящённый Дню героев отечества....