Как предотвратить конфликт. Сценарий родительского собрания.
методическая разработка по теме

Стенникова Елена Николаевна

Воспитание – это старейшее из человеческих дел. Зависит оно от трех переменных: взрослые, дети и отношение между ними. Домашнее воспитание – это задача с тремя неизвестными. А.С. Макаренко писал: “Школа не может и не должна пассивно выжидать улучшения семейного воспитания, она должна организовывать и направлять воспитательную деятельность родителей”.

Родительские собрания должны быть интересными и полезными для всех, ведь не развивая родителей – семью, нельзя полноценно воспитать, развить личность.

Российское общество в последнее время обеспокоено проблемой психологической травли участников образовательного процесса. Основными участниками образовательного процесса в соответствии с российским законодательством являются: педагоги, обучающиеся и родители. Как правило, дети жалуются на некорректное отношение учителей, учителя - на недозволительное поведение обучающихся, а родители - и на тех, и на других, включая представителей администрации.

Каждый, я думаю, согласится с тем, что в школьной жизни конфликтные ситуации возникают слишком часто. Предсказуемые и непредсказуемые, уникальные и типичные, забавные и вызывающие отвращение, забываемые и сохраняющиеся в памяти на всю жизнь  конфликтные и стрессогенные происшествия школьной жизни составляют неотъемлемую часть педагогического бытия. В педагогической деятельности отражаются все те столкновения, которыми характеризуются процессы общения людей в производственной, досуговой, бытовой сферах жизнедеятельности. Однако в отличие от конфликтных событий в бытовой сфере конфликтогенные события в школьной действительности переживаются острее.

Существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться неэффективной, поскольку у каждой есть свои, как положительные, так и отрицательные стороны.

Мнение о том, что конфликт полезен, помогает сбросить накопившиеся эмоции, упускает тот момент, что противоборствующие стороны (родитель – учитель - ученик) всегда остаются при своей правде, никто никого не переубеждает, внешне появляется победитель и проигравший, хотя на самом деле проигрывают все: конкретная проблема не решается, накал страстей возрастает, свою жизненную энергию человек тратит впустую на противостояние.

Самым верным способом избежать конфликта является его недопущение.

Для этого основными участникам образовательного процесса  надо хорошо овладеть умениями и навыками предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций.

В случае конфликтной ситуации можно пользоваться приёмами её недопущения. Данное родительское собрание предлагает познакомиться и потренировать на практике некоторые приемы и технологии предотвращения или выхода из конфликтной ситуации.

Методическая разработка представляет  собой конспект, который помогает определить, как провести данное родительское собрание, в какой последовательности организовать практические упражнения, какую методику целесообразно применять для эффективного проведения собрания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

1.Введение ………………………………………………………..2

2.Методика подготовки родительского собрания    ………… . 3

3.Сценарий  проведения  родительского собрания

   «Конфликт – как следствие нарушения коммуникации и

    способы его  предотвращения                                    ………    4

4.Заключение…………………………………………………… 10

5.Список использованной литературы………………………    11

Пояснительная записка

Воспитание – это старейшее из человеческих дел. Зависит оно от трех переменных: взрослые, дети и отношение между ними. Домашнее воспитание – это задача с тремя неизвестными. А.С. Макаренко писал: “Школа не может и не должна пассивно выжидать улучшения семейного воспитания, она должна организовывать и направлять воспитательную деятельность родителей”.

Родительские собрания должны быть интересными и полезными для всех, ведь не развивая родителей – семью, нельзя полноценно воспитать, развить личность.

Российское общество в последнее время обеспокоено проблемой психологической травли участников образовательного процесса. Основными участниками образовательного процесса в соответствии с российским законодательством являются: педагоги, обучающиеся и родители. Как правило, дети жалуются на некорректное отношение учителей, учителя - на недозволительное поведение обучающихся, а родители - и на тех, и на других, включая представителей администрации.

Каждый, я думаю, согласится с тем, что в школьной жизни конфликтные ситуации возникают слишком часто. Предсказуемые и непредсказуемые, уникальные и типичные, забавные и вызывающие отвращение, забываемые и сохраняющиеся в памяти на всю жизнь  конфликтные и стрессогенные происшествия школьной жизни составляют неотъемлемую часть педагогического бытия. В педагогической деятельности отражаются все те столкновения, которыми характеризуются процессы общения людей в производственной, досуговой, бытовой сферах жизнедеятельности. Однако в отличие от конфликтных событий в бытовой сфере конфликтогенные события в школьной действительности переживаются острее.

Существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться неэффективной, поскольку у каждой есть свои, как положительные, так и отрицательные стороны.

Мнение о том, что конфликт полезен, помогает сбросить накопившиеся эмоции, упускает тот момент, что противоборствующие стороны (родитель – учитель - ученик) всегда остаются при своей правде, никто никого не переубеждает, внешне появляется победитель и проигравший, хотя на самом деле проигрывают все: конкретная проблема не решается, накал страстей возрастает, свою жизненную энергию человек тратит впустую на противостояние.

Самым верным способом избежать конфликта является его недопущение.

Для этого основными участникам образовательного процесса  надо хорошо овладеть умениями и навыками предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций.

В случае конфликтной ситуации можно пользоваться приёмами её недопущения. Данное родительское собрание предлагает познакомиться и потренировать на практике некоторые приемы и технологии предотвращения или выхода из конфликтной ситуации.

Методическая разработка представляет  собой конспект, который помогает определить, как провести данное родительское собрание, в какой последовательности организовать практические упражнения, какую методику целесообразно применять для эффективного проведения собрания. 

Цель: исследование конфликтов, причин их возникновения и способов их разрешения.

Задачи:

познакомить аудиторию с понятием «конфликт», его составляющими;

ознакомить с различными стилями реагирования в конфликтных ситуациях;

применение навыков конструктивного разрешения конфликтов;

развить у участников способность к выработке собственных способов эффективной коммуникации.

Форма проведения: тренинг

Современные образовательные технологии:

технология продуктивно - творческой деятельности,

 обучение в сотрудничестве (групповая работа).

Время проведения: 1 час

План мероприятия:

1.Организационный момент

2.Основная часть

3. Заключительная часть (подведение итогов, рефлексия)

 Методическая разработка выполняет следующие функции:

 а) подсказывает  учителю путь для полного  раскрытия темы;

 б) содержит необходимый материал  для проведения родительского собрания;

 в) учитывает интересы родителей;

 Цели и задачи внеклассного мероприятия  излагаются во вступительной  части, способствующие развитию коммуникативного общения.

Современные образовательные технологии:

технология продуктивно - творческой деятельности,

 обучение в сотрудничестве (групповая работа).

Подготовительный этап:

Подбор вопросов для  осмысления, входящих в «проблемное поле»

Подготовка методических материалов для родителей.

Карточки для практических заданий.

Презентация.

Фрагменты видеоролика «Ералаш» и мультфильма «Рапунцель»

Песня: Булат Окуджава «Давайте говорить друг другу комплименты»


                                   Сценарий проведения родительского собрания

1 этап. Вступление.

(Создание основы для диалога: приветствие родителей, создание благоприятной атмосферы для дальнейшего сотрудничества).

-Здравствуйте, я рада приветствовать вас. Для начала давайте поприветствуем друг друга.  Пожалуйста, повернитесь к своему соседу, искренне ему улыбнитесь, назовите его (её) имя и сделайте комплимент. Я начну с себя: «Мария Петровна, у вас очаровательная прическа». (Все родители по очереди выполняют упражнение).

2 этап. Основной

Для того, чтобы определить тему нашего родительского собрания я предлагаю посмотреть вам видеофрагмент. (Участники смотрят фрагмент «Ералаша» «Говорите громче» (1 мин).

Вопросы для обсуждения:

Как бы вы охарактеризовали эту ситуацию? (Конфликт) Можно ли назвать данную ситуацию конфликтной?

Что стало причиной конфликта? (Один из участников диалога не получает ожидаемой ответной реакции от собеседника, возникает нарушение коммуникации и как следствие этого конфликт)

Тема нашего родительского собрания «Конфликт – как следствие нарушения коммуникации и способы его предотвращения».

Что же такое конфликт? Конфликт (лат. conflictus — столкнувшийся) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия.

И сегодня я бы хотела вам предложить некоторые приемы и технологии предотвращения или выхода из конфликтной ситуации.

Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций:

Соревнование (конкуренция) — самый распространенный и одновременно самый неэффективный способ решения проблемы, стремиться добиться своего в ущерб другому.

Недостатки: При поражении – неудовлетворенность, при победе - чувство вины, испорченные отношения. «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» 

Избегание ( уклонение)— уклонение от решения конфликтной ситуации. Желание выиграть время, сохранение покоя, исход не очень важен.

Недостатки: переход конфликта в скрытую форму, характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера «Вон посмотри, какая там красивая груша» 

Компромисс — поиск решений за счет взаимных уступок.

Недостатки: получение только половины ожидаемого, причины конфликта полностью не устранены, достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны. «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам»

Приспособление — игнорирование собственных интересов в пользу других людей, желание сохранить мир, правда на другой стороне, отсутствие власти.

Недостатки: вы уступили, решение этого вопроса откладывается, предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным. «Такая, видно, у меня доля тяжкая» 

Сотрудничество — самый оптимальный способ реагирования на конфликт, при котором учитываются интересы каждой из сторон. Именно при сотрудничестве выигрывают все конфликтующие стороны.

Недостатки: временные и энергетические затраты. Нет гарантии успеха, является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон «Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные»

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться неэффективной. Поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

Самым верным способом избежать конфликта является его недопущение. Мнение о том, что конфликт полезен, помогает сбросить накопившиеся эмоции, упускает тот момент, что противоборствующие стороны (родитель – учитель - ученик) всегда остаются при своей правде, никто никого не переубеждает, внешне появляется победитель и проигравший, хотя на самом деле проигрывают все: конкретная проблема не решается, накал страстей возрастает, свою жизненную энергию человек тратит впустую на противостояние.

В случае конфликтной ситуации можно пользоваться приёмами её недопущения.

С одним из приёмов вы уже ознакомились в самом начале нашего мастер – класса. Мы начали с одного из важных правил построения эффективного общения. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд. Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трёх плюсов».

«Правило трех плюсов»: чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

Самые универсальные – это:

Улыбка,

имя собеседника

комплимент.

- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу

Эффективное решение конфликта может быть только в том случае, когда мы проявляем заинтересованность в собеседнике. «Активное слушание» является одним из эффективных приёмов.

(Активное слушание (эмпатическое слушание) - это такое слушание, при котором активно дают понять собеседнику, что его не только слушают, но и слышат, и понимают, и даже разделяют его чувства. В результате говорящий чувствует, что его слышат и понимают, чувствует доверие и поддержку и гораздо больше идет контакт, раскрывая свои чувства, переживания.

Правила активного слушания

  • слушайте с первых же слов разговора и не ослабляйте внимание;
  • отложите все другие занятия и слушайте: не пытайтесь делать два дела одновременно;
  • гоните от себя любые отрицательные мысли о собеседнике;
  • осмысливайте то, что вам говорят в данный момент, не забегайте вперед;
  • не перебивайте;
  • постарайтесь заинтересоваться тем, о чем вам говорят;
  • оценивайте сказанное скорее по его содержанию, чем по манере подачи;
  • избегайте поспешных выводов, сохраняйте объективность.

Посмотрите небольшой видео-фрагмент, который даст вам наглядное представление об этом приёме.. (Просмотр отрывка мультипликационного фильма «Рапунцель» 2 мин).

Существуют несколько техник активного слушания». 

(Техники активного слушания:

  • «Парафраз» («пересказ») — воспроизведение мысли говорящего своими словами («перефразирование»), например, «как я понимаю...», «по вашему мнению...», «другими словами...».
  • «Эхо-реакция» — повторение последнего слова собеседника («И тогда мы пошли на дискотеку. На дискотеку?»)
  • Уточняющие вопросы («Что ты имел в виду»?) или наводящие вопросы (Что? Где? Когда? Почему? Зачем?)
  • Побуждение («Ну и… И что дальше?»);
  • Резюмирование подытожить основные идеи партнера, соединить основные фрагменты разговора в единое целое. 
  • и так, Вы считаете…
  • Ваши слова означают…
  • другими словами
  • Отражение чувств:
  • мне кажется, Вы чувствуете…
  • понимаю, Вы сейчас разгневаны…
  • Проявление эмоций: мимикой, пантомимикой, смехом, вздохами и т. п.)

Давайте потренируем одну из этих техник.

Упражнение "Убей стихотворение"

Научиться делать правильное перефразирование можно на примере стихотворений. Все стихотворения наполнены больших количеством "красок", метафор. Чем больше эмоций вызывает стихотворение, тем оно считается более удачным. А задача техники Парафраз, наоборот, убрать все эмоции, краски, и оставить только "сухую" суть проблемы. А без этих вещей стихотворение полностью теряет свою ценность. Поэтому в этом упражнении необходимо "убить" стихотворения с помощью Парафраза.

Например

Отрывки стихотворения: "Я помню чудное мгновенье. Передо мной явилась ты, как мимолётное виденье, как гений чистой красоты".

Парафраз: правильно я вас понимаю, что вы запомнили момент нашего первого знакомства?

"Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки кобылку бурую запрячь?"

Парафраз: если я вас правильно понял, вы призываете меня заняться активным отдыхом, покататься на лошадях?

Пора, красавица, проснись

 Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Парафраз: исходя из ваших слов, вы призываете меня проснуться и начать день?

Попробуйте применить Парафраз на следующих примерах: "Белеет парус одинокий. В тумане моря голубом! Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?", "Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела, и ты печальная сидела. А нынче… погляди в окно", "Я вас любил: любовь ещё, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем". "До свиданья, друг мой, до свиданья. Милый мой, ты у меня в груди. Предназначенное расставанье. Обещает встречу впереди", "С первых дней годины горькой, В тяжкий час земли родной. Не шутя, Василий Теркин, Подружились мы с тобой", "Есть грозный суд: он ждёт; Он не доступен звону злата, И мысли, и дела он знает наперёд".

Парафраз - группа делиться на подгруппы (3-4), каждая мини-группа получает стихотворение (4 строчки). Задача - каждое слово заменить синонимом или похожим словом или фразой. Затем, каждая мини-группа зачитывает свое получившееся произведение, а остальные отгадывают - какое стихотворение было изначально. Например: «Наша девочка рыдает из-за неосторожно брошенной игрушки в водоем.» (Наша Таня громко плачет – уронила в речку мячик.)

1 группа:

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

Автор: А. Л. Барто

2 группа:

Зайку бросила хозяйка -

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Автор: А. Л. Барто

  • Задавая уточняющие вопросы, вы начинаете управлять разговором.
  • Собеседник убеждается, что вы его слушали, поняли, и у него появляется ощущение, что вы сейчас решите все его проблемы.
  • Когда человеку задают конструктивный вопрос, во время слушания и ответа включается мыслительный процесс, что частично убирает лишние эмоции.
  • Возвращая собеседнику его же мысль в изменённом виде, убрав лишние "краски" и эмоции, вы помогаете ему самому понять чего же он на самом деле хочет и как можно эту ситуацию решить, то есть переводите его из позиций Родитель или Ребёнок в позицию Взрослый.

Эффективны также, упражнения, разработанные на основе метода эмпатии.

Эмпа́тия — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.

Умение понимать других и сопереживать людям – это основа продуктивного человеческого общения. Ощущение и осознание чувств собеседника позволяет строить долгосрочные, крепкие отношения, легко находить общий язык в учебе и работе

Психологи объясняют следующее значение слова эмпатия: иррациональное понимание другой личности, ощущение ее внутреннего мира, умение частично испытать те же эмоции, что у собеседника, одновременно отделяя их от собственного восприятия. Существуют разные уровни и формы эмпатической способности, отличающиеся по степени ее интенсивности. 
Даже если существует конфликтная ситуация, адекватные люди, умеющие слушать и слышать, смогут найти эффективное решение и компромисс гораздо быстрее, чем собеседники без развитой эмпатии в аналогичных условиях. Эмпатия, это качество, которое поддается тренировке и я предлагаю вам одно упражнение, которое нам в этом поможет.

Упражнение «Зеркало чувств»:

На доске фраза, её надо произнести, выражая ту эмоцию, которая будет в вашей карточке. Остальные участники должны определить эту эмоцию.

Фраза: «Заседание педагогического совета состоится в актовом зале».

Эмоции: презрение, разочарование, обида, гнев, раздражение, испуг, омерзение.

  • Как бы вы охарактеризовали все эти эмоции? (Все эти эмоции несут на себе отрицательный заряд).
  • Согласны ли вы с тем что отрицательные эмоции являются катализатором конфликта?
  • Как вы думаете, что необходимо чтобы изменить данную ситуацию?

Попадая в конфликтную ситуацию, мы должны постараться сохранить внутреннее спокойствие и стабильность, стремиться не попадать в атмосферу напряженности. Опыт показывает, если один из взаимодействующих людей обретает и сохраняет сдержанность, равновесие и отстраненность, то другой участник лишается возможности начать конфликт или взаимодействовать  в « конфликтном режиме». В результате назревающий конфликт затухает, а потенциальные конфликтные отношения нормализуются. Оказывается, данный метод нейтрализации конфликта известен с давних времен и встречается в русских народных сказках. Например, в сказке «Волшебная водица» ссоры между женой и мужем прекратились, как только жена перестала отвечать на раздраженные реплики мужа,  каждый раз набирая в рот «волшебной водицы».

На автокоррекцию собственных психических состояний направлены следующие два упражнения:

Упражнение («Дерево»)

Представьте себя деревом, тем, которое Вам больше нравится. Необходимо детально представить его образ: мощный или гибкий ствол, переплетающиеся ветви, колышущуюся на ветру листву, открытость кроны на встречу солнечным лучам и влаге дождя, циркуляцию питательных соков по стволу, корни, прочно вросшиеся в землю. Необходимо почувствовать как можно более реально питательные соки, которые корни вытягивают из земли. Земля – это символ жизни, корни – это символ стабильности, связи человека с реальностью.

Данное упражнение укрепляет уверенность в себе.

3 этап. Заключение

Был ли полезен вам этот мастер класс?

Где можете применить в своей дальнейшей пед. практике приемы и техники?

Какой прием или технику вы стали бы использовать в своей жизни?

В заключении хотелось бы рассказать  Вам одну мудрую притчу:

Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее. Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать плащ с человека. Он задувал ему под ворот, в рукава, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее.

Тогда за дело взялось солнце. “Смотри, - сказало оно ветру. - Я буду действовать по-иному, ласково”. И действительно, солнце начало нежно пригревать путешествующему спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял.

Так солнце победило, действуя по-доброму, с любовью.

Литература.

Основная

  1. Агеева Л.Г. Конфликтология: краткий теоретический курс: учебное пособие / Л.Г. Агеева. - Ульяновск: УлГТУ, 2010. - 200 с.;
  2. Анцупов А. Я. Конфликтология: новые способы и приемы профилактики и разрешения конфликтов: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : ЭКСМО, 2011. - 510 с. : ил. - (Психологическое образование). - Библиогр.: с. 468-480.
  3. Гришина Н. В. Психология конфликта: хрестоматия/ Гришина Е. В. 2-е изд. – СПб: ПИТЕР, 2008
  4. Светлов В. А. Современный словарь по конфликтологии /В.А. Светлов.-М.: ФЛИНТА:НОУ ВПО «МПСУ», 2014.
  5. Сулимова, Т. Технологии урегулирования конфликтов / Т. Сулимова// Социальная политика и социальное партнерство. – 2011. – № 9.– С. 24-32.
  6. Тихонова, О.И. Межкультурный подход к проблеме внутрисемейных отношений / О.И. Тихонова // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». – 2012. – Том 24 (65), № 1-2. – С. 244-252
  1. Фесенко О.П., Колесникова С.В.. Практикум по конфликтологии или Учимся разрешать конфликты (для студентов всех направлений подготовки): Флинта; Москва; 2014

Дополнительный

  1. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. - М.: ВЛАДОС, 2003.- 208с.
  1. Ворожейкин, И. Е. Конфликтология: учебник для вузов / В. П. Ратников, В. Ф. Голубь, Г. С. Лукашева и др.; Под ред. В. П. Ратникова. - М. : ЮНИТИ, 2001. - 512 с. - Библиогр.: с. 500-502.
  2. Громова О. Н. Конфликтология: курс лекций / О. Н. Громова. - М. : Ассоц. авт. и изд. "Тандем" ; М. : ЭКМОС, 2001. - 319 с.
  3. Дмитриев А. В. Конфликтология: учебное пособие для вузов / А. В. Дмитриев. - М. : Гардарики, 2003. - 318 с
  4. Кильмашкина Т. Н. Конфликтология. Социальные конфликты : учебное пособие для вузов / Т. Н. Кильмашкина. - М. : ЮНИТИ, 2004. - 150 с.
  5. Леонов Н. И. Конфликтология: хрестоматия: учебное пособие / Моск. психол.-соц. ин-т; сост. Н. И. Леонов. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2005. - 367 с.
  6. Рогов Е. И. Психология общения: к изучению дисциплины / Е. И. Рогов. - М. : ВЛАДОС, 2007. - 335 с.
  7. Уткин Э. А. Конфликтология: теория и практика / Э. А. Уткин ; Ассоц. авт. и изд. "ТАНДЕМ". - М. : ЭКМОС, 2000. - 271 с.

Интернет источники:

  1. https://multiurok.ru/files/trieningh-dlia-piedaghoghov-spietsifika-shkol-nykh.html
  2. http://dnevnyk-uspeha.com/psihologiya/strategiya-povedeniya-v-konfliktnoy-situatsii.html
  3. https://vsetreningi.ru/articles/ispolzovanie_tehniki_parafraz_v_upravlenii_konfliktnymi_komm/
  4. http://hr-portal.ru/article/10-uprazhneniy-dlya-razvitiya-empatii
  5. http://www.eti-deti.ru/autotrening/172.html
  6. http://kssovushka.ru/zhurnal/6/312-seminar-praktikum-dlya-pedagogov-kak-razreshat-konfliktnye-situatsii-v-rabote-s-roditelyami-vospitannikov/
  7. https://www.youtube.com/watch?v=tRk0JLjILDI
  8. https://vk.com/im?sel=67767348&w=wall-48257009_67954%2Fd900215d40dd50154b



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 273 имени Л.Ю.Гладышевой Колпинского района Санкт-Петербурга Родительское собрание с элементами психологического тренинга. « Конфликт – как следствие нарушения коммуникации и способы его предотвращения » Автор-составитель: Е.Н. Стенникова ., классный руководитель 11А класса Санкт-Петербург 2017- 2018 учебный год

Слайд 2

bulat_ okudzhava _-_ davayte_govorit_drug_drugu_komplimenty _(zaycev.net)

Слайд 3

https://vk.com/im?sel=67767348&w=wall-48257009_67954%2Fd900215d40dd50154b

Слайд 4

«Конфликт – как следствие нарушения коммуникации и способы его предотвращения».

Слайд 5

КОНФЛИКТ (лат. conflictus — столкнувшийся) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия

Слайд 6

«Правило трёх плюсов ». Улыбка Имя Комплимент

Слайд 7

Активное слушание. https://www.youtube.com/watch?v=tRk0JLjILDI

Слайд 8

Техники активного слушания: «Парафраз» «Эхо-реакция» Уточняющие вопросы Наводящие вопросы Побуждение Резюмирование Отражение чувств Проявление эмоций

Слайд 9

«ПАРАФРАЗ» («пересказ») — воспроизведение мысли говорящего своими словами («перефразирование»), например : « как я понимаю ...» « по вашему мнению ...» « другими словами...».

Слайд 10

"Убей стихотворение"

Слайд 11

" Я помню чудное мгновенье. Передо мной явилась ты, как мимолётное виденье, как гений чистой красоты".

Слайд 12

«ПАРАФРАЗ» « как я понимаю ...» « по вашему мнению ...» « другими словами ...». «правильно я вас понимаю, что …»

Слайд 13

" Я помню чудное мгновенье. Передо мной явилась ты, как мимолётное виденье, как гений чистой красоты". Правильно я Вас понимаю , что вы запомнили момент нашего первого знакомства?

Слайд 14

"Белеет парус одинокий . В тумане моря голубом! Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?"

Слайд 15

"Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела , и ты печальная сидела. А нынче… погляди в окно"

Слайд 16

"Я вас любил: любовь ещё, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит ; Я не хочу печалить вас ничем ".

Слайд 17

Эмпа́тия осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.

Слайд 18

«Зеркало чувств»

Слайд 19

«Заседание педагогического совета состоится в актовом зале»

Слайд 20

«Дерево»



Предварительный просмотр:

Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций:

Соревнование (конкуренция) — самый распространенный и одновременно самый неэффективный способ решения проблемы, стремиться добиться своего в ущерб другому.

Недостатки: При поражении – неудовлетворенность, при победе - чувство вины, испорченные отношения. «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» 

Избегание ( уклонение)— уклонение от решения конфликтной ситуации. Желание выиграть время, сохранение покоя, исход не очень важен.

Недостатки: переход конфликта в скрытую форму, характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера «Вон посмотри, какая там красивая груша» 

Компромисс — поиск решений за счет взаимных уступок.

Недостатки: получение только половины ожидаемого, причины конфликта полностью не устранены, достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны. «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам»

Приспособление — игнорирование собственных интересов в пользу других людей, желание сохранить мир, правда на другой стороне, отсутствие власти.

Недостатки: вы уступили, решение этого вопроса откладывается, предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным. «Такая, видно, у меня доля тяжкая» 

Сотрудничество — самый оптимальный способ реагирования на конфликт, при котором учитываются интересы каждой из сторон. Именно при сотрудничестве выигрывают все конфликтующие стороны.

Недостатки: временные и энергетические затраты. Негарантированность успеха, является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон «Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные»



Предварительный просмотр:

Правила активного слушания

  • слушайте с первых же слов разговора и не ослабляйте внимание;
  • отложите все другие занятия и слушайте: не пытайтесь делать два дела одновременно;
  • гоните от себя любые отрицательные мысли о собеседнике;
  • осмысливайте то, что вам говорят в данный момент, не забегайте вперед;
  • не перебивайте;
  • постарайтесь заинтересоваться тем, о чем вам говорят;
  • оценивайте сказанное скорее по его содержанию, чем по манере подачи;
  • избегайте поспешных выводов, сохраняйте объективность.



Предварительный просмотр:

Техники активного слушания:

  1. «Парафраз» («пересказ») — воспроизведение мысли говорящего своими словами («перефразирование»),
  • «как я понимаю...»,
  • «по вашему мнению...»
  •  «другими словами...».
  1. «Эхо-реакция» — повторение последнего слова собеседника
  • «И тогда мы пошли на дискотеку». «На дискотеку?»
  1. Уточняющие вопросы
  • «Что ты имел в виду?»

  1. Наводящие вопросы 
  • Что? Где? Когда? Почему? Зачем?
  1. Побуждение 
  • «Ну и… И что дальше?»
  1. Резюмирование  - подытожить основные идеи партнера, соединить основные фрагменты разговора в единое целое. 
  • и так, Вы считаете…
  • Ваши слова означают…
  • другими словами
  1. Отражение чувств:
  • мне кажется, Вы чувствуете…
  • понимаю, Вы сейчас разгневаны…
  1. Проявление эмоций:
  • мимикой, пантомимикой, смехом, вздохами и т. п.



Предварительный просмотр:

"Белеет парус одинокий.

В тумане моря голубом!

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?"

"Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем".

"До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье.

Обещает встречу впереди"

"Есть грозный суд: он ждёт;

Он не доступен звону злата,

И мысли, и дела он знает наперёд".

"Луна, как бледное пятно,

сквозь тучи мрачные желтела,

и ты печальная сидела.

А нынче… погляди в окно",

"До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье.

Обещает встречу впереди"

"С первых дней годины горькой,

В тяжкий час земли родной.

Не шутя, Василий Теркин,

Подружились мы с тобой"

А ты думал - я тоже такая,
Что можно забыть меня,
И что брошусь, моля и рыдая,
Под копыта гнедого коня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания.

1.Родительское собрание Тема: Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации. ...

Сценарий родительского собрания

Полный сценарий проведения родительского собрсния: "О трудностях в учении, или чтобы ребенок учился"...

Сценарий родительского собрания "Папа, мама, я - здоровая семья"

Сценарий родительского собрания "Папа, мама, я - здоровая семья"...

Сценарий родительского собрания по профориентации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСценарий родительского собрания «Мир профессий, или какую дверь открыть?»       « Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?»- пожалуй, этот вопрос входит...

Работа классного руководителя. Сценарий родительского собрания "У каждого ребенка должна быть семья".Сценарий классного часа и тетрализованного представления "Сказка ложь, да в ней намёк..." (5 класс).

Родительское собрание "У каждого ребёнка должна быть семья"  о гармонизации детско-родительских отношений.Сценарий классного часа "Сказка ложь, да в ней намек..." о развитии общечеловеческих ценн...

Сценарий родительского собрания Семья — моя радость (родительское собрание совместно с детьми)

Сценарий родительского собрания,проводимого  совместно с детьми 7-я — моя радостьЦель: раскрытие важности семьи для становления человека;способствовать сближению и взаимопониманию между...

Сценарий родительского собрания в 6 классе: «О родительском авторитете»

Сценарий родительского собрания в 6 классе: «О родительском авторитете»...