Программа внеурочной деятельности с одарёнными детьми "Академия творчества"
рабочая программа на тему

Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по общеинтеллектуальному  направлению, направлена на выявление и развитие творческих способностей детей, их личностной, социальной самореализации.

  Актуальность и практическая значимость данной программы обусловливается тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в младшем школьном возрасте и является условием последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. Склонность к творчеству присуща каждому ребенку. По утверждению Л.С. Выготского, творчество – норма детского развития. Благодатный детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться, богатству и красоте окружающего мира. Творческое  воображение является необходимым условием для любой деятельности человека. Особенно важное значение приобретает этот психический процесс для детей младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_ktp_akademiya_tvorchestvalukoyanova_n.g.doc402 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт программы

Наименование программы

Кружок «Академия творчества»

Девиз

Вы умеете дышать солнцем?

А разгадывать комет-ребус?

Вы умеете глотать сочность

Голубого, как вода, неба?

Видеть лешего в замшелости сучьев?

Свить верёвку из закатных лучинок?

И вкарабкаться по ней к тучам?

Не умеете?

Давайте учиться!

Основание для разработки

Реализация Модели МИП на базе Панаевской школы-интерната по организации внеурочной деятельности как условия создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов сельской школы-интерната Крайнего Севера (в рамках реализации ФГОСНОО)

Входит в состав Программы работы по реализации плана муниципальной инновационной площадки «Внеурочная деятельность как условие создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов сельской школы-интерната Крайнего Севера (в рамках реализации ФГОСНОО)»/Авторы-составители:  Ничкова Т.А., Бородина Г.А.

Заказчик-координатор

Администрация Муниципального казённого общеобразовательного учреждения  «Панаевская школа-интернат»

Разработчик программы

Лукоянова Н.Г., педагог-психолог  Муниципального казённого общеобразовательного учреждения  «Панаевская школа-интернат»

Исполнитель

Обучающиеся 2-4 классов Панаевской школы-интерната, ПДО – руководитель кружка

Контролёр

Департамент образования Администрации МО Ямальский район

Адресная группа

Педагоги, организующие внеурочную деятельность в рамках реализации ФГОСНОО 

Перспективы расширения географии продукта

Расширение географии использования Программы возможно через очное и дистанционное оказание консультативных услуг, участие разработчика в различного рода конференциях, проведение мастер–классов, «круглых столов» по внедрению Программы в  учебно-воспитательный процесс, а также разработку методического пособия по встраиванию модели в учебно-воспитательный процесс ОУ Ямальского района, ЯНАО, России (из опыта работы).

Идея Программы

Идея Программы состоит в том, что в основе творческой одаренности лежит творческий потенциал - нереализованные возможности, имеющиеся у каждого человека. Проблема заключается не столько в том, чтобы выявлять и отбирать детей, обладающих этим видом одаренности, сколько в том, чтобы развивать творческую одарённость у обучающихся. Для развития творческих способностей необходимо не только создавать условия в процессе учебной деятельности, но и во внеучебной, так как для проявления творческих способностей необходимы условия: отсутствие рамок и оценок; свобода в мыслях и действиях.

Цели и задачи Программы

Цель программы: создать условия для формирования навыков творческого саморазвития обучающихся, их личностного роста.

Задачи программы:

  • Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к творческой  деятельности.
  • Создавать условия для развития креативных способностей обучающихся.
  • Формировать  у детей стремление к  самостоятельной творческой  деятельности.
  • Формировать позитивную самооценку, самоуважение
  • Формировать систему нравственных межличностных отношений (формирование «Я концепции»).

Научно-методические основы разработки Программы

Документы, положенные в основу Программы развития:

  1. Закон РФ «Об образовании»,  Закон ЯНАО «Об образовании»,  долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы»
  2. Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы».
  3. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от 03 апреля 2012 года.
  4. Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы: Программа, утвержденная постановлением Правительства ЯНАО от 27 декабря 2010 года № 526-П. – Салехард, 2010
  5. Приказ департамента образования автономного округа от 21 июня 2012 года № 1615 «Об утверждении Комплекса мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов в системе образования Ямало-Ненецкого автономного округа».
  6. Приказ департамента образования автономного округа от 22 октября 2012 года № 2061 «Об утверждении региональной системы выявления, отбора и поддержки одаренных и талантливых детей в системе образования Ямало-ненецкого автономного округа».
  7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
  8. Программа работы по реализации плана муниципальной инновационной площадки «Внеурочная деятельность как условие создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов сельской школы-интерната Крайнего Севера (в рамках реализации ФГОСНОО)»/Авторы-составители:  Ничкова Т.А., Бородина Г.А.

Срок реализации

3 учебных года

Целевые

индикаторы  реализации

Программы

  • уровень мотивации учебной и внеучебной деятельности;
  • уровень развития творческих способностей обучающихся.

Ожидаемые результаты

 Программа предполагает приобретение обучающимися новых знаний, опыта решения проблемных ситуаций, умение решать нестандартные, творческие задания.

        Результатом  работы по программе данного курса можно считать сформированность у детей любознательности, интереса к учению, развитие  уровня творческих способностей, а также:

  • улучшение межличностных отношений в коллективе;
  • умение выражать свои мысли, высказывать оригинальные идеи.

Готовность для реализации

Программа полностью готова для реализации потребителями

Детство – это пора, когда возможны чудеса.

Почему бы не попробовать их творить вместе с детьми?

Пояснительная записка

Программа  кружка «Академия творчества» разработана для обучающихся 2-4 классов Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа-интернат» на основании:

  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012)
  • требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
  • Планируемых результатов начального общего образования
  • Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа-интернат» (приказ № 293 от 30.08.2016г)

Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по общеинтеллектуальному  направлению, направлена на выявление и развитие творческих способностей детей, их личностной, социальной самореализации.

  Актуальность и практическая значимость данной программы обусловливается тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в младшем школьном возрасте и является условием последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. Склонность к творчеству присуща каждому ребенку. По утверждению Л.С. Выготского, творчество – норма детского развития. Благодатный детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться, богатству и красоте окружающего мира. Творческое  воображение является необходимым условием для любой деятельности человека. Особенно важное значение приобретает этот психический процесс для детей младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст это особо ответственный период психологического развития ребенка, интенсивного развития всех психических функций, формирования сложных видов деятельности, закладывания основ творческих способностей, формирования структуры мотивов и потребностей, нравственных норм, самооценки, элементов волевой регуляции поведения.

Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом. Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть объективно новым (социально значимым открытием) и субъективно новым (открытием для себя). Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.

       Творческая деятельность развивает чувства детей, способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы.

Проблема работы с одаренными школьниками чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Современное общество нуждается в свободной личности, способной самостоятельно решать возникающие проблемы, готовой к самореализации и творчеству, к отстаиванию своей независимости. Талантливые, одаренные люди являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально-экономического, культурного и духовно-нравственного преображения. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.

Термин «одаренность» многозначен. Узкое его значение – обозначение любого ребенка, чьи интеллектуальные способности и достижения значительно превышают нормы, характерные для его возраста.

В более широком значении одаренный ребенок – это ребёнок, обладающий специальными способностями в любой области человеческой деятельности, представляющей ценность для общества.

Таким образом, одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Результативность программы. О результатах  работы можно судить по участию кружковцев в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставках, конференциях, фестивалях, чемпионатах.

В программе предусматривается следующая последовательность и порядок изучения. 1 час в неделю, 34 часа в течение года- во 2 классе, 1 час в неделю, 34 часа в течение года- в 3 классе, 1 час в неделю, 34 часа в течение года – в 4 классе.

Новизна программы заключается в интеграции тем, направленных на формирование  творческих способностей обучающихся,  на развитие коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Программа опирается на развивающую парадигму образования. Один из принципов этой программы – креативный. Он включает необходимость учить творчеству, то есть развивать у обучающихся способности и потребности самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных и внеучебных задач.

Занятия по программе «Академия творчества» способствуют формированию у обучающихся  гибкости, самостоятельности ума, творчества, перехода мышления на новую и более высокую ступень.

Направление программы – общеинтеллектуальное.

Идея Программы состоит в том, что в основе творческой одаренности лежит творческий потенциал - нереализованные возможности, имеющиеся у каждого человека. Проблема заключается не столько в том, чтобы выявлять и отбирать детей, обладающих этим видом одаренности, сколько в том, чтобы развивать творческую одарённость у обучающихся. Для развития творческих способностей необходимо не только создавать условия в процессе учебной деятельности, но и во внеучебной. Так как для проявления творческих способностей необходимы условия: отсутствие рамок и оценок; свобода в мыслях и действиях.

Цель программы: создание условий для формирования навыков творческого саморазвития обучающихся, их личностного роста.

Задачи программы:

  • Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к творческой  деятельности.
  • Создавать условия для развития креативных способностей обучающихся.
  • Формировать  у детей стремление к  самостоятельной творческой  деятельности.
  • Формировать позитивную самооценку, самоуважение
  • Формировать систему нравственных межличностных отношений (формирование «Я концепции»).

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-  ориентированный,  деятельностный подходы.  

Общая характеристика программы

В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы творческие способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.

Назначение программы: учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.

Основные понятия: Под творческими (креативными) способностями обучающихся понимают “…комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание”.

        Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним из компонентов креативности является способность личности.

       Следует отличать креативный продукт от креативного процесса. Продукт творческого мышления можно оценивать по его оригинальности и по его значению, креативный процесс - по чувствительности к проблеме, способности к синтезу, способности к воссозданию недостающих деталей, (не следовать по избитому пути), по беглости мысли и т.д. Эти атрибуты креативности являются общими как для науки, так и для искусства.

Основные принципы содержания  работы:

  • системный подход, позволяющий выявить общие системные свойства и качественные характеристики составляющих систему отдельных элементов. При таком подходе работа с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: целей образования, субъектов педагогического процесса, содержания образования, методов и форм обучения и материально-технической базы;
  • личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий;
  • деятельностный подход, предполагающий обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности;
  •  полисубъектный (диалогический) подход, рассматривающий личность как систему характерных для нее отношений, как носителя взаимоотношений и взаимодействий социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического взаимодействия с одаренными детьми;
  •  культурологический подход, обусловленный объективной связью человека с культурой как системой ценностей.

         Ценностными ориентирами содержания программы внеурочной деятельности «Академия творчества» являются:

  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • развитие творческой активности и самостоятельности обучающихся.

   

Условия реализации программы

Сроки реализации программы внеурочной деятельности «Академия творчества»: 3 года. В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 34 часа в год внеаудиторной занятости во 2 - 4 классах, предназначена для занятий с детьми 8-11 лет и направлена на:

  • высокомотивированных обучающихся;
  • обучающихся, имеющих желание реализовать свои творческие способности.

Формы организации внеурочной деятельности

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете или сенсорной комнате. Программа предусматривает включение игровых ситуаций,  групповых видов деятельности, методов арт-терапии, сказкотерапии, песочной терапии. Программа кружка «Академия творчества» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает следующую организацию:

  • Средства компьютерного моделирования позволяют визуализировать, анимировать способы действий.
  • Подвижная деятельность учащихся  не мешает умственной и практической  работе.
  • При организации занятий целесообразно использовать  принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые  игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. Также можно использовать тренинговые психологические игры и упражнения, которые подразумевают работу в круге.

 

Методы и приёмы педагогической техники

Руководителем программы применяются в педагогической деятельности следующие методы обучения:

  • деятельностный,
  • поисковый,
  • эвристический,
  • практический,
  • наглядный,
  • самостоятельный,
  • метод создания игровых ситуаций,
  • проблемное обучение,
  • обучение в сотрудничестве: совместное обучение в малых группах, обучение в командах на основе игры, турнира,  в команде.

Учителем используются следующие приемы педагогической техники:

  1. Привлекательная цель: перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.
  2. Удивляй!: педагог находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
  3. Отсроченная отгадка: в начале занятия педагог дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыт на занятии при работе над новым материалом.
  4. Практичность теории: введение в теорию педагог осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.
  5. Организация работы в группах:

а) группы получают одно и то же задание;

б) группы получают разные задания;

в) группы получают разные задания, но работающие на общий результат.

  1. Игры-тренинги:

а) игровая цель: если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели;

б) логическая цепочка: ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.

           Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, творческие задания, тренинговые упражнения.

Для решения творческих задач на занятиях кружка можно  использовать различные методы активизации мышления:

  • Мозговой штурм - метод творческого поиска.
  • Синектика- метод творческих задач путем поиска аналогий.
  • Метод фокальных объектов - это метод преобразования систем с помощью признаков случайно выбранных объектов.
  • Метод творческих преобразований. Обучающимся предлагается описать те изменения, которые произойдут в изучаемом явлении при применении к нему того или иного преобразования.

          Методы контроля: выступление, презентация, мини-конференция, участие в творческих конкурсах, диагностика творческих способностей (тестирование).

         Технологии:

  •         информационно-коммуникационные технологии;
  •         здоровьесберегающие технологии.

Основное содержание программы

          Содержание данной программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные исторические и культурные  факты, способные дать простор творческому воображению, направлено на развитие творческих способностей  обучающихся.  Программа кружка составлена из четырёх направлений:

  • Страна Вообразилия.
  • Природный мир.
  • Интеллектуальный клуб.
  • Все мы люди разные. Искусство общения.

Для развития творческого мышления и творческого воображения обучающихся предлагаются следующие задания:

  • классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
  • рассматривать систему в развитии;
  • делать предположения прогнозного характера;
  • выделять противоположные признаки объекта;
  • выявлять и формировать противоречия;
  • разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;
  • представлять пространственные объекты.

       Творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как

  • сложность содержащихся в них проблемных ситуаций,
  • сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;
  • формы представления противоречий (явные, скрытые).

       В связи с этим выделяются три уровня сложности содержания системы творческих заданий.

       Задания III (начального) уровня сложности предъявляются обучающимся  второго класса. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека. Творческие задания этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения.

       Задания II уровня сложности направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества.

       Под объектом в заданиях данного уровня выступает понятие “ система”, а также ресурсы систем. Они представлены в виде расплывчатой проблемной ситуации или содержат противоречия в явной форме.

Цель заданий данного типа – развитие основ системного мышления обучающихся второго года обучения.

       Задания I (высокого) уровня сложности

       Это открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия. В роли объекта рассматриваются биосистемы,  полисистемы, ресурсы любых систем. Задания такого типа предлагаются учащимся третьего года обучения. Они направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества.

       Выбираемые учащимися методы творчества при выполнении заданий характеризуют соответствующие уровни развития творческого мышления, творческого воображения. Таким образом, переход на новый уровень развития креативных способностей младших школьников происходит в процессе накопления каждым учащимся творческой деятельности.

       III уровень

– предполагает выполнение заданий на основе перебора вариантов и накопленного творческого опыта в дошкольном возрасте и эвристических методов.

        II уровень

- предполагает выполнение творческих заданий на основе эвристических методов

       I уровень

– предполагает выполнение творческих заданий на основе мыслительных инструментов:

  • адаптированный алгоритм решения изобретательских задач,
  • приемы разрешения противоречия в пространстве и во времени,
  • типовые приемы разрешения противоречия.

Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.      

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной творческой деятельности.  

Межпредметные связи на занятиях:

  • с уроками окружающего мира: использование первоначальных знаний об явлениях и закономерностях природы;        
  • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ,  рисунков.

Тематическое планирование кружка «Академия творчества»

2 класс (34 часа)

п/п

Тема занятия

Виды деятельности обучающихся

Количество часов

I четверть (9 часов)

«Страна Вообразилия»

1.

Объединяемся играя.

Принимают участие в играх на знакомство, сплочение коллектива.  Игра «Кто я?»

1

2.

Диагностика творческих способностей обучающихся.

Принимают участие в диагностика творческого мышления П.Торренс. Работают на бланках теста.

1

3.

Добро пожаловать в Вообразилию!

Принимают участие в игре «Пересеки пустыню», игра «Перевал». Упражнение «Рисуем карту»

4.

Есть ли Волшебство в реальном мире?

Чтение и обсуждение притчи «Дворник». Игра «Волшебные краски»

Командная игра – тренинг «Засели Волшебную Страну»

1

5.

Секреты Волшебства.

Принимают участие в игре «Сказка по картинкам». Упражнение «Презентация жителей Волшебной страны»

1

6.

Камень распутья.

Принимают участие  в игре «Строим мост», тренинговые упражнения.

1

7.

Архетип государства.

Знакомство со сказкой о Короле и его слугах - чувствах. Упражнение «Мудрость внимания, или Три круга внимания». Участие в конкурсе «Рисуем едой»

1

8.

Наследство старого мастера.

Принимают участие  в игре «Волшебный базар». Задание «Смастери шляпу»

1

9.

Деревня волшебных мастеров.

Выполняют  задание «Создай волшебный предмет» Принимают участие в игре «Однажды в созвездии Лебедя».

1

II четверть (7 часов)

«Природный мир»

10.

Вода в нашей жизни.

Принимают участие в игре «Фотогалерея». Задания «Поиск», «Мы - художники», «Расшифруй фразу».

1

11.

Матушка-землица.

Знакомятся со сказкой «Волшебная скатерть». Задания «Соединялки», «Распредели на группы». Игра «Да-нет».

1

12.

Пернатые друзья.

Выполняют  задания: «Исключи лишнее», «Сравнение», «Вставь слово».

1

13.

Зима в загадках.

Принимают участие в игре «Ассоциации», творческие задания.

1

14.

Любопытные факты из жизни животных.

Выполняют  задания: «Поиск», «Задачи про страусов». Рисуночный тест «Несуществующее животное».

1

15.

В царстве Лешего.

Принимают участие в игре «Воображалки». Задания «Прозвища Лешего», «Мы –художники!»

1

16

В космическом пространстве.

Выполняют  задания:  «Цвет звёзд», «Форма звёзд». Проект «Создай свою планету».

1

III четверть (10 часов)

«Интеллектуальный клуб»

17.

Магазин  головоломок.

Выполняют  задания: «Говорящие часы», «Лепестки». Участвуют в игре «Магазин головоломок»

1

18.

Да здравствует абракадабра!

Выполняют задания: «А ну-ка, отыщи!», «Два имени», «Десять домашних животных», «Составь новое слово».

1

19.

Букет увлекательных задач.

Выполняют задания «Дострой фразу», «Цепочки», «Фантазии на заданную тему»,  «Закончи логический ряд», «Что за чушь, что за вздор», «Я не артист, я только учусь»

1

20.

Геометрический калейдоскоп.

Выполняют задания: «Будь внимателен», «Шифровалки», «Продолжалки», «Вращалки», «Объединялки», «Соображалки», «Рисовалки».

1

21.

Лента занимательных заданий.

Выполняют задания: «Глаз-фотограф», «Прочти название животного», «Восстанови загадку», «Мы - художники!»

1

22.

Клуб любителей русского языка.

Выполняют задания «Подбери синоним», «Найди лишнюю пословицу», «Запомни. Повтори»

1

23.

Клуб любителей математики.

Разгадывают кроссворд «В мире математики». Выполняют задания «Секретная запись», «Криптограмма», «Придумай сам».

1

24.

Путешествие в мир сказок.

Выполняют задания «Расшифруй названия сказок», «Викторина», «Соединялки», «Танграм».

1

25.

Куда летят крылатые слова.

Выполняют задания: «Соединялки», «Расшифруй фразу», «Выбери ответ», «Собери выражение».

1

26.

Музыкальная шкатулка.

Выполняют задания: «Виды искусства», «Эрудит», «Найди ошибку». «Мы - артисты!»

1

IV четверть (8 часов)

«Все мы люди разные. Искусство общения»

27.

Мой портрет в лучах солнца.

Принимают участие в игре «Я глазами одноклассников». Выполняют задания: «Мой портрет в лучах солнца», «Поздравляю!»

1

28.

Моя индивидуальность

Выполняют упражнения: «Ассоциация», «Легкие пути ведут в тупик», «Здравствуй, Я, мой любимый!»

1

29.

Наши сходства и различия.

Выполняют упражнения: «Поиск сходства», «Запоминание позы». Психогеометрический тест.

1

30.

Художник или мыслитель.

Выполняют тест «Художник или мыслитель». Принимают участие в тренинговых игры.

1

31.

Общение без слов.

Выполняют упражнения: «Стеклянная дверь», «Разговор в рисунках», «Испорченный телефон».

1

32.

Наши эмоции и чувства.

Выполняют упражнения: «Угадай эмоцию», «Скульптор и глина». Творческая работа «Мир эмоций»

1

33.

Портрет нашей группы.

Рисуночная разминка «Протяни навстречу руку». Выполняют коллективную работу- коллаж «Портрет нашей группы»

1

34

Итоговая диагностика творческих способностей обучающихся.

Диагностика творческого мышления П.Торренс

1

3 класс (34 часа)

п/п

Тема занятия

Виды деятельности обучающихся

Количество часов

I четверть (9 часов)

«Страна Вообразилия»

1.

Диагностика творческих способностей обучающихся.

Диагностика творческого мышления П.Торренс

1

2.

“Винни-Пух решает вслух”

Решение проблем в сказочных ситуациях из произведений Дж.Родари, Л.Кэррола, А.А.Милна, Дж.Толкина, А.Линдгрен, Н.А.Некрасова, русских народных сказок, мифов древней Греции; сочинение сказок, историй

2

3.

Звездная страна Зоадикалия.

Сказкотерапия, сочинение сказок о знаках Зодиака, арт-терапия «Моё созвездие»

2

4.

Чудеса на песке.

Песочная терапия, выполняют игры и упражнения «Создай планету», «Мой волшебный мир»

2

5.

Волшебный лес.

Сказкотерапия, арт-терапия «Волшебный лес». Рисуночный тест «Несуществующее животное»

1

6.

Путешествие по волшебным островам.

Принимают участие в игровом тренинге.

1

II четверть (7 часов)

«Природный мир»

10.

Слово о Родине.

Выполняют задания «Расшифруй тему», «Стрелка-помощница», «Рассуждаем логически»

1

11.

Два мира в одном.

Мир технический и природный. Объект и его признаки. Выполняют задания: «Составь загадку про…», «Объедини в группы»

1

12.

Три синих-синих озера малинового цвета

Выполняют задания «Придумай свой цвет», «Для чего нужен белый светофор?». Сказкотерапия.

1

13.

Заочная экскурсия во  владения старичка-боровичка

Решение проблем в сказочной ситуации в произведении В.Катаева «Дудочка и кувшинчик».  Сочинение продолжения сказки, творческие задания «Кто это? Что это?», «Расшифруй», придумай загадку.

1

14.

Любопытные факты из жизни растений.

Поиск информации о необычных растениях. Выполняют задания «Что из чего?», «Мы – эрудиты».

1

15.

Загадки матушки Зимы.

Поиск информации о необычных зимних явлениях. Выполняют задания «Раздели на группы», «Необычное в обычном». Арт-терапия «Зимняя сказка».

1

16

Подарки Деда Мороза.

Выполняют задания «Глаз-фотограф», «Сказочные задачи», «Сочинялки». Кроссворд «Лепестки»

1

III четверть (10 часов)

«Интеллектуальный клуб»

17.

Я мыслю, значит я существую.

Выполняют задания «Объясни расположение рисунков», «Угадай предмет», «Изобрази солнце, не изображая его».

1

18.

Формула противоречия.

Выполняют задания  «Составь и изобрази противоречие», решение эвристических задач.

1

19.

Воображение. Самый сказочный и небывалый.

Выполняют задания «Представь и нарисуй», «Придумай новый воздушный шарик».

1

20.

Память. Добро век не забудется.

Выполняют задания «Определи вид памяти», «Изобрази свою память».

1

21.

Внимание. Слона-то я и не приметил.

Выполняют задания «Подбери названия группам предметов», «Найди обычное в необычном».

1

22.

Лента занимательных заданий.

Выполняют задания «Глаз-фотограф», «Расшифруй слово», «Восстанови загадку», «Мы-художники»

1

23.

Магазин головоломок. Отдел художественной литературы.

Выполняют задания «Узнай меня», «Предметы из сказок», «Сказочные задачи», «Лишнее слово», «Криптограмма».

1

24.

Магазин головоломок. Отдел кулинарии.

Выполняют задания «Вкусные вопросы», «Лишнее слово», «По первым буквам», «Готовые блюда», «Реши вкусные задачи», «Что изменилось?»

1

25.

Магазин головоломок. Отдел флоры и фауны.

Выполняют задания «Грамматическая арифметика», «Говорящие часы», «Кто ищет, тот найдет», «Восстанови загадку», «Танграм».

1

26.

Золотой дождь.

Выполняют задания «Глаз-фотограф», «Расшифруй слова», «Восстанови загадку», «Стрелка-помощница», «Танграм»

1

IV четверть (8 часов)

«Все мы люди разные. Искусство общения»

27.

Если б жили все в одиночку.

Арт-терапия «Человек будущего». Рисуют на тему «Мое оодословное древо».

1

28.

Общение и умение слушать.

Разминка «Привет себе». Информационный блок «Общение». Выполняют упражнения «Испорченный телефон», «Слушание в разных позах»

1

29.

Учимся взаимопониманию

Выполняют упражнения «Бип», «Вавилонская башня», «Необычное использование», «Снежки».

1

30.

Средства общения.

Информационный блок «Средства общения». Выполняют упражнения «Пишущая машинка», «Испорченный телевизор», «перебежчики и охранники».

1

31.

Поговорим…рисунками!

Арт-терапия. Выполняют групповой коллаж «Поговорим…рисунками».

1

32.

От чего возникают конфликты между людьми.

Информационный блок «Конфликты». Выполняют упражнения «Встреча на узком мостике», «Гвалт», «Толкачи»

1

33.

Портрет нашей группы.

Рисуночная разминка «Протяни навстречу руку». Выполняют коллективную работу- коллаж «Портрет нашей группы»

1

34

Итоговая диагностика творческих способностей обучающихся.

Диагностика творческого мышления П.Торренс

1

4 класс (34 часа)

п/п

Тема занятия

Виды деятельности обучающихся

Количество часов

I четверть (9 часов)

«Страна Вообразилия»

1.

Диагностика творческих способностей обучающихся.

Диагностика творческого мышления П.Торренс

1

2.

Приемы фантазирования.

Знакомятся с приемами фантазирования. Выполняют творческие задания.

2

3.

Приемы разрешения противоречий.

Знакомятся  с приемами разрешения противоречий. Выполняют творческие задания.

2

4.

Поиск вариантов использования различных предметов.

Выполняют поиск вариантов использования различных предметов. Выполняют творческие задания.

2

5.

Качества творческой личности.

Обсуждают качества творческой личности. Выполняют коллективную работу «Мы-творческие личности!»

1

6.

Коллективная работа «Древо удачи»

Изготовливают коллажа «Древо удачи»

1

II четверть (7 часов)

«Природный мир»

10.

Изменения, происходящие в природе в разное время года. Творческий поиск.

Выполняют задания творческого поиска «Изменения в природе в разное время года»

1

11.

Немного о флоре и фауне.

Выполняют творческие заданий с использованием сведений о природе.

1

12.

Поговорим о картофеле.

Выполняют творческие задания: «Картофельные блюда», «Родина картофеля», «Стрелка-помощница», «Воображалки»

1

13.

Приветствуем зиму!

Выполняют творческие задания: «Составь свою загадку о зиме», «Зимние истории»

1

14.

Как насекомые переживают зиму? Поиск альтернативы.

 Выполняют творческие задания: «Как насекомые переживают зиму».

1

15.

Туда, где молочные реки и кисельные берега.

Выполняют творческие задания. Читают и обсуждают  притчу. Арт-терапия.

1

16

Крепкий орешек.

Выполняют творческие задания: «Расшифруй название притчи», «Запоминаем тройки слов», «Графический диктант», «Сообрази-ка!»

1

III четверть (10 часов)

«Интеллектуальный клуб»

17.

Интеллектуальный клуб «Мыслитель»

Выполняют творческие задания: «Установи подобную связь», «Выдели главное», «Задачи-головоломки», «По какому принципу?»

1

18.

Куда летят крылатые слова

Выполняют творческие задания: «Соединялки», «Расшифруй фразу», «Будь внимателен», «Выбери ответ»

1

19.

Фильм, фильм, фильм…

Выполняют творческие задания: «Расшифруй слово», «Ребус», «Сценарий рассыпался», «Танграм».

1

20.

Путешествие в мир Пушкинских сказок.

Выполняют творческие задания: «Расшифруй названья сказок», «Соединялки», «Танграм».

1

21.

Олимпийские игры древности.

Выполняют творческие задания: «Расшифруй слово», «Будь внимателен», «Запоминалки», «Прочитай девиз древних олимпийских игр».

1

22.

Олимпийские игры современности.

Выполняют творческие задания: «Мы-художники», «Тренируем память», «Танграм», «Игра в слова»

1

23.

Я расскажу тебе о цирке

Выполняют творческие задания: «Расшифруй слова», «Поиск», «Будь внимателен», «Лепестки».

1

24.

Калейдоскоп головоломок.

Выполняют творческие задания: «По первым буквам», «Абракадабра», «Говорящие часы», «Буквы рассыпались».

1

25.

Музыкальная шкатулка.

Выполняют творческие задания: Виды искусства», «Символ музыки», «Расшифруй фразу», «Эрудит»

1

26.

Литературная угадайка.

Выполняют творческие задания: «Будь внимателен!», «Отгадай загадки», «Этикет», «Танграм», «Рисуем по клеточкам», «Мы-артисты»

1

IV четверть (8 часов)

«Все мы люди разные. Искусство общения»

27.

Не боги горки обжигают.

Читают  и обсуждают притчу. Арт-терапия.

1

28.

Моя семья.

Выполняют творческие задания: «Восстанови пословицу», «Запоминаем пары слов», «Работаем со спичками», «Догадайся!»

1

29.

Мой портрет в лучах солнца.

Выполняют творческие задания: «Расшифруй пословицу», «Мой портрет в лучах солнца», «Я глазами одноклассников»

1

30.

Семи пядей во лбу.

Выполняют творческие задания: «По координатам», «Твои инициалы», «Узнай предмет», «Номера машин», «Вопрос на засыпку».

1

31.

Познай самого себя.

Выполняют тесты «Самооценка», «Мой  характер»

1

32.

И мы не лыком шиты!

Выполняют творческие задания: «Придумай заглавия», «С одной буквы», «Найди закономерность».

1

33.

Портрет нашей группы.

Рисуночная разминка «Протяни навстречу руку». Выполняют коллективную работу- коллаж «Портрет нашей группы»

1

34

Итоговая диагностика творческих способностей обучающихся.

Диагностика творческого мышления П.Торренс

1

Предполагаемые результаты реализации программы

Программа предусматривает достижение первого уровня результатов во 2 классе: предполагает приобретение обучающихся новых знаний, опыта решения творческих  заданий по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути  творческой  деятельности, развитии творческой интуиции.

Программа предусматривает достижение второго уровня результатов в 3 классе:

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками методов творческой деятельности, приобретении опыта самостоятельного решения творческих задач, развитии основ системного мышления обучащихся.

В 4 классе программа предполагает достижение третьего уровня обучающимися: приобретение опыта самостоятельно:

  • отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
  • высказывать содержательно свою мысль, идею;
  • решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;
  • переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.
  • уметь использовать  алгоритм решения изобретательских задач.

        Программа предполагает приобретение обучающимися новых знаний, опыта решения проблемных ситуаций.  

        Результатом  работы по программе данного курса можно считать сформированность у детей любознательности, интереса к учению, развитие  уровня творческих способностей, а также умение выражать свои мысли, высказывать оригинальные идеи.                

Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и социальная адаптация.

Личностными результатами изучения данной программы являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

                Метапредметные результаты: 

  • анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты:

  • уметь  интегрировать и синтезировать информацию;
  • уметь рассуждать, строить гипотезы;
  • уметь высказывать оригинальные идеи;
  • уметь использовать альтернативные способы поиска информации;
  • уметь применять полученные знания, умения и навыки на практике.

Критерии оценки эффективности: 

  • уровень мотивации учебной и внеучебной деятельности;
  • уровень развития творческих способностей обучающихся по следующим показателям:
  • продуктивность (беглость, скорость) – отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных словесно или в виде рисунков, и измеряется числом ответов, соответствующих требованиям задания;
  • гибкость – характеризует способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного    аспекта проблемы к другому;
  • оригинальность – предполагает способность к выдвижению новых необычных, неочевидных идей.

Материально-техническое обеспечение

Для осуществления образовательного процесса по программе клуба  «Азбука творчества» необходимо:

  1. Персональный компьютер с принтером.
  2. Интерактивная доска.
  3. Мультмедиапроектор
  4. Оборудование для песочной терапии.
  5. Сенсорная комната

Литература для педагога

  1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002.
  2. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. – М., 1994
  3. Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников. Методическое пособие для 3 класса – М.:Издательство РОСТ, 2012. – 196 с.
  4. Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников. Методическое пособие для 4 класса – М.:Издательство РОСТ, 2012. – 199 с.
  5. Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г. В. Бурменской, В. А. Слуцкого. – М.: Прогресс, 2001.
  6. Основные направления деятельности педагога-психолога: учеб.-метод. пособие / Авт.-сост.: Е. А. Осипова, Е. В. Чуменко. – Минск: ГУО АПО, 2006.
  7. Психология одаренности детей и подростков /Под ред. Н. С. Лейтеса. – М., 1996.
  8. Работа с одаренными детьми /Сост. О. А. Запотылок. – Минск: Красико-Принт, 2006.
  9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – Спб., 2000.
  10. Теплов Б. М. Способность и одарённость. Избранные труды в 2 т. – Т. 1. – М., 1985.— 461 с.
  11. Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. – М.: Владос, 2000

Литература для обучающегося

  1. 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 3 класса, часть 1/Л.В.Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ.- 56 с.. 2011
  2. 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 3 класса, часть 2/Л.В.Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ.- 63 с.. 2011
  3. 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 4 класса, часть 1/Л.В.Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ.- 57 с.. 2011
  4. 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 4 класса, часть 2/Л.В.Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ.- 62 с.. 2011

Интернет-ресурсы

  1. http://ped-kopilka.ru
  2. http://nsportal.ru/shkola/
  3. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
  4. http://festival.1september.ru/
  5. http://www.school-sector.leraln.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №24 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ       Программа внеурочной деятельности «ДЕКОРАТ...

Программа внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов общекультурного направления «Декоративное творчество»

Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс общекультурного направления. Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овл...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа народного творчества» 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа народного творчества» 1-4 класс...

Программа внеурочной деятельности творческого объединения «Прикладное творчество»

Программа обучения рассчитана на детей 8 — 14 лет, наполненность группы — 10 человек, поскольку придется много работать индивидуально. Занятия проводятся раз в неделю по 2 часа (всего 72 часа).З...

Рабочая программа внеурочной деятельности по работе с одарёнными детьми "Путь к успеху". Предмет "География"

       Предлагаемый курс предназначен для учащихся общеобразовательных школ проявляющих особый интерес к изучению географии(5-11кл). Данная программа рассматривается, как си...