Познавательно-развлекательная игра "Северный калейдоскоп"
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
severnyy_kaleydoskop_dyakun_l.v.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Мыскаменская школа-интернат
ЯНАО Ямальский район с. Мыс Каменный
Подготовила воспитатель:
Дякун Любовь Васильевна
Цель:
Ввести детей в увлекательный мир культуры ненцев.
Задачи.
- Развивать двигательную находчивость, умение координировать свои действия при совместном решении двигательных задач;
- Способствовать проявлению волевых качеств, сообразительности и умения двигаться в соответствии с правилами игры;
- Расширить знания о природных условиях и обитателях тундры;
Подготовка к празднику:
- Изготовление эмблемы.
- Разучивание песен и стихотворений.
Реквизит: Карточка №1, Карточка №2 к конкурсу «Назови лишнее растение»; 2 пары лыж, вырезанных из пластиковых бутылок к эстафете «Лыжные гонки»; разрезанная картинки с изображением животных (одной команде – волка, другой – песца) к конкурсу «Головоломка; 4 картона для игры «Перейди реку»; карточки №3, №4 к конкурсу «Звери как люди»; “оленьи рога” для эстафеты «Быстрый олень», белые мячи к эстафете «Игра в снежки»; рыбки из цветного картона к конкурсу «Рыбалка»; две игрушки, два обруча к конкурсу «Капкан»; лепестки и сердцевина ромашек, вырезанные из бумаги к конкурсу «Собери ромашку».
Ведущий 1. Добрый день, дорогие друзья!
Ведущий 2. В зале все мы собрались,
Радуйся и веселись!
Звучит песня «Северный край». В зал входят две команды
и становятся по обе стороны зала.
Ведущий 1. Сегодня мы проводим познавательно – развлекательную игру «Северный калейдоскоп», в которой будут соревноваться две команды.
Ведущий 2. А сюда сейчас – вниманье!
Чтобы было пониманье.
Представляем вам жюри,
Ты внимательней смотри.
Представление жюри.
Ведущий 1. Слово «Ямал» переводится с ненецкого языка на русский – Край Земли. С давних времен поселились здесь ненцы, ханты, селькупы. Названия народностей означают места их проживания – безлесную тундру, побережья рек, тайгу.
Ведущий 2. С севера Ямал омывается Великим Северным Ледовитым океаном, который дышит студеными ветрами, как бы испытывая на прочность смельчаков, живущих на его берегах. Но силен и умен человек!
Ведущий 1. Как прекрасен снежный край
Летом и зимою.
Солнце вечное, сияй
Над обской волною.
Ведущий 2. Наш калейдоскоп представит вашему вниманию культуру и быт народов Ямала.
Ведущий 1. А теперь капитаны представят свои команды.
Ведущий 2. Ребята, вы знаете, что эти птицы символизируют мудрость. Сегодня вы должны показать такие качества, как: ум, сообразительность, ловкость, сноровку.
Ведущий 1.
А теперь, мы проведем конкурс для капитанов «Назови лишнее растение».
Капитанам выдаются карточки с названиями растений тундры.
КАРТОЧКА №1.
Карликовая береза, морошка, Иван-чай, тополь, пушица, мох, водяника.
КАРТОЧКА №2.
Полярная ива, брусника, багульник, клен, ромашка, ягель, голубика.
Ведущий 2. Переходим к конкурсу второму,
А сейчас узнаете, к какому.
У меня есть несколько загадок
А вы скажите столько же отгадок.
Участники обеих команд поочередно отгадывают загадки
о животных тундры и леса.
ЗАГАДКИ:
- Живет в лесу,
Ухает, как разбойник;
Люди его боятся,
А он людей боится. (Филин)
2. По ночам она летает,
Вкусных мышек промышляет.
Днем на кочке сидит,
С закрытыми глазами спит. (Сова)
- Ночью очень чутко спит,
Оленье стадо сторожит,
Волков отгоняет
И на охоте помогает. (Собака)
4. Птицы белоснежные,
Дружные, верные.
Осенью с нами прощаются,
Весною опять возвращаются. (Лебеди)
5. Кто в жестокую пургу
Роет норку в снегу,
В снежок зарывается,
От холода спасается? ( Куропатка)
6. На тоненьких ножках
Под ветром дрожит.
Как только обсохнет –
За мамой бежит. (Олененок)
7. По мхам он ходит и траве,
Носит лес на голове.
Рогами защищается –
От врагов спасается. (Олень)
8. Ушки на макушке,
Хвостик как пушок,
Очень симпатичный
Маленький зверек. (Белка)
Эстафета 3 “Лыжные гонки”.
Первый игрок надевает лыжи и бежит к финишу, оббегает пирамиду, возвращается, раздевается и передает эстафету следующему игроку.
Ведущий 1. Капитаны, подойдите
И заданье получите.
А заданье такое –
Очень даже не простое
Вам, ребята, вместе нужно
Выложить картинку дружно.
Конкурс 4. «Головоломка».
Каждой команде выдается разрезанная картинка с изображением животных (одной команде – волка, другой – песца). Задача каждой команды, как можно быстрей собрать картинку.
Ведущий 2. А сейчас мы обращаемся к зрителям.
Лесные ненцы собирают и заготавливают на зиму ягоды, грибы, кедровые орехи. Для лечения больных сушат травы, листья, цветы; заготавливают также древесный гриб ивы и березовую чагу.
Ведущий 1.
Тундровые кочевые ненцы ягоды и растения никогда не заготавливают впрок. А на некоторые виды трав существовали запреты. У жителей тундры, например, запрещалось собирать грибы.
ВОПРОС: Почему в тундре нельзя собирать грибы?
ОТВЕТ: Потому что грибы – одно из лакомств оленей. А ненцы очень бережно относятся к этому животному.
Ведущий 2.
Воспитанница детского дома Ламдо Таня написала прекрасное стихотворение о Ямале, которое напечатали в книге «Край земли, устремленный в будущее». Послушайте его.
О, чародей, родной Ямал.
Ты чем меня околдовал?
Хореем тонким чуть задел
Да песню вьюжную пропел,
Взглянул озерами в глаза,
Зажег сияньем небеса …
Ты чем меня околдовал?
Ведущий 1.
Народы Ямала – оленеводы, рыбаки и охотники. Им часто приходится выполнять свою работу в тяжёлых условиях. Вместе с оленями они переходят вброд реки и озёра, но ещё труднее им это делать весной и осенью. Ведь в такое время года лёд часто трескается. Сейчас мы с вами проделаем такой путь.
Ведущий 2. Пятый конкурс объявляю
И всех играть я приглашаю
Игра 5. Игра «Перейди реку»
Дети разбиваются на две команды. Каждая команда получает по две «льдины». Передвигая их и перешагивая по ним, надо перейти на другой берег реки. Цель: как можно быстрей добраться до финиша.
Ведущий 1. Знаете ли вы, что американские ученые во время показа им слайдов с чумами и тундровиками не верят: по их мнению, так люди сейчас не живут, это, мол, фотомонтаж, специальное шоу. Они думают, что в таких суровых условиях современный человек выжить не сможет.
Ведущий 2. В таких случаях хочется сказать словами ненецкого поэта Л. Лапцуя:
Суров мой Север лишь на первый взгляд.
Пусть ветры завывают за стеною,
Здесь каждый вас увидеть будет рад,
И обогреть душевной теплотою!
Ведущий 1. Шестой конкурс вам сейчас
Трудным не покажется.
Тот, кто знает край родной
Знатоком окажется.
Наш следующий конкурс называется «Звери как люди»
Ведущий 2. Знакомимся ближе с обитателями тундры. Вы, наверняка, замечали, что иногда человека сравнивают с каким-либо животным: надутый как индюк, упрямый как баран и т.д.
Индюк надутый всем знаком,
Но дружат с ним, едва ли,
Не важничай, чтоб индюком
Тебя не называли.
Если вы правильно напишете в скобках названия животных, то узнаете, как называются слова, сравнивающие людей с животными.
КАРТОЧКА №3.
1. Трусливый, как …(заяц)
2. Голодный, как …(волк)
3. Преданный, как …(собака)
4. Хитрый, как... (лиса);
5. Вольный, как... (птица);
КАРТОЧКА №4.
6. Мудрый, как ... (ворон);
7. Верный, как... (лебедь);
8. Косолапый, как... (медведь);
9. Быстрый, как ... (олень, лань);
10. Тихий, как..(мышь)
Ведущий 1. Мы снова обращаемся к поэзии Л. Лапцуя. Я хочу прочитать отрывок из стихотворения «Язык ненцев».
Язык наш суров и не пышен,
И нет в нем прекраснее слов,
Чем эти, что с детства мы слышим:
ПАСТУХ, РЫБОЛОВ, ЗВЕРОЛОВ.
Три слова – рассказ о народе,
Что выжил в суровом краю,
Три слова скажу лишь, а вроде
Как целую песню спою.
Язык наш веками отточен,
Язык наш без промаха точен!
7-я эстафета «Быстрый олень» Представим себе, что мы быстроногие олени и устроим соревнование. Первый участник одевает “оленьи рога”, бежит к финишу, возвращается, отдает “рога” следующему игроку.
Ведущий 2.
А теперь пришло время поиграть в снежки.
8-ая эстафета «Игра в снежки» Площадка делится гимнастической скамейкой на две половинки. Каждая команда стоит на своей площадке. У каждого игрока в руках “снежный ком”. По команде игроки начинают кидать “снежки”, по команде – заканчивают. Надо стараться, чтобы на своей площадке находилось как можно меньше “снежков”.
Ведущий 1. Ах, какой у нас изъян,
В тундре зверь попал в капкан.
Как могло это случиться,
Надо бы освободиться?
9-ая эстафета «Капкан»
Участники проползают через “сугроб” (тоннель из стульев), добегают до обруча, берут на руки зверька и возвращаются назад.
Ведущий 2. Устали, наверно? Давайте устроим привал у озера. Тут даже есть место для рыбалки.
10-ая эстафета «Рыбалка»
На полу разбросаны цветные рыбки. С каждой команды идут по два «рыбака». Кто больше соберёт рыбок.
Ведущий 1. Когда природа оживает,
И солнце радостно сияет,
Лучами землю согревая?
(под тихое звучание музыки) Правильно, весной. В тундру приходит весна. Земля покрывается удивительно красивым пестрым ковром. Цветет клюква, брусника, черника, голубика, морошка и даже ягель. И, конечно, расцветает ромашка.
11 конкурс «Собери ромашку.
Дети выкладывают на полу из лепестков ромашку.
Ведущий 2. Наш праздник к концу подходит,
Жюри наши итоги подводит.
Вспомним правила честной игры:
Выиграл – не задавайся!
Проиграл – не обижайся.
Итог. Награждение.
ЛИТЕРАТУРА:
- Аверьянова К.Н. Рабочая тетрадь (факультативный курс «Оленеводство Ямала») 7-9 кл.- СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2004.
- Культура народов Ямала (Борко Т.И., Галкин В.Т.) . Учебник 5-7 кл. Тюмень: Издательство Института проблем освоения Севера СО РАНЮ, 2002.
- Педсовет №11 2000.
- Ямальский калейдоскоп. Учебное пособие по литературному краеведению/ Автор-составитель А.Федорова. Тюмень: Издательство ИПОС СО РАН, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-развлекательный марафон по информатике (презентация)
Сценарий познавательно-развлекательного марафона по информатике + презентация к мероприятию...
Познавательно-развлекательный марафон по информатике, сценарий
Сценарий + презентация...
Познавательно-развлекательная игра "День земли"
познавательно-развлекательная игра...
Познавательно-развлекательный конкурс "Ку-ка-ре-ку"
Весёлая игра для учащихся 7 класса....
Познавательно-развлекательная игра "Путешествие со службой 01"
Целью данного мероприятие является пропаганда правил противопожарной безопасности в игровой форме. Игра расчитана на воспитанников начального звена....
Познавательно-развлекательное мероприятие по развитию речи "Осенний калейдоскоп"
Познавательно-развлекательное мероприятие по развитию речи «Осенний калейдоскоп», (4 «А» класс).Цель: расширить и обобщать знания учащихся об осенних изменениях в природе.Задачи: -познакоми...
Познавательно-развлекательная образовательная программа лагеря дневного пребывания «Летний творческий калейдоскоп» для детей 7-12 лет
Данная программа по своей направленности является комплексной, многопрофильной, т.е. включает и объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительной площ...