Презентация к классному часу на тему: «Основы толерантности и нетерпимого отношения к идеям национализма и ксенофобии»
презентация к уроку (9, 10, 11 класс) на тему

Протасевич Екатерина Александровна

Презентация к классному часу на тему: «Основы толерантности и нетерпимого отношения к идеям национализма и ксенофобии». При подготовки данной презентации были использованы материалы с различных источников сети интернет.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила и провела Протасевич Екатерина Александровна педагог- организатор ГБОУ №297 Санкт-Петербург 2014 г. Классный час на тему «Основы толерантности и нетерпимого отношения к идеям национализма и ксенофобии» для учащихся 9, 10 и 11 классов

Слайд 2

Цели: Ввести и закрепить определение терминов «толерантность», «национализм», «ксенофобия», углубить понимание их значения. выявить основные черты толерантности; сформировать правильное представление о толерантном поведении выявить основные черты толерантности; воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов; воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общении и взаимопонимание. Развивать нравственные общечеловеческие ценности. Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение. Развитие толерантности, уважительного отношения к другим культурам, языкам, верованиям, убеждениям, мнениям.

Слайд 3

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Слайд 4

готовность быть терпимым, снисходительным; позволять существование различных мнений без их дискриминации. tolerance (англ.) –

Слайд 5

терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. tolerenz (немец.) –

Слайд 6

убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной. tolerance (франц.) -

Слайд 7

снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать. tasamul (араб.) –

Слайд 8

умение терпеть, принимать и признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо или чему-либо, быть снисходительным. толерантность, терпимость -

Слайд 9

«… Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности».

Слайд 10

Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Л.Н.Толстой Почему писатель сравнивает человека с алмазом? Как вы считает, что значит «самоочищение»? О каком «вечном свете» говорит автор? Какова основная цель человека, по мнению писателя? Какой вывод вы можете сделать?

Слайд 11

Если бы все люди были идеальны, то каждого человека всегда можно было бы заменить любым другим. В. Франкл Как вы считаете, что значит быть «идеальным»? Каким вы видите свой идеал человека? А можно ли быть идеальным? Какова основная идея высказывания В. Франкла ? Согласны ли вы с высказыванием В. Франкла ? Тогда у нас первое высказывание противоречит второму? Как вы думаете?

Слайд 15

«Ни один народ в мире не одарён какой-либо способностью преимущественно перед другими » Г.Лессинг

Слайд 16

Национализм Национали́зм (фр. nationalisme ) — идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из них противоречат друг другу. Национализм часто ассоциируется с этнической, культурной и религиозной нетерпимостью (или любой иной неприязнью к этническим «другим»). Такая нетерпимость осуждается сторонниками умеренных течений в национализме. В последнее время «национализм» часто путают шовинизмом, фашизмом, расизмом и ксенофобией, которые делают акцент на превосходстве одной национальности над остальными.

Слайд 18

Ксенофобия Ксенофобия — (греч. xenos — чужой) — нетерпимость, неприятие, ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, чужеродному, вплоть до навязчивого страха перед незнакомыми лицами . В буквальном переводе означает страх перед иностранцами и незнакомыми людьми. Нередко употребляется для обозначения скорее ненависти или презрения, чем страха. Ксенофобия отличается от понятий chauvinisme (шовинизм) во французском языке или джингоизм ( jingoism ) в английском, обозначающих гипертрофированное чувство патриотизма или завышенную национальную самооценку, т.к. является негативным чувством.

Слайд 20

Экстремизм Экстремизм (от лат. extremus — крайний) — приверженность к крайним взглядам, мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарный политический режим с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия, В таких ситуациях крайние меры могут стать для некоторых лиц и организаций единственной возможностью реально повлиять на ситуацию, особенно если складывается революционная ситуация или государство охвачено длительной гражданской войной — можно говорить о «вынужденном экстремизме».



Предварительный просмотр:

Цели (слайд 2):

  • Ввести и закрепить определение терминов «толерантность», «национализм», «ксенофобия», углубить понимание их значения.
  • Выявить основные черты толерантности;
  • Сформировать правильное представление о толерантном поведении
  • Воспитать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
  •  Воспитать интернационализм, коммуникативную культуру в общении и взаимопонимание.
  • Развитие нравственных общечеловеческих ценностей. Развитие умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
  • Развитие толерантности, уважительного отношения к другим культурам, языкам, верованиям, убеждениям, мнениям.

Оборудование: 

  • проектор; 
  • анкеты; 
  • наглядные материалы («Цветок толерантности»).

Приложения:

  1. Презентация в формате PowerPoint;
  2. Бланк опросник;
  3. Таблица результатов тестирования в формате Excel.


ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого  из нас таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость….

К сожалению, дух неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах.  Проблема сегодняшнего дня – насилие. Мы с вами живем в обществе, которое захлестнули волны насилия, расизма, дискриминации, манипуляции общественным мнением.

Наша страна является многонациональной, здесь проживают более 1000 различных этносов. Каждая народность имеет свои традиции и обычаи, свой язык общения и каноны воспитания, отличные от культур других народов. Даже если мы коснемся нашей школы, мы можем сказать о том, что в нашей школе обучаются учащиеся разных национальностей. И говоря о гармонии взаимоотношений между народами и цивилизации, мы говорим о толерантности.

Итак, что же такое толерантность? Как вы думаете? (Дети высказывают свое мнение)

А что же говорят нам словари?

tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным; позволять существование различных мнений без их дискриминации (слайд 4).

tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению (слайд 5).

tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной (слайд 6).

tasamul (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать (слайд 7).

Итак, обобщив все эти понятия, что мы имеем.

Толерантность, терпимость – умение терпеть, принимать и признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо или чему-либо, быть снисходительным.

Каждый из нас, в первую очередь человек, не зависимо от цвета кожи, глаз, волос, мировоззрений, религиозной и политической принадлежности, различий по половым и возрастным признакам. Человек со всеми своими достоинствами и недостатками, привычками, взглядами. И в каждом окружающем нас человеке мы должны искать, прежде всего, человека, личность, индивидуальность.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

А что было бы, если все люди были похожи друг на друга и ничем не отличались? Интересно ли жить в таком мире клонов? Хорошо или плохо, что все мы разные? Как вы считаете? (высказывания детей)

Люди своими отличительными чертами дополняют друг друга.

Быть толерантным  –  означает уважать других, невзирая на различия. Это могут быть различия не только в национальности, но так же и в возрасте, интересах, политических взгляда, социальном статусе. Быть толерантным  означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Давайте с вами обсудим суждения двух известных людей

  1. Анализ высказывания Л.Н. Толстого  (слайд 10)

Ребята, прочитайте высказывание Л.Н. Толстого. 

Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. 
Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя. 
Л.Н.Толстой 

  • Почему писатель сравнивает человека с алмазом? 
  • Как вы считает, что значит «самоочищение»
  • О каком «вечном свете» говорит автор? 
  • Какова основная цель человека, по мнению писателя? 
  • Какой вывод вы можете сделать? (Предназначение человека – служить другим. Это и есть, по мнению автора, бессмертие). 
  1. Анализ высказывания В. Франкла. (слайд 11)

Сейчас прочитайте высказывание Виктора Франкла.

Если бы все люди были идеальны, то каждого человека всегда можно было бы заменить любым другим.

  • Как вы считаете, что значит быть «идеальным»? 
  • Каким вы видите свой идеал человека? 
    А можно ли быть идеальным? 
  • Какова основная идея высказывания В. Франкла? (Каждый человек – индивидуальная личность. Нет абсолютно одинаковых, и это невозможно). 
  • Согласны ли вы с высказыванием В. Франкла? 

СПРАВКА: Ви́ктор Эми́ль Франкл — австрийский психиатр, психолог и невролог, узник нацистского концентрационного лагеря. После Второй мировой войны люто возненавидел фашизм, но продолжал верить, что человеку нужно внушать всё самое чистое и светлое, так оно содержится в нём. Чем чаще мы будем говорить о добре, тем чище будет наше общество, считал В. Франкл.


НАЦИОНАЛИЗМ. ЭКСТРЕМИЗМ. КСЕНОФОБИЯ

Национализм (фр. nationalisme) — идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из них противоречат друг другу (слайд 16).

Ксенофобия — (греч. xenos — чужой) — нетерпимость, неприятие, ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, чужеродному, вплоть до навязчивого страха перед незнакомыми лицами (слайд 18).

В буквальном переводе означает страх перед иностранцами и незнакомыми людьми. Нередко употребляется для обозначения скорее ненависти или презрения, чем страха. Ксенофобия отличается от понятий chauvinisme (шовинизм) во французском языке или джингоизм (jingoism) в английском, обозначающих гипертрофированное чувство патриотизма или завышенную национальную самооценку, т.к. является негативным чувством.

Экстремизм (от лат. extremus — крайний) — приверженность к крайним взглядам, мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядковтеррористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарный политический режим с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия, В таких ситуациях крайние меры могут стать для некоторых лиц и организаций единственной возможностью реально повлиять на ситуацию, особенно если складывается революционная ситуация или государство охвачено длительной гражданской войной — можно говорить о «вынужденном экстремизме» (слайд 20).


ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДЕКСА ТОЛЕРАНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Для диагностики общего уровня толерантности был использован экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова, 2002) (Таблица 1). Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В опросник включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности – интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.

Обучающимся были розданы бланки опросника.

Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения. Исследование анонимное, подписывать фамилию не требуется.

Таблица 1. Экспресс-опросник «Индекс толерантности»

Утверждение

Абсолютно не согласен

Не согласен

Скорее не согласен

Скорее согласен

Согласен

Полностью согласен

1.

В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение

2.

В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности

3.

Если друг предал, надо отомстить ему

4.

К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение

5.

В споре может быть правильной только одна точка зрения

6.

Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах

7.

Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные

8.

С неопрятными людьми неприятно общаться

9.

Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения

10.

Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества

11.

Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности

12.

Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше

13.

Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же

14.

Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей

15.

Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука"

16.

Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители

17.

Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение

18.

К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться

19.

Беспорядок меня очень раздражает

20.

Любые религиозные течения имеют право на существование

21.

Я могу представить чернокожего человека своим близким другом

22.

Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим

 

Обработка результатов

Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы.

Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 («абсолютно не согласен» – 1 балл, «полностью согласен» – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы («абсолютно не согласен» – 6 баллов, «полностью согласен» – 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.

Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.

Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.

Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:

22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

61-99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

100-132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или  безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).  

Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:

1. Этническая толерантность: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.

2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.

3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.

Субшкала «этническая толерантность» выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала «социальная толерантность» позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала «толерантность как черта личности» включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.

Результаты проведенного исследования в настоящий момент находятся в разработке. На данный момент можно только сказать что общий уровень толерантности выше 80 баллов, что является средним уровнем толерантности. В исследовании приняли участие 59 человек, из них только у четырех уровень толерантности ниже 60 баллов. У шести обучающихся уровень толерантности выше 100 баллов, их них у одного уровень выше 115 баллов, что может говорить о размывании у человека «границ толерантности», связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или  безразличию.


ИСТОЧНИКИ

  1. Бондарева С.Н., Колесов Д.В. Толерантность. Введение в проблему / С.Н. Бондарева, Д.В. Колесов – М.: МПСИ, МОДЭК, 2011 г. – 240 с.
  2. Википедия/ Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
  3. Ильинская С.Г. Толерантность / С.Г. Ильинская – М.: Праксис, 2007 г. – 288 с.
  4. Классный час в 9 классе на тему: «Толерантность – это твой жизненный путь»// Учительская копилка [Электронный ресурс] http://uchkopilka.ru/vne-deyat/klassnye-chasy/item/2585-klassnyj-chas-v-9-klasse-na-temu-tolerantnost-eto-tvoj-zhiznennyj-put 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу на тему: "Культура поведения в школе"

Эту презентацию можно использовать на классном часе в 5 классе по теме: "Правила поведения учащихся"...

Презентация к классному часу на тему:Что мы знаем о наркотиках или правда, или вымысел...

Классный час в рамках мероприятий, посвященных здоровому образу жизни. Для наглядности можно использовать презентацию, включив в неё данные по Туве....

Конспект нестандартного классного часа на тему: «Планета толерантности»

В результате классного часа мы надеялись увидеть заинтересованность у детей к жизни и традициям других народов, дружественное отношение к людям иных национальностей....

Презентация к классному часу по теме "Толерантность"

Что такое «толерантность»? Слово это происходит от латинского tolerantia– терпение. Толерантность – это умение понимать другого человека. Толерантность предполагает единство тр...

Презентация для классного часа по теме "Толерантность"

Предлагается для обучающихся одного или нескольких классов...