Правовое занятие "Законы в нашей жизни"
методическая разработка (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение РМ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Ялгинский детский дом-школа»
Правовое занятие
«ЗАКОНЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ»
Провела: воспитатель
Котлашова Г.П.
Цель: Выявить значение законов в жизни человеческого общества. Закрепить понятия «Конституция», «равенство перед законом».
Вступление.
Сегодня мы поговорим о том, какое значение имеют законы в жизни человека.
Ученик читает стихотворение.
Если кто-то без законов
Хочет жизнь свою прожить,
То его, конечно, надо
И лелеять, и хвалить.
Фотографию в газету
Поместить и подписать:
«Он советует законы
Никогда не выполнять!»
- Вы, ребята, согласны с таким жизненным девизом? (конечно, нет).
Почему важно соблюдать законы?
Дети отвечают, что без законов нет порядка, люди не чувствуют себя защищенными, они живут в постоянной тревоге за свое будущее, может наступить хаос, неразбериха.
Рассмотрим такую ситуацию. Не стало основного закона дороги – правил дорожного движения: ни одного знака, ни одного светофора, ни одного работника ГИБДД. Хотели бы вы пройтись или проехать по такой дороге? Почему следует выполнять законы дороги?
Ответы детей: если нет светофора на перекрестке, то обязательно создается аварийная ситуация или с участием автомобилей, или – пешеходов.
А если вы пассажиры автобуса? Какие правила должны соблюдать пассажиры?
Если опоздаешь с выходом из автобуса или троллейбуса, замешкаешься, то тебя может прижать дверью, или же ты упадешь и окажешься под колесами транспорта.
Еще какие правила действуют в общественном транспорте?
Ответы детей: нельзя провозить огнеопасные, легковоспламеняющиеся предметы, строго запрещено курить, передвигаться по автобусу взад-вперед, надо уступать место пожилым людям, инвалидам, женщинам с маленькими детьми, оплачивать проезд и багаж.
То есть мы разобрали ситуацию, что если не выполнять законы дороги, то это может привести к трагическим последствиям, даже гибели людей.
Тема сегодняшнего занятия - «Законы в нашей жизни».
А что же такое закон?
«Закон – это правило, выполнение которого обязательно для всех».
На примере законов о дороге мы поняли, что законы нужны.
Но давайте порассуждаем, а в других областях нашей жизни можно ли обходиться без законов? Какие законы существуют в школе? Какие правила обязаны выполнять учащиеся?
Ответы детей: добросовестно учиться, трудиться, помогать старшим, оберегать младших, соблюдать режим детского дома-школы, не портить школьное имущество, быть дисциплинированным.
Также дети в школе должны соблюдать правила техники безопасности, санитарии и гигиены, бережно относиться к зеленым насаждениям, беречь электроэнергию, возмещать самостоятельно(или с помощью родителей) причиненный ущерб учреждению. В каком документе все это закреплено? В Уставе детского дома-школы.
А существуют ли законы в семье? То есть такие правила, придерживаться которых обязаны все семьи.
Родители обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Родители и дети должны проживать совместно. Родители не имеют права причинять вред здоровью своим детям, оставлять их на длительное время без присмотра, еды и воды. Но случаются ситуации, когда родители не могут воспитывать своих детей, заботиться о них и дети попадают в детские дома, реабилитационные центры(родители умирают, их лишают родительских прав или они признаются безвестно отсутствующими, их местожительство не установлено). В таких случаях по закону о детях заботится государство, они находятся на полном государственном обеспечении.
А сейчас давайте подумаем, в каких еще сферах нашей жизни надо придерживаться правил, законов? Можем ли мы обменять некачественный товар в магазине? Как правильно это сделать? Всегда ли необходимо предъявлять чек?
А если в ателье сошьют костюм, который будет мал? В химчистке почистят пальто и испортят ткань?
В сфере торговли и бытовых услуг существуют свои законы, а мы с вами будем руководствоваться «Законом о защите прав потребителя(покупателя)», где сказано, то за оказание населению(гражданам) некачественных услуг несет ответственность магазин, ателье, химчистка и т.д.
Из вышесказанного следует, что граждане должны неукоснительно соблюдать законы государства, в котором они живут, и что закон стоит на страже человека, он охраняет нас от дурных посягательств на нашу жизнь.
По закону преследуются преступления, совершенные в отношении человека: кражи, вымогательство, нанесение тяжких телесных повреждений, причинение вреда здоровью. Начиная с 14 лет ребенок(подросток) несет уголовную ответственность за ряд преступлений(грабеж, разбой, убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, вымогательство, угон транспортных средств, заведомо ложное сообщение о теракте). Отбывает наказание по решению суда в колонии для несовершеннолетних. С 11 лет, в случае совершения тяжких преступлений, ребенок по решению суда помещается в специальное воспитательное учреждение.
Подведем итоги занятия.
Ответьте мне, пожалуйста, ребята на несколько вопросов.
- Что такое Закон?
- Помогает ли отсутствие законов людям? (люди не защищены)
- Есть ли справедливость там, где нет законов? (ни за что человека посадили в тюрьму; неприкосновенность жилища не гарантирована: все открывают двери твоей квартиры, берут без разрешения твои вещи, ломают твои игрушки, технику).
В завершении нашего разговора еще раз отметим, что весь мир и мы с вами в том числе, живем по определенным правилам, законам.
Основным Законом (самым главным) в нашем государстве является Конституция Российской Федерации, где прописаны права и обязанности граждан.
Но мы уже сказали, что в каждой области нашей жизни существуют законы, обязательные для исполнения. Давайте посмотрим, в каких документах Российской Федерации их можно найти (показать детям на выставке книг или слайдах):
- Закон РФ об Образовании;
- Семейный Кодекс РФ;
- Правила дорожного движения;
- Уголовный Кодекс РФ;
- Гражданский Кодекс РФ;
- Жилищный Кодекс;
- Трудовой Кодекс РФ;
- Кодекс РФ об Административных правонарушениях;
- Закон РФ о защите прав потребителей.
Новое для вас слово «КОДЕКС». Это свод, набор, перечень правил, законов.
Пусть, ребята, изречение «Закон один для всех и все равны перед законом» станет девизом вашей жизни!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Репортаж в газете «Наша жизнь» об 11-классниках нашей школы
Репортаж в газете «Наша жизнь»...
Гражданско-правовая конференция "Герой нашего времени"
Конференция проведена с целью создания условий для формирования у учащихся нравственной, правовой и политической культуры личности, патриотизма и гражданственности, повышение правовой культуры в...
Природа – наши корни, начало нашей жизни
Экологическая игра для 6 класса...
Хлеб – наша жизнь и наше богатство
Цели:Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;Показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;Воспитывать у учащихся бережное отношение и уважение к хлебу и людям,...
Наш район, наша жизнь, наши достижения.
Сейчас много пишут о том, что у нас в школе «не так», забывая о положительных сторонах нашей жизни. В данной статье мне хотелось чуть «окрасить» в светлые тона нашу действительность! Статья была напис...
Тематический урок " Свет в нашей жизни. Как сберечь энергию?" ( в рамках Всероссийский урок " Свет в нашей жизни.")
В рамках совместного плана действий Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует организовать проведение во всех образовательных организациях Российской Федерации 15 декабря 2015 ...
Сочинение на тему Наша жизнь в наших руках
Сочинение о поведении на дорогах....