Внеклассное мероприятие "Лишние люди"
методическая разработка на тему

Щербачева Наталья Юрьевна

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropr._lishnie_lyudi.docx33.37 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Методическая разработка внеклассного мероприятия

«Лишние люди»

Кяхта, 2017г

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

План занятия

4

Организационный момент:

5

Сообщение темы.

5

3 .Просмотр видеоролика «Соня Шаталова фильм Клеймо».

6

4.Обсуждение.

6

5. Мозговой штурм. Ролевая игра «Письмо правительству».

6

6. Блок «Что я могу сделать?»

7

Приложение

7

Самоанализ классного часа «Лишние люди»

8

Подготовила: Щербачева Наталья Юрьевна социальный педагог ГБПОУ «Бурятский республиканский техникум строительных и промышленных технологий»

Классный час «Лишние люди».

План мероприятия:

Цель занятия: способствовать пониманию содержания понятия «активная социальная позиция», осознанию важности собственной активной социальной позиции; привлечение внимания к проблемам людей-инвалидов, развитие нравственных качеств обучающихся, обучение навыкам группового взаимодействия.

Образовательные задачи: 

-Формирование у обучающихся личных представлений об основах социальной идентичности, социальной ответственности, толерантности, приверженности ценностям гуманистического общества.

-Освоение приемов работы социально значимой информацией, ее осмысление.

Развивающая задача: 

-Умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

-работать индивидуально и в группе,  находить оптимальное общее решение проблемы на основе согласования позиций и учета интересов;

-формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение.

Воспитательная задача: 

-Воспитание гражданской идентичности: патриотизма, уважения к людям, усвоение гуманистических ценностей, воспитание чувства ответственности и долга;

-Формирование осознанного, уважительного, доброжелательного отношения к другим людям, формирования готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания;

-Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни;

-Развитие морального сознания и компетенции в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Целевая группа: 1,2 курс.

Общая схема занятия (45 минут)

Время (мин)

Активность, формы работы

Задачи

Материалы

1

7 минут

Коммуникативная атака.

Тематический разогрев на интерактивную часть

Текст (приложение 1)

2

8 минут

Просмотр видеоролика «Соня Шаталова» фильм «Клеймо»

Эмоциональное погружение в тему занятия

Оборудование для просмотра видео

3

10 минут

Опрос -обсуждение

1.Фокусировка темы

2.Проблематизация

3.Получение представлений о социально-уязвимых группах людей.

Доска и ватман, разноцветные стикеры.

4

10 минут

Мозговой штурм

Фокусировка на наиболее актуальных проблемах мира людей с ограниченными возможностями.

Листы А4,канцелярские принадлежности, фотографии, газетная подборка

5

10 минут

Блок «Что могу сделать я?»

1.Формирование понимание личной отвественности и собственного участия в реализации выделенных  социальных потребностей.

2.Формирование мотивации на реализацию активной социальной позиции, развитие толерантности.

Листы А4, канцелярские принадлежности, стикеры трех цветов.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Вступительное слово: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас, на классном часе.

Эмоциональный настрой. Обучающимся предлагается дать определения словам, что они означают? После каждого определения, ведущий зачитывает свой вариант (см. Приложение), каждый раз добавляя, что такое определение дала девочка Соня, в возрасте… (см. ниже). Достаточно предложить 5-7 слов.

  1. Сообщение темы.

-Сегодня,  тема нашего классного часа «Толерантность и толерантное отношение». На этом занятии вы познакомитесь с понятием толерантность, научитесь видеть и ценить межиндивидуальные различия сверстников.

Толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Вы выполнили упражнение, где девочка давала свои казалось бы обычным словам. Сейчас я вас познакомлю с этой девочкой поближе.

3 .Просмотр видеоролика «Соня Шаталова фильм Клеймо».

Соня Шаталова живет в Москве. Она больна аутизмом, не умеет разговаривать, во время общения с ней никак не реагирует, полностью отстранена и контактна. Врачи выносили диагноз: «Глубокая умственная отсталость». Так было до тех пор пока у семилетней Сони не оказалась в руках ручка, а мама не прикоснулась в этот момент к Сониной руке. И Соня начала писать. Да, оказалось, что Соня умеет читать и писать, у неё абсолютная грамотность, фотографическая память и непостижимые познания о нашем

мире. Некоторые врачи очень долго не могли в это поверить. Сложно увидеть в ребенке, который может издавать только невнятные звуки, часами кричит и даже не может самостоятельно ложку донести до рта. Однако, прочитав, то , что пишет Соня своим детским почерком, вы поймете, что вряд ли мы вообще знаем о разуме.

Соней много чего написано: стихи, сказки, дневники, афоризмы. Там над каждой строчкой можно думать и размышлять. В фильме поднимается проблема «Лишнего Человека».

4.Обсуждение.

4.1. Ведущий предлагает провести небольшой эксперимент и приглашает к доске обучающегося, которому нужно выполнить ряд заданий:

  • Без помощи рук расстегнуть пуговицы на пиджаке, а затем снова застегнуть.
  • Попробовать на ощупь, с завязанными глазами пройти по заданному маршруту.

4.2. Инструкция: «Пожалуйста, подумайте и выпишите на ватман проблемы, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями». В мини-группах ведется обсуждение и выявление проблем. Все проблемы,  которые озвучиваются, записываются на ватман, но так, чтобы осталось место для наклеивания стикеров в следующем задании.

5. Мозговой штурм. Ролевая игра «Письмо правительству».

Класс делится на четыре группы: 1 и 2 группы - «Общественность», 3 группа - «журналисты»,  4 группа - «правительство».

5.1. Ситуация.

19 октября 1991 года в Киргизии родились девочки сиамские близнецы Зита и Гита Резахановы. Они были соеденены в районе копчика крестца. На двоих три ноги,  общий таз, один на двоих мочевой пузырь. После рождения детей родители решили показать их журналистам в надежде, что кто-нибудь сможет им помочь. Журналисты одной немецкой компании сразу откликнулись, предложив организовать операцию в обмен на съемку фильма. В итоге фильм был снят, а операция не состоялась. В процессе часто стали появляться фотографии сиамских близнекцов. Журналисты, таким образом, повышают рейтинг своих изданий. Однако у многих людей эти фотографии вызывают сердечные приступы, нервные срывы. Общественность активно включилась в обсуждение этой проблемы. Правительство стало получать множество писем. В одних высказывались требования запретить публикацию подобных фотографий, как предупреждение обществу. Правительство должно решить, что рекомендовать журналистам.

5.2. Задания для групп.

1 группа пишет письмо в поддержку СМИ.

2 группа пишет письмо против публикации таких фотографий.

3 группа  защищает право СМИ на распространение объективной информации.

4 группа задает вопросы представителям общественности и СМИ и выносит решение.

5.3. Обсуждение.

По окончании игры дети должны ответить на вопрос: Публиковать или не публиковать подобные фотографии?

6. Блок «Что я могу сделать?»

6.1 Ведущий раздает стикеры разных цветов для каждого участника.

6.2. Инструкция: «Нашим государством разрабатывается и реализуется много программ для инвалидов, помогающих сделать их жизнь легче и интереснее. Но зачастую этого недостаточно. Сейчас у вас будет 10 минут, чтобы подумать и записать, что лично вы можете сделать для людей с ограниченными возможностями, а не государство или еще кто-то».

6.3. Учащиеся записывают на стикерах, что конкретно они могут сделать собственными силами, чтобы помочь этой социально-уязвимой группе и сделать их жизнь, лучше, проще и счастливее.

6.4. Работа проходит в индивидуальном формате. Записав свои предложения на стикере, нужно наклеить его на свободное место на ватмане.

6.5. Проводится краткое обсуждение: педагог спрашивает, какие идеи самые реализуемые. Учащиеся выдвигают несколько,  аргументируя свои ответы.

Педагог подводит итог занятия: даже самое маленькое и простое дело делает жизнь людей, нуждающихся в нашей помощи, легче и вдохновляет окружающих на новые добрые дела.

Приложения

Азарт - такое увлечение, когда ничем другим заниматься, невозможно, пока силы есть. 8 лет

Африканец - лучший разведчик для ночной разведки. 10 лет

Бабочка - главная примета летнего счастья. 8 лет

Ветер - воздух, который не любит покоя. 8 лет

Грех - короста на душе, отделяющая человека от Бога. 9 лет.

Детство- восход судьбы в человеческой жизни. 10 лет

Душа - это пустота в человеке, которую он заполняет Богом или Сатаной. 8 лет

Игра - взаправдашняя понарошность. 8 лет

Импровизация - игра воображение со словами, звуками, красками, чтобы быстро получилось что-то новое. 8 лет

Книга - вещь, в которой можно сохранить знания и чувства людей во времени.

Книга - способ разговора с многими людьми сквозь время. 8 лет

Кошка - символ уютной независимости.

Лошадь - большое, теплое четырехкопытное счастье.

Маска - лицо одного выражения. 10 лет

Мудрость - мера между «мало» и «много». 10 лет

Музей- консервы времени. 8 лет

Музыка - песня Бога в восприятии человека

Музыка - гармоничное сочетание звуков и эмоций.

Мысль - самая мощная после любви сила в мире.

Наука - познание основанное на сомнении

Самоанализ классного часа «Лишние люди»

Классный час проведен в группе КПКК-1

Присутствовало 13 человек.

Тема классного часа: «Лишние люди».

Цель занятия: способствовать пониманию содержания понятия «активная социальная позиция», осознанию важности собственной активной социальной позиции, привлечение внимания к проблемам людей-инвалидов, развитие нравственных качеств обучающихся, обучение навыкам группового взаимодействия.

Образовательные задачи: 

-Формирование у обучающихся личных представлений об основах социальной идентичности, социальной ответственности, толерантности, приверженности ценностям гуманистического общества.

-Освоение приемов работы социально значимой информацией, ее осмысление.

Развивающая задача: 

-Умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

-работать индивидуально и в группе,  находить оптимальное общее решение проблемы на основе согласования позиций и учета интересов;

-формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение.

Воспитательная задача: 

-Воспитание гражданской идентичности: патриотизма, уважения к людям, усвоение гуманистических ценностей, воспитание чувства ответственности и долга;

-Формирование осознанного, уважительного, доброжелательного отношения к другим людям, формирования готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания;

-Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни;

-Развитие морального сознания и компетенции в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Определение мероприятия в системе воспитательной работы. Данный классный час входит в систему мероприятий, направленных на духовно-нравственное развитие личности учеников.

Методы: Беседа, рассказ,  нагдядно-демонстративный, игровой- дискуссионный

Планирование (причины проведения мероприятий)

Данное мероприятие является плановым мероприятием по реализации воспитательной работы.

Организация подготовки

Для проведения мероприятия был составлен сценарий с учетом возрастных особенностей и в соответствии с целями воспитательной работы группы. Подобран небольшой видеофильм. Подготовлен материал для проведения игры дискуссии.

Ход мероприятия:

1 этап. Организационный момент, эмоциональный настрой.

 2 этап- озвучивание темы. Обучающимся предложены слова к которым они должны дать свои определения, а потом зачитываются определения девочки Сони Шаталовой. Сначала для обучающихся было затруднительно подобрать верные слова , чтобы выстроить определения.

3 этап обсуждение данного видеоматериала. А также были предложены задания, которые ребятам надо было выполнить. На данном этапе мероприятие строилось в диалоге: обучающиеся активно включались в диалоговые формы общения, друг с другом и с преподавателем. Старалась услышать мнение каждого. На занятии царила атмосфера сотрудничества и психологического комфорта.

Далее обучающимся предложено выписать на стикерах проблемы людей инвалидов с которыми они сталкиваются ежедневно и приклеить их на ватман.

4 этап. Игра дискуссия. На данном этапе ребята делятся на группы, психологический аспект этого занятия достижения умения работать обучающихся в группе. Эффект достигнут между обучающимися установлен положительный контакт. В командах проявлялся дух соревновательности и отстаивания своего задания.

5 этап рефлексия урока. На данном этапе работа проводится как индивидуальная, так и обсуждение. Обучающимся раздаются стикеры и дается задание , что бы они могли сделать , чтобы улучшить жизнь людей-инвалидов, нужно самостоятельно написать свое предложение. Стикеры наклеиваются на ватман, где были приклеены ранее стикеры с проблемами. Берется  проблема и  совместно обсуждаются обучающимися предложенные ими решения проблем.

Мероприятие проведено на хорошем уровне: Выбранная тема актуальна, потому, что она связана с жизнью. В течение всего занятия для активизации познавательной деятельности использовались разные формы работы: фронтальная, групповая, парная; методы: словесный (беседа, понятия), наглядный, рефлексия. Они способствовали развитию у обучающихся навыков общения, совместной деятельности, проявление их личных качеств.

Считаю, что удалось достигнуть поставленной цели. Удалось вовлечь в работу практически всех учащихся, и они эмоционально погрузились в тему классного часа, воспринимали все серьезно и осознанно. Классный час состоялся, что подтверждает рефлексия обучающихся в конце занятия.(вывод и оценка своего участия, своей деятельности.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по анлийскому языку по теме: Известные люди стран узучаемого языка

Внеклассное мероприятие по  анлийскому языку по теме: Известные люди стран узучаемого языка...

Внеклассное мероприятие "Что бы радость людям дарить, нужно милосердным быть"

Цели: - формировать первичные представления о нравственности, на основе общего знакомства с группой нравственных понятий о милосердии, доброте, дружбе, уважении, терпимости, жалости, сопережив...

Внеклассное мероприятие "Дружат люди, дружат языки!"

Язык - это окно в новый мир, это посредник дружбы....

Конспекты урокоа внеклассного чтения "Счастливые эти люди!"(по сказке Л.С.Петрушевской "Счастливые кошки")и "Вот наша жизнь нужна-вот мы и живем"(по сказке Л.С.Петрушевской"Котенок")

Это два произведения из цикла уроков внеклассного чтения "Детство. Нравственные истоки личности", помогают понять учащимся 5 класса, что есть добро и зло, что самое дорогое в жизни-это дом, любящие ро...

Внеклассное мероприятие для старшеклассников "Из жизни замечательных людей "( История любви)

Внеклассное мероприятие для старшеклассников ко Дню Святого Валентина" Из жизни замечательнх людей "  знакомит учащихся с историями любви известных людей и произведениями искусства, созданн...

Внеклассное мероприятие для старшеклассников "Из жизни замечательных людей "( История любви)

.Внеклассное мероприятие для старшеклассников ко Дню Святого Валентина" Из жизни замечательнх людей "  знакомит учащихся с историями любви известных людей и произведениями искусства, созданными п...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Людей неинтересных в мире нет"

В процессе воспитания личности  важное  значение имеет формирование  её нравственности,  развития индивидуальности каждого обучающегося. Данный классн...