Рабочая программа Волонтёрского движения «ВолЯ»
рабочая программа (10 класс) на тему

Новолодская Виктория Анатольевна

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников старшего школьного  возраста и разработана с учетом Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_volya.docx43.45 КБ

Предварительный просмотр:

Частное общеобразовательное учреждение «Школа - интернат №22 среднего общего   образования

Открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

 «Согласовано»                                                    «Согласовано»                                            «Утверждено»

Руководитель МО воспитателей                      Заместитель директора по ВР                     Директор

______________ Новолодска В.А.                   _______________ Романова Е.П.                ___________ Заиграева  Н.В.

                                                                            Протокол №______ от

                          «   »______2017г.                                          «   »______2017г.                                             «   »______2017г.                                                            

Рабочая программа

Волонтёрского движения

«ВолЯ» 

                 

                                                                                               

                   

                                                     

                                                                             Автор программы:

Воспитатель Новолодская В.А.

г. Улан- Удэ

Пояснительная записка.

Программа волонтёрского движения «ВолЯ» составлена воспитателем 10 класса Школы-интерната №22 ОАО «РЖД» Новолодской В.А.  Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников старшего школьного возраста и разработана с учетом Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и нормативно-правовых требований к внеурочной деятельности, утвержденным СанПиН.

Актуальность программы.

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

В основе любого волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов.
Почему люди идут в волонтеры? У каждого свои причины, и немногие изъявляют желание откровенно о них говорить. В основном, это дело совести каждого человека, но кроме морального удовлетворения, которое приносит безвозмездная помощь ближнему, движение волонтеров дает целый ряд преимуществ, особенно молодежи. Это и новые знакомства, и приобретение новых профессиональных навыков, знаний, и даже возможность сделать неплохую карьеру.
В наше трудное время особенно страдают пожилые, тяжелобольные люди, инвалиды, дети – сироты. Чтобы помогать им, не обязательно становиться на учет в специальную организацию, в  10  классе одним из направлений воспитательной работы гражданско-патриотической направленности является волонтерское движение «ВолЯ», где каждый может узнать, где больше всего ждут его помощи, где час его пребывания действует лучше самого сильного лекарства.

 Но нельзя допускать, чтобы волонтёры приходили и делали, что им вздумается.

Они сами, их способности и их фактические действия нуждаются в чутком руководстве. 
Для дальнейшего развития волонтерского движения в классе  воспитателем  10 класса разработана программа волонтёрского движения «ВолЯ». 

Цель программы:

  • Формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
  • Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.

Задачи:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
  • воспитание нравственных чувств и этического сознания;
  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков учащихся;
  • формирование здорового образа жизни;
  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
  • формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере;
  • формирование сплоченного деятельного коллектива волонтеров.

Содержание программы.

 Программа состоит из относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности учащихся и направлена на решение  педагогических задач.

Деятельность волонтеров направлена на:

-оказание помощи при формировании жизненной позиции у школьников путем возрождения нравственных идеалов и ценностей (ЗОЖ, настоящая дружба, чистая любовь, счастливая семья и т.п.);

- гражданское и патриотическое воспитание молодёжи;

- пропаганду здорового образа жизни среди школьников и молодёжи;

- пропаганду бережного отношения к историко-культурному наследию России, своей малой Родине;

- защиту окружающей среды;

- помощь ветеранам, одиноким пенсионерам, детям, оказавшимся в ТЖС.

Просветительская деятельность:

- поддержка реализации программ по содействию и формированию ЗОЖ в подростковой и

   молодёжной среде;

- участие в общественно-полезной деятельности;

- подведение итогов работы (анализ деятельности, мониторинг);

- обеспечение участия добровольцев в мероприятиях проекта на школьном и районном уровнях;

- публикации в СМИ и на школьном сайте.

Охранно-профилактическая деятельность:

- организация рейдов по уборке территории вокруг школы и Железнодорожного района г. Улан-Удэ;

-организация рейдов по безопасности жизнедеятельности подростка;

Спортивная деятельность:

- участие в соревнованиях по направленности, соответствующей деятельности волонтера;

- организация спортивных мероприятий с младшими подростками.

Шефская деятельность:

- оказание помощи пенсионерам, одиноким пожилым людям, детям и сверстникам, оказавшимся в

   трудной жизненной ситуации;

- организация просветительских и социокультурных мероприятий для детей-инвалидов, сирот,

   пожилых людей, инвалидов, ветеранов, многодетных семей, малообеспеченных слоёв населения.

Информационно-рекламная деятельность:

- создание и распространение обучающих, рекламных печатных материалов;

- организация и проведение тематических бесед, лекториев;

- организация и проведение презентаций и других рекламных акций волонтерской деятельности.

Образовательные технологии и методы:

  • Технология проектов;
  • Технология коллективного взаимообучения и технология сотрудничества;
  • Здоровье сберегающие технологии;
  • Технология проблемного обучения (проблемно-эвристический метод);
  • Технология развития критического мышления;
  • Технология исследовательской деятельности (метод творческого поиска);

Формы реализации данной программы. 

Основной формой организации внеучебной деятельности является волонтёрское движение, создание рабочей группы с микрогруппами, творческая работа всего коллектива, консультации, экспедиционная работа, самостоятельная работа, образовательные тренинги, рефлексия имеющегося опыта, вовлечение детей в социальную активность, способствующее формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Программа содержит лекционные и практические занятия. Освоение программы “Инициатива” обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях.

Программа адресована обучающимся 10 класса общеобразовательной школы. Количество детей на занятиях 15-20 человек. Программа рассчитана на 136 часов, занятия проводятся 4 часа в неделю.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, формирования гражданской жизненной позиции у обучающихся формируются:

 познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по гражданско-патриотическому направлению «ВолЯ» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:
  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью куратора (воспитателя).
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом, учить работать по предложенному  плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.
  • Учиться совместно с куратором (воспитателем) и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности сверстников.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания  достижений (успехов).
  1. Познавательные УУД:
  • Делать предварительный отбор источников информации.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительные материалы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы со сверстниками.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
  1. Коммуникативные УУД:
  • Умение донести свою позицию до других.
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

В результате освоения программы обучающиеся будут знать:

  • историю волонтерского движения в России и в мире;
  • права и обязанности волонтеров;
  • основные направления деятельности волонтерских отрядов;
  • основные формы работы волонтеров;

Обучающиеся будут уметь:

  • организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий нуждающихся в помощи;
  • проводить антинаркотические и другие акции, направленные на формирование здоровых  привычек;
  • проводить профилактическую работу в школьном учреждении и в микрорайоне;
  • аргументировано отстаивать свою позицию;
  • адекватно общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения;
  • издавать агитационную печатную и видео продукцию;
  • формировать собственное портфолио;
  • принимать общечеловеческие ценности.

Рабочая программа предусматривает развитие компетенций:

  • ценностно-смысловые
  • общекультурные
  • учебно-познавательные
  • информационные
  • коммуникативные
  • социально-трудовые
  • компетенции личностного самосовершенствования

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Перечень тем занятий

Теория

Практика

Виды деятельности

1-2

 Просмотр и обсуждение  фильма «Тимур и его команда» (к 75-летию написания книги А.Гайдара)

2 ч.

Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке  задач

3-4

Помощь в подготовке и проведении кл. часов «Жертвам Беслана посвящается…»

1ч.

1ч.

Выбор действия в соответствии с возможностями ученика

5-6

История волонтерского движения в России. (Беседа).

Организационное заседание № 1 волонтерского отряда.

1ч.

1ч.

Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий.

Создание ситуации успеха.

7-8

Спортивный праздник «100 затей для 100 друзей»

2ч.

Спортивно-оздоровительная. Создание ситуации успеха

9-10

Создание страницы и освещение деятельности волонтерского отряда на сайте школы и класса  в «Волонтерском вестнике»

2ч.

Привлечение учащихся к оценочной деятельности.

11-12

Подготовка и проведение Акции

«Сбор кормов для приюта бездомных животных «Возрождение»

1ч.

2ч.

Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества

 Выбор действия в соответствии с возможностями ученика

13-16

Подготовка и проведение Акции «Осенний уик-энд». (Помощь пожилым людям)

4ч.

Выбор действия в соответствии с возможностями ученика

17-20

Подготовка и проведение Акции «Дом без одиночества» (Помощь ветеранам пед.труда)

4ч.

Благотворительный концерт

20-21

Помощь в подготовке праздника к Дню Учителя

2ч.

Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества 

22-23

Интерактивная игра для младших школьников «Полезные и вредные привычки»

2ч.

Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий.

24-25

Конкурс плакатов и рисунков «Ударим юмором по сигаретам»

1ч.

1ч.

Выставка

26

День самоуправления

1ч.

Выбор действия в соответствии с возможностями ученика

27-28

Подготовка и проведение акции к Дню школьных библиотек «Живи, книга»

2ч.

КТД

29-31

Подготовка и выступление агитбригады по ПДД

(внутри школы и детских садах)

1ч.

2ч.

Музыкально-литературная композиция

32-33

Помощь в подготовке кл.часов к Дню памяти жертв политических репрессий

1ч.

1ч.

Научно-исследовательская

34-35

Работа на сайте. Выпуск «Волонтерского вестника»

2ч.

Взаимообучение, использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий

36-37

Организация спортивных игр на осенних каникулах

2ч.

Спортивно-оздоровительная. Использование коллективных форм организации деятельности

38-39

Заседание № 2 волонтерского отряда. Тренинг.

2ч.

Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий

40-41

Подготовка и проведение мероприятий к Международному дню толерантности (16.11)

1ч.

1ч.

Сбор эмпирической информации

42-43

Интерактивная правовая игра к Всемирному дню ребенка «Учусь быть гражданином» (20.11)

1ч.

1ч.

Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий.

44-47

Акция «Согреем ладони, разгладим морщинки»

4ч.

Научно-исследовательская

48-51

Мероприятия ко Дню матерей России (27.12)

4ч.

Сбор эмпирической информации

52-55

Подготовка и проведение мероприятий к Всемирному дню борьбы со СПИДОМ (1.12)

1ч.

3ч.

Выбор действия в соответствии с возможностями ученика

56-59

Подготовка и проведение мероприятий к Международному дню инвалидов «Разное детство» (3.12)

4ч.

Сбор эмпирической информации

60-61

Творческий отчёт к Дню волонтёров России (5.12)

2ч.

Привлечение учащихся к оценочной деятельности.

62-63

Подготовка и проведение мероприятий к Дню героя России (9.12)

2ч.

Сбор эмпирической информации

64-65

Акция «Новогодняя игрушка»

2ч.

Использование групповых и коллективных форм организации деятельности

66-69

Социальный проект «Рождественские подарки в каждый дом»

4ч.

Выбор действия в соответствии с возможностями ученика

70-71

Работа на сайте. Выпуск «Волонтерского вестника»

2ч.

Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий

72-73

Заседание № 3 волонтерского отряда.

Тренинг «Я и команда»

2ч.

Привлечение учащихся к оценочной деятельности.

Взаимообучение.

74-75

Январские забавы.

Зимние игры

2ч.

Групповые игры. Спортивно-оздоровительная.  

76-78

Операция «Снежок»

(Помощь пожилым людям в уборке снега)

3ч.

Трудовая деятельность

79-81

Подготовка и проведение интерактивной игры «Будем здоровы»

3ч.

Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий.

82-83

Подготовка и проведение конкурса рисунков и презентаций, фильмов «ЗОЖ моими глазами»

2ч.

Выбор действия в соответствии с возможностями ученика

84-90

Подготовка и проведение мероприятий к Дням воинской славы России

2ч.

4ч.

Сбор эмпирической информации

91-95

Подготовка и проведение мероприятий «Для милых дам»

1ч.

4ч.

Использование групповых и коллективных форм организации деятельности

96-97

«Мир моих увлечений». Выставка талантов учащихся

2ч.

Досугово-развлекательная деятельность

98-99

Мероприятия к Международному дню Счастья

(20.03)

2ч.

Интеллектуальный марафон

100-101

Работа на сайте. Выпуск «Волонтерского вестника»

2ч.

Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий

102-103

Заседание № 4 волонтерского отряда.

2ч.

Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий

104-105

Мероприятия ко Всемирному дню Здоровья

(7.04)

2ч.

Групповые игры

106-107

Трудовая Акция «Школьный двор»

2ч.

Трудовой десант. Выбор действия в соответствии с возможностями ученика

108-111

Мероприятия к Международному дню памятников и исторических мест (18.04)

1ч.

3ч.

Научно-исследовательская

Сбор эмпирической информации

112-115

Акция «Круговая порука Добра»

1ч.

3ч.

КТД

116-120

Акция «Георгиевская ленточка»

Вахта Памяти

5ч.

Использование групповых и коллективных форм организации деятельности

121-122

Экологический десант «Цветущий май»

2ч.

Трудовая деятельность

123-126

Мероприятия по подготовке и проведению Акции «Письмо водителю»

1ч.

3ч.

Акция

127-130

Школьные олимпийские игры

4ч.

Спортивно-оздоровительная. Групповые игры

131-136

Творческий отчёт волонтерского отряда

2ч.

4ч.

Привлечение учащихся к оценочной деятельности.

Информационно-методическое обеспечение

  1. В основе программы лежат следующие документы:
  • Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
  • Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
  • Всеобщая Декларация добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE);
  • Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст.19, ст. 30);
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117);                                                              Закон РФ "Об образовании"
  • Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р;
  • Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
  • Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
  • Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;

Литература для учителя:

1. Берис Р. «Развитие Я – концепция и воспитание», М.1986 г.

2. Волонтерская служба негосударственной организации социальной сферы. -  Киев: Сфера, 2002.

4. Жиляев А.Г., Палачева Т.И., Кулагина А.Т., Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков учащихся 7-9 классов средней школы. Методическое пособие. - Казань, 2011

8. Решетников О.В. Организация добровольческой деятельности. Учебно-методическое пособие. М.: «Фонд содействия образованию XXI века». 2005. С. 4.

9. Смит Д. Добровольцы – капитал будущего? // Курьер ЮНЕСКО. 2001. Июнь. С.28.

12. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия/ ИЛИ РАН; под ред. Г.Н. Скляревской. – М.: Астрель: АСТ, 2001. С. 151.

Литература для обучающихся:

  1. Альтшулер, В.Б. Наркомания: дорога в бездну: книга для учителей и родителей / В.Б. Альтшулер, А.В. Надеждин. – М.: Просвещение, 2000. – 46 с.
  2. Бабенкова, Е.А. Как помочь детям стать здоровыми: методическое пособие / Е.А. Бабенкова. – М.: АСТ Астрель, 2003. – 208 с.
  3. Билич, Г.Л.. Человек и его здоровье [Текст]: медицинская популярная энциклопедия / Г.Л. Билич, Л.В. Назарова. – М.: Вече, 1997. – 496 с.
  4. Закон Российской Федерации «Об образовании». Текст с изм. и доп. На 2009 год. – М.: Эксмо, 2009. – 80с.
  5. Интернет http://www.isovet.ru / И. Ильина Волонтерство в России. Интернет советы.
  6. Кузнецова И.В. Хорошая привычка – помогать ближнему: Материалы из опыта работы волонтёрской группы «Ориентир» Балахнинского муниципального района. МОУ ДОД «Центр внешкольной работы» - Балахна, 2009.
  7. Кузнецова Э.Г. Игры, викторины, праздники в школе и дома. Занимательные сценарии. /М.: «Аквариум», К.: ГИППВ, 1999, 240 с.
  8. Петров В.М,, Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Зимние праздники, игры и забавы для детей. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 128.
  9. Рощина Н.В. Растём здоровыми вместе! Информационно-методический сборник по проблеме психологического здоровья для учащихся и родителей. Нижний Новгород. 2007г.; 28с.
  10. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 5 – 9 классы. – М.: 2007, 336с.

Технические средства:

выход в Интернет,  мультимедийный  проектор – 1 штука, музыкальный центр – 1 шт.,  цифровой фотоаппарат – 1 штука,  видеокамера – 1 штука, ноутбук – 10 штук, принтер – 2 штуки, сканер – 2 штуки, ксерокс – 2 штуки,  учебные видеокассеты – (не ограничено, в соответствии с тематикой занятий).

Адреса электронных ресурсов

1. Волонтерское движение /volunteers.html   и  /taxonomy/term/7237/all

2. Институт волонтёрства /publ/institut_volonterstva/9-1-0-481

3. Отряд волонтерского движения /deiatelnost/izdat_deit/elekt_obr_res/tretiykova/index.htm

4. Устав волонтера /ustav_vol.htm

5. Методические рекомендации по организации  волонтерских отрядов по пропаганде здорового образа жизни, противодействию распространения наркомании, алкоголизма и табакокурения в молодежной среде /index.php?topic=345.0

6. Волонтёрский отряд «Планета друзей» /volonterskiotrad.htm

7. Союз волонтерских организаций и движений /

8. Проект “Эра милосердия прошла?”

9. Волонтёрское движение “Милосердие»

10.Психологическая работа с волонтерами /news/psikhologicheskaja_rabota_s_volonterami/2009-10-12-15  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воля

Понятия «Волевые качества личности». Показать регулирующую функцию воли....

Урок-семинар"Мысль народная" и воля истории в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".

Урок-семинар проводится после изучения романа Л.Н.Толстого"Война и мир". Цели: обобщить знания учащихся по роману" Война и мир".Учащиеся должны знать содержание романа, понимать проблему национального...

Кл-час "Железный характер-стальная воля"

Кл-час "Железный характер-стальная воля"...

Урок –путешествие по теме: «Волей Бога защитники», посвященный Дню защитников Отечества 7 класс

Pанятия на тему по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»....

Урок истории в 11 классе Тема: Февральская революция – воплощение вековой мечты о воле или национальная катастрофа?

Урок изучения нового материала по теме "Февральская революция" построен с использованием технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления. Учащиеся сами ставят цель урока. С...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мини-волей»

Цель программы Сохранение и укрепление здоровья детей, привитие навыков здорового образа жизни посредством игры мини-волейЗадачи программы: Пропаганда здорового ...