Внеклассное мероприятие "Тайны старинных узоров"
методическая разработка (7 класс) на тему

Терентьева Ираида Алексеевна

Разработка внеклассного мероприятия по краеведению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл внеклассное мероприятие20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Тайны старинных узоров».

     Вступительное слово: Полотенце - с  одной стороны это самый знакомый и простой, бытовой предмет, а с другой - использование его в обрядах нашими предками указывает на важную ритуальную роль этого предмета в жизни человека. Родившегося ребенка принимали на полотенце, гроб в могилу опускали тоже на полотенце. Полотенце вешали на икону, на полотенце подавали хлеб-соль. Во всех семейных обрядах использовалось полотенце: и на свадьбе и на поминках.      Полотенцем украшали свадебный поезд, украшали дом, подносили хлеб-соль, повязывали через плечо дружке, стелили под ноги в церкви и т.д.   

 Полотенце украшенное разнообразными узорами – рушник играло важную роль в жизни наших предков. Расшитые яркими красочными рисунками и орнаментами полотенце – произведение наиболее древнего и наиболее распространенного искусства.

И это естественно: такие виды женского искусства, как рукоделие, ткачество и вышивание были развиты повсеместно  в нашей области.

1-ый рассказчик: (с полотенцем в руках) Полотенце чисто утирального назначения называли утирками, утиральником, рукотерками. Их или совсем не украшали или украшали очень скромно (показ полотенца).      

  2-ой рассказчик:  Невеста дарила полотенца родне жениха, и называли их "дарьё". Перед венчанием невеста сидела под иконами в доме родителей под свадебным полотенцем своей матери. А после венчания, в доме мужа, свекровь накрывала её своим свадебным полотенцем. Полотенце играло роль родового оберега.

            3-ий рассказчик:    Для свадебного ритуала обязателен был рушник "на вожжи" (заменен сейчас лентами на машине). Он предназначался повознику, когда молодых везли от венца. Рушник "на водонос" шел дядьке, который сопровождал молодых на 2 день свадьбы на колодец. Во время свадьбы подруги развешивали рушники вдоль стен.

          4-ый рассказчик:  Полотенце использовали во время свадьбы в обряде "обручения молодых". Мать невесты брала скатанное полотенце и обводила им вокруг головы жениха и невесты 3 раза. Таким образом, обращение к полотенцу в свадебной обрядности основано на мифологическом представлении о том, что союз между женихом и невестой заключали умершие предки (с помощью орнаментированного полотенца). полотенце являлось символом - заменителем умерших      прародителей.

                  5-ый рассказчик:      В родильной обрядности полотенце дарилось повивальной бабке. Полотенце было ритуальным жертвоприношением и оберегом от дурных сил.      В похоронно-поминальной обрядности на полотенце ставится хлеб-соль, полотенце после 40-го дня отдается в церковь на помин души. Ткань орнаментировалась не всегда, в поминальной обрядности, как правило, полотенце не украшалось.

-6-ой рассказчик:   А какое полотенце называлось "обыденное"? Это полотенце, изготовленное как зарок "об один день". Обыденные полотенца несли в церковь. Вешали на иконы. (Опять как жертвоприношение).     

 7-ой рассказчик:  В зависимости от использования в старину полотенце называли по-разному: блинник, набожник, рушник и т.д. Всего можно насчитать около 30 названий этого предмета. Наиболее древнее из них- "убрус". Н. Карамзин в "Истории государства Российского" писал: "Славяне дуплянам древянам ветви убрусцем обвешающе и сим поклоняющиеся". У наших предков полотенце исполняло роль жертвоприношения в культе деревьев.  

   8-ой рассказчик:   Роль полотенца усиливалась нанесенным на него орнаментом. Как писал известный исследователь русского орнамента В. Стасов: "У народов древнего мира орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии: каждая черта тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений".

     
9-ый рассказчик:  Орнаменты бывают геометрические, растительные и сюжетные. По технике выполнения - вышитые, тканые, набивные и вывязанные.
      Язык орнамента многообразен. Он играет роль социальной, половозрастной отметки, этнической принадлежности, является средством выражения народного мировоззрения.

10-ый рассказчик:  Русский орнамент представляет сложный комплекс разновременных напластований. Ряд мотивов составляют древний пласт: это геометрические и сюжетные композиции. Несомненно, связь орнамента с верованиями. Часть верований и представлений русского народа была общей с древними верованиями и представлениями других поволжских народов.

11-ый рассказчик:  Архаичные узоры (квадрат с четырьмя точками) как знак засеянного поля, плодородия встречается в вышивке на свадебных одеждах и полотенцах низовых чуваш, в мордовской (эрзянской) вышивке.    

  12-ый рассказчик:  Ромбический орнамент присущ всем народам Симбирского края. Причины кроются в древних общих корнях. Но, рассматривая орнаменты народов, тесно проживающих друг с другом, нельзя исключить и их взаимовлияния в технике исполнения и сюжетном построении. Хотя каждому народу в орнаменте присуще и свое национальное осмысление. Так геометрический ромбовидный орнамент на чувашских головных полотенцах - сурпанах выполнен всеми цветами радуги, он полифоничен.

13-ый рассказчик:  Татарские полотенца, ткани украшались ромбовидным орнаментом, выполненным закладной техникой ткачества. Браная техника на татарских полотенцах была перенята у русских мастериц. Ромбовидный орнамент симбирских мишарей имел свои национальные особенности. Это, прежде всего, умение вовлечь в "работу" фон, поверхность украшаемого изделия. Пространство между орнаментом само звучит как орнамент.     

14-ый рассказчик:   Обрядовые предметы лучше сохранили традиционные народные орнаменты. Так русские свадебные полотенца донесли до нас мотив восьмиконечной звезды, несущей функцию оберега.       Наличие орнамента у всех народов русских, татар, мордвы и чуваш служило отличием праздничной одежды от будничной. Орнамент дольше, чем костюм народа, сохранял свои традиции.      Черты устойчиво повторяющихся орнаментов в различных вариантах вышивки, ткачества позволяют считать рассматриваемые узоры не просто игрой воображения вышивальщиц, а глубоко традиционными.
     
15-ый рассказчик:  В сюжетах архаичной вышивки отражается древний земледельческий культ славян. Раскидистое дерево с мощными ветвями, оканчивающимися большими цветами - розетка , являются изображением мирового дерева, древа жизни, возможно, эта вышивка выполнялась к свадьбе и была взята со старинного свадебного кокошника, тыльная сторона которого традиционно в Симбирской губернии вышивалась с таким орнаментом.      Птицы на деревьях, вышитые на полотенцах это посредники между миром живых и миром мертвых. Антропоморфные существа в позе лягушки, как отмечалось нами, связаны с магией плодородия .    

16-ый рассказчик:    Русские вышивки Поволжья представляют сложный комплекс разновременных направлений. Со временем от мифологии осталось только оболочка и традиционное трехчастье, но долго еще мотивы деревьев, птиц, зверей наделялись емкой и многозначной символикой. Лебеди являлись олицетворением верной любви, чистоты, уточки - знаком трудолюбия хозяйки дома и символом плодородия, голуби - символами супружеского счастья. Все перечисленные орнаменты птиц являлись мотивами свадебных полотенец.      Сюжетные мотивы сочетаются с растительными, последние порой выходили на первый план.      Растения на вышивках, за редким исключением, не имеют аналогий в живой природе. Редко на старинных вышивках растительного сюжета встречаются зеленые тона. Основной цвет красный, как бы напоминает естественное и древнее назначение растений - красота.

17-ый рассказчик:  Для вышивки народов Поволжья, пишет Гаген-Торн, "наиболее древней традицией является сочетание красного цвета, как основного и черного или темно-синего, как окаймляющего контуры. Полихромность вышивки приходит как позднее явление" .      "Поклонение деревьям было одним из главнейших элементов религии славян. Но если бы в этом могло оставаться хоть тень сомнения, то нас убедили бы в этом орнаменты" . Из всех видов растений можно различить в вышивке лапы елей и пышные кудри березы . По мнению В.Стасова, "в религиозном значении деревьев, играющих такую громадную роль в наших узорах, мудрено сомневаться, зная, что поклонение деревьям было одним из главных элементов религии славян".      

18-ый рассказчик:  Таким образом, в Среднем Поволжье отличительной особенностью используемых в вышивке материалов были шерстяные и шелковые нити. Среди орнаментов преобладали геометрические. В поздних Поволжских орнаментах начала ХХ века стали больше использоваться растительные орнаменты, символы и знаки городской любовной тематики. Одна из главных тем ее - тема "виноградья", выражающая идею изобилия, тесно связанную с предсвадебным и свадебным периодом . Орнамент дольше всего сохраняет национальную специфику, древние традиции. Устойчивость орнамента на одежде связана с его смысловым значением. Как справедливо было замечено В. Стасовым "древний орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии: каждая черточка тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений."


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Старинные русские традиции"

Данное мероприятие направлено на формирование здорового образа жизни; на ознакомление с традиционными блюдами русской кухни....

Внеклассное мероприятие "Старинные русские меры длины"

Межпредметная интергированная работа в четырех направлениях: математика, информатика, история, библиография. Целью данной работы является исследование появления и развития старинных русских мер длины ...

презентация " Тайна старинного узора"

В презентации представлены материалы, раскрывающие знаки и символы узора, назначение полотенец.....

конспект урока на тему "Тайна старинного узора"

конспект открытого урока 5кл фгос "Тайна старого узора" на семинаре учителей гуманитарного цикла...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Волшебные узоры Хохломы»

Методическая разработка внеклассного мероприятия  «Волшебные узоры Хохломы»...