Рабочая программа кружка "Волшебная ленточка" (канзаши)
методическая разработка на тему
I. Пояснительная записка
Учеными физиологами установлено, что мелкая моторика рук и уровень развития речи и памяти младших школьников находятся в прямой зависимости друг от друга. Школьники с низким уровнем развития моторики быстро утомляются, им трудно выполнять письменные задания, концентрировать внимание, делать выводы. У детей появляются чувство тревоги, возникают комплексы, что в дальнейшем приводит к отставанию в учебе. Данная программа направлена на обучение детей канзаши.
У детей формируется интерес, и они с удовольствием посещают занятия, развиваясь при этом эмоционально и интеллектуально. Это творчество особенно хорошо осваивает тот, кто владеет навыками рисования или какого-либо рукоделия. Искусство канзаши требует аккуратности, точности выполнения, художественного вкуса.
Канзаши (Kanzashi) — украшения для волос, используемые в традиционных китайских и японских прическах. В переводе с японского «канзаши» – шпилька. Именно шпилька для волос дала название новому оригинальному виду декоративно-прикладного искусства, которое стало популярным далеко за пределами Японии. В искусстве канзаши нет предела фантазии и совершенству. Программой предусмотрено создание изделий для украшения быта, интерьера, одежды. Это могут быть – панно, сувениры, украшения для волос, элементы одежды и многое другое. Работа нацелена на изготовление полезных и красивых вещей, необходимых в быту и жизни человека. Значительное количество часов отведено тренировочным упражнениям.
Курс обучения канзаши планируется на 1 учебный год с расчетом на самостоятельную работу детей. Занятия проводятся с учащимися 8 класса один раз в неделю. Обучение на первом году рекомендуется строить так, чтобы учащиеся хорошо усвоили основные приемы канзаши.
В процессе реализации программы используются информационно – компьютерные технологии. Руководитель использует презентации и фильмы как при освоении учащимися новых приемов канзаши, так и при подведении итогов работы.
В конце учебного года рекомендуется организовать в школе отчетную выставку лучших изделий. Самые интересные и красивые изделия можно представить на различные конкурсы прикладного творчества, на районные и краевые выставки.
Принципы построения программы
В основе построения данной программы лежат практическая направленность и личностно – ориентированный подход. Дети должны четко представлять, что каждое созданное ими изделие пригодится в дальнейшей жизни.
При реализации данной программы осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку при обучении приемам канзаши. Одни дети легко усваивают любой новый узор и быстро продвигаются в усвоении программы, другие медленнее. Им нужно больше времени и внимания руководителя для овладения техникой канзаши.
Цель программы
Достижение определенного уровня мастерства. Занимаясь канзаши учащиеся могут достичь определенного уровня образованности, достаточного для подготовки к самостоятельной непрофессиональной и творческой деятельности. Результат обучения- развитие определенных навыков и умений. Это умение творчески мыслить, планировать и правильно организовывать свою работу. Бережно относится к материалам и инструментам. Соблюдать технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами.
Задачи программы.
Образовательные:
- обучить приемам в технике канзаши и технологии изготовления различных изделий;
· знакомство с культурой Японии через историю возникновения канзаши;
· обучение навыкам работы с атласными лентами и тканью в технике канзаши
- обучить приемам самостоятельной разработки поделок.
- закрепить и расширить знания и умения в области: биологии, истории, математики, изобразительного искусства.
Воспитательные:
- воспитание трудолюбия, любви к труду и людям труда;
- возведение базиса личностной культуры,
- формирование гуманистического стиля взаимоотношений с товарищами;
Развивающие:
- развитие у детей творческого мышления,
- приобщение к великой русской культуре, знакомство с различными направлениями русского народного творчества,
- научить учиться,
- научить детей видеть красоту окружающего мира.
Требования к знаниям и умениям обучающихся.
К концу обучения дети должны знать:
· историю возникновения канзаши;
· применяемые инструменты и правила безопасной работы с ними;
· материалы и их свойства;
· технологический процесс изготовления сувениров в технике канзаши.
К концу обучения дети должны уметь:
· правильно пользоваться инструментами и приспособлениями;
· изготавливать различные изделияи сувениры в технике канзаши.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_kanzashi.doc | 118.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для учащихся с ограниченными возможностями здоровья
«Приволжская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида»
Принято УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете школы Директор Г.Ю. Сизова
Протокол №__от_____________________ __________________________
Приказ
№___от___________________
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Волшебная ленточка»
(канзаши)
Возраст детей 13-14 лет
Срок реализации: 1 уч.год
Составитель: Услугина А.В., учитель
высшей квалификационной категории
Приволжск
2017- 2018 учебный год
- Пояснительная записка
Учеными физиологами установлено, что мелкая моторика рук и уровень развития речи и памяти младших школьников находятся в прямой зависимости друг от друга. Школьники с низким уровнем развития моторики быстро утомляются, им трудно выполнять письменные задания, концентрировать внимание, делать выводы. У детей появляются чувство тревоги, возникают комплексы, что в дальнейшем приводит к отставанию в учебе. Данная программа направлена на обучение детей канзаши.
У детей формируется интерес, и они с удовольствием посещают занятия, развиваясь при этом эмоционально и интеллектуально. Это творчество особенно хорошо осваивает тот, кто владеет навыками рисования или какого-либо рукоделия. Искусство канзаши требует аккуратности, точности выполнения, художественного вкуса.
Канзаши (Kanzashi) — украшения для волос, используемые в традиционных китайских и японских прическах. В переводе с японского «канзаши» – шпилька. Именно шпилька для волос дала название новому оригинальному виду декоративно-прикладного искусства, которое стало популярным далеко за пределами Японии. В искусстве канзаши нет предела фантазии и совершенству. Программой предусмотрено создание изделий для украшения быта, интерьера, одежды. Это могут быть – панно, сувениры, украшения для волос, элементы одежды и многое другое. Работа нацелена на изготовление полезных и красивых вещей, необходимых в быту и жизни человека. Значительное количество часов отведено тренировочным упражнениям.
Курс обучения канзаши планируется на 1 учебный год с расчетом на самостоятельную работу детей. Занятия проводятся с учащимися 8 класса один раз в неделю. Обучение на первом году рекомендуется строить так, чтобы учащиеся хорошо усвоили основные приемы канзаши.
В процессе реализации программы используются информационно – компьютерные технологии. Руководитель использует презентации и фильмы как при освоении учащимися новых приемов канзаши, так и при подведении итогов работы.
В конце учебного года рекомендуется организовать в школе отчетную выставку лучших изделий. Самые интересные и красивые изделия можно представить на различные конкурсы прикладного творчества, на районные и краевые выставки.
Принципы построения программы
В основе построения данной программы лежат практическая направленность и личностно – ориентированный подход. Дети должны четко представлять, что каждое созданное ими изделие пригодится в дальнейшей жизни.
При реализации данной программы осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку при обучении приемам канзаши. Одни дети легко усваивают любой новый узор и быстро продвигаются в усвоении программы, другие медленнее. Им нужно больше времени и внимания руководителя для овладения техникой канзаши.
Цель программы
Достижение определенного уровня мастерства. Занимаясь канзаши учащиеся могут достичь определенного уровня образованности, достаточного для подготовки к самостоятельной непрофессиональной и творческой деятельности. Результат обучения- развитие определенных навыков и умений. Это умение творчески мыслить, планировать и правильно организовывать свою работу. Бережно относится к материалам и инструментам. Соблюдать технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами.
Задачи программы.
Образовательные:
- обучить приемам в технике канзаши и технологии изготовления различных изделий;
- знакомство с культурой Японии через историю возникновения канзаши;
- обучение навыкам работы с атласными лентами и тканью в технике канзаши
- обучить приемам самостоятельной разработки поделок.
- закрепить и расширить знания и умения в области: биологии, истории, математики, изобразительного искусства.
Воспитательные:
- воспитание трудолюбия, любви к труду и людям труда;
- возведение базиса личностной культуры,
- формирование гуманистического стиля взаимоотношений с товарищами;
Развивающие:
- развитие у детей творческого мышления,
- приобщение к великой русской культуре, знакомство с различными направлениями русского народного творчества,
- научить учиться,
- научить детей видеть красоту окружающего мира.
Требования к знаниям и умениям обучающихся.
К концу обучения дети должны знать:
- историю возникновения канзаши;
- применяемые инструменты и правила безопасной работы с ними;
- материалы и их свойства;
- технологический процесс изготовления сувениров в технике канзаши.
К концу обучения дети должны уметь:
- правильно пользоваться инструментами и приспособлениями;
- изготавливать различные изделияи сувениры в технике канзаши.
Учебно-материальная база
Помещение
Помещением для проведения кружка может служить швейная мастерская. Она должна быть достаточно просторная, хорошо проветриваемая, с хорошим естественным и искусственным освещением. Свет должен падать на детей с левой стороны. Столы могут быть рассчитаны на два человека, но должны быть расставлены так, чтобы дети могли работать, не стесняя друг друга, а руководитель кружка мог подойти к каждому ученику, при этом, не мешая работать другому учащемуся.
Методический фонд
Для успешного проведения занятий необходимо иметь выставку изделий, образцы работ, журналы и книги по канзаши.
Материалы и инструменты
Ленты и инструменты для выполнения работ учащиеся приобретают самостоятельно. Руководителю необходимо иметь запасные инструменты и ленты. Также нужно иметь простой карандаш, линейку, фломастеры, ножницы канцелярские, кисточку для клея, пистолет клеевой, свечу, зажигалку, иголки швейные, щипцы.
Структура проведения занятий
Общая организационная часть.
Знакомство с новыми материалами (просмотр изделий).
Практическое выполнение приемов и образцов.
Уборка рабочих мест.
Правила безопасности проведения занятий
Правила техники безопасности при работе с термоклеевым пистолетом:
1) Подготовить рабочее место, защитив рабочую поверхность от попадания клея.
2) Установить пистолет в правильное положение - то есть откинуть ножку-подставку и поставить на рабочую поверхность
3) Включить пистолет в розетку, поместить клеевой стержень до упора и подождать 4-5 минут чтобы клей нагрелся
4) Для подачи клея нужно плавно нажимать курок, поскольку количество выходящего клея зависит от глубины и количества нажатий
5) Так как клей моментально высыхает , нужно точно прикладывать деталь к поверхности
Не оставляйте включенный пистолет без присмотра!!!
Правила работы с ножницами и колющими предметами:
1) Прибрать рабочее место, убрать все ненужные предметы со стола
2) Запрещается вкалывать иглы в одежду или брать в рот
3) Хранить иглы с рабочей нитью и булавками в специальной игольнице , а ножницы в чехле и после их использования поместить на свое место
4) Если Вы временно не работаете с ножницами, то следует отложить их на стол острыми краями от себя, обязательно с сомкнутыми лезвиями. Передавать соседу ножницы надо держась за сомкнутые лезвия, кольцами вперед.
Правила техники безопасности при работе со свечой и спичками:
1) Прибрать рабочее место, убрать подальше все ненужные и легковоспламеняющиеся предметы
2) Свечу поставить на керамическое блюдце или подсвечник ,во избежание нагревая поверхности стола
3) Не допускать игры с открытым огнем спичек или свечи, а также не трогать расплавленный воск руками
4) При получении ожога немедленно сообщить руководителю!
Методические рекомендации
Данная программа направлена на формирование у детей системы умений и навыков, необходимых им, для дальнейшей современной жизни. В ходе реализации данного курса у детей воспитывается дисциплинированность, трудолюбие, доброжелательность, организованность, умение общаться, помогать друг другу, повышается личностная самооценка. У учащихся закладываются основы экономически рационального подхода к расходованию денежных средств.
При посещении данного кружка, дети вовлекаются в проектную деятельность, что дает толчок развития коммуникативных функций ребенка. Все ученики в ходе занятий обучаются использовать современные компьютеры и интернет – ресурсы. Освоение детьми программы кружка «Волшебная ленточка» поможет им в дальнейшей жизни, в коллективной и трудовой деятельности.
Ожидаемые результаты
- дети научатся различным приемам работы с лентами;
- будут знать основные понятия и базовые формы;
- научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами;
- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике канзаши;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
- овладеют навыками культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
- Развитие детского прикладного творчества;
- Участие обучающихся в различных конкурсах и фестивалях.
- Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Часы | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие. История появления канзаши, техника безопасности. Инструменты и материалы. | 2 | 2 | 2 |
2 | Изготовление лепестков и цветов различной формы. | 34 | 34 | 34 |
Итого | 36 | 36 | 36 |
- Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать:
- О роли трудовой деятельности в жизни человека.
- О влиянии трудовой деятельности на здоровье человека
- Назначение, сферы применения, основные свойства материалов
- Назначение и применение инструментов ( булавки, ножницы, зажигалка )
- Правила техники безопасности при работе
Уметь:
- Осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности и контроль за её ходом и результатом.
- Подбирать необходимые инструменты и материалы и соблюдать технику безопасности.
- Подбирать необходимую информацию об объекте деятельности, рисунки, эскизы на бумажных и электронных носителях.
- Изготавливать изделие из доступных материалов по образцу, рисунку, эскизу.
- Соблюдать последовательность технологических операций при выполнении изделий.
- Подобрать нитки по цвету и фактуре, как контрастные цветовые гаммы, так и сочетающиеся в одной.
- Осуществлять декоративное оформление и отделку изделий, используя: ленты, пуговицы, бисер и т.д.
VI. Список литературы
- Гукасова А.М. «Рукоделие в начальных классах» г. Москва «Просвещение» 1984 г.
- Журнал «Лена Креатив».
- Журнал «Лена».
4. Рудик П.А. «Психология», г. Москва ,«Просвещение» 1993 г
5. Фридман Л.М. «Психологический справочник учителя».
6. Волков И.П. Учим творчеству. - М.: Педагогика, 1998
7. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990
Интернет – ресурсы:
1) http://www.schoolbase.ru — Всероссийский школьный портал.
2) Сайт http://www.rukodelie.bu / Журнал «Ксюша. Для любителей рукоделия»
3) Клуб рукоделие http://www.club-rukodelie.com/toys.htm
- Приложение
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов, тем | Дата | |
по плану | по факту | ||
1 |
Вводное занятие. История появления канзаши, техника безопасности. Инструменты и материалы. | 05.09. 12.09. | |
2 |
Разновидность форм лепестков. Основные приемы выполнения. | 19.09. 26.09. | |
3 |
Острый лепесток. Сборка цветов с острыми лепестками. | 03.10. 10.10. | |
4 |
Двухцветный острый лепесток (вариант 1). Сборка цветов с двухцветными острыми лепестками. | 17.10. 24.10. | |
5 |
Двухцветный острый лепесток (вариант 2). Сборка цветов с двухцветными острыми лепестками. | 07.11. 14.11. | |
6 |
Оформление заколок, резинок для волос цветами с острыми лепестками. | 21.11. 28.11. | |
7 |
Плоский круглый лепесток. Сборка цветов с плоскими круглыми лепестками. | 05.12. 09.12. | |
8 |
Объёмный круглый лепесток. Сборка цветов с объёмными круглыми лепестками. | 12.12. 19.12. | |
9 |
Украшение заколок, резинок цветами из круглых лепестков. | 26.12. 16.01. 23.01. 30.01. | |
10 |
Двухцветный круглый лепесток. Сборка цветов с двухцветными круглыми лепестками | 06.02. 13.02. | |
11 | Оформление ободка для волос. | 20.02. 27.02. 06.03. | |
12 |
Лепесток розы. Листик розы.
| 13.03. 20.03. | |
13 | Изготовление заколок, резинок. | 27.03. 03.04. 10.04. | |
14 |
Цветы из узкой атласной ленты.
| 17.04. 24.04. 08.05. | |
15 |
Изготовление лепестков цветка георгина. Сборка цветка георгина. | 15.05. 22.05. 29.05. | |
Итого: | 36 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Программа творческого объединения "Волшебная ленточка. Канзаши."
Канзаши (Kanzashi) - украшения для волос, используемые в традиционных китайских и японских прическах. Канзаши сначала появились, когда женщины перестали причесывать волосы в традиционной форме - tareg...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...