Воспитательное мероприятие посвящено проблеме экологической загрязненности планеты.
классный час (5 класс)
Цель: углубить представление детей об экологической безопасности.
Задачи:
- способствовать формированию активной общественной позиции;
- учить давать положительную нравственную оценку таких понятий, как экологическая ответственность, экологическая грамотность.
- воспитывать позитивного отношения к себе и к окружающему миру;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_vzbuntovalas_zemlya.docx | 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей, нуждающихся в длительном лечении, школа-интернат № 68
Пушкинского района Санкт-Петербурга
План-конспект
воспитательного мероприятия, посвящённого Дню Земли
«Почему взбунтовалась Мать-Земля».
Подготовил и провела:
Крутинь Н.Е., воспитатель 5 класса
2021 г.
06.10.21.
Воспитательное мероприятие посвящено проблеме экологической загрязненности планеты.
Цель: углубить представление детей об экологической безопасности.
Задачи:
- способствовать формированию активной общественной позиции;
- учить давать положительную нравственную оценку таких понятий, как экологическая ответственность, экологическая грамотность.
- воспитывать позитивного отношения к себе и к окружающему миру;
- побуждать детей к участию в экологических мероприятиях, бережному отношению к природе.
Подготовительная работа:
1. Поручить, 2 ученикам выяснить, значение слова «экология» и провести словарную игру (материал в тексте сценария).
2. Назначить 2 учеников на роли экспертов, которые расскажут об экологическом загрязнении Земли (материал в тексте сценария).
Оформление:
• картины природы, фото, плакаты экологического содержания;
• на доске - эпиграф к уроку: «Природа — дом, в котором живет человек». (Дмитрий Лихачев). «Во всех явлениях природы есть нечто чудесное». (Аристотель). «Природа может обойтись без человека, а он без нее — нет». (Али Апшерон).
План занятия
I. Вступительное слово.
II. Проблемная ситуация «Бабочка».
III. Интерактивная беседа.
IV. Словарная работа.
1. Информационная минутка «Что такое экология?».
2. Словарный пинг-понг «Что бывает экологическим?».
V. Информационный блок «И станет мачехой Земля».
VI. Деловая ситуация «Экологический рейд».
VII. Заключительное слово.
VIII. Подведение итогов (рефлексия).
Вводная часть
Воспитатель:
- Экологическая катастрофа - так называют экологи то, что происходит сейчас на земном шаре. Тема нашего занятия звучит как угроза и как предостережение: наша прекрасная планета Земля, мать всего живого, может превратиться в злую мачеху и жестоко отплатить своим детям за все, что они с ней сделали.
II. Проблемная ситуация «Бабочка»
Воспитатель:
- У американского писателя-фантаста Рея Брэдбери есть рассказ «И грянул гром». Этот рассказ, мне кажется, очень хорошо перекликается с темой нашего занятия.
Я напомню вам содержание рассказа. Герой купил путевку у фирмы, которая организовывает путешествия на машине времени, и отправился на 60 миллионов лет назад, чтобы поохотиться на динозавров. Его сопровождал инструктор от фирмы, который объяснил ему главное правило охоты - не прикасаться ни к чему и не оставлять никаких следов в прошлом, так как это может изменить будущее.
«Мы можем убить какое-нибудь важное животное, пичугу, жука, раздавить цветок и уничтожить важное звено в развитии вида, - говорил инструктор. - Допустим, мы случайно убили здесь мышь. Это значит, что всех будущих потомков этой мыши уже не будет. Не будет потомков от потомков от всех ее потомков! Значит, неосторожно ступив ногой, вы уничтожаете не одну, и не десяток, и не тысячу, а миллион - миллиард мышей!» Дальше говорится, что погибнут и лисы, которые должны были питаться этими мышами. А значит, погибнут от голода и львы, а с ними и насекомые, и стервятники, сгинет неисчислимое множество форм жизни.
Но случилось так, что герой рассказа случайно раздавил бабочку. И, когда он вернулся в свое время, застал совершенно другую жизнь, а вместо демократии в Америке утвердился фашизм.
III. Интерактивная беседа
Воспитатель:
- Как вы считаете, ребята, одна убитая мышь действительно может вызвать гибель цивилизации?
Примерные ответы детей:
- Может быть, этого нельзя доказать.
- Наверное, нет, потому что лисы могут, есть не только мышей, но и других животных.
- И львы едят не только лисиц, древние люди охотились и на мамонтов, и на других животных.
- Писатель просто преувеличил опасность, чтобы заставить нас задуматься.
- Может быть, цивилизация и не погибнет, но вымрут другие животные, это точно.
Воспитатель:
- Хорошо, но наше время тоже когда-нибудь станет будущим. Думают ли о нем современные люди? Как мы относимся к природе?
Примерные ответы детей:
- Очень плохо. Воздух отравляют заводы, машины, самолеты.
- Вода в реках отравлена заводскими стоками, канализацией, в городах уже продают питьевую воду.
- Фрукты, овощи насыщены нитратами.
- Земля отравлена, можно отравиться даже съедобными грибами.
Воспитатель:
- Давайте вернемся к рассказу Рея Брэдбери. У вас не возникло вопроса: а как же тогда убийство динозавра? Ведь оно должно нанести еще больший вред природе? Как же можно было решить эту проблему?
(Дети высказывают фантастические предположения.)
Если вы не читали этот рассказ, открою вам секрет. Дело в том, что накануне охоты фирма отправляла в прошлое агента, который находил динозавров, умерших естественной смертью. Он отмечал точное время гибели животного и ставил на динозавре метку красящей пулей. А охотники стреляли в животное буквально за секунду до его естественной смерти. Потом еще и пулю вынимали. Фирма продумала абсолютно все: машина, одежда охотников, их дыхание - все было обеззаражено, чтобы не внести в древний воздух даже бактерий. Как вы считаете, можно ли сказать, что в этой фирме работали экологически грамотные люди?
Примерные ответы детей:
- Да, они все предвидели, не нарушали равновесия в природе.
- Это варвары, которые думали только о доходах, потому что всего предвидеть невозможно, они же не могли знать, что кто-то раздавит бабочку.
- Они должны были спросить разрешения у всех людей, потому что эта охота может повлиять на их жизнь. Но я бы не разрешила этой фирме организовывать путешествие в прошлое.
- Можно было организовывать такие путешествия, только нужно было все продумать.
IV. Словарная работа
1. Информационная минутка «Что такое экология?»
Воспитатель:
- Теперь у нас информационная минутка. Мы выясним, что такое экология. В этом нам помогут (имена, фамилии).
(Два ученика выходят к доске, дают определение слова «экология».)
Ученик 1:
- Буквально слово «экология» (от греческого oikos) означает «наука о жилище, место обитания». Это слово предложи в 1866 г. Эрнст Геккель, выдающийся немецкий ученый. Экология изучает связь живых существ со средой обитания.
Ученик 2:
- В словаре Ожегова дается такое определение: «Экология - это наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде».
Ученик 1:
- Экологический - значит относящийся к природной среде, к среде обитания всего живого.
2. Словарный пинг-понг «Что бывает экологическим?»
Ученик 1:
- Проведем словарный пинг-понг «Что бывает экологическим?». В игре будут участвовать 2 команды: левая и правая часть класса («Север» - «Юг»).
Ученик 2:
- Послушайте задание: за 3 минуты нужно назвать как можно больше словосочетаний с прилагательным «экологический».
Ученик 1:
- Все знают, как играть в пинг-понг? Команды перебрасываются словами, как мячиками. Кто не смог назвать очередного слова, получает гол в свои ворота, соперник «вбрасывает» новое слово, и игра продолжается. Побеждает тот, кто за три минуты забил наибольшее количество голов.
Ученик 2:
- Внимание, начинает команда «Север»
Обучающиеся поднимают руки, приводят примеры словосочетаний, один из учеников следит за игрой, другой записывает на доске очки (1 -О, 1-1 и т. д.).
Примеры словосочетаний
• Экологический туризм, контроль, маршрут, продукт, товар.
• Экологическая грамотность, культура, безопасность, экспертиза, ситуация, катастрофа, проблема, система, война, чистота, политика, наука, тропа, организация, опасность, обстановка.
• Экологическое образование, воздействие, обследование, движение, загрязнение, оборудование.
Ученик 1:
- Гонг! Время истекло, в игре победила команда (название).
V. Информационный блок «Почему взбунтовалась Мать-Земля»
Воспитатель:
- Великий русский ученый В.И. Вернадский писал, что «человек становится геологической силой, способной изменить лик Земли». И это предупреждение пророчески оправдалось.
- Каждый год на Земле возникают новые пустыни на площади около 6 млн гектаров.
- Каждый год Земля теряет 26 млрд тонн плодородного слоя пахотных земель.
- Каждый год на Земле уничтожаются леса на площади 11 млн гектаров.
- От кислотных дождей ежегодно гибнет 31 млн гектаров леса.
- Тысячи озер под воздействием кислотных дождей в некоторых странах стали биологически мертвыми.
- За 50 лет на одну треть сократился список видов растений и животных на планете. Только в Европе за последние 20 лет исчезло около 17 тыс. видов растений и животных. Средиземное море лишилось своей флоры и фауны почти на треть.
- Появляются растения и животные-мутанты: летом 2006 г. сообщалось о появлении водорослей-убийц, медуз-убийц.
- Создается угроза существованию самого человека.
- Так, например, в России среди 7-летних детей здоров только каждый 4-й, а среди 17-летних - каждый 7-й.
- Половина юношей призывного возраста непригодны к службе в армии по состоянию здоровья.
- С 70-х гг. XX в. на 50% возросла частота сердечнососудистых и онкологических заболеваний.
- Дети в возрасте до года умирают в России в 2 раза чаще, чем в США.
- Наши мужчины живут в среднем на 7-10 лет меньше, чем в развитых странах.
- В некоторых регионах аллергическими заболеваниями страдает свыше половины детского населения.
- Но прежде чем заботиться о своем здоровье, необходимо позаботиться об окружающей среде.
VI. Деловая ситуация «Экологический рейд»
Сегодня мы выслушали много тревожной информации. Нужно принимать срочные меры по спасению нашей планеты. Во многих странах появилась новая служба - экологическая полиция. Представьте себе, что вас назначили экологическими полицейскими в нашем городе и вы проводите
свой первый рейд. На что бы вы сразу обратили внимание? Кого бы наказали? Кому просто сделали бы замечание?
Примерные ответы детей:
- Мусорные свалки возле домов.
- В речку из канализационной трубы текут стоки.
- Вырубили парк, на его месте строят супермаркет.
- Дети сдирают кору с деревьев, ломают ветки, жгут костры.
- Дети убивают жуков, бабочек, птиц, разоряют муравьиные гнезда.
- На пляжах оставляют мусор, битое стекло.
- Хозяйки полощут белье в пруду, выливают в пруд мыльную воду.
- Осенью повсюду сжигают листья и мусор - это очень вредно для людей.
- Наказал бы руководителей города.
- Оштрафовал бы дворников, хозяев домов.
- Наказал бы родителей.
- Наказал бы детей: заставил бы посадить дерево, траву, убрать мусор и т. п.
VII. Заключительное слово
Воспитатель:
- Тысячи лет человек покорял природу, и вот результат: мы как бы переселились на другую, более жестокую планету, лишь внешне похожую на Землю, где миллионы лет формировался наш организм. «Знания - сила» - так утверждал видный английский мыслитель Френсис Бэкон. Он считал, что задача человека - покорить природу. Но он же сказал еще одну замечательную фразу. Ее я взяла в качестве эпиграфа к нашему классному часу: «Природа покоряется лишь тому, кто сам ей подчиняется».
VIII. Подведение итогов (рефлексия)
- Какие чувства вызвал у вас наш сегодняшний разговор - жалость, обиду, тревогу, досаду, возмущение, надежду, чувство уверенности в завтрашнем дне?
Примерные ответы детей:
- Чувство жалости к нашей планете.
- Чувство возмущения: ради денег, доходов люди готовы погубить всю планету.
- Чувство тревоги: очень много вреда человек причинил природе.
- Есть надежда, что люди одумаются и начнут исправлять свои ошибки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательное мероприятие – праздник "Моя семья – моя радость". (Году семьи посвящается)
Цели:развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью, сплочение классного коллектива;ф...
Открытый урок "Экологические проблемы . Виды загрязнения"
В данной метадической разработке урока представлены различные виды загрязнения , дана основная лексика по теме, даны темы для обсуждения в группах и аудирование с контрольными вопросами на...
Конспект воспитательного мероприятия по информатике и физике "Путешествие на планету Intel"
Конспект воспитательного мероприятия по информатике и физике "Путешествие на планету Intel" Основной целью проведения данного мероприятия является развитие информационной...
Методические материалы "Воспитательные мероприятия по проблеме духовно-нравственного воспитания школьников"
Материалы по духовно- нравственному воспитанию содержат сценарии общешкольных праздников "Рождество Христово", "Светлый праздник Пасхи", "Масленица", "Покров"....
Экологические проблемы ( Шумовые загрязнения города и их влияния на здоровье человека).
Мы живем в современном городе, который сочетает в себе промышленность, транспорт, высокую плотность жилой застройки, зеленые зоны отдыха, спортивные сооружения и многое другое. Одной...
Итоговая работа по программе "Актуальные проблемы экологического воспитания школьников" Основные факторы загрязнения гидросферы и меры по эффективной защите и сохранению водных ресурсов
Гидросфера – совокупность всех водных объектов земного шара: океанов, морей, рек, озер, водохранилищ, болот, подземных вод, ледников, снежного покрова. Вода - самое распространенное неорга...
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Планета толерантности – наша планета!»
В связи с последними событиями, происходящими в нашей стране, проблемы формирования личности не отвечают новым требованиям времени. В каждом человеке должны быть критерии воспитанности, которые ...