Литературно-музыкальная композиция "Памяти павших будьте достойны"
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Литературно-музыкальная композиция "Памяти павших будьте достойны" (стихи и песни В.С. Высоцкого о Великой Отечественной войне) для 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
egorova_va_statya.doc | 43 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
«ПАМЯТИ ПАВШИХ БУДЬТЕ ДОСТОЙНЫ»
(стихи и песни В.С. Высоцкого о Великой Отечественной войне)
ДЛЯ 9 КЛАССА
Егорова В.А.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Верхняя Пышма
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Сегодняшние государственные нормативные документы констатируют кризисные явления в духовно-нравственной сфере российского общества, в воспитании гражданственности, патриотизма как в школах, так и в вузах. Отмечается, что нарастают негативные явления: бездуховность, социальное расслоение, социальная незащищенность граждан, криминализация общества, пропаганда насилия в средствах массовой информации. Как следствие этих процессов – рост подростковой преступности, беспризорности, наркомании, снижение общей культуры молодежи, усиление националистических влияний на детей и молодежь.
Необходимо решение школой важнейших задач воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры.
Важную роль в решении этих задач в общеобразовательной школе должны сыграть предметы эстетического цикла – литература и музыка, ибо только они создают настроение, то состояние души школьника, за которым может последовать понимание и сопореживание услышанному.
Сначала – чувство, а потом – мысль и дело. В данном случае мы считаем, что наиболее актуализированным является песенное творчество В.С. Высоцкого, в котором в едином комплексе слилось слово, музыка, эмоциональность исполнения.
Стихи и песни В.Высоцкого о войне - очень интонационно и психологически достоверны. Это, прежде всего, стихи о настоящих людях, людях из плоти и крови, сильных, усталых, мужественных, добрых.
Песни В.Высоцкого, его герои очень даже к месту в педагогическом процессе, потому что воспитывают, как и вся большая литература, те же, так необходимые человеку черты характера: честность, доброту, порядочность, смелость, решительность, настойчивость, целеустремленность.
Итог патриотического воспитания школьников заключается в том, чтобы повседневным смыслом каждого подрастающего человека стало наполненное благородством и уважением отношение к России. Если учитель в своей повседневной работе начнет регулярно обращаться к подобным материалам, то их использование поможет вырастить поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом - патриот.
Цель – формирование у школьников высокого патриотического сознания, верности Отечеству на основе песен военной тематики В.С. Высоцкого.
Оборудование:
видеоматериалы (фрагмент телепередачи Эльдара Рязанова «Четыре встречи с Высоцким», песня «Он не вернулся из боя»);
слайд-шоу (фотографии боевых действий ВОВ);
фотографии В.С. Высоцкого и его семьи;
музыкальное оформление (аудиозаписи песен «Мы вращаем землю», «Разведка боем», «Солдаты группы «Центр», «Звезды», «Сыновья уходят в бой»);
музыкальное оформление – песни под гитару в исполнении учащихся («Беда», «Я - «Як-истребитель», «Здесь вам не равнина», «На братских могилах»).
Ход мероприятия
Учитель: Шестьдесят пять лет отделяет нас от времен Великой Отечественной войны, от Победы. Все меньше остается среди нас ветеранов, которые могут как очевидцы и участники рассказать о том, чем была война для нашей страны. К сожалению, Великая Отечественная не была войной последней. Поэтому переживания, связанные с войной понятны нам сейчас. Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, к потере близких людей; к тревоге за судьбу своих детей и своей страны. Эти чувства сохраняет и передает, прежде всего, поэзия. Своей эмоциональной силой произведение искусства способно воскресить минувшие события, сделать их живыми сегодня, сейчас.
Ведущий 1. Для настоящих поэтов осмыслить годы войны – это долг перед собой и другими людьми. Много песен о войне написал Владимир Семенович Высоцкий. Его песни военной тематики – это, прежде всего, песни настоящих людей. Сильных, усталых, мужественных, добрых.
Ведущий 2. Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину. Такие не подведут. Высоцкий предлагает задуматься о том, как связаны судьбы живых и погибших. Это внутренняя тема всех военных песен поэта.
Звучит песня «Мы вращаем землю» в исполнении автора (аудио-запись).
Ведущий 1. Перелистаем сегодня ещё раз страницы жизни и творчества этого удивительного человека.
Ведущий 2. В первые месяцы войны матери Высоцкого, Нине Максимовне, приходилось брать трехлетнего Володю с собой на работу. Иной раз он и спал там, прямо на столах.
Ведущий 1. Когда случались воздушные тревоги, Нина Максимовна с сыном спускалась в бомбоубежище, где было душно и жарко. Но маленький Володя ни разу не заплакал. Напротив, он предпочитал знакомиться с людьми, начинал разговаривать с ними. Отец воевал на фронте, он был кадровым военным.
Звучит песня «Беда» (исполняет под гитару девушка).
Ведущий 2. У Владимира Высоцкого было две мамы: одна мама Нина, которая его родила и с которой он прожил до девяти лет, вторая – мама Женя, с которой он был вместе до 20-летнего возраста.
Демонстрация слайдов
Ведущий 1. Почему человек, который по своему возрасту не мог принимать участия в войне, всё-таки пишет о ней, более того – не может не писать? Всё дело в личной человеческой судьбе, которая никогда не бывает чем-то отдельным, обособленным от других человеческих судеб.
Ведущий 2. Семён Владимирович Высоцкий, отец будущего поэта, участвовал в боях за Берлин, освобождении Праги. С 1947 по 1949 год он служил в Германии, куда взял с собой вторую жену и сына Володю.
Демонстрация фрагмента телепередачи Эльдара Рязанова «Четыре встречи с Высоцким» (истоки возникновения песен о войне)
Ведущий 1. Судьба Владимира Высоцкого стала частью общей огромной судьбы народа – ведь существует человек на земле, продолжая не только собственных родителей, но и многих других людей.
Ведущий 2. Много прекрасных строк посвятил поэт суровой солдатской дружбе. Они звучат как призывы к пробуждению светлых человеческих чувств и сострадания, душевной отзывчивости и участия.
Звучит песня «Он не вернулся из боя» в авторском исполнении (видео-запись)
Ведущий 1. Дорогой ценой досталась нам Победа! Поколение солдат Великой Отечественной войны понесло огромные потери. Было подсчитано, что из каждых ста воевавших осталось в живых только трое.
Ведущий 2 . У Высоцкого есть песни, которые чем-то похожи на роль. Роли из никем не поставленных и никем не написанных пьес. Он хотел играть эти роли сегодня, сейчас, немедленно! И поэтому сочинял их сам, сам был и режиссером, и исполнителем.
Исполняется стихотворение «Песня летчика» (читает учащийся)
Звучит песня «Я – «Як-истребитель» под гитару в исполнении юноши.
Ведущий 1. Песня «Разведка боем» позволяет говорить о мастерстве поэта Высоцкого как психолога. Герой песни отправляется на разведку в тыл противника вместе с неким «типом из второго батальона», поначалу явно не вызывавшим у него симпатии.
Ведущий 2. И только после гибели совершивший подвиг солдат перестает быть «типом», а оказывается «парнишкой». В таком контексте обесценивается полученная героем награда, о ней сказано мимоходом и с некоторым пренебрежением, оттеняющим драматизм проведенной разведки.
Звучит песня в записи «Разведка боем» в исполнении Высоцкого
Ведущий 1. Владимир Высоцкий актер примерял на себя характеры и судьбы других людей. Он демонстрировал их способы мыслить и манеру говорить. Он был дерзок и насмешлив. Всё это он делал талантливо. Исполняя «песни – роли», Высоцкий бывал штормовым, бушующим и грохочущим.
Звучит песня «Солдаты группы «Центр» в исполнении автора
Исполняется стихотворение «Сколько павших бойцов полегло вдоль дорог…» (читает юноша)
Ведущий 2. Кровопролитные бои шли не только на равнине, но и в горах. Горы помогают человеку стать самим собой. Поэт пишет о преодолении собственного страха, эгоизма, сомнений.
Звучит песня «Здесь вам не равнина» в исполнении вокального ансамбля юношей
Исполняется стихотворение «Военная песня» (читает юноша)
Ведущий 1. В песне «Звезды» автору удалось в образе звезды слить воедино героико-лирический настрой и атмосферу смерти, царящую на войне. Звезды в этой песне – нечто символическое, что неразрывно связано с судьбами солдат.
Ведущий 2. Высоцкий, как всегда, остается верен себе и правде о войне. Тогда не все задумывались о цене человеческой жизни, некоторые больше думали о собственном ордене, а не о людских потерях.
Звучит песня «Звезды» в исполнении автора
Ведущий 1. Марина Влади (жена поэта, французская актриса) написала в своей книге «Владимир, Или прерванный полет» следующее:
Ведущий 2. «На твоих концертах увешанные медалями ветераны плачут. Молодые задумчивы и серьёзны. Твои песни делают для мира и памяти погибших больше, чем все фильмы, документы, памятники и официальные речи, вместе взятые».
Ведущий 1. В стихах поэт выражал свою веру в бесконечность жизни на земле.
Исполняется "Песня о Земле» (читает девушка)
Ведущий 2. Пришло мирное время, но шрамы той войны остались в каждом городе, в каждом селе. Созданы мемориальные музеи, места боев отмечены обелисками, на которых не увидишь имен, лишь количество захороненных. Они пали, их нет, но они живут в нас, и их мысли и чувства должны были обрасти голос.
Звучит песня «На братских могилах» в исполнении вокального ансамбля юношей под гитару
Ведущий 1. Владимир Семёнович Высоцкий знал о войне понаслышке, но всю жизнь писал и пел о Великой Отечественной войне, годы которой были для него испытанием человека на человечность, он всматривался в неё так въедливо и видел её в таких точных психологических деталях, в каких мог увидеть её не всякий участник и очевидец.
Ведущий 2. Тема войны стала у Высоцкого одной из самых современных: своей поэзией он продолжал воевать за правду, справедливость, мужество, за то, чтобы в человеке открылось самое благородное и высокое.
Ведущий 1. В песне «Сыновья уходят в бой» показана страшная и, тем не менее, героическая эстафета войны. Перед смертью солдаты спокойны за исход, так как есть те, кто идет следом и кто будет дальше продолжать бой – сыновья.
Ведущий 2. И в этой трагической философии жизни, какую являет нам лирический герой Высоцкого, куда больше оптимизма, чем в иных звонких стихах о славных подвигах на войне.
Звучит песня «Сыновья уходят в бой» в исполнении Высоцкого.
Литература
Алешин А.Н. Он нужен им не менее, чем нам / Нужен ли Высоцкий в общеобразоваьельной школе? //Мир Высоцкого: Исслед и материалы. Вып. III. Т.1. /Сост А.Е. Крылов и В.Ф. Щербакова. – М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 1999.
Бедерова Ю. Про Высоцкого большими буквами // Русский телеграф. – 1998. – 24 января. - № 10.
Бестужев-Лада И.В. Открывая Высоцкого… - М.: Знание, 1988.
Влади М. Владимир, или Прерванный полет. – М.: Сов. Писатель, 1990.
Высоцкий В. Монологи//Юность. – 1986. - №2.
Высоцкий В. Я не люблю…:Песни, стихотворения / Сост.В. Коркин. – М.: ЭКСМО-Пресс: ЭКСМО-Маркет, 2000.
Георгиев Л. Владимир Высоцкий. – М.: Искусство, 1991.
Золотухин В.С. На плахе Таганки: Дневник русского человека. – М.: Алгоритм, 1999.
Кулагин А. Поэзия В. Высоцкого. Творческая эволюция.//Биб-ка журн. «Вагант – Москва». – 1997. (Владимир Высоцкий и все о нем).
Макарова Б.А. Высоцкий в школе. – М.: «Издательство НЦ ЭНАС». – 2005.
Маранцман. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников: Методическое пособие. – 1974.
Новиков В. Высоцкий. – М.: Мол.Гвардия. – 2002. – (Жизнь замечательных людей).
Попов В. Песенные «айсберги» Владимира Высоцкого / Рецензия на серию дисков «На концертах Владимира Высоцкого» //Музыкальная жизнь. – 1993. - №3.
Попов В. Семен Фарада: «Высоцкий на сцене работал блистательно» //Областная газета. – Екатеринбург. – 1999. – 3 сентября./Интервью с артистом на Таганке/.
Смехов В. Мои товарищи – артисты: Владимир Высоцкий и др. («Рядовой день Владимира Высоцкого…»//Аврора. – Л., 1980. - №5.
Старатель. Еще о Высоцком. – М.: Аргус, 1994.
Утевский А. На Большом Каретном. – М.: Имидж, 1992.
Чепоров Э. 1342 страницы Владимира Высоцкого //Литературная газета, 1989. – 18 января.
Шевчук Г. Высокое одиночество Высоцкого, или Недопонимание. – Белгород: Геликон. – 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «Памяти павших будем достойны!».
Памяти наших прадедов, дедов, памяти вечно молодых солдат и офицеров, павших на фронтах Великой Отечественной войны посвящается. Не дают уснуть нашей памяти и предать забвению самое страшно...
Социальный проект "Пямяти павших будьте достойны"
Представлен отчет социального проекта , реализованного в МОУ СОШ № 38 (7а и 11 классы)...
Сценарий музыкально-литературной композиции Памяти павших будьте достойны!
Использованный музыкальный материал: « Победный марш»слова и музыка Е.Никоновой,« Священная война» муз. А Александрова, сл.. В. Лебедева-Кумача, «Русь непокорная» муз.,слова В. Шурака, «Сини...
Литературно-музыкальная композиция "Памяти павших будьте достойны"
Литературно-музыкальная композиция "Памяти павших будьте достойны" (стихи и песни В.С. Высоцкого о Великой Отечественной войне) для 9 класса...
Классный час: Памяти павших – будьте достойны!
Тема классного часа «От героев былых времен...» выбрана не случайно. В феврале много дат, связанных с военным прошлым нашей Родины....
литературно-музыкальная композиция "Памяти павших будьте достойны"
Литературно-музыкальная композиция будет полезна для учителей музыки, литературы, истории в предверии Дня Победы. Содержит стихи, песни военной и патриотической тематики....
Литературно-музыкальная композиция «Памяти павших, будьте достойны!»
готовый сценарий для проведения праздника, посвященного Победе в Великой Отечественной войне....