Неделя истории
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Матирко Вера Валентиновна

В методическом материале представлены программа и сценарий Недели истории. Неделя истории – это одна из форм внеурочной работы. Ее важнейшей задачей является усиление интереса к предмету. В конце материала имеются ответы на задания. Сценарий сопровождается презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Неделя истории в школе

                                                                                     Матирко Вера Валентиновна,

                                                                                               учитель истории и обществознания

                                                                                   БОУ «Крайчиковская СШ»

Колосовского муниципального района

                                                      Омской области.

         Неделя истории – это одна из форм внеурочной работы. Ее важнейшей задачей является усиление интереса к предмету.

         Проблема интересной Недели истории, как и хорошего урока, - это проблема такого сочетания различных составляющих ее элементов, которые наиболее оптимально отвечают познавательным интересам, уровню подготовленности учащихся, условиям и возможностям школы и педагогическому замыслу учителя.

        При составлении плана Недели следует учесть условия, в которых работает школа, взвесить возможности свои и учащихся, выявить их интересы. К планированию можно и нужно привлекать самих учащихся, при этом учитывать их интересы, вопросы, предложения и пожелания. Не следует браться сразу за множество  форм работы и мероприятий.

         Проведение недели истории – это не только и не столько развлечение для учащихся, сколько одна из форм организации обучения, которая должна быть связана с основным программным курсом обучения, углублять, дополнять его и тем самым повышать  уровень образования учащихся, способствовать их развитию, расширять их кругозор.

        Разработка, которую я предлагаю,  рассчитана на сельскую школу с малой наполняемостью классов. В школе активно работает кружек «Юных краевед» и школьный  Краеведческий музей, которые я планирую задействовать.

        В 2012 году празднуется 200 лет победы в Отечественной войне  1812 года. Поэтому  данное событие является ключевой темой мероприятия, о чем заранее объявляется.  

Цель мероприятия: Расширение кругозора учащихся, закрепление ранее полученных знаний, реализация межпредметных связей, привитие любви к предмету.

План:

1. Экскурсия в школьный Краеведческий музей для учащихся начальных классов (Ответственные – экскурсоводы из кружка «Юный краевед»).

2.  Составление летописи Отечественной войны 1812 года в лицах (Учащиеся каждого класса получают задание: найти небольшой по объему яркий иллюстрированный материал о каком-либо герое Отечественной войны 1812 года. Оформляется общая газета).

3. Игра «Турнир знатоков истории» (Учащимся11 класса предлагаю собрать две сборные команды из представителей  5-11 классов. В команды привлекаются учащиеся, изучающие историю на профильном уровне или просто интересующиеся данным предметом).

       Накануне вывешивается объявление необычное по форме и содержанию. Оно сразу интригует и вызывает интерес.

Турнир знатоков истории

За сценой шум. На сцену вбегают Отец истории Геродот и богиня истории Клио.

Геродот:  Ой! Клио, куда мы попали?

Клио:        Кто же знает, куда мы попали? Говорила я тебе, не трогай колесо              

                 истории. Так нет же! (передразнивает) «Я только чуть-чуть поверну»

Геродот: Я действительно его повернул совсем чуть-чуть, градусов на 30.    

                  Вдруг налетел какой-то вихрь, подхватил нас и перенес в

                  неведомое время в неведомую страну.

Клио:        Как же нам разобраться, куда мы попали? (Показывает на жюри) И

                    кто эти люди, которые сидят за тем столом? Может это вожди  

                   соседних племен?

Геродот: Нет, не похожи. Это, скорее всего, стратеги собрались на военный

                  совет.

Клио:        А кто вот эти молодые люди за соседними столами? Прикид у них

                    какой-то странный. Первый раз такой вижу!

Ведущий: Здравствуйте дорогие гости, из прошлого. Не пугайтесь и не

                    удивляйтесь при помощи колеса истории вы попали в 21-й век

                    нашей эры. А за этими столами  и в зале сидят молодые люди,

                    которые любят и знают историю.

Клио:        Даже знают, как греки разбили персов при Марафоне?

 Ведущий: Конечно, знают.  И, не только это, но и многое другое.

                    Вот только вы им не представились.

Клио:       Я богиня Клио муза истории. Мудрые правители относятся ко мне с

                   почтением, а недалекие стараются не замечать. Горе народам и

                   странам, которые не извлекают уроков из истории!

Геродот:  А я Геродот – отец истории меня так прозвали за то, что я  еще в

                   5-ом веке до нашей эры написал знаменитый труд  «Всеобщая

                  история», где  описал страны и народы, в которых  я сам побывал.

Ведущий: Уважаемые гости мы приглашаем вас на турнир знатоков истории.            

№1 Блиц-турнир

Задание I-й команде

1. Объезд князем подвластны земель и сбор дани (полюдье)

2. Рубаха из стальных колец (кольчуга)

3. Войско древнерусского князя (дружина)

4. Налог, взимавшийся с мужского населения податных сословий (подушная подать)

5. Войско, которое формируется  из граждан на добровольной основе в случае военных действий (народное ополчение).

6. Человек, выступающий против учения церкви (еретик).

7. Брак между представителями правящих династий разных государств (династический брак).

8. Участники крестовых походов (крестоносцы)

9. Документ, который подписала Анна Ивановна, вступая на российский престол (кондиции).

10. Глава духовно-рыцарского ордена (магистр)

Задание II-й команде

1. Нормы и места сбора дани, установленные княгиней Ольгой (уроки и погосты).

2. Денежный сбор с крестьян  при уходе от феодала в Юрьев день (пожилое). 

3. Народное собрание на Руси (вече).

4. Религия восточных славян (язычество).

5. Натуральный или денежный сбор с покоренных народов (дань).

6. Представитель ордынского хана на Руси (баскак)

7. Перепись населения Руси, произведенная татаро-монголами (число).

8.  Укрепленное жилище феодала (замок).

9.  Исключительное право на какое- либо занятие (монополия).

10. Высший орган власти при императоре, учрежденный Екатериной I (верховный тайный совет).

№2А.  О каком историческом событии идет речь  в литературном произведении?

Как побил государь Золотую орду под Казанью,

Указал, - на подворье свое приходить мастерам.

И велел благодетель, - гласит летописца сказанье –

В память оной победы да выстроить храм!

               ***

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день не мало,

Что значит русский бой  удалый

Наш рукопашный бой!..

               ***

Русские не склонятся знамена!

Будем биться так,

 Чтоб видно было:

В мире нет сильнее русской силы,

Чтоб остались от Орды поганой

Только безымянные курганы,

Чтоб вовек стояла величаво

Мать Россия, наша жизнь и слава!

                   ***

Горит восток  зарею новой.

Уж на равнине по холмам

Грохочут пушки. Дым багровый

Кругами всходит к небесам

Навстречу утренним лучам.

Полки ряды свои сомкнули.

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

Сыны любимые победы,

 Сквозь огнь окопов рвутся шведы,

Волнуясь конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой твердостью своею

Ее стремление крепит.

И битвы поле роковое

Гремит, пылает здесь и там,

Но явно счастье боевое

Служить уж начинает нам.

№2Б.  О каком историческом событии идет речь  в литературном произведении?

              ***

Подняв мечи из русской стали,

Нагнув копейные древки,

 Из леса с криком вылетали

Новогородские полки.

По льду летели с лязгом, громом

К мохнатым гривам наклоняясь,

И первым на коне огромном

В немецкий строй  врубился князь.

            ***

Как мне о битве на Дону

Рассказ продолжить мой?

Читатель, я не обману,

Сказав о битве той,

Что не было еще такой.

Шел бой с такою кровью,

Что был в багрец окрашен Дон

До самого низовья… .

                 ***

На берегу пустынных волн

Стоял он дум великих полн,

И вдаль глядел, Пред ним широко

Река неслася; бедный челн

По ней стремился одиноко.

По мшистым топким берегам,

Приют убогого чухонца;

И лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,

Кругом шумел.

                           И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердо стать при море.

№3  Узнай героя в лицо.

( Участникам  игры представляется презентация из портретов героев Отечественной войны 1812 года)

Задание: назвать имя героя.  

№4  Назовите настоящее имя исторического деятеля, которому принадлежит данное прозвище или псевдоним.

1. Железный канцлер   (Отто Бисмарк)

2. Железная леди   (Маргарет Теччер)

3. Ленин   (Владимир Ильич Ульянов)

4. Сталин   (Иосиф Виссарионович Джугашвили)

№5. Историческая задача. Объясните почему:

1. Во время Ледового побоища ни кто не кричал «Ура!», а на Куликовом поле «Ура!»  неслось с обеих сторон?

2. О Николае Копернике говорят, что он остановил Солнце и сдвинул Землю?

№6. Историческая картина. Задание: назвать название картины, ее автора, и событие с которым она связана (представляется презентация).

№7А.  Разгадай шифрограмму и ты прочтешь слова  Александра Невского, сказанные им после Ледового побоища.

1. Глава духовно-рыцарского ордена; 2.  Участники крестовых походов; 3.  Перепись населения Руси, произведенная татаро-монголами; 4.  Город, захваченный крестоносцами на Руси; 5.  Налоги с русских земель в орду; 6.  Представители ханов  на Руси.

1

2

3

4

5

6

7

8

7

9

5

6

10

11

10

5

12

13

14

4

5

15

10

16

5

8

10

17

18

2

11

19

20

2

5

8

2

8

4

8

6

10

5

1

9

14

10

1

8

11

2

1

16

7

4

18

9

6

10

6

1

9

14

2

4

16

10

3

4

20

11

9

6

№7Б.  Разгадай шифрограмму, и вы прочтете знаменитые слова историка             В. О. Ключевского о положении России во времена бироновщины.

1.  Высший орган власти при императоре, учрежденный Екатериной I;  2. Документ, который подписала Анна Ивановна, вступая на российский престол;  3. Ближайший друг Петра I , фактический правитель России во времена Екатерины I  и Петра II.  4. Дочь Петра I, занявшая престол в результате государственного переворота;  5.Канцлер времен Елизаветы Петровны.

1

2

3

4

5

1

6

7

8

9

10

8

6

7

8

11

5

1

2

9

12

5

6

13

14

15

14

14

16

2

6

17

14

12

5

1

2

18

14

19

10

1

2

9

10

20

2

9

3

5

1

6

10

21

2

11

9

22

23

2

1

-----

3

24

16

14

6

6

2

16

15

7

20

5

11

7

20

10

18

14

11

ь

1

3

5

11

11

14

24

9

5

ч

6

5

11

5

3

14

19

13

7

3

я

1

5

г

5

16

2

17

12

10

№8.   Объяснить смысл крылатых выражений.

«Гуси спасли Рим»

«Работать спустя рукава»

«Положить в долгий ящик»

«Нить Ариадны»

№9  Инсценировать исторический анекдот.

 Задание 1-й команде

 Американский корреспондент: «У вас нет свободы. У нас в Америке каждый гражданин может выйти на улицу и кричать: «Долой президента Трумэна!».

Сталин отвечает: «И у нас каждый гражданин может кричать на улице: «Долой президента Трумэна!»

Задание 2-й команде

 Сталин звонит Берия:

- Лаврентий, пропала трубка. Это диверсия, прими меры.

- Будет сделано, товарищ Сталин.

Через неделю.

- Товарищ Сталин, разрешите доложить. В связи с пропажей трубки проведено расследование. Обнаружен заговор. Арестовано 400 человек, 389 уже признались в диверсионной деятельности, приговорены и расстреляны.

- Не торопись, Лаврентий, я уже нашел свою трубку.

Ответы

№1 Блицтурнир

I   1.полюдье, 2. Кольчуга, 3. Дружина, 4. Подушная подать, 5. Народное ополчение, 6. Еретик, 7. Династический брак, 8. Крестоносцы, 9. Кондиции, 10. Магистр.

II    1.уроки и погосты, 2. Пожилое,3. Вече, 4. Язычество,5. Дань, 6. Баскак, 7. Число, 8. Замок, 9. Монополия, 10. Верховный тайный совет.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

№2А  1.  Строительство Покровского собора (собор Василия Блаженного) на Красной площади в Москве;  2. Бородинское сражение 26 августа 1812г.  

3. Куликовская битва  8 сентября 1380г.

№2Б 1Ледовое побоище 5 апреля; 2. Куликовская битва 8 сентября; 3. Основание С.-Петербурга.  

3.  Узнай героя в лицо

1. МИ Кутузов,   2. М.Б Барклай де Толли,3. Д.В.Давыдов, 4. Василиса Кожина, 5. Герасим Курин,6. А.П.Ермолов, 7. Казачий атаман М.И.Платов ,8. Н.Н.Раевский, 9. П.И.Багратион, 10. Я.П. Кульнев.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------  

     №4  Назовите настоящее имя исторического деятеля, которому принадлежит данное прозвище или псевдоним.

1. Отто фон Бисмарк, 2. Маргарет Теччер,3. Владимир Ильич Ульянов,4. Иосиф Виссарионович Джугашвили.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

№5 Историческая задача.

1. Боевой клич «Ура!» использовали татаро-монголы и во времена Ледового побоища о нем  на Руси еще плохо знали (1237, 1242), а вот во времена Куликовской битвы(1380г.), после 150 лет общения с татаро-монголами  этот клич был заимствован.

2. До создания Коперником гелиоцентрической системы господствовало мнение, что  неподвижная Земля находится в центре Вселенной, а небесные светила Луна и Солнце вращаются вокруг него. Коперник же доказал, что Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца.

№6 историческая картина

Название картины

художник

Историческое событие

1. Александр Невский

П.Д.Корин

Ледовое побоище, Невская битва.

2. Степан Разин

В.И. Суриков

Восстание Степана Разина

3. Военный совет в Филях

А.Д Кившенко

После Бородинского сражения на военном совете в Филях решали  оставить Москву или нет.

4. Кутузов на Бородинском поле

С.В.Герасимов

Бородинское сражение

5. Переход Суворова через Альпы.

В.И. Суриков

Итальянский  поход Суворова

Поединок Пересвета с Челубеем

М.И. Авилов

Куликовская битва

                                                 

Пока команды выполняют свои задания, болельщиков можно занять играми.

1.Крылатые выражения (что означают, как появились)

«Труба Иерихонская»

«Ахиллесова пята»

«Троянский конь»

«Между Сциллой и Харибдой»

«Со щитом или на щите»

«Пиррова победа»

«Бить челом»

«Во всю Ивановскую»

2.Герой, событие, дата.

Ведущий называет имя, а болельщики – событие и дату.

Александр Невский  (Ледовое побоище,1242г.)

К.Мини и Д.Пожарский (Создание 2-го ополчения, 1612г.)

Литература:

1. Артемов В.В. Рабочая тетрадь по истории Отечества 6, 7 класс. М.: «Просвещение», 2000г.

2. Борзова Л.П. Игры на уроках истории. М.: «Издательство ВАЛДОС-ПРЕСС»,2004г.

3. Кулагина Г.А. Сто игр по истории. М.: «Просвещение»,1983г.

4. Предметные недели в школе. История. Обществоведческие  дисциплины. Волгоград: 2005г.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация, посвященная открытию недели истории. 2012 год - Год Российской истории.

Презентация, посвященная открытию недели истории. 2012 год - Год Российской истории....

Исторический конкурс в рамках недели истории (история России)

Разработка урока в рамках предметной недели, можно использовать  в 7 -10-х классах....

неделя истории на тему "История Родного края"

содержит план и разработки мероприятий недели истории...

Неделя истории (материалы предметной недели в школе)

Материалы предметной недели истории в КГКСКОУСКОШ VIII вида № 3, проведенной 20-25 января 2014 года с учениками старших классов (8-11 классы)....

Методическая разработка к недели истории "Колесо истории "

Мероприятие может быть использовано как для недели истории, так и для внеклассного мероприятия...