Классный час "Ступеньки в бездну"
методическая разработка (8 класс) на тему
Классный час "Ступеньки в бездну" посвящен профилактике наркозависимости в подростковой среде. Форма проведения-круглый стол. Материал изложен в логике ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_klassnogo_chasa_po_profilaktike_narkozavisimosti.docx | 36.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий классного часа по профилактике наркозависимости.
- Тема «Лестница в бездну»
- Класс 8
- Форма проведения круглый стол с элементами тренинга.
- Исполнители, соисполнители: классный руководитель, педагог-психолог, родители, эксперты, административные работники школы, члены школьного самоуправления, нарколог.
- Цели:
- Образовательные: повысить уровень информированности подростков по проблемам, связанным с наркотиками;
- Развивающие: развить навыки, предотвращающие употребление психоактивных веществ
- (ПАВ).
- Воспитательные : формировать устойчивое отношение к принятию учащимися только здорового образа жизни.
- Планируемые результаты:
- Предметные : получение достоверной информации о причинах и последствиях употребления психоактивных веществ (ПАВ), возможных стратегиях поведения.
- Метапредметные: развитие критического мышления, умения вести диалог, отстаивать свою точку зрения.
- Личностные: развитие навыков, предотвращающих употребление наркотических веществ.
- Решаемые учебные проблемы: показать причинно-следственные связи употребления наркотиков и возможный механизм действия для избежания зависимости от ПАВ.
- Основные понятия, изучаемые на мероприятии: ПАВ, зависимость,
- Используемые средства листы форматом А4 и маркеры; доска и мел.
- Образовательные интернет-ресурсы- видеоролик
- Организационная структура, ход мероприятия:
№ | Действия учителя | Действия учеников. | ||||||||||||||
1. | Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет необычное занятие, на котором мы с вами поговорим о злободневной проблеме - проблеме наркомании. В конце нашего занятия каждый из вас, в том числе и я, сделает для себя определенные выводы в отношении ПАВ. У нас в гостях (представляет гостей). Соц.педагог. Готовясь к нашей встрече, в интернете я случайно наткнулась на стихи очень талантливой девочки. Она не написала настоящего имени, дан только ник. Но они меня потрясли, потому что в них крик и мольба о помощи. Послушайте их , и вы поймете, в чем трагедия подростка. http://ti-poet.ru/stih.php?b=162851 "..Как было раньше? Я уже не вспомню… Жила поэзией, Летела в путь… Что будет дальше? Краткий путь, и темный… Ведь то, что было раньше, не вернуть…" Привет, в который раз, моя подруга… Что нового? ...Да знаю, ничего…. Как наши все? Жди пополненья круга… Еще двоих.… А может…. Проживем… В который раз я на твоей могиле…. Меня понять как ты никто не смог… Куда ж я без тебя? За что лишила своим уходом на душе ожог? Теперь мне до тебя всего полвздоха… Лишь пропасть на земле забытых мест… Ты говорила – все не так и плохо…. И я держусь пока… За твой надгробный крест. Ох, братцы, как же надоело Лелеять свой же дебилизм! И правда, кажется, устала Стремясь наверх все падать вниз. Вы можете пройти по ссылке и прочесть всю подборку. Но вы уже поняли, о чем пойдет речь. Наш разговор я назвала «Ступени в бездну». Попробуем понять, когда же человек становится на этот путь и можно ли его остановить. | Слушают, анализируют, изучают страницу в интернете. | ||||||||||||||
Ступень 1. Ваступает врач-нарколог. Наркотик - психоактивное вещество, при употребления вызывает психическую или физическую зависимость. Наркомания- болезнь, вызванная систематическим употреблением наркотических средств. Наркотики - это беда! Беда для всех нас. Дети - наркоманы становятся агрессивными, злобными, теряют связь с родными, вынуждены врать, идти на преступления, торговать своим телом. И на этой общей беде дельцы наживают себе капитал, позволяющий им строить коттеджи, отправляться в круизы. Наркобизнес - это огромные и легкие деньги. Честным трудом таких денег не заработать. Для людей, распространяющих наркотики, они стали источником личного обогащения, наживы. Продавцам, конечно нужны покупатели. Ими становятся несчастные! которые привыкли к наркотикам и готовы отдать последнее за одну дозу. А привыкание наступает быстро, у многих уже после первой пробы наркотика. Продавцы специально подсылают своих людей в кампании подростков. Они прикидываются обыкновенными парнями и девчатами, идут на все, предлагают первые дозы бесплатно, обещая наслаждение, решение всех проблем. Они любят провоцировать: “Наркотики- для смелых, если не трус- попробуй!”. Уже первая доза - это начало цепи зависимости и гибели. Я хочу сказать: “ Не прикасайтесь к наркотикам, не употребляйте их. Подумайте, какое горе ждет вас и ваших близких”. Наркотики часто называют “белой смертью”. Чем раньше человек привыкает, тем быстрее истощается его организм. Хронические наркоманы живут недолго. Если человек сумел в кампании отказаться от наркотиков у него есть сила воли характер. | ||||||||||||||||
Ступень 2. Выступает инспектор ПДН. Употребляя наркотики, человек вступает в противоречие с законом. Давайте познакомимся с Уголовным кодексом РФ. Статья 228. незаконное изготовлений, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических или психотропных веществ (Наказывается лишение/свободы на срок до 3-х лет) Статья 229. хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (Наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет). Статья 230. склонение к употреблению наркотических средств или психотропных веществ (Наказывается ограничением свободы на срок до 3-х лет либо лишением свободы на срок от 2-х до 5 лет) Статья 232. организация либо содержания притона для потребления наркотических средств или психотропных веществ. (Наказывается лишением свободы до 4х лет). | ||||||||||||||||
Ступень 3. Выступает соц.педагог 1. Как вы думаете, почему увеличивается количество молодежи, употребляющие наркотики? 2. Из-за чего подростки начинают употреблять наркотики? (Любопытство. Друзья предложили попробовать) Запишем все эти причины на доске.
Оправдание себе можно найти. Но Вы знаете, что после употребления неизбежно наступают последствия, о которых никогда не стоит забывать. Внимательно прочитаем еще раз причины и последствия. Что из них страшнее? От чего не уйти? Можно ли с этими причинами справиться самим? Как? (ответы учащихся) 3. К кому надо обратиться в школе? Как думаете? 4. Всегда ли человек сам стремится к употреблению наркотиков? Иногда на человека оказывают давление. | Работа с таблицей, ответы на вопросы. | |||||||||||||||
Ступень 4. Выступает врач С давних времен людям известна способность некоторых растений и добываемых из них продуктов приводить человека в состояние «невесомости», необыкновенной эйфории и пребывания как бы вне времени и вне пространства. Одно из таких растений – мак, из которого добывают опиум и его производные. Родина мака – Азия. Жан Кокто писал: «Все, чем мы занимаемся в жизни, даже любовью, мы делаем, находясь в скором поезде, который несется к смерти. Курить опиум – все равно, что выпрыгивать из поезда на полном ходу…» Цена чудесного ощущения, вызываемого опиатами, к сожалению, огромная: употребление таких наркотиков быстро приводит как к физической, так и психологической зависимостям, из-за которых приходится увеличивать дозу. В конце XIX в. было открыто производство морфина, способное, как полагали, не вызывать зависимость от наркотиков. За такую «героическую» роль оно получило название героина. Введенный внутривенно, героин вызывает сначала вспышку острого глубокого ощущения полного блаженства, которое делится самое большое 10 секунд. И затем сменяется чувством благополучия. Надежды, связанные с героином, рухнули очень быстро, когда было замечено, что менее чем за три недели он порождает физическую зависимость у 91 % наркоманов. Про физическую зависимость («ломку») вы, наверное, кое-что слышали. наркоманы убеждены, что ее можно преодолеть с помощью врачей. Дескать, особых проблем не будет, поскольку человек, обладающий определенной волей (а ты, конечно, волевой!) в состоянии немедленно и бесповоротно бросить принимать наркотики. При этом обычно находится свидетель, который знаком с тем, кто после периода серьезного злоупотребления, проявив волю, прошел через «ломку» и теперь уже вот месяц (два, три) наркотики не употребляет – никаких последствий. Нередко подобная пропаганда достигает цели, поскольку, несмотря на кажущуюся осведомленность, подростки все-таки не обладают элементарными знаниями о природе и характере тяжелейшего заболевания – наркомании. Вот почему необходимо знать, что, во-первых, при употреблении любого вида наркотика, и «легкого», и «тяжелого», прежде всего страдает воля. Это заметно уже тогда, когда другие изменения личности еще не проявляются. Происходит то, что наркологи называют «энергетическим снижением»: ослабляются именно волевые качества личности, снижается или теряется целеустремленность, то есть человек становится неспособен к продуктивной деятельности, часто прекращает учиться, бросает работу. Во-вторых, ремиссия (особенно при употреблении таких наркотиков, как героин) непродолжительна. Через определенный период (до нескольких месяцев) больной вновь оказывается охваченным неудержимым стремлением к приему наркотика, и вновь повторяется цикл заболевания с более тяжелыми последствиями. Ремиссия продолжительностью до года отмечаются только у людей зрелого возраста. Значение здесь имеет наличие семьи и сохранение определенного социального положения. Понятно, что подростки в эту категорию не попадают. Вы должны знать, что в настоящее время медицина не в состоянии оказать эффективную помощь наркоманам. В ее арсенале нет реальных средств подавления психической зависимости. Дело в том, что мозг «помнит» все, в частности, псевдоабстинентный синдром, когда у наркомана после периода довольно длительного воздержания (8–10 месяцев) могут снова появиться симптомы даже «ломки». | Смотрят на презентацию. | |||||||||||||||
Учитель подводит итог. Итак, любой наркоман проходит 4 ступеньки, которые ведут в бездну. Условно эта цепочка выглядит так: проба-нравится- проблемы-цель жизни-смерть. Подросток попадает в круговорот, из которого выбраться трудно. Скатиться всегда просто, а вот вернуться назад, как видите, очень сложно. Самый страшный этап-4, когда прием наркотика -это — употребление ради употребления; — постоянная потребность в наркотиках; - использование крайних средств, в поисках дозы; — разрушение нравственных ценностей; — апатия и нежелание жить, утрата смысла существования; — попытки самоубийства; — серьезные проблемы со здоровьем, возникновение хронических заболеваний; — разрыв с семьей, друзьями, обществом. На этой стадии, если человек не прекращает употреблять наркотики, он погибает. Статистика говорит о том, что из 100 заболевших наркоманией выздоравливает только 3%, т. е. из 100 заболевших только 3 человека выживает, все остальные просто умирают. Как вы думаете, что изменится в его внешности? Что изменится в его характере? Какое будет у него поведение? Смотрим видео. | Словесное рисование, просмотр видео | |||||||||||||||
Путь наверх Но есть ли путь наверх? Попробуем помочь тем, кто ещё не попал под колесо наркотиков. А только собирается сделать этот шаг. | ||||||||||||||||
Инспектор ПДН Ребята, никогда не «ведитесь» на уговоры «Попробуй-пробуют все!» Это неправда: обследования показывают, что, например, в США меньше чем один из пяти старшеклассников употребляет марихуану. Конечно, и эти цифры вызывают большую тревогу, но ведь 80 % юношей не удалось склонить к употреблению наркотиков. Они уже никогда не будут жертвами наркомании! Чаще всего жертвами ложной аргументации становятся подростки невысоких психологических устоев. Конфликтные, склонные к мелкому воровству, лживости, подверженные вспышкам гнева, агрессивности. Такие личности неспособны к целенаправленной деятельности, плохо успевают, отстают в психофизиологическом развитии. Они же впоследствии становятся распространителями наркотиков, что неизбежно, поскольку только таким путем они могут обеспечить себя деньгами на наркотики. | ||||||||||||||||
Психолог. У каждого из вас есть свои способы получения радости. Сейчас я нарисую график человеческого эмоционального состояния, где по оси У будут эмоции, а по оси Х — время. В нормальном состоянии у всех нас настроение то повышается, то понижается и т. д. Мы все живем, подвергаясь этим колебаниям. Ни один человек, даже самый известный, не живет все время в радости, все время в удовольствии, и у него после подъема всегда спад. И нет таких людей, которые постоянно находятся в состоянии депрессии, у них после спада настроения всегда подъем. Когда у вас подъем настроения, то обычно жизнь вам кажется прекрасной, у вас нет проблем, И вы не совершаете плохих поступков. Как только настроение падает, вам начинает казаться, что вам досталась самая плохая школа, самые плохие родители т. д. Ребята, что можно сделать, чтобы решать те же самые проблемы и достичь этих же состояний, не употребляя ПАВ? Да, в этот момент очень важно, кто находится рядом с человеком. Если он слышит слова поддержки: все будет хорошо, после черной полосы будет белая и т. д., то ему будет значительно легче выйти из состояния спада настроения, в обратном случае велик риск попадания в компании, употребляющие ПАВ. Нужно жить полной жизнью и вовлекать в атмосферу оптимизма своих друзей. А помощниками вам в этом будут спорт, общение с друзьями, родителями, занятия любимым делом. | (Ребята называют - попеть; — встретиться с друзьями; — послушать музыку; — поиграть на компьютере; — сходить в бассейн, — сходить на дискотеку; - посмотреть интересный фильм; — почитать увлекательную книгу и т. д.) | |||||||||||||||
Решение ситуативных задач с целю выяснения понимания проблемы в данном коллективе. Какие страшные последствия употребления наркотиков вы мне перечислили. Так, может, проще отказаться один раз. Отказаться. Но как? Попробуем разобрать несколько ситуаций. Каждая группа получает карточку с заданием. Вы должны предложить вариант отказа. Ответ можете инсценировать. После вашего ответа остальные должны назвать свой вариант решения ситуации. Ситуация 1: Одноклассник пригласил тебя провести время в компании его друзей. Вечером вы направились в недостроенный, но уже полуразрушенный и всеми забытый кинотеатр, где обычно собираются подростки. Смелые, уверенные в себе ребята тебе сразу понравились, и ты даже не заметил, как появились наркотики. Самый авторитетный из подростков предложил тебе попробовать, причем абсолютно бесплатно, потому что ты «классный парень». На твои опасения по поводу привыкания тебе дали убедительный ответ, что это особый наркотик, который вообще не вызывает привыкания. «Попробуй, – сказали тебе, – и станешь самым умным, смелым, суперхрабрым. И никаких последствий! Наркотики для храбрых! А может, ты трус?». Какими будут твои действия в этой ситуации? Ситуация 2: Вы с другом возвращаетесь из школы домой. Проходя мимо киоска, друг останавливается и предлагает тебе купить пива. «Деньги есть, я угощаю». Ситуация 3: Бесцельно слоняясь по двору, ты заметил, что на соседней лавочке сидит незнакомая компания ребят. Ты пристроился рядом на скамейке. Ребята лениво обсуждали последний хоккейный матч. «Ну что, мультяшки посмотрим?» – спросил один из подростков и достал из кармана тюбик с клеем. Ребята было двинулись к двери подъезда, но вдруг остановились. «А ты чего расселся, – спросил один из них, – а ну, давай вместе со всеми!» Ребята угрожающе двинулись в твою сторону. Учитель вместе с учащимися делает вывод: 10 способов сказать «нет». 1. Мне это ни к чему. 2. Это всё не для меня. Есть увлечения и получше! 3. Не сегодня и не сейчас. 4. Нет уж, у меня и так куча неприятностей. 5.Ты что? У меня аллергия! 6. Мои мозги мне пока не лишние. 7. Я уже попробовал – мне не понравилось! 8. Я не хочу умственно отсталых детей. 9. Я не тороплюсь на тот свет! 10. Мне и без этого хватает острых ощущений. | ||||||||||||||||
Рефлексия Что несет в себе применение наркотика? Почему государство строго следит и наказывает за изготовление, приобретение и сбыт наркотика? Вывод. Наркотики опасны для здоровья, они губительны для человека. Памятка “Это надо помнить” (Раздать учащимся) Всегда говори “нет” и уходи, если кто-то предложит тебе попробовать наркотик. Наркотики запрещены законом. Наркотики опасны для здоровья и жизни |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Тропинка, ведущая к бездне..."
Формирование нравственных идеалов на положительных примерах. Стимулирование познавательных способностей школьников. Пропаганда здорового образа жизни. Формирование системы ...
Классный час "Шаг в бездну"
Классный час проходит в форме беседы. Обращаясь к словам православной молитвы: "Боже, дай мне разум и душевный покой. Принять то,...
Классный час «Наркомания - путь в бездну»
Цель. Формирование позиции противостояния опасным для здоровья и жизни зависимостям от наркотиков; пропаганда здорового образа жизни; поддержка и развитие у молодежи интереса к знаниям....
"Наркомания - шаг в бездну" Классный час в 10 классе.
Классный час в 10 классе «Наркомания - шаг в бездну» представляет собой диспут в рамках работы по наркопрофилактике. Дети получат ответы на вопросы: «Можно ли стать наркоманом после ...
Открытый классный час "Тропинка, ведущая к бездне"
Сценарий мероприятия в 9 классе по профилактике наркомании...
Классный час "Путь в бездну"
Классный час проводится с целью формирования культуры поведения, направленного на борьбу с вредными привычками; изменение негативной позиции в отношении людей, страдающих наркоманией....
Классный час «Шаг в бездну… Опасны ли вредные привычки или нет»
Методическая разработка...