Литературно-музыкальная композиция.Памяти Пушкина.
методическая разработка на тему

Семёнова Ольга Вячеславовна

Сценарий мероприятия, посвящённого памяти Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyati_pushkina.doc73.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  СЛАЙД 1

В полумраке звучит романс Г.Свиридова «Пастораль».

 На фоне музыки девочка со свечой в руке читает стихотворение Б.Ахмадулиной «Свеча».

                Всего-то – чтоб была свеча,

                Свеча простая, восковая,

                И старомодность вековая

                Так станет в памяти свежа.

                И поспешит твое перо

                К той грамоте витиеватой,

                Разумной и замысловатой,

                И ляжет на душу добро.

                И Пушкин ласково глядит,

                И ночь прошла, и гаснут свечи,

                        И нежный вкус родимой речи 

                Так чисто губы холодит.

СЛАЙД 2

1 ведущий. Зимой 1836 года враги А.С.Пушкина из высшей петербургской аристократии организовали прямой заговор против поэта, пустив в ход подлую клевету, которая затрагивала честь его жены.

Досужие светские сплетники, разносчики новостей, опытные интриганы распространяли слухи об ухаживании кавалергарда Дантеса — приемного сына голландского посланника Геккерна — за Натальей Николаевной Пушкиной.

 2 ведущий. Пушкин и его друзья получали гнусные анонимные пасквили. Жизнь, окутанная сплетнями, интригами, становилась невыносимой.

А.С.Пушкин избрал прямой бой с противником — лицом к лицу, разрывая все путы, которыми так старательно оплели его враги и интриганы. 26 января 1836 года он принял окончательное решение.

СЛАЙД 3

Звучит «Лунная  соната» Л.Бетховена.

На фоне музыки 1 ведущий читает письмо А.С.Пушкина барону Геккерну:

                «Господин барон!

Позвольте мне подвести итог всему, что случилось. Поведение Вашего сына было давно мне известно и не могло оставить меня равнодушным. Я довольствовался ролью наблюдателя, чтобы вмешаться, когда почту нужным. Случай, который во всякую другую минуту был бы мне крайне неприятен, пришелся весьма кстати, чтобы мне разделаться. Я получил анонимные письма. Я увидел, что минута настала, и воспользовался этим…

        Я вынужден сознаться, господин барон, что Ваша собственная роль была не особенно приличною. Вы, представитель коронованной особы,- Вы отечески служили сводником Вашему сыну. Вы, вероятно, внушали ему нежности, который он высказывал, и глупости, которые он брался излагать письменно. Подобно старой развратнице, Вы подстерегали мою жену во всех углах, чтобы говорить ей о любви Вашего незаконнорождённого или так называемого сына…

        Вы хорошо понимаете, господин барон, что после всего этого я не могу терпеть, чтобы мое семейство имело малейшее отношение с Вашим…

        Я не желаю, чтобы моя жена продолжала Ваши родительские увещания. Я не могу позволить, чтобы Ваш сын после гнусного поведения осмеливался разговаривать с моей женой и ещё  того менее - обращаться к ней с казарменными каламбурами и разыгрывать перед ней самоотвержение и несчастную любовь, тогда как он только подлец и шалопай.

        Я вынужден обратиться к Вам с просьбой положить конец всем этим проделкам, если Вы хотите избежать нового скандала, перед которым я, поверьте мне, не остановлюсь.

        Имею честь быть, Господин барон. Ваш покорный и послушный слуга, Александр Пушкин.

СЛАЙД 4

В полной тишине звучит стихотворение  А.С.Пушкина «Бессонница» 1830 г.

                Мне не спится, нет огня;

                 Всюду мрак и сон докучный,

                Ход часов лишь однозвучный

                Раздается близ меня,

                Парки бабье лепетанье,

                Спящей ночи трепетанье,

                Жизни мышья беготня-

                Что тревожишь ты меня?

                Что ты значишь, скучный шепот?

                Укоризна или ропот

                Мной утраченного дня?

                От меня чего ты хочешь?

                Ты зовешь или пророчишь?

                Я понять тебя хочу,

                Смысла я в тебе ищу…

СЛАЙД 5

Звучит «Реквием».

На фоне музыки ведущие читают условия дуэли между Пушкиным и господином бароном Жоржем Геккерном.

        1.Противники становятся на расстоянии 20 шагов друг от друга, за 5 шагов назад от двух барьеров, расстояние между которыми равняется 10 шагам.

        2.Сверх того принимается, что после первого выстрела противникам не дозволяется менять место для того, чтобы выстреливший первым подвергся огню своего противника на том же расстоянии.

        3.Когда обе стороны сделают по выстрелу, то, если не будет результата, поединок возобновляется на прежних условиях: противники становятся на том же расстоянии в 20 шагов, сохраняются те же барьеры и те же правила.

        4.Секунданты являются непременными посредниками во всяком объяснении между противниками на месте дуэли.

        5.Ниже подписавшиеся секунданты этого поединка, облечённые всеми полномочиями, обеспечивают, каждый за свою сторону, своею честью, строгое соблюдение изложенных здесь условий.

                Константин Данзас                 инженер-полковник

                Виконт д,Аршиак                          атташе французского посольства»

СЛАЙД 6

Звучит «Метель» Г.Свиридова.

1 ведущий:  В решительный день 24 января, в день дуэли, Пушкин находился с утра в возбужденном, бодром и веселом настроении. Встал весело в 8 часов - после чего много писал - часу до 11, с 11-обед.

2 ведущий:  Его спокойствие было удивительным, он занимался своим «Современником» и за час перед тем, как ему ехать стреляться, написал письмо к Ишимовой А.О.- сочинительнице «Русской истории для детей»:

1 ведущий:

                        «Милостивая государыня  Александра Осиповна!

        Крайне жалею, что мне невозможно будет сегодня явиться на Ваше приглашение. Покамест, честь имею препроводить к Вам Гарри Корнуола. Вы найдёте в конце книги пьесы, отмеченные карандашом, переведите их, как умеете - уверяю Вас, что переведёте как нельзя лучше.

        Сегодня я нечаянно открыл Вашу историю в рассказах и поневоле зачитался.

        С глубочайшим почтением и совершенной преданностью честь имею быть, милостивая государыня, Вашим покорнейшим слугою,  А.Пушкин. Музыка затихает.

СЛАЙД 7

2 ведущий: Увидел в окно Данзаса, в дверях встретил радостно. Вошли в кабинет, запер двери. Через несколько минут послал за пистолетами.

1 ведущий: После отъезда Данзаса начал одеваться, вымылся весь, одел все чистое, велел подать бекеш, вышел на лестницу. Возвратился. Велел подать в кабинет большую шубу и пошел пешком до извозчика. Это было ровно в час дня.

2 ведущий:  Было около 4 часов. Выпив по стакану лимонаду  или воды, Пушкин с Данзасом вышли из кондитерской. Они сели в сани и отправились по направлению к Троицкому мосту.

На Дворцовой набережной они встретили в экипаже госпожу Пушкину. Данзас  узнал её, и надежда в нем блеснула: встреча эта могла поправить всё.  Но жена Пушкина была близорука, а Пушкин смотрел в другую сторону.

СЛАЙД 8

Звучит  Аве Мария.

На фоне  музыки звучит стихотворение  А.С.Пушкина «Мадонна»:

                Не множеством картин старинных мастеров

                Украсить я всегда желал свою обитель,

                Чтоб суеверно им дивился посетитель,

                Внимая важному сужденью знатоков.

                В простом углу моем, средь медленных трудов,

                Одной картины я желал быть вечно зритель,

                Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

                Пречистая и наш божественный спаситель-

                Она с величием, он с разумом в очах-

                Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

                Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

                Исполнились мои желания. Творец

                Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

                Чистейшей прелести чистейший образец.

Музыка затихает. 

СЛАЙД 9

1  ведущий: В день поединка друзья везли противников через место шумного гулянья, несколько раз останавливались, роняли нарочно оружие, надеясь ещё на благодетельное вмешательство, но все усилия и намеки остались безуспешными.

2 ведущий: День был ясный. Петербургское великосветское общество каталось на горках, и в то время некоторые уже оттуда возвращались. Много знакомых встречалось, раскланивалось с ними, но никто как будто не догадывался, куда они ехали.

СЛАЙД 10

Звучит песня «Тает жёлтый воск свечи»

СЛАЙД 11

Звучит «Реквием» Моцарта.

1ведущий:  На место дуэли прибыли в половине шестого. Данзас и д'Аршиак отмерили барьер своими шинелями и начали заряжать пистолеты.

Вот пистолеты уж блеснули,

Гремит о шомпол молоток.

В граненый ствол уходят пули,

И щелкнул первый раз курок.

Вот порох струйкой сероватой

На полку сыплется. Зубчатый,

Надежно ввинченный кремень...

«Что ж, начинать?» — Начнем, пожалуй...

2 ведущий. Противников поставили, подали им пистолеты, и по сигналу, который сделал Данзас, махнув шляпой, они начали сходиться. Пушкин первый подошел к барьеру и, остановясь, начал наводить пистолет. Но в это время Дантес, не дойдя до барьера одного шага, выстрелил.

...пробили

Часы урочные: поэт

Роняет молча пистолет.

На грудь кладет тихонько руку

И падает...

1 ведущий. Секунданты бросились к нему, и, когда Дантес  намеревался  сделать то же, Пушкин удержал его словами:

-        Подождите, у меня еще достаточно сил, чтобы сделать свой выстрел.

  Приподнявшись несколько и опершись на левую руку, Пушкин выстрелил. Дантес упал.

—        Браво! — воскликнул Пушкин и бросил пистолет в сторону.

Но пуля, только контузив грудь, попала в руку.

СЛАЙД 12

2 ведущий. Виконт д'Аршиак: «Рана Пушкина была слишком опасна для продолжения дела — и оно кончилось. Сделав выстрел, он упал, и два раза терял сознание». (Выключить музыку)

Э.Багрицкий «О Пушкине».

                И Пушкин падает в голубоватый

                Колючий снег.

                Он знает - здесь конец…

                Недаром в кровь его влетел крылатый

                Безжалостный и жалящий свинец.

                Кровь на рубахе…Полость меховая

                Откинута. Полозья дребезжат.

                Леса и снег и скука путевая.

                Возок  уносится назад, назад.

                Он дремлет, Пушкин. Вспоминает снова

                То, что влюбленному забыть нельзя,-

                Рассыпанные кудри Гончаровой

                И тихие медовые глаза.

Включить музыку - звучит «Лунная соната»

1 ведущий: Из письма Жуковского: «На руках донести его до саней было невозможно. Подвезли сани к нему. Дорогою он, по-видимому, не страдал, по крайней мере,  этого не было заметно. Домой возвратились в шесть часов».

СЛАЙД 13

«Данзас вызвал его камердинера. Старый, поседевший Никита, некогда сопровождавший Пушкина в прогулках по Москве, деливший с ним все невзгоды южной ссылки, взял его в охапку, как ребенка, и понес по ступеням. Час назад на окровавленном снегу, перед врагами, раненый сохранял неприступную замкнутость и спокойствие. Но в старом Никите было нечто родное, сердечное, почти материнское; от него можно было желать и ждать участия. Пушкин обратился к нему за последним утешением: «Грустно тебе нести меня?» И Никита, как мать больного ребенка, покрепче обнял его, осторожно понес по передней и бережно опустил в кабинете среди книжных полок на диван, с которого Пушкину уже не суждено было подняться».

СЛАЙД 14

2 ведущий. Из воспоминаний доктора И.Т.Спасского: «Около четвертого часу боль начала усиливаться и к 5 часам утра сделалась значительною. Я послал за Арендтом, он не замедлил приехать. Больной испытывал ужасную муку. Но и тут необыкновенная твердость его души раскрылась в полной мере. Готовый вскрикнуть, он только стонал, боясь, как он говорил, чтоб жена не услышала, чтоб ее не испугать».

1 ведущий. Из письма В.А.Жуковского: «Когда поутру кончились его сильные страдания, он сказал Спасскому: «Жену! Позовите жену!» Потом потребовал детей; они спали, их привели и принесли к нему полусонных. Он на каждого оборачивал глаза, молча клал ему на голову руку, крестил и потом движением руки отсылал от себя».

2 ведущий.   Жуковский,   Виельгорский,   Вяземский, Тургенев и Данзас входили один за другим и братски с ним прощались.

1 ведущий. Из письма В.А.Жуковского: «Прощайте, друзья! — сказал Пушкин, и в это время глаза его обратились на его библиотеку. С кем он прощался в эту минуту, с живыми ли друзьями или с мертвыми, не знаю».

2 ведущий. «Раз он подал руку Далю и, пожимая ее, проговорил: «Ну, подымай же меня, пойдем, да выше, выше... ну, пойдем!» Но, очнувшись, он сказал: «Мне было пригрезилось, что я с тобой лечу вверх по этим книгам и полкам; высоко и голова закружилась». Немного погодя он опять, не раскрывая глаз, стал искать Далеву руку и, потянув ее, сказал: «Ну, пойдем же, пожалуйста, да вместе». Даль по просьбе его взял его под мышки и приподнял повыше; и вдруг, как будто проснувшись, он быстро раскрыл глаза, лицо его прояснилось, и он сказал: «Кончена жизнь». Даль, не расслышав, отвечал: «Да, кончено, мы тебя положили». «Жизнь кончена! — повторил он внятно. — Тяжело дышать, давит!»

СЛАЙД 15

1 ведущий. 29 января (по новому стилю 10 февраля) в 2 часа 45 минут дня Пушкина не стало. Гроб с его телом установили в гостиной. Он был в любимом своем коричневом сюртуке. Лицо было очень спокойным, каким не видели его давно: он перестал страдать, тоска, гнев - все, что отравляло ему жизнь последние годы, кончилось. В молчании стояли друзья вокруг него.

МУЗЫКУ ВЫКЛЮЧИТЬ

2 ведущий. А незнакомые люди все шли и шли проститься с ним. Не было никакой возможности вместить в маленькой гостиной всю эту толпу; гроб, обитый красным бархатом, перенесли в переднюю. Не с парадного - с черного входа шел к гробу народ, со двора, через дверь, на которой углем было нацарапано "Пушкин". Сколько их, не узнанных им при жизни друзей, прошло через эту дверь? Считали - тридцать две тысячи. Иностранные наблюдатели говорили: пятьдесят тысяч. А они все шли, шли, день-ночь, день-ночь, и некоторые из них даже отрывали куски сукна от его сюртука - память о мертвом, а некоторые, отходя от гроба, сжимали кулаки, проклинали его убийц и вслух говорили о возмездии.

1 ведущий. Смятение передалось двору. С 14 декабря 1825 года не было еще такого волнения. Десять жандармов и переодетые в штатское полицейские шпионы окружили красный с золотом гроб поэта. Друзья вынесли гроб на паперть, впереди шли Крылов и Жуковский. Кто-то ничком лежал на ступенях, всем телом вздрагивал от рыданий, - это был Вяземский.

МУЗЫКУ ВКЛЮЧИТЬ

Гроб внесли в подвал соседнего дома. А ночью по  тёмным улицам Петербурга проехали сани, на которых лежало что-то длинное, обёрнутое рогожей. Сидел на санях ямщик, сидел закутанный в тулуп Никита Козлов. Позади скакал жандарм, за ним ехали  другие сани, крытые.

2 ведущий. Тело Пушкина приказано было вывезти из города тайно. Сопровождать - камердинеру его и Александру Ивановичу Тургеневу, другу покойного. Ни один человек не видел - разве что будочник в полосатой своей будке, - как выехали сани за заставу на заметённый снегом тракт Петербург - Псков. Жандарм торопил ямщика. Один загнанный конь пал за Гатчиной. Когда над Петербургом вновь расцвело, тело Пушкина было уже далеко. Приказано было похоронить в Святогорском монастыре, рядом с матерью.

СЛАЙД 16

Чтец.

Нет, бил барабан перед смутным полком,

Когда мы вождя хоронили:

То зубы царёвы над мёртвым певцом

Почётную дробь выводили.

Такой уж почёт, что ближайшим друзьям –

Нет места. В изглавьи, в изножьи,

И справа, и слева – ручищи по швам

Жандармские груди и рожи.

Не дивно ли – и на тишайшем из лож

Пребыть поднадзорным мальчишкой?

На что-то, на что-то, на что-то похож

Почёт сей, почётно – да слишком!

Гляди, мол, страна, как, молве вопреки,

Монарх по поэте печётся!

Почётно-почётно-почётно-архи-

Почётно-почётно – до чёрту!

Кого ж это так – точно воры вора

Пристреленного – выносили?

Изменника? Нет. С проходного двора –

Умнейшего мужа России!

СЛАЙД 17

Звучит «Адажио»

Чтец.  У Чёрной речки возле леса,

В дымящемся  туманами логу,

Ещё чернеет пистолет Дантеса

На окровавленном снегу.

Сквозь все эпохи и меридианы

Коварный выстрел в нашу память вмёрз.

Никак Россия не залижет рану,

Которую нанёс ей подлый Жорж!

Россия-мать, разбойники гуляли

И убивали твой высокий свет.

Убитый – стал он бронзой на бульваре,

И выше слова – ПУШКИН – слова нет!

СЛАЙД 18

Звучит «Аве Мария»

Чтец.

В чем пушкинского гения основа

И в чем его прозренья хороши?.. —

В свободном изъяснении души

Единственной раскованностью слова.

И если воспринять его готова

Твоя душа, не опоздай, спеши

Поймать его и в творческой тиши

Своей судьбой его наполнить снова.

Что из того, что лжепророки лживы?

Извечная поэзия с тобой

За жизнь и честь ведет смертельный бой.

И мир живет, пока в том мире живы

Твоей души прекрасные порывы,

Оплаченные пушкинской судьбой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Памяти павших будьте достойны"

Литературно-музыкальная композиция "Памяти павших будьте достойны" (стихи и песни В.С. Высоцкого о Великой Отечественной войне) для 9 класса...

Литературно-музыкальная композиция "Памяти павших будьте достойны"

Литературно-музыкальная композиция "Памяти павших будьте достойны" (стихи и песни В.С. Высоцкого о Великой Отечественной войне) для 9 класса...

литературно-музыкальная композиция "Памяти Тихона Хренникова посвящается..."

Знакомство с жизнью и творчеством замечательного русского композитора Т.Н.Хренникова...

литературно-музыкальная композиция "Памяти Тихона Хренникова посвящается..."

Знакомство с жизнью и творчеством замечательного русского композитора Т.Н.Хренникова...

Литературно-музыкальная композиция памяти В.Высоцкого "Кто говорит, что умер Дон Кихот?"

Учитель: 25 января и 25 июля – две фатальные даты, а между ними 42 года- такая короткая, но столь много вместившая в себя жизнь....

Литературно-музыкальная композиция "А. С. Пушкин. "И с каждой осенью я расцветаю вновь". 6 - 9 классы.

Мероприятие, посвященное Александру Сергеевичу Пушкину, прошла в МБОУ «Каргальская ООШ» в рамках МО учителей русского языка и литературы. Творчество А. С. Пушкина нам хорошо известно с ран...

Литературно-музыкальная композиция "Памяти Пушкина"

В литературно-музыкальной композиции представлены важные события в жизни А.С.Пушкина от детских лет до смерти.Наглядные материалы (презентация, фрагменты художественного фильма "Последняя дуэль&q...