Осенины на Руси
методическая разработка на тему
внеклассные развлечения с элементами этно-культурного компонента
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oseniny_na_rusi_1.doc | 60.5 КБ |
prazdnik_urozhaya.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСЕНИНЫ НА РУСИ
На заднем плане стойка декорации деревенской избы. Посреди сцены стол, накрытый скатертью, на столе самовар, глиняная посуда с овощами и фруктами.
Звучит народная песня, под которую выходит Ведущая в русском сарафане.
Ведущая:
Доброго всем здоровьица, красные девицы и добры молодцы! Веселья вам да радости! Давно мы вас ждём-поджидаем, праздник без вас не начинаем! У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко! Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому - сказку, кому - правду, кому - песенку. Пожалуйте, гости дорогие, на праздник – Осенины на Руси.
Много у русского народа старинных обычаев и традиций. А в каком народе живешь - таких обычаев и держишься. Пожалуй, самый интересный из них - это деревенские посиделки! В старые добрые времена собирались вместе красны девицы да добры молодцы коротать долгие вечера. Время проводили за любимым занятием: кто за прялкой, кто вышивает, кто вяжет, кто из глины посуду лепит, кто из дерева ложки да игрушки разные вытачивает. А затем отложат на время свои дела и начинают все веселиться: песни петь да плясать, игры разные затевать, шутки да прибаутки рассказывать. Хотели бы вы на таких посиделках побывать да своими глазами все увидать?
Тогда приглашаю всех в русскую избу. Всякий дом хозяином и хозяюшкой держится. А вот и они сами пожаловали.
Появляются хозяин в русской рубахе, хозяйка в шали, с ними их дочь и сын. Хозяйка хлопочет у печи, дочка вышивает. Отец лапти латает, сын подметает.
Ведущая:
Родители трудолюбивы – и дети в этом доме неленивы. (отходит)
Хозяйка: Дом вести - не головой трясти, все надо припасти. (дочке) Акуля, что шьешь не оттуля?
Дочка: Да, я, матушка, еще пороть буду.
Хозяйка: Поспешишь - людей насмешишь.
Дочка: Знаю, матушка, знаю. Семь раз отмерь - один раз отрежь!
Хозяин: Да, домом жить - обо всем надо тужить.
Сын: Тятенька, а тятенька, а давай с тобой в рифмы играть.
Хозяин: А что это такое - рифмы?
Сын: А это так надо говорить, чтоб складно было. Вот скажи, как твоего отца звали?
Хозяин: Моего папашу Кузьмой звали.
Сын: Вот я твоего Кузьму за бороду возьму!
Хозяин: Это зачем же ты моего папашу за бороду брать будешь?
Мать шлепает сынка полотенцем, дочь тихонько хохочет.
Сын: Тятенька, ну это же шутка. Так для рифмы говорят. А как твово дедушку звали, маменька?
Хозяйка: Моего дедушку звали Иваном.
Сын: Твой дедушка Иван посадил кошку в карман. Кошка плачет и рыдает - твово дедушку ругает.
Хозяйка: (ахнув) Это зачем мой дедушка будет кошку в карман сажать?
Хозяин: (сердито) Ты зачем такие пустяки говоришь?
Сын: Да это же для рифмы, тятенька.
Хозяин: Вот я тебе сам рифму скажу! Тебя как зовут?
Сын: (удивленно) Федя!
Хозяин: Если ты Федя, то поймай в лесу медведя. На медведя полезай, а с моей скамьи слезай!
Отец, тряхнув лавку, скидывает сына, тот падает со скамьи и гладит ушибленное место, хозяйка поднимает Федю и уводит его. Отец, махнув на происходящее рукой, тоже уходит, за ним убегает дочь, заливаясь смехом.
Ведущая:
Будет вам ругаться, да ссориться, лучше давайте отгадывать загадки. Кто отгадает – тому приз сладкий (конфеты). (по 3 загадки на класс)
- И на горке, и под горкой, под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд в шапках молодцы стоят. (Грибы.)
- Они летом хороши свежие зеленые, а зимою они в бочке хороши соленые. Отвечайте, молодцы, что же это…. (Огурцы)
- Сидит — зеленеет, падает — желтеет, лежит — чернеет. (Лист.)
- Пришел Филипп, на нем сто лип. Он мал и короток, обежал городок, прижался в уголок. (Веник)
- Она под осень умирает и вновь весною оживает,
Коровам без нее — беда, она их главная еда. (Трава.)
- Скинули у Егорушки золотые перышки, заставил Егорушка плакать без горюшка. (Лук.)
- На плетне зеленый крюк, на крюке висит сундук. В сундуке 5 ребят смирно рядышком сидят. Вдруг рассыпался сундук – все рассыпались вокруг. (Горох.)
- Меня единственную в мире не просто варят, а в мундире.
Честь мундира берегу — служу людям, как могу. (Картошка.)
- Смотрите! Из копилки посыпались опилки! Ну, Ванюша, ты чудак, не опилки то, а ... (мак).
- Кафтан на мне зеленый, а сердце – как кумач. На вкус – как сахар сладок, на вид – похож на мяч. (Арбуз.)
- Пушистый и зеленый хвост на грядке горделиво рос.
Ухватился Ваня ловко: «Вылезай на свет... (морковка)»,
- Круглолица, белолица, любит вдоволь пить водицу,
У нее листочки с хрустом, а зовут ее... (капуста).
Ведущая:
Все отгадки угадали – будто с грядок урожай собрали. Продолжаем веселиться – предлагаю подкрепиться.
Проводится игра «Осеннее меню»: в закрытой чашке лежат кусочки разных овощей и фруктов. Ребенку завязывают глаза и он должен по вкусу определить, что это. Можно так же определить вкус варенья.
Ведущая:
Молодцы, справились. А к нам на праздник приехали ребята музыканты!
Дети исполняют аранжировку р.н. песни «Во саду ли».
На сцену с двух сторон выходят герои инсценировки "Уля и Филя".
У: Здорово, Филя!
Ф: Здорово, Уля!
У: Что, мать гостинцев прислала?
Ф: Мать прислала лепешек-оладушек.
У: А где ж они?
Ф: Я их под лавку положил.
У: Экий ты, Филя, чудак!
Ф: А ты бы, Уля, как?
У: Я бы их в печку положила, ты пришел и поел.
(звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)
У: Здорово, Филя!
Ф: Здорово, Уля!
У: Что, мать гостинцев прислала?
Ф: Мать прислала сарафан.
У: А где же он?
Ф: Я его в печку положил.
У: Экий ты, Филя, чудак!
Ф: А ты бы, Уля, как?
У: Я бы его повесила.
(звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)
У: Здорово, Филя!
Ф: Здорово, Уля!
У: Что, мать гостинцев прислала?
Ф: Мать прислала барана.
У: А где же он?
Ф: Я его повесил.
У: Экий ты, Филя, чудак!
Ф: А ты бы, Уля, как?
У: Я бы его в хлев завела, водой напоила, сена дала.
(звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)
У: Здорово, Филя!
Ф: Здорово, Уля!
У: Что, мать гостинцев прислала?
Ф: Мать прислала сестренку Настьюшку.
У: А где ж она?
Ф: А я ее в хлев завел, водой напоил, сена дал.
У: Экий ты, Филя, чудак!
Ф: А ты бы, Уля, как?
У: Я бы ее на стул посадила, да чаем напоила!
(звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)
У: Здорово, Филя!
Ф: Здорово, Уля!
У: Что, мать гостинцев прислала?
Ф: Мать прислала свинью.
У: А где ж она?
Ф: Я ее за стол посадил, чаем напоил.
У: Ах ты, Филя, простофиля!
Ведущая:
Ну что ж, пришла пора - отложи дела. Делу время - потехе час!
Красны девицы да добры молоды, наряжайтеся, да на танцы отправляйтеся.
Исполняется танцевальная композиция
Ведущая:
Вот ребята хороши – все танцуют от души. А, вы, гости дорогие, готовы показать свои таланты? А сумеете ли вы мои скороговорки повторить?
Желающие поочередно повторяют за ведущей скороговорки - кто быстрее и четче (победителям - сувенир):
На дворе - трава, на траве - дрова
Осип охрип, Архип осип
От топота копыт пыль по полю летит
Не руби дрова на траве двора
Ведущая:
Ах, какие посиделки без шуток – прибауток! Весельчаки слово хотят сказать смешное, всех позабавить.
Дети разыгрывают шутливые диалоги (3 пары по 2 сценки).
- Фома, что из леса не идёшь?
- Да медведя поймал!
- Так веди сюда!
- Да он не идёт!
- Так сам иди!
- Да он меня не пускает!
- Сынок, сходи за водицей на речку!
- Брюхо болит!
- Сынок, иди кашу есть!
- Что ж, раз мать велит - надо идти!
- Что ваши девчата делают?
- Шьют да поют.
- А матушки?
- Порют да плачут.
- Иван, у тебя в избе тепло?
- Тепло. На печи в шубе согреться можно!
- Дунюшка, вставай, уже день занимается.
- Пусть занимается, у него до вечера много дел.
- Вставай, Дунюшка, уже солнышко всходит.
- Пусть всходит, ему далеко бежать.
- Вставай, Дунюшка, уже каша готова.
- Матушка, да я уже за столом сижу!
- Федул - а ты чего губы надул?
- Да кафтан порвал!
- Зачинить можно?
- Да иглы нет!
- А велика ли дыра?
- Да вот один ворот остался!
- Хорошо постарался - без кафтана остался!
Ведущая:
Будем праздник продолжать – предлагаю поиграть. И первое наше задание – для талантливых певцов испытание.
Исполнение частушек (по 3 от класса)
Вместе: Ставьте ушки на макушки – веселись честной народ
Огородные частушки коллектив наш пропоет!
По отдельности:
Тыкву нашу поливали утром, вечером и днем,
Тыква выросла большая, и теперь мы в ней живем!
Я секрет румян достала у прабабки Феклы
Лучше всех румян заморских сок от нашей свеклы!
Мышку в клетку я поймал и там запер клетку
Ведь без мышки не собрать в огороде репку.
Вся в царапинах ты, Зина, кошка, что ль тебя драла?
Ох, ходила по малину, на пирог вот набрала.
Разрешила маме дочка утром сбегать по грибочка
Принесла дочурка скоро две корзинки мухоморов.
Ох, как Петя хорошо поливает грядку
Там теперь все лягушата делают зарядку!
Оля бусы из рябины нанизала метров пять.
Чтобы их носить на шее - надо ей жирафом стать.
В огороде каждый день дедушка с лопатой
Может, клад он там зарыл, когда был пиратом!
Стоит дедушка с корзиной на узорчатом крыльце
Раздает своим внучатам витамины А, Б, Ц!
Не болеем больше гриппом, не боимся сквозняка!
Все таблетки заменяет нам головка чеснока.
Я подрос на сантиметр, а Иван на целых пять!
А Матрена растолстела – всей деревне не обнять!
Вон миленок мой рыдает, ведь близка разлука.
Ты, подруженька, ошиблась, плачет он от лука!
Вместе: Мы частушки вам пропели – хорошо ли плохо ли.
А теперь мы вас попросим, чтоб вы нам похлопали!
Ведущая:
Второе наше задание - молодцев испытание. Проверим их силу и ловкость.
Проводиться игра «Перетягивание каната» (по 5 мальчиков от класса)
Ведущая:
Третье наше задание – для девушек испытание. Посмотрим, хорошие ли они хозяюшки, да рукодельницы.
Конкурс «Пуговицы». Участницам даются лоскуток, ножницы, нитки и по 3 пуговицы. Кто быстрее и аккуратнее пришьет пуговицы.
Ведущая:
Ну а последнее задание – для команд испытание. Русский народ трудом своим кормился, о труде и пословицы слагал. Да вот незадача – рассыпались наши пословицы – надобно их собрать.
Детям раздаются конверты с разрезанными пословицами. Кто быстрее?
Делу время – потехе час Без труда не вынешь и рыбку из пруда
Терпение и труд все перетрут Труд человека кормит, а лень портит Умелые руки не знают скуки Сделал дело – гуляй смело.
А пока наши знатоки пословиц выполняют задание, предлагаю познакомиться со старинным народным инструментом.
Исполняется инструментальная композиция
Ведущая:
Гости дорогие, не хотите ли сказочку послушать?
инсценировка сказки О. Высотской "Золотое яичко".
Жили-были дед да баба, была у них курочка-ряба. Снесла курочка яичко. Не простое - золотое.
Баба: Эй, старик, проснись скорей!
Дед: Волки что ли у дверей? Ты чего шумишь, старуха?
Баба: Да смотри, что я нашла: наша курочка-пеструха под кустом яйцо снесла.
Дед: Ну, снесла, какое дело! Что ты, баба, обалдела?
Баба: Да яйцо-то не простое, а, гляди-ка, золотое.
Дед: Золотое, в самом деле? Мы с тобой разбогатели.
Баба: Погляди, горит как жар.
Дед: Не случился бы пожар!
Баба: Ох, горит, слепит глаза!
Дед: Чудеса!
Баба: Чудеса!
Дед: Ты в сундук запри его.
(Раздаётся стук в дверь.)
Баба: Нету дома никого! Ишь, соседей, как назло, ненароком принесло.
Дед: Ты пойди запри засов, да спустить бы надо псов.
Баба: (возвратившись): В среду в город я поеду, там базар бывает в среду - богатеев много там! Им яичко и продам. Как дадут мне денег груду, накидают мне рублей: на салоп себе добуду я сибирских соболей! Вот обновок накуплю я, разных юбок сорок штук, шаль в цветочках голубую - до краёв набью сундук!
Дед: Что ты мелешь небылицы! Ишь, сыскалась молодица наряжаться в разный хлам! Нет уж, если мы богаты, я построю вместо хаты трёхэтажные палаты и беседки по углам.
Баба: Наказанье с глупым мужем! Что ты, старый, не блажи! Мы живём других не хуже, ни к чему нам этажи! А за эти за беседки засмеют тебя соседки.
Дед: Пусть смеются мне не жалко!
Баба: Да уймись ты, не кричи, вон упала на пол скалка, чугуны гремят в печи.
Ох, не мил мне белый свет!
Дед: Я хозяин или нет?!
Баба: Ох, яичко покатилось, покатилось и разбилось. И скорлупки не осталось,
Всё куда-то подевалось!
Дед: Ну чего мы затужили? От чудес одна беда. Будем жить, как прежде жили,
и работать, как всегда.
Баба: И шубёнку справить можно, и подправить можно дом.
Дед: Только то, видать, надёжно, что даётся нам трудом. Открывай, старуха, дверь, что нам прятаться теперь! Эй, соседка!
Баба: Эй, сосед! Забывать друзей не след. Заходите на часок, у меня хорош квасок, и варенья, и соленья.
Дед и баба (вместе): Заходите без стесненья!
Ведущая:
Красна изба не углами – красна изба пирогами.
Пирогов не обещаем, а конфеты вам вручаем.
Учителям отдаются сладкие призы для детей.
Ведущая:
Россия, Россия, края дорогие - здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные, раздольные песни поют.
исполняется песня «Мое Подмосковье»
Ведущий:
Вот и шуткам, прибауткам конец, а кто здесь был, да нас слушал - молодец!
Под народную мелодию дети выходят из зала.
Предварительный просмотр:
ОСЕНЬ В ПРОСТОКВАШИНО
Действующие лица: Ведущий, Осень, Матроскин, Шарик, Антошка
3ал украшен осенними листьями. В центральной части стоит домик, стол с самоваром и атрибутами для игр.
Ведущая.
Ребята, накануне нашего праздника почтальон Печкин принес письмо от дяди Федора: "Дорогие ребята! В этом году в Простоквашино вырос небывалый урожай овощей и фруктов. Очень прошу приехать и помочь Матроскину и Шарику собрать урожай. А я учусь в школе в первом классе. Уроков задают много. Приехать в Простоквашино не могу. Заранее вам благодарен, ваш друг — дядя Федор".
Ребята, надо выручать друзей дяди Федора. А вот и Матроскин с Шариком нас встречают.
Матроскин и Шарик.
Здравствуйте, ребята!
Матроскин.
Шарик, ты посмотри, как много у нас помощников! Ну, мы теперь мигом со всем управимся.
Шарик.
А давайте и нашего соседа Антошку позовем.
Песня «Антошка» (инсценировка с игрой на ложках)
Ведущая.
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
Антошка (мечтательно)
М-да.., не мешало бы подкрепиться
Матроскин.
А мы сейчас будем готовить обед. Вот здесь лежат овощи и фрукты. Надо собрать овощи на борщ, а фрукты на компот.
«Кот в мешке» (определить на ощупь овощ или фрукт, не вынимая его из мешка). "Собери урожай" (в две корзины – один участник собирает овощи, другой фрукты).
Шарик
Ну вот, на огороде, кажется, урожай собрали. Надо бы сходить в лес за грибами, а тебе, Матроскин, пора Буренку доить.
Антошка
Идите, а мы с ребятами загадки поотгадываем, чтоб вас ждать и не скучать.
Конкурс осенних загадок – какой класс больше.
В сенокос – горька, а в мороз – сладка. Что за ягодка? (рябина)
Круглое, румяное я расту на ветке
Любят меня взрослые и маленькие детки (яблоко)
Кафтан на мне зеленый, а сердце – как кумач
На вкус – как сахар сладкий, а сам похож на мяч (арбуз)
Воду пьет, себя торопит, и растет, и листья копит
Набирает вес кубышка, в середине – кочерыжка. (капуста)
Играли в прятки ребятки с грядки
И прямо с грядки попали в кадки (огурцы)
Под кустом в земле – плоды человеку за труды (картошка)
Прежде чем его мы съели – все наплакаться успели (лук)
Чищу овощи для щей. Сколько нужно овощей?
Три картошки, две морковки, луку взяли две головки,
Да петрушки корешок, да капусты кочашок. (9)
Все лето над нами о чем-то шептали
К зиме – под ногами у нас зашуршали (листья)
Клены смотрят удивленно: маляра и краски нет.
Кто ж окрасил их, зеленых, в желто-красный яркий цвет? (осень)
Шарик.
Ребята, я для вас грибов собрал – во сколько!
Ведущая.
Шарик, ты посмотри, какие у тебя грибы.
Шарик.
Как какие? Самые красивые! (достает мухомор)
Антошка
Ребята, как они называются?
Дети. Мухоморы.
Ведущая.
Ты, Шарик, видно грибы с закрытыми глазами собирал.
Антошка
Давайте покажем, как.
Аттракцион «Грибники»: у игрока "грибника" завязаны глаза. Дети-грибы распределяются по залу – у них на груди табличка с названием грибов. Если попадается несъедобный гриб, дети-болельщики кричат: «Не бери!» Побеждает тот, кто за определенное время соберет больше грибов (табличек).
Матроскин
Ну, как тут у вас дела? Все готово для праздничного стола? А то я уже гостей позвал – встречайте!
Исполняется танец кленовых листочков под песню «Осень», с ними приходит сама Осень.
Осень
Привет осенний вам, друзья! Как рада нашей встрече я!
Я пришла на праздник к вам петь и веселиться.
Я хочу со всеми здесь крепко подружиться.
Антошка
Да, с такими ребятами интересно дружить: они веселые и умные!
Шарик.
Помогут урожай собрать!
Ведущая.
А могут и стихи читать.
Дети выходят с буквами на стихотворение «Огородный алфавит»
Огородный алфавит с буквами живет на грядке
Каждая из них стоит в установленном порядке.
Буква А - всегда с арбузом,
Б - на брюкве прижилась,
В - раздулась, как медуза, и на вишню забралась
Г - то с грушей, то с горохом
Возле дыни Д сидит.
Е и Ё - вдвоем неплохо
Ж - под жимолостью спит.
З - устроилась отлично, ей завидует весь мир
На поляне земляничной сушит с буквой И - инжир
Кто же ест инжир украдкой? - И, что называют краткой.
К с картофелем живет,
Л зеленый лук лелеет,
М в малине ждет пождет день, когда она поспеет.
Буква Н без лишних слов домик строит из цветов.
и уже вторые сутки собирает незабудки.
О - на огуречной грядке.
К помидорам П пришла,
Р играет с репой в прятки.
Свеклу буква С нашла.
Тыква Т собой закрыла,
На укропе буква У,
Ф сердито заявила: Я с фасолью быть хочу!
С горьким хреном Х хохочет!
На цукини буква Ц,
Съела Ч, чеснок средь ночи и поморщилась в лице.
Ш растит шпинат пахучий,
Солит щавель буква Щ, чтоб зимой, когда наскучит
наварить для всех борща.
Места не нашли никак твердый знак (Ъ) и мягкий знак (Ь)
Ы в середке с ними ходит, тоже места не находит.
Э пожаловалась Ю: Я три дня уже не сплю.
Не растет совсем нигде ничего на букву Э.
Им сказала буква Я: Что вы ищете, друзья?
Приходите жить со мной в дом под яблоней большой!
Осень
Ой, спасибо. Чем же мне вас порадовать? А давайте поиграем в мою любимую игру.
Игра «Кленовый листок»: участвуют два ребенка от класса. На 2 подносах лежат по 1 кленовому листочку, разрезанному на части. По команде дети под музыку собирают по частям листочек. Побеждает тот класс, кто первый составит листочек из разрозненных частичек.
Пока игроки собирают, ведущий проводит игру с залом на внимание: по команде зал выполняет определенные движения
«пугало» - разводят руки в стороны
«воробей» - махать руками
«ворона» - хлопать в ладоши
«дождь» - накрыть голову руками
Матроскин
Ну, друзья, пока вы забавлялись, я и стол накрыл. Готовы отведать угощение?
Игра «Осеннее меню»: В закрытой чашке лежат кусочки разных овощей и фруктов. Ребенку завязывают глаза и он должен по вкусу определить, что это. Можно так же определить вкус варенья.
Осень
Славно мы повеселились, очень крепко подружились!
Поплясали, поиграли, все вокруг друзьями стали!
Шарик, Антошка
Нам пора уже прощаться, в путь обратный собираться!
Матроскин
Ну а это вам на память о нашей встрече – привет от моей Буренки
(вручает классным руководителям батончики Милкивей, напевая)
Молоко вдвойне вкусней, если это – Милкивей
Ведущий: (к героям)
И вы, дорогие, примите от нас подарок
Дети исполняют аранжировку на муз.инструментах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осенины в России
Праздник "Осенины в России" показывает всю красоту и щедрость этого прекрасного времени года. Оформлением и красивым дополнением праздника служат выставки работ учащихся: "Наш цветник"; "Дары Осени"; ...
Интегрированный урок литература - технология "Осенины - Капустник"
На уроке используютя разнообразные технологии: инфмационные, работа в группах, в парах, элементы театрализованного представления. Урок можно расширить до мероприятия или классного часа, если в конце з...
Собственная методическая разработка "Интегративные подходы к содержанию музыкально-педагогического процесса.Музыкальный досуг"Осенины".Из опыта работы музыкального руководителя Красий Е.Н.
В данной разработке отражается работа по формированию у дошкольников интереса к звукам окружающего мира и отображением их в музыке, работа над мелодическими средствами выразительности, формированием н...
Внеклассное мероприятие по литературе `Осенины`
Мероприятие проводится как заключительное занятие после изучения раздела `Устное народное творчество` в 5-8 классах. Цель: ввести учащихся в мир народной поэзии, воспитание уважения к прошлому своей Р...
Праздник"Осенины".
Караоке песни "Осенины на Руси",текст песни,статья о празднике осенины....
Сценарий народного праздника "Осенины"
Этот праздник можно провести как в системе дополнительного образования так и в школе....
Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политическая раздробленность на Руси» 6 класс
Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политичес...