Программа работы с родителями по теме "Семья"
методическая разработка (8 класс) на тему
Семья – воспитательный коллектив, воспитание – её важнейшая функция, которую она выполняет вместе со школой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_s_roditelyami_v_shkole.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НИЖНЕ - ИВОЛГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
671050, с. Нижняя Иволга, ул. Школьная 3, тел/факс: 8 (30140) 27 – 1 -48, e-mail: n-isos@mail.ru
Рассмотрено Согласовано «Утверждаю»
на заседании ШМО учителей Зам.директора по ВР: директор МОУ Нижне-
классных руководителей _______ Балтуева Ю.С. Иволгинская СОШ: ______
МОУ Нижне-Иволгинская СОШ Очиров Д.Б.
Протокол № ______ Приказ № __________
от «____» _________ 2016г. От «___» ________ 2016г.
Программа работы с родителями для 8 класса
по теме «Семья»
Классный руководитель: Самбуева Екатерина Баторовна
Улан-Удэ, 2016г.
Введение
В условиях радикальных изменений всех аспектов нашей жизни всё очевиднее становится значение семейного воспитания. Как известно, наиболее сильное воздействие на развитие ребёнка, и, прежде всего духовно-нравственное развитие, оказывает социальный опыт, приобретённый в семье.
Семья – воспитательный коллектив, воспитание – её важнейшая функция, которую она выполняет вместе со школой. В связи с этим приобретает особую актуальность проблема педагогического просвещения, повышения общей и педагогической культуры родителей. Пропаганда педагогических знаний должна отражать процессы, происходящие сейчас в образовательно-воспитательной системе: демократизацию, гуманизацию воспитания, нацеленность воспитания на личность, её потребности и интересы, общечеловеческие ценности, обращение к прогрессивным традициям народной педагогики. Это сократит отрыв семьи от школы, повысит воспитательный потенциал семьи, включит семью в систему воспитательных институтов в соответствии с особенностями современного этапа развития образования. Система педагогического просвещения должна быть сориентирована на решение стратегической задачи – коренной перестройки воспитания подрастающего поколения через изменение отношения родителей к этому воспитанию и его результативности.
Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Взаимодействие школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитость, целостность личности.
Цель программы:
Помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей, родительских функций.
Задачи программы:
- Формирование у учителей установки на необходимость тесных контактов с семьёй.
- Углубление знаний о семье как о социальном институте и её воспитательной функции.
- Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, обусловленного необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и учебно-воспитательном процессе школы.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей (педагогика сотрудничества).
- Расширение воспитательной среды, увеличение позитивного влияния на развивающуюся личность школьника, повышение профессионализма, организуемой в школе воспитательной внеурочной деятельности, улучшение взаимоотношения учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности, формирование у родителей культуры принадлежности к школьному образовательно-воспитательному процессу. 6. Оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания различных категорий обучающихся (одарённых, трудных, детей группы «риска»), индивидуальная работа с неблагополучными семьями.
Приоритетные направления работы:
- Диагностика семей.
- Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей.
- Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
- Корректировка воспитания в отдельных семьях учащихся.
- Взаимодействие с общественными организациями родителей.
- Вовлечение родителей и общественности в управление школой.
Формы работы:
- Анкеты, опросы, тесты.
- Родительское собрание, беседы.
- Школьные лектории.
- Совместные праздники и другие формы внеклассной деятельности, дни творчества для детей и их родителей, открытые уроки, родительское общественное патрулирование, шефская помощь, помощь в укреплении материально-технической базы школы и класса.
- Круглые столы, родительские конференции, вечера вопросов и ответов, тренинги, индивидуальные консультации.
- Посещения семей, подготовка школьных и классных праздников, заседания родительских комитетов.
- Совет школы, классные родительские советы.
Участники программы:
Учащиеся, администрация, родители учащихся, школьный психолог, социальный педагог, школьная медсестра, учителя, предметники, классные руководители, общественные организации, центры дополнительного образования.
Практическая часть
- Диагностика семей необходима т.к. воспитательные возможности семьи во многом определяются характером отношений, сложившимся между родителями и детьми. Зная, внутренний мир своего ребёнка и откликаясь на его проблемы, родители тем самым способствуют формированию его личностных качеств. Поэтому одной из важнейших задач классного руководителя является постоянное и всестороннее изучение характера отношений, складывающиеся между учащимися и их родителями, методическая и практическая помощь в построении позитивных взаимоотношений в семье между детьми и взрослыми.
- Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, обусловленного необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и в учебно-воспитательном процессе школы. Так на первом родительском собрании классный руководитель, только что получивший класс, знакомит родителей с собственной жизненной и педагогической позицией, с целью, задачами, программой своей будущей деятельности, с планом воспитательной работы, со спецификой школы, особенностями учебно-воспитательного процесса в ней, со школьными традициями, стилем и тоном отношений в данном учебном заведении.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей.
Характеристика типов семей
I тип семьи
Социально здоровая и благополучная в воспитательном отношении семья. Однако это не значит, что она не нуждается в педагогических рекомендациях. Социально здоровая, воспитательно-благополучная семья не вызывает особых затруднений в работе с ней. Следует обратить внимание на перспективы воспитательной деятельности данной семьи: создание условий для всестороннего развития личности ребёнка и формирование его творческой индивидуальности, постановку и определение его жизненных целей, изменения характера воспитания в связи с возрастным развитием ребёнка. Педагогические рекомендации по отношению к данному типу семьи должны иметь опережающий характер, предостерегать родителей от возможных ошибок в воспитании, помогать им в исправлении недостатков ребёнка.
II тип семьи
Социально здоровая, но неблагополучная в воспитательном отношении – нуждается в рекомендациях, которые помогут ей изменить неблагоприятную воспитательную ситуацию, обусловленную разладом внутрисемейных отношений. Классный руководитель может помочь каждому из родителей осознать свою роль и ответственность в укреплении внутрисемейных отношений, показать пути сплочения семьи как коллектива, способного создать необходимое условие для развития ребёнка, основные направления повышения семейной педагогической культуры.
III тип семьи
Социально нездоровая и неблагополучная в воспитательном отношении – требует особого внимания. В работе с ней нельзя ограничиваться только педагогическими рекомендациями. Большое значение имеет воздействие на микроклимат в семье, повышение ответственности за воспитание детей. Только на фоне всесторонних воздействий на семью можно говорить о путях повышения её педагогической культуры и надеяться на успех педагогической работы с нею.
IV тип семьи
Социально нездоровая, негативная в воспитательном отношении – при всём её внешнем благополучии, представляет наиболее трудный объект для педагогического воздействия. Эта семья имеет искажённые представления о своих воспитательных функциях: родители сознательно воспитывают индивидуальные черты личности ребёнка, внушают ему искажённые представления о жизненных ценностях, прививая первостепенное значение материальным благам. Ко всем педагогическим рекомендациям родители относятся негативно. Поэтому здесь также требуется коренная перестройка психологии семьи, и, прежде всего, её мировоззренческих установок. В связи с этим и педагогические рекомендации направляются на перестройку сознания и мировоззрения, раскрытие жизненных целей и перспектив, как ученика, так и самих родителей.
Содержание психолого-педагогического просвещения родителей
Рекомендуемая примерная тематика родительских собраний по типам семей:
I тип семьи
- Младший подросток и его особенности.
- Воспитание гражданина в семье.
- Авторитет родителей в воспитании детей.
- Физическое развитие школьников.
- Книга в жизни школьника.
- Роль семьи в развитии творческих способностей ребёнка.
- Как уберечь ребёнка от насилия.
- Ваш ребёнок влюбился
- СПИД – реальность или миф.
- Природа и дети. Экологическое воспитание в семье.
- Помощь родителям в выборе будущей профессии ребёнка.
- Ваш ребёнок и его друзья.
- Нравственные идеалы в семье.
- Сексуальное воспитание в семье.
- Права и обязанности родителей.
II тип семьи
- Роль родителей в трудовом воспитании подростка.
- Родителям о роли общения в жизни подростка.
- Авторитет родителей в воспитании детей.
- Физическое развитие школьника.
- Наказание детей в семье.
- Как уберечь ребёнка от насилия.
- Ваш ребёнок влюбился.
- Этика поведения детей и взрослых в семье.
- Курение и статистика.
- СПИД – реальность или миф.
- Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения.
- Ваш ребёнок и его друзья.
- Роль родителей в организации досуга ребёнка.
- Влияние взаимоотношений между родителями на психическое здоровье ребёнка.
- Роль родителей в развитии творческих способностей детей.
III тип семьи
- Роль родителей в организации досуга.
- Авторитет родителей в воспитании детей.
- Положительные эмоции и их значение в жизни человека.
- Физическое развитие школьников.
- Агрессия, её причины и последствия.
- Наказание ребёнка в семье.
- Как уберечь ребёнка от насилия.
- Этика поведения детей и взрослых в семье.
- Курение и статистика.
- СПИД - реальность или миф.
- Антиалкогольное воспитание в семье.
- Роль общения в жизни ребёнка.
- Права и обязанности ребёнка.
- Любовь к ребёнку как фактор его психологического здоровья.
- Роль семьи в формировании нравственного сознания ребёнка.
IV тип семьи
- Методы семейного воспитания и их роль в нравственном развитии подростков.
- Авторитет родителей в воспитании детей.
- Компьютер в жизни школьника.
- Физическое развитие школьников.
- Агрессия, её причины и последствия.
- Наказание ребёнка в семье.
- Как уберечь ребёнка от насилия.
- Ваш ребёнок влюбился.
- Этика поведения детей и взрослых в семье.
- СПИД - реальность или миф.
- Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения.
- Материальное благополучие в семье. Его влияние на воспитание детей.
- Как отражается отношение родителей к школе на воспитание ребёнка.
- Семья и школа. Конфликты и пути их разрешения.
- Роль взаимодействия семьи и школы на учебную деятельность ребёнка.
7 класс | |||
сентябрь | Учебное | Стимулирование ответственного отношения к учёбе в школе и дома | Конференция (психолог) |
ноябрь | Правовое | Если ваш сын (дочь) попал (а) в дурную компанию | Беседа-практикум (психолог) |
январь | Патриотическое | Нравственное развитие личности школьника | Конференция (кл. руководитель) |
апрель | ЗОЖ | Предупреждение вредных привычек у школьников | Лекция (врач-нарколог) |
май | Трудовое | Долг и обязанности в семье | Конференция (кл. руководитель) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с родителями учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта:
Каждый родитель связывает с рождением ребёнка большие надежды на то, что он будет здоровым, умным и красивым. Сообщение о том, что ребёнок имеет физическую или психическую проблему, наносит семье боль...
Программа работы с родителями учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта: "Уважая, Доверяя, Поддерживая"
Каждый родитель связывает с рождением ребёнка большие надежды на то, что он будет здоровым, умным и красивым. Сообщение о том, что ребёнок имеет физическую или психическую проблему, наносит семье боль...
программа работы с родителями
программа работы с родиелями на 2011-2012 уч.г....
Программа работы с родителями "Мостик"
Первый лист программы работы с родителями. Заинтересовавшихся полной версией, просьба, обращаться лично....
Программа работы с родителями "Ученик, родитель, я - вместе дружная семья"
Программа по воспитательной работе с учениками и родителями...
Программа работы с родителями (законными представителями) «Гимназия для родителей» на 2017 – 2019 гг. (8-9 класс)
Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребёнка. Воспитательная функция семьи должна рассматриваться в трёх аспектах:1....