Методическая разработка к внеклассному мероприятию "Охрана природы Ставрополья" 5 класс
методическая разработка (5 класс) на тему
Внеклассное мероприятие предназначено для учащихся 5 класса. Главная задача: познакомить детей с "Красной книгой", показать, какие растения Ставрополья исчезают и какую природоохранительную работу необходимо проводить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_k_konkursu_luchshiy_urok_pisma.docx | 875.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка внеклассного мероприятия в номинации
«Красная книга глазами детей»
5 класс « Охрана природы Ставрополья»
Цели:
- Познакомить детей с Красной книгой;
- Расширить и углубить знания детей о растениях, встречающихся в нашей местности;
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: презентация - мультимедиа, рисунки растений, макет Красной книги.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
- формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- развитие умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Регулятивные:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- развитие навыков решения творческих задач и навыков поиска, анализа и интерпретации информации;
- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
Познавательные:
- развивать навыки смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Коммуникативные:
- умение координировать свои усилия с усилиями других;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
–уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
Ход мероприятия:
1. Организационный момент.
2. Основная часть.
Постановка целей урока.
Учитель:
-Ребята, сейчас я прочту вам текст М.Пришвина. Вы внимательно послушайте и определите, о чём сегодня у нас пойдёт разговор (проекция текста на доске).
«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит, охранять родину».
2. Беседа по вопросам:
Учитель: В каком предложении выражена основная мысль автора?
Ученик: Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами.
Учитель: Какое слово повторяется в этом тексте 5 раз?
Ученик: Охранять
Учитель: Какой вывод формулирует автор в этом отрывке и согласны ли вы с ним?
Ученик: Мы согласны с выводом Пришвина: «Охранять природу – значит охранять родину». Мы все любим свою родину, поэтому всегда будем охранять нашу природу, чтобы сохранить нашу планету для будущего.
Учитель:
- Правильно, ребята, тема нашего занятия – это охрана природы. И поговорим сегодня мы с вами о природе нашего Ставрополья.
Учитель: Дети, на сегодняшнее занятие вы нарисовали растения наших степей и лесных полос (ответы детей с демонстрацией рисунков тюльпанов, одуванчиков, крапивы, подорожника, колокольчика, клевера, окопника, полыни, черемши, василька, колокольчика и др.)
Учитель: А вы знаете, что очень многие степные растения становятся редкими из-за того, что у нас очень засушливое лето, поэтому многие растения погибают от недостатка влаги. А ещё многие люди их рвут, рвут просто так, от нечего делать; срывая, тут же бросают, затаптывают и таким образом уничтожают, а другие рвут ради наживы, ради ленег.
Чтец:
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны, и не будет красоты.
Учитель:
- Сегодня поговорим о том, какие растения сейчас особенно нуждаются в нашей помощи. Мы познакомимся с новой и необычной книгой, которая
хранит природные тайны. Это - Красная книга. Полностью она называется так: «Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений».
(Учитель показывает детям Красную книгу, сделанную совместно с родителями, в ней записаны растения и животные, которым грозит опасность вымирания)
(Заранее подготовленные сообщения учащихся)
1 ученик: 1948 год. Ученые всего мира создали международный союз охраны природы. По заданию этого союза ученые: биологи, экологи, стали изучать, каким представителям нашей планеты нужно помочь в первую очередь, составили списки и издали их в виде книги. Назвали ее «Красная книга фактов». Это была первая Красная книга.
2 ученик: Эта книга советует, рассказывает, какие растения и животные редкие, призывает изучать и предупреждает об их и, исчезновении.
Первую Международную Красную книгу составляли 14 лет. Она хранится в Швейцарии.
Учитель:
— В 1966 году Красная книга была издана в необычном виде. Она состояла из разноцветных страниц. В Красной книге есть классификация растений и животных. Посмотрите, на какие группы они разделены.
(Мини – доклады подготовленных детей)
Ученик 1. ( слайд 1) Исчезающие виды – это быстро сокращающиеся виды животных или растений, которые уже невозможно спасти без вмешательства человека. Сведения об исчезающих видах поместили на красных страницах.
Ученик 2.(слайд 2) Сохраняющиеся – это виды, встречающиеся в количествах, достаточных для выживания, но их численность сокращается. Сведения о сокращающихся видах поместили на желтых страницах.
Ученик 3.(слайд 3) Редкие – это виды, которые не находятся под угрозой вымирания, но встречаются очень редко. Сведения о редких видах поместили на белых страницах.
Ученик 4.( слайд 4) Неопределенные – это виды, которые мало изучены учеными. Сведения о них поместили на серых страницах.
Ученик 5.(слайд 5) Восстанавливающиеся – это те растения и животные, которых удалось спасти в результате мер по их охране. Сведения об этих растениях и животных поместили на зеленых страницах.
Учитель:
— В нашей стране такая книга вышла в 1978 году, позже выяснилось, что в защите нуждаются большее количество видов. В 1984 г. (6 лет спустя) выходит втрое издание в двух томах: (1 том – растения, 2 том – животные).
С тех пор Красная книга много раз переиздавалась.
-Как вы думаете почему? ( Ответы детей)
Учитель: - Ребята, в каждом регионе есть своя Красная книга, сегодня мы с вами поговорим о Красной книге Ставропольского края.
Первый ведущий
Что такое Красная книга Ставропольского края? ( слайд 6)
Эта книга — основной официальный документ, согласно которому на территории края осуществляется охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения Речь идет о редких и находящихся под угрозой исчезновения видах растений, животных и грибов. Она отражает тревожное состояние некоторых типов экосистем региона, индикаторами которого в ряде случаев могут служить эти виды. Одной из основных её функций является привлечение внимания общественности к охране редких и исчезающих видов.
Рис. 1(слайд 6)
В Красную книгу Ставропольского края, не так давно переизданную, занесено 326 видов растений, 179 видов животных и 7 видов грибов.
Второй ведущий:
Сегодня мы познакомимся теми растениями, которые исчезают с земель одного из районов края, нашего Будённовского.
Степи в основном распаханы, однако и поныне кое-где сохранились не затронутые распашкой земли. Степь захватывает и очаровывает своим безбрежием, волнует безграничными далями. Серебрится земля от распускающихся метелок ковылей (ковыль лессинга, ковыль-волосатик, ковыль украинский, ковыль тирса). Здесь господствует овсяница валлийская и тонконог. И опять по степи широко раскинутся желтые бурьяны: синий и желтый васильки, колючие татарники, Давайте остановимся на растениях, пока ещё кое-где встречающихся в наших степях. Прежде всего самым обычным степным растением можно назвать Ковыль кавказский, который мы встречаем на окраине села Прасковея вдоль дороги на посёлок Терский.
На ещё сохранившихся кое-где степных просторах, в балках можно увидеть разные виды ковыля, овсяницы и тонконога. В степных зонах растет земляника и горицвет. Землю покрывают немалое количество трав, цветов и кустарников - лабазник, незабудка, грудница, тысячелистник, пион. Летом степи наполняются ароматом цветущего донника, цикория, бессмертника, мака и сушеница.
Рис.2 Ковыль кавказский (слайд 7) Рис.2 Тонконог (слайд 7)
Первый ведущий
В нашей местности особенно распространён пахучий чабрец. В день религиозного праздника Троицы бабушки просят принести небольшой пучок этого растения, положить в доме, чтобы всем запах чабреца напоминал о святом празднике (нам никогда не разрешают много рвать этого растения и теперь я понимаю, почему).
)
Рис.3(слайд 8)
С чабрецом связано много поверий и обычаев. Его использовали в качестве оберега, помещали в ладанки и носили на шее, чтобы уберечься от злых духов, от сглаза, от порчи, наведённой колдунами. Верили, что он охранял от домового, наваливающегося по ночам на спящего человека и пугающего его. В народе говорят, что чабрец в подушке даёт здоровье и долголетие. Верили, что веточка чабреца сделает человека сильнее, мужественнее, решительнее, приносит победу во всех начинаниях. В старину его применяли в качестве средства, обладающего бактерицидными свойствами, помогающего хранить от порчи мясные и молочные продукты (холодильников пока не было).
Второй ведущий
А ещё мне хочется рассказать о замечательных тюльпанах, которые растут в степи. Лет 40 назад этих тюльпанов было очень много, так как росли они на нераспаханных полях. А сейчас нетронутых степей почти не осталось, поэтому и этот замечательный цветок почти совсем исчез, на смену ему пришёл культурный тюльпан.
Рис.4 Дикие красные юльпаны Шренка (слайд 9)
Рис.5 Дикие жёлтые тюльпаны Шренка (слайд10)
Учитель: В степи пока ещё можно встретить дикие тюльпаны Шренка: красные, белые, желтые, фиолетовые цветы, занесенные в Красную книгу как охраняемое растение. Как вид сам он был описан только в 1873 году. Прекрасный цветок получил название в честь А. И. Шренка, сотрудника Петербургского ботанического сада, собравшего в экспедициях 1840-1843 гг. около 1000 видов растений.
Первый ведущий: -Конечно, тюльпан Шренка охраняется экологами, но нужно понимать, что только силами специалистов невозможно сохранить это удивительное растение. Поэтому учителя должны проводить разъяснительную работу с детьми, с населением, администрация поселения должна поставить баннеры с фотографиями редких растений и перечнем мерах ответственности за нанесение вреда природе, и, конечно же, материалы экологов в местных средствах массовой информации. Сберечь уникальный цветок возможно только тогда, когда это станет личным делом каждого, кто проживает на этой земле, когда это станет для всех и личной ответственностью. Дикорастущие тюльпаны — общенародное достояние и наша гордость. При встрече с ним в наших степях нужно полюбоваться на него и оставить на своем месте, чтобы и на будущий год он цвёл и радовал нас, чтобы наши потомки могли восхищаться его простой и пленительной красотой через десятилетия.
Второй ведущий
В Будённовском районе на равнинах растёт черная и белая полынь, житняк, колючие бодяки.
Рис.6 (слайд 11) Бодяк полевой
Рис.6 (слайд 11) Полынь горькая
Полынь - многолетнее травянистое растение. Встречается на огородах, на полях, лугах, на опушках и полянах лесов, вдоль дорог, вблизи жилищ и животноводческих хозяйств. Считается злостным сорняком. Греческое название полыни образовано от artemis - здоровый, что указывает на ее лечебные свойства.
Обладает очень горьким пряным вкусом и сильным специфическим ароматом. Полынь горькая, прежде всего, лекарственная трава. Применяется при лечении хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта. Полосканиями лечили заболевания полости рта. Свежий СОК использовали для заживления ран и остановки кровотечений.
Рис.7 Мать-и-мачеха, (слайд 12) Житняк (слайд 12)
Первый ведущий
Мать-и-мачеха. Это оригинальное растение - сначала выносит на толстом чешуйчатом стебле желтый цветок, который затем превращается в белый пушистый шарик с волосистыми семенам и уже после окончания цветения выпускает розетку широких, почти круглых, длинночерешковых, прикорневых листьев. Благодаря им мать-и-мачеха получила свое двойное название.Одним из самых первых цветков ранней весной можно наблюдать мать-и-мачеху. Желтое "солнышко" на толстой ножке стоически пробивается сквозь плотный слой прошлогодней пожухлой травы.
А весной нераспаханные степи (их совсем мало) всё ещё покрываются цветным одеялом из гусиных луков и ярко-красных маков.
Рис.8 Гусиный лук (слайд 13) Рис. Мак 9 (слайд 14)
Второй ведущий
Черемша (в народе это растение называют диким чесноком) встречается, но очень редко в нашем крае, её чаще всего на продажу привозят из Дагестана или Чечни. Так в этом году было в Будённовске материально наказано много тех, кто истребляет черемшу (лук медвежий), его десятками килограммов вывозили для продажи на рынок, таким образом уничтожая «краснокнижное» растение, очень полезное в медицине.
Рис.8
Рис.7
Цветущая черемша (слайд 14) Ландыш (слайд 15)
С исчезновением лесов в нашем крае пропадает и ландыш: ведь он любит тень и прохладу. Этот весенний цветок тоже внесён в Красную книгу.
Вот это только некоторые растения, занесённые в Красную книгу нашего края. О других вы узнаете на следующих занятиях, так как этот год объявлен Годом экологии, то есть защиты всего живого на Земле. И этой теме мы вернёмся ещё не один раз.
Учитель:
-А сейчас, ребята, чтобы закрепить полученные сведения о растениях, ведущие по очереди будут загадывать вам загадки, а вы командами даёте отгадки.
Травка та растёт на склонах
И на холмиках зелёных
Запах крепок и душист,
А её цветок и лист
Нам идёт на чай
Когда кашель - принимай.
(чабрец)
Горел в траве росистой
Фонарик золотистый
Потом померк, потух
И превратился в пух
(одуванчик)
Только тронь –
Отдёрнешь ладонь:
Обжигает трава,
Как огонь.
(крапива)
Замечательный цветок,
Словно яркий огонёк.
Пышный, важный, словно пан,
Нежный бархатный …
(тюльпан)
Под сугробами растут,
Снеговую воду пьют.
Словно озеро лесное
Плещутся цветы весною.
(подснежники)
Цветы похожи на бокалы,
То розовы, то ярко-алы.
(Тюльпаны)
Вдоль дороги у межи
В золотистой спелой ржи,
Словно синий глазок,
Смотрит в небо ...
(василек).
Был он желтеньким цветком —
Белым стал, как снежный ком.
Дунут девочка и мальчик —
Облетает...
(одуванчик)
Выросли звоночки в ряд,
Жалко только — не звенят.
Синие бутончики —
Это..
(колокольчики)
Если я отправлюсь в путь,
Он посмотрит на меня
И шепнет мне: «Не забудь
Про родимые края!»
Голубой цветочек хрупкий,
Он зовется ...
(незабудкой).
Горькая травка
И животу поправка,
И сама душиста,
И метет чисто.
(полынь)
Мячики колючие,
Очень приставучие.
Их прицепит всем бездельник –
Пакостный сорняк..
. (репейник)
Кто там смотрит из межи
Посреди колосьев ржи?
Это цветики-малютки,
Голубые...
(незабудки)
Куст в овраге вырастает,
Лишь дотронешься — кусает.
Не цветет весной красиво.
Что за куст такой?
(Крапива)
Кто ни прикасается, –
За того цепляется.
Привязчивый и колкий
Кругом торчат иголки.
(репей)
В лепестки, как в плащ атласный,
Спрятался цветок прекрасный.
Не раскроется никак
В огороде красный...
(мак)
Учитель: - Ребята, сейчас вы получите памятки, на которых записаны пословицы, вам нужно будет прочитать все, выучить 3 понравившиеся и объяснить их значение.
Без корня и полынь не растёт.
Зелёный наряд радует взгляд.
В землю – крошки, из земли – лепёшки.
Был бы лес, а соловьи прилетят.
Без воды земля – пустырь.
Без мороза земля не замёрзнет.
Будет дождичек, будут и грибки.
В феврале зима с весной встретятся впервой.
Весна красна, да голодна.
Осень – дождлива, да сыта.
Весенний дождь растит, а осенний – гноит.
Гибкая трава покорна ветру.
Домашние цветы долговечнее полевых.
Дерево под деревом не вырастет.
Дерево водой живёт, дерево и воду бережёт.
Дерево гнётся, пока молодо.
Если есть большие деревья – хворост будет.
Зелёная ограда – живая отрада.
Учитель: - В начале урока мы прочитали текст Пришвина. Наверное, у вас возник вопрос: а как же вы, дети, можете помочь природе?
Давайте вместе выработаем правила. Которым будем следовать, чтобы помочь природе.
Запомните то, чего делать нельзя и этим помогите природе:
Чего делать «нельзя»:
- рвать и бросать цветы; рвать большие
букеты;
- ломать ветки деревьев, кустов;
- разорять птичьи гнезда;
- давить насекомых;
- шуметь в лесу;
- разводить костры без взрослых;
- оставлять мусор в лесу и водоемах;
- сбивать ногами грибы;
- убивать букашек, лягушек и ужей;
- брать лесных зверьков домой.
Учитель:
-В заключение нашего занятия послушаем несколько стихотворений, которые подготовили ребята:
Первый чтец
Охраняется Красной книгой:
Столько редких зверей и птиц,
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты.
Второй чтец:.
Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Первый чтец
Красная книга, красная.
Может, значит она, что природа умрет?
Цель у нее иная:
Все живое хранить зовет.
Второй чтец:.
Любите, дети, природу:
Реки, озёра, леса.
О ней проявляйте заботу
Будут тогда чудеса:
Радостней станет природа,
Легче ей будет дышать
Жизнь дарит нам и свободу,
Нам она так же, как мать!
Воздух стал свежим, полезным.
Все закричали: "Ура"!
Будем к природе любезны,
Чтоб отступила хандра!
Итак, соблюдая эти правила поведения, мы сможем помочь природе нашего края. Спасибо за внимание!
Домашнее задание:
- Выполнить задание по памятке;
- Найдите описание, подготовьте рассказ и сделайте рисунки 3 зверей, которые исчезают из фауны края.
Литература.
1. Красная книга СССР (растения)/АН СССР, Ботан.ин-т им.В.Л.Крмарова, сост.А.Л.Тахтаджан. М. Росагропромиздат, 1988, с.480-490 с иллюстр.
2. Дмитриев Ю., Пожарицкая Н.Твоя Красная книга. М.: Молодая гвардия,1986.
3.Книга природы.- М.:Детская литература, 1990.
4.Сладков Н. В лес по загадки.- Л.: Детск. Лит.,1983, с.67
5Русский язык Т.А.Ладыженская, М., «Просвещение», с.42, упр.468
6. Загадки и пословицы о растениях -(электронный ресурс)
режим доступа: http://detochki-doma.ru/poslovitsyi-o-bolshih-i-malenkih-rasteniyah/
6.Внеклассное мероприятие «Угроза исчезновения».Создание Красной книги» -(электронный ресурс) режим доступа:
ugroza_ischeznoveniya_zhivotnykh._sozdanie_krasnoy_knigi.docx
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 8 КЛАССЕ ПО СКАЗКЕ А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ» (2 ЧАСА)
Цели:познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. де Сент-Экзюпери; расширить представления о литературной сказке; проследить иносказательный смысл сказки; воспитывать гуманизм; дать представл...
Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».
Сказка зта- мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к лю...
Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».
Сказка зта - мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к л...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)
Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 9 классе "Поэты пушкинской поры"
Цели урока: 1.Расширить знания учащихся о жизни и творчестве поэтов пушкинской поры.2. Проанализировать элегии «Мой гений» К.Н.Батюшкова, «Разуверение» Е.А.Баратынского3. Сопоставить э...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 8 классе по теме "...грехи, за которые наказала Земля наша" (по повести А .И .Приставкина "Ночевала тучка золотая")
Представлены три урока внеклассного чтения в 8 классе...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 8 классе «То, что было раньше незнакомым, близким сердцу делается тут…» (сопоставительный анализ на уроке)
Сопоставительный анализ на уроке внеклассного чтения в 8 классеЦели урока: Образовательные: раскрыть своеобразие лирики Н.А.Заболоцкого, на примере стихотворений поэта закрепить знания учащихся о троп...