Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: " Милосердие. Нужно ли оно в наше время?
методическая разработка на тему

Наталья Валерьевна Фатхиева
Цель проводимого мероприятия: формирование этических норм поведения в общении друг с другом, развитие эмоционально- ценностной сферы обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl.ch_.miloserdie.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство  образования Сахалинской области

ГБПОУ СПО «Сахалинский промышленно-экономический техникум»

ПЦК общих и гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

                     на тему: « Милосердие . Нужно ли оно в наше время?»

 

 

 

Разработчик:   Н.В.Фатхиева, преподаватель

                                                                                                        

Рассмотрено на заседании ПЦК ОГД

Протокол № ___ от «__» ___________ 20__ г.

ППЦК  ОГД______________ Т.В. Грехова

                                                  Южно-Сахалинск, 2014

Цель: формирование  этических  норм  поведения  в  общении друг  с  другом, развитие  эмоционально- ценностной  сферы  обучающихся.

Задачи:

- формировать у обучающихся  этические  представления, знания о категориях  добра  и  зла, понятия  милосердия;

-развивать  умение  сравнивать, анализировать, выделять  главное, обобщать;

- формироватьумение  совместно работать в группе;

- способствовать процессу самопознания через создание условий для  самовыражения;

- воспитывать  доброе  отношение к окружающим людям, культурное  поведение во всех сферах жизни.

Оборудование: презентация- проект, карточки раздаточного  материала.

         Эпиграф:                                               Без сострадания, милосердия

                                                                         Невозможно жить в мире.

                                                                                                               Зигфрид Ленц

Ожидая встречи, я  все пыталась   угадать, какую же тему вы выберете для обсуждения:

Но вы выбрали тему милосердия…  

        И я подумала – значит, и в наш  стремительный век невероятных проектов,  нанотехнологий,  генной инженерии, глобальных проблем, волнующих человечество,   в  ваших душах ,  ребята. есть  потаенный уголок,   заботливо оставленный для милосердия и доброты.

Ни для кого не секрет, красота светит всем, но не каждый в состоянии встретить её. Но бывает не красота, а что- то  другое лучится в улыбке, в глазах человека, что –то на редкость удивительное, небывало хорошее.

Вопрос: «Что  подразумевается под словами «что-то другое, «хорошее»?

Ответы обучающихся, обсуждение.

В словаре Ожегова « милосердие»  трактуется как « готовность помочь кому – нибудь или простить кого-нибудь из сострадания или человеколюбия»

Одно из самых красивых слов на свете - слово   милосердие.

Предлагаю посмотреть проект подготовленный Светой Сацукевич  по  этой теме.

Наша жизнь, наша история дают нам  многочисленные примеры истинного милосердия и любви

- Помнящий добро никогда не сотворит зла.

- Помоги, раздели беду – и твоя не так давить будет.

- Радость у кого-то – порадуйся за него, в твоей душе посветлеет.

- Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания,

  • Скажите, а, по - вашему мнению, что такое  милосердие?

В словаре Ожегова «милосердие» трактуется как «готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания или человеколюбия».

     Милосердие и доброта…

 В последнее время мы, будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали сегодня человеческое тепло и забота о ближних.

А ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро. Может быть, именно поэтому в старой азбуке буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами:

Д – добро

В -  верить

Е – есть

Ж – живете

П - пока

З – ЗЕМЛЯ

 Л – люди

Т – твердо

Азбука будто вселяла  в нас уверенность :

Твердо  верьте, добро  живет,  ПОКА  ЕСТЬ   ЛЮДИ  НА  ЗЕМЛЕ.

 Сейчас я предлагаю   вам немного поработать в группах

и  попытаться  объяснить свое понимание высказываний  мыслителей, философов,  писателей о милосердии.

 1 группа: «…Чем достойнее человек, тем большему числу существ он сочувствует».              

                                                                     (Фрэнсис Бэкон)

2 группа: «Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством».

                                                                     (Конфуций)  

3 группа: «Милосердие  предпочтительнее справедливости».

                                                                     (Джордж Элиот)

4 группа:  «Поступать с людьми так, как мы желаем, чтобы с нами поступали».

                                                                     (Конфуций)

5 группа:  «Милосердие… не бывает чрезмерным…»

                                                                     Фрэнсис Бэкон

  1. Ведущий (учитель) « Красота светит всем, но не каждому, не каждый в состоянии встретить её. Но бывает не красота, а что-то другое лучится в улыбке, в  глазах человека , что-то на редкость удивительное, небывало хорошее». Ну что, казалось бы, необыкновенного сделала ведущая передачи «Основной инстинкт» 1-го телевизионного канала Светлана Сорокина – удочерила девочку?! А как нам тепло от такого сообщения. Как будто на капельку солнца прибавилось в мире!

Сегодня я приглашаю вас к разговору о милосердии.

  1. Сообщение о фактах милосердия и об организациях, занимающихся благотворительностью.

- Как вы понимаете значение слова «милосердие»?

- Приведите примеры милосердия из, прессы, литературы, жизни.

Учащиеся рассуждают, приводят примеры.

Ведущий. Вот так много фактов людского участия, щедрости, красоты человеческой души. Милосердие – готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Милосердие – традиционная черта россиян.

«Вернёмся» на столетие назад. Вот некоторые факты.

В 1890-1894 гг. в России расходовали на дела милосердные за год:

- в Санкт-Петербурге – 1981327 рублей;

- в Москве – 1813060 рублей;

- в Одессе – 709863 рубля;

- в Риге – 504556 рублей.

Невозможно сравнить города те и нынешние, ну и, покупательную способность рубля тоже:

-7-9 рублей стоила корова;

-3-5 рублей- костюм тройка;

-25-40 рублей в месяц – зарплата квалифицированного рабочего.

В 1896 году благотворительных обществ, братств, попечительств насчитывалось по всей России 3555.

- А сколько их, интересно, сегодня?

- Кому они помогают?

Учащиеся рассуждают, приводят примеры.

  1. Обсуждение видеофрагмента о помощи и взаимовыручке на войне.

Ведущий.  В тяжёлые годы Великой Отечественной войны, особенно в голодной окопной жизни было исключено, что бы при виде раненного пройти мимо. Помогали. Тащили на себе. Подвозили.

Учащиеся рассуждают.

  1. Чтение и обсуждение статьи на тему равнодушия и жестокости в обществе.

Ведущий. И после войны самые добрые, самые горячие чувства взаимопомощи, взаимообязанности сохранились. Люди делились всем. Тысячи детей, оставшихся без родителей, были усыновлены и удочерены.

Но вот беда- всё чаще мы видим в современной жизни совсем другое.

Около 500 тыс. брошенных детей при живых родителях – результат жестокости и эгоизма. Человек считает возможным пройти мимо упавшего, лежащего на земле.

- Почему мог произойти такой случай?

- Откуда же в людях равнодушие?

- Почему бездушие, жестокость стали нормальными?

- Почему утрачивается чувство милосердия?

Ученики рассуждают.

Ведущий. Милосердие убывало не случайно, Во время раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий никому не позволяли оказывать помощь семьям пострадавших, нельзя было приютить детей арестованных, сосланных.

Людей заставляли высказывать одобрение смертным приговорам. Даже сочувствиеневинно арестованным запрещалось. Чувства, подобные милосердию, рассматривались как подозрительные, а то и преступные.

      Ребята, мне очень понравились ваши мысли и рассуждения. Но, все же, вернемся к теме.

                         Скажите, по  вашему мнению,

        Милосердию есть место в наше время?  Нужно ли оно?

      А по отношению к себе  вы ощущаете чьи - то милосердные поступки?  В чем и кто проявлял милосердие по отношению к Вам?

Мне приятно слышать, что вам не чуждо это чувство, и вы сами способны   быть   милосердными.  Но любой человек, который  желает, чтобы по отношению к нему проявляли милосердие,  должен  сам  следовать  заповедям  милосердия.

             Продолжим работу в группах  в том же составе.

В вашем распоряжении 3 минуты. Какими качествами должен обладать милосердный человек, сформулируйте  Заповеди милосердия.

ВОТ  они:

Никогда не бойся

 Безграмотного обучить

 Сомневающемуся дать совет

 Печального утешить

 Гонения терпеливо переносить

 Обиду сердечно прощать

 Голодного накормить

 Жаждущего напоить

 Нагого одеть

 Странствующего в дом принять

 Больного не оставлять

Иногда милосердие сравнивают  солнцем

          «Во внутреннем мире человека доброта – это солнце».

                                                                      (Виктор  Гюго)

Иногда мы слышим такие фразы

 « Светило медицины»

 «Светило науки»

А иногда можно услышать

« Он просто светится добротой»

И мне очень хотелось бы  сказать вам  следующее:

Не все из вас станут светилами науки, не все сделают в своей жизни значимые открытия для страны и мира, но  каждый из вас  должен, прежде всего, оставаться  Человеком, добрым, заботливым, милосердным, дарящим тепло и счастье  окружающим людям   и тогда  мир, который    нас окружает, станет   лучше!

  1. Обсуждение вопроса, можно ли быть милосердным в повседневной жизни.

Ведущий. Милосердие, действительно, могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало сажать, оговаривать, нарушать законность, избивать, уничтожать.

Зародыш жестокости бывает таким микроскопичным, что его подчас очень трудно разглядеть. « - Ну, побей, бабушку, - говорит с умилением старая женщина трёхлетнему крепышу. – Ух, какой ты сильный-пресильный, смотри, как бабушке больно!» И такими невинными действиями внушается ребёнку мысль, что причинить боль другому забавно и что в этом твоя сила, которой восхищаются.

Термин «милосердие» непопулярен сегодня. «Сестра милосердия», «брат милосердия» в словаре даны как устаревшие сочетания слов.

- нужно ли милосердие сегодня?

Ученики рассуждают.

Ведущий. Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Подлинное милосердие бескорыстно.

Однажды замечательного хирурга, изобретателя принципиально новых аппаратов для излечения травматизма доктора Г. А. Илизарова спросили: «Вы так много работаете для других, а когда же вы работаете для себя?» Врач- целитель страшно удивился: « Живу так, а не иначе, не потому, что должен, а потому, что хочу помочь большому количеству людей.»

Трагедия в городе Беслане  в сентябре 2004 года показала яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого  человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.

  1. Обсуждение вопроса, нужно ли себя приносить в жертву ради других людей.

Ведущий.

Террористические акты, наводнения, землетрясения- это аварийные ситуации.

- Нужно ли милосердие в нормальной, повседневной жизни?

- Нужно ли помогать пожилым, больным. Бедным людям?

Ученики рассуждают.

Ведущий. Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, повседневной жизни. В нашей стране есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердие. Это пожилые люди, больные, бедные, нуждающиеся в помощи. Для них очень важно неформальное, деликатное участие.

В стихотворении «Памятник» (1836) А. С. Пушкин написал такие слова:

                           И долго буду тем любезен я народу,

                            Что чувства добрые я лирой пробуждал,

                              Что в мой жестокий век восславил я свободу

                            И милость к падшим призывал.

Как бы ни трактовали последнюю строку, в любом случае. Она есть прямой призыв к милосердию.

Этот пушкинский  завет пронизывает творчество Н. В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А.П. Чехова и современных прозаиков. Эти писатели обращались к героям униженным и несчастным, падшим, таким как Сонечка Мармеладова, Катюша Маслова и др.

- Как вы считаете, нужно ли приносить себя в жертву ради помощи другим людям?

-А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим?

- Нужно ли проявлять милосердие к «падшим» людям: бомжам, пьяницам, наркоманам?

Ученики рассуждают.

  1. Заключительное слово ведущего.

Ведущий. Делайте людям добро, а не зло, разделяйте сними и радость и беду, любите, уважайте друг друга, будьте готовыми прийти на помощь в любую минуту, умейте прощать из сострадания, человеколюбия.

Милосердие- это нераздельное слияние чувства и поступка.

Будем же милосердными!                                                                                                                     

ЧЕЛОВЕК НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЩЕНИЯ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ РОВНОДУШНЫМ СОЗЕРЦАТЕЛЕМ ВСЕГО ПРОИСХОДЯЩЕГО. КАЖДЫЙ ИЗ НАС НЕ ПРОСТО НАБЛЮДАЕТ, А ОПРЕДЕЛЕННЫМ ОБРАЗОМ ОТНОСИТСЯ К ТОМУ, ЧТО ЕГО ОКРУЖАЕТ. А ВСЯКОЕ ОТОШЕНИЕ К САМОМУ СЕБЕ, ЧЕМУ –ЛИБО ИЛИ КОМУ –ЛИБО

СВЯЗАНО С ПЕРЕЖИВАНИЯМИ, ПРОЯВЛЕНИЕМ ЧУВСТВ. ИМЕННО ОТ НИХ ОЧЕНЬ ЧАСТО ЗАВИСИТ НАШЕ СОСТОЯНИЕ, НАШЕ ЗДОРОВЬЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: “Этот день в истории” – урок Мира 1 сентября.

Цели урока: Учить заботится о других, помогать своим товарищам, уважать их мнение;Учить детей жить по законам добра и справедливости, соотносить свои интересы с интересами своих товарищей;Воспитывать,...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме "St. Valentine\'s Day"

Данная разработка может использоваться как на уроке по теме "Традиции празднования Дня Святого Валентина в англоязычных странах", так и в рамках предметной недели....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме "Merry Easter!"

Данная методическая разработка может быть реализована в рамках предметной недели по теме "Праздники и традиции англо-говорящих стран"....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ НА ТЕМУ: "УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ПРИРОДЫ"

Методические рекомендации по подготовке и проведению Тематического устного журнала «Удивительный мир природы» (областное мероприятие).ВведениеФорма проведения: устный журнал (час общения).Место ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме «МИР Ребусов» для учащихся 5-6 классов

Среди различных направлений внеклассной работы по математике особое место занимают РЕБУСЫ. Они увлекательны, развивают память и логическое мышление....

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: Фольклорный праздник «Святочные гуляния»

Методическая разработка внеклассного мероприятия для глухих учащихся содержит материал о традициях празднования Святок на Руси....

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…» в рамках общешкольных мероприятий «Оренбург юбилейный»

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…» поможет педагогу познакомить учащихся с творчеством оренбургского художника Луки...