"Декоративно Прикладное Искусство"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
пояснительная записка
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».
Программа «Декоративное прикладное искусство» была разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией В. А. Горского, А. А. Тимофеева, Д. В. Смирнова и др. и примерных программ по учебным предметам начальной школы для занятий кружка по декоративно-прикладному творчеству в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, в связи с введением внеурочной деятельности в учебный план начальной школы.
Содержание программы является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, окружающего мира) в освоении различных видов и техник искусства. Программа знакомит с направлениями декоративно – прикладного творчества, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность.
Программа способствует:
-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
-формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;
-освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
-обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
-знакомству с историей пластилина, ткани, нитей, бумагопластики, и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.
Категория обучающихся: учащиеся 1-9 класса
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 68 часа
Режим занятий: 2 час в неделю
Программа строится на основе знаний возрастных, психолога – педагогических, физических особенностей детей школьного возраста, рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.
Цель: воспитание личности творца, способного осуществлять творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства, воспитание у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
Задачи:
-расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства;
-формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством;
-вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки, учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий;
- приобщать школьников к народному искусству;
-реализовать духовные, эстетические и творческие способности учащихся, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
-воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
-помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Основной формой работы являются практические занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Ожидаемые результаты:
Первый уровень результатов: приобретение школьником социальных знаний для устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- возможность реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем.
Второй уровень результатов: получат навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности; формирование социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию;
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде.
Третий уровень результатов: получение школьником опыта самостоятельного социального действия;
- ребёнок может самостоятельно выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ;
- решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- выделять ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности; адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;
- уметь работать с разнообразными материалами для создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характера сделанных ошибок;
- сопереживать, осуществлять взаимовыручку и взаимоподдержку.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Освоение детьми программы направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- учебно-познавательного интереса к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию;
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ;
- решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества;
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом;
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Планируемые результаты:
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, в пополнении портфолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки могут быть:
однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогам изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Пополнение портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. Это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В портфолио ученика включаются фото, продукты собственного творчества, материалы самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
Ожидаемые результаты
Усвоение техники работы с тканью и техники: бумагопластика, изонить, пластилинография,
Усвоение правил по технике безопасности при работе с инструментами Различение разных видов декоративно-прикладного искусства.
Овладение техникой Умение выполнять аппликации по образцу и по выбранному сюжету.
Объемные работы из бумаги и картона.
Самостоятельное составление композиции из различных материалов.
Умение выполнять швы «изонить»
Выполнять простейшие работы из природного материала.
Знать: что такое проект, этапы проекта.
Уметь проектировать свою работу.
Умение организовывать выставки работ.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № по теме | Наименование раздела и тема занятий | Кол. час. | сроки проведения | примечание |
I полугодие 30 час | |||||
1 | 1 | Вводное занятие Что такое декоративно-прикладное искусство? Виды декоративно-прикладного творчества. | 1 | Сентябрь 04.09 – 10.09 | |
2 | 2 | Материалы и инструменты для работ по ДПИ. Правила безопасности труда. | 1 | 04.09 – 10.09 | |
Ткань | |||||
3-9 | 1-7 | Проект: «Моя подушка» Изготовление эскиза, шаблона. | 7 | 14.09, 21.09, 28.09, 05.10, 12.10, 19.09, 26.09, | Оформление чехла для подушки. Работа с тканью, пряжей. |
10-13 | 8-11 | «Азбука» | 4 | 09.11, 16.11, 23.11, 30.11 | «Аппликация на ткани» |
Бумагопластика | |||||
14, 15 | 1,2 | Проект: «Осенняя пора» Изготовление эскиза, шаблона. | 2 | 07.09, 09.09 | Изготовление люстры из цветной бумаги |
16, 17 | 3,4 | «Своему учителю» открытка | 2 | 30.09, 01.10. | День учителя |
18-20 | 5-7 | «Аппликация в быту» Изготовление эскиза Изготовление шаблона. | 3 | 10.09, 24.09, 01.10 | Как оформить аппликацией обои в комнате |
21-27 | 8-14 | «Зимнее дыхание» новогодний проект | 7 | 07.12, 10.12, 14.12, 17.12, 21.12, 24.12, 28.12. | Работа с картоном, гуашью и др. |
Природный материал | |||||
28 | 1 | «Сбор сосновой шишки» | 1 | 08.10 | Прогулка в лес |
29-30 | 2,3 | «Подвеска из сосновых шишек» | 2 | 22.10, 29.09, 12.11 | Новогодний сувенир |
II полугодие 38 час | |||||
Техника «ИЗОНИТЬ» | |||||
31 | 1 | «Изонить» Вид рукоделия. Особенность работы Материалы и инструменты для работы. Правила безопасности труда. | 1 | 11.01.18 | Показ иллюстраций работ с помощью ПК. |
32 | 2 | Выбор сюжета. Изготовление эскиза, шаблона. Подбор нитей. | 1 | 14.01.18 | |
33-38 | 3-8 | «Дыхание природы» | 6 | 18.01, 21.01, 25.01, 28.01, 01.02, 04.02 | Работа над пейзажем «изонить» |
39,40 | 9,10 | «Валентинка» сувенир другу | 2 | 08.02, 11.02 | Работа техникой «изонить» |
41-50 | 11-20 | «Люблю весну», «Люблю лето» творческий проект. Выбор сюжета. Изготовление эскиза, шаблона. Подбор нитей. Выполнение (индивидуальной, коллективной) работы | 10 | 15.02, 18.02, 22.02, 25.02, 1.03, 04.03, 08.03, 11.03, 15.03, 18.03 | Создание картины. Дети работают индивидуально или в парах. |
Пластилинография | |||||
51,52 | 1,2 | «Цветочная миниатюра» композиция | 2 | 22.03, 25.03 | Барельефное изображение |
53-58 | 3-8 | «День победы» творческая работа | 6 | 5.04, 8.04, 12.04, 15.04, 19.04, 22.05. | Дети выполняют работу по индивидуальному или предложенному проекту |
59-61 | 9-11 | «Ваза» сувенир | 3 | 26.04, 29.04, 3.05 | Самостоятельность при разработке и выполнении работы |
62-64 | 12-14 | «Миниатюра» сувенир | 3 | 6.05, 10.05, 13.05, | |
65-68 | 15-18 | «Фантазия» контрольная работа | 4 | 17.05, 20.05, 24.05, 27.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/25/picture-19759-1393357086.jpg)
Методика проведения урока изо по теме "Декоративное-прикладное искусство в жизни человека".Декоративное искусство Древней Греции.Военные доспехи грека.
В публикуемой методической разработке урока изо рассматривается мужской костюм Древней Греции, а именно военные доспехи грека....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/19/picture-459650-1479579296.jpg)
Тема урока: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Витраж», раздел программы Б. М. Неменского: «Декоративное искусство в современном мире», тема по программе Б. М. Неменского: «Витраж в оформлении интерьера».
Наше время ставит перед современными технологами, дизайнерами, инженерами задачи, когда в начале работы уже надо представлять конечный продукт и его свойства. Для решения таких задач нужны практически...
Ты сам – мастер декоративно - прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале. Маки.
урок по изобразительному искусству в 5 классе...
Технологическая карта учебного занятия раздела «Декоративное искусство в современном мире» Тема: «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж» 5 класс
Учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева 5 класс. Учебное занятие раздела «Декоративное искусство в современном мире». Тема: «Ты сам – мастер декоративно-пр...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/04/picture-259449-1599171691.jpg)
Декоративно-прикладное искусство «Выразительные средства изобразительного искусства – цвет, ритм пятен и линий» создать панно на тему «Декоративный натюрморт».
Я дрессирую карандаш: Пытаюсь рисовать пейзаж. Но он не слушает меня, Выходит страшная мазня. Петляет малый вкривь и вкось, Где нужно вместе, стало врозь. Но я такой - я ...
конспект урока изобразительного искусства на тему "«Современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»
В ходе урока учащиеся знакомятся с современными формами декоративно-прикладного искусства, с разнообразием матералови техник , учатся понимать отличие современного от искусства традиционного народного...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/12/picture-1489446-1697091265.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА «ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» (КОМПЛЕКСНАЯ) по учебным предметам «БУМАГОПЛАСТИКА» «АППЛИКАЦИЯ» «РАБОТА С МАТЕРИАЛОМ» «ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ И ТВОРЧЕСТВА»
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области декоративно-прикладного искусства, комплексного учебного предмета «Декоративно-прикладное искусство» разработан...