Литературный вечер «Подвиги ямальцев в годы Великой Отечественной войны»
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podvigi_yamaltsev.doc | 225.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Мыскаменская школа-интернат
ЯНАО Ямальский район с. Мыс Каменный
Литературный вечер
«Подвиги ямальцев в годы Великой Отечественной войны»
Воспитатель: Дякун Л.В.
п. Мыс Каменный
2017г.
Цель:
(2 слайд)
- Закрепить и углубить знания детей о том, какой вклад внесли ямальцы в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
- учить сохранять память о событиях и участниках Великой Отечественной войны;
- обучать анализу полученной информации;
- воспитывать чувства патриотизма, гражданственности, национальной гордости;
Форма мероприятия: литературный вечер
Оборудование:
- мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация «Подвиги ямальцевв годы Великой Отечественной войны».
Оформление: выставка книг, плакаты на тему Великой Отечественной войны.
Ход мероприятия.
1 ведущий. Начало лета 1941 года для жителей округа было обычным: в школах, средних учебных заведениях заканчивались выпускные экзамены, в национальном педагогическом училище должен был состояться четвёртый выпуск учителей. 22 июня голос Левитана объявил по радио о нападении фашистской Германии на Советский Союз (звучит голос Левитана).
2 ведущий. Вот так началась самая страшная, самая кровавая Великая Отечественная война. Переживания и боль жителей Крайнего Севера очень хорошо описывает ненецкий поэт Л. Лапцуй в своей поэме «Олени бегут на восход».
Был самый комариный месяц лета,
Когда беда расправила крыла,
Начавшись далеко-далёко где-то,
Война печально в каждый чум вошла.
Фронты, взрываясь, ждали помощь тыла,
Земля качалась в крике и огне,
И одиноко, и тревожно было
В притихшем чуме думать о войне.
1 ведущий. 23 июня в Салехарде на площади около Дома ненца собралось на митинг более четырёхсот человек. Каждый из выступающих и присутствующих готов был пойти на фронт. В военкомат потоком шли заявления, телеграммы, письма от жителей округа с просьбой направить их на войну. Первые проводы мобилизованных на фронт из Салехарда состоялись 13 июля 1941 года. Сторожилы-обдоряне хорошо помнят этот год. Прямо от военкомата по дощатой мостовой шли новобранцы на высокий холм речного вокзала, где их ждал внизу, на Полуе, пароход. Под музыку духового оркестра, под причитания оставшихся на берегу женщин и детей пароход отходил от пристани, медленно удаляясь, и лишь прощальный гудок ещё долго терзал сердце осиротевшего города. Очень хорошо отразила эту душевную боль людей Нина Швецова в своём стихотворении «В сорок первом».
Отплывала баржа от причала,
Увозя на фронт салехардских парней,
Только горькие слёзы бежали
По лицам провожающих матерей.
Скрежет танков, разрывы снарядов,
Звенящие пули над головой,
Насмерть стояли наши ребята,
Но не сдали позиции на передовой.
Отшумела война как нечистая сила,
Сколько жизней она унесла…
Но память о наших салехардских защитниках
Останется в сердце у нас навсегда!
2 ведущий. Наши земляки храбро сражались на полях войны. Ни болота, ни речки, ни дожди, ни 40-градусные морозы не были им преградами. (3 слайд) Они защищали Ленинград, (4 слайд) сражались с врагом на Курской дуге, (5 слайд) освобождали Белоруссию, (6 слайд) Европу, (7 слайд) штурмовали Берлин.
В редкие минуты отдыха солдат радовали письма и фотографии из дома. Фронтовые письма – главная реликвия четырёх военных лет. Их ждали, учили наизусть, над ними плакали от горя и радости. Они писались в блиндажах и землянках, при свете коптилок. В них всегда была надежда - вернуться живым, планы на будущее. А как ждали бойцы бесценных весточек из дома!
Здесь на войне мы рады каждой строчке
И каждой весточке из милых нам краёв.
Дошедших писем мятые листочки
Нам дороги особо в дни боёв.
Они хранят тепло родного дома,
Сопутствуя бойцу в его судьбе.
О, чувство зависти! Как нам оно знакомо,
Когда письмо приходит не тебе.
1 ведущий. (8 слайд). В газете Ямальского округа «Нярьяна Нгэрм» (в переводе с ненецкого «Красный Север») часто печатались письма и очерки.
(Дети показывают инсценировку)
Автор (читает). Старик курил трубку медленно, не торопясь, его глаза сияли, неописуемая радость на лице говорила о спокойствии. Вокруг пели птицы, тихий ветерок перекликался с журчанием ручейка. Красно-жёлтый шар солнца на небе согревал пробудившуюся тундру. Рядом на нарте в красивой ягушке, сидела девушка и громко читала старику письмо.
Девушка.
«Дорогой отец, у меня всё хорошо. Я часто вспоминаю, как мы с тобою рыбачили. Наша лодка ещё не прохудилась? Приеду, проконопачу. Так хочется быстрей вернуться домой с войны, посидеть с тобой у костра, поесть рыбы.
Как вы поживаете? Много ли рыбы наловили на зиму? В конце своего письма хочу пообещать достойно выполнять свой военный долг перед народом.
Передавай всем привет. Скоро домой.
Твой сын.
Автор. Старик выпрямился во весь рост, лицо его засияло ещё ярче. Он был счастлив и горд за сына.
2 ведущий. (9-10 слайды) В 40-е годы учениками первой школы города Салехарда была выпущена первая стенгазета на ненецком языке, в которой ребята сообщали новости тыла и с войны.
Несмотря на то, что линия фронта была далеко, боевые действия велись в Карском море. Фашисты бомбили караваны судов, которые доставляли помощь союзников. Война, к счастью, не дошла до Ямала на суше в виде сражений, взрывов, танковых атак.
1 ведущий. (11 слайд) Но непомерная ноша легла на плечи тех, кто остался здесь, не ушёл на фронт. Главной рабочей силой были мужчины, ещё не призванные на войну, старики женщины и дети. В Ямало-Ненецком округе не было предприятий оборонной промышленности, поэтому основной задачей населения стало обеспечение фронта продовольствием (рыбой, мясом), а также меховой одеждой, обувью.
Острый недостаток рабочей силы преодолевался вовлечением в производство переселенцев, женщин и детей.
Мы знаем, как никто на свете,
Войны отчаянье и мглу.
Всё больше женщины и дети
Тогда работали в тылу.
(Л.Лапцуй, отрывок из поэмы «Женщины Ямала»)
2 ведущий. Выполнение производственного задания было тогда законом. Особенно трудно давалась женщинам специальность плавичей – так называлась специальность добытчиков рыбы с помощью сетей. Плавали по 18 часов. Донимали комары, валила с ног усталость, мучил голод.
Хорошую рыбу брать себе не разрешалось, попадёшься – могли засудить. За перевыполнение плана, к положенным 400 граммов хлеба, давали ещё 200. Спали часто прямо в лодке.
Хватало работы и зимой. В 50-градусные морозы часами пробивали толщу льда, чтобы ловить рыбу, затем шли её солить. Весной конопатили суда, чинили рыболовные сети…И так до конца войны
Леонид Лапцуй писал о женщинах тех лет:
Ладони в ссадинах и трещинах,
К труду привычные давно,
А ношу на плечах у женщины
Измерить людям не дано.
(Л. Лапцуй, отрывок из поэмы «Женщины Ямала»)
1 ведущий. Матери, жёны, сёстры ушедших на фронт бойцов организовывали пошивочные мастерские, где бесплатно шили одежду и обувь для фронта. В армию было передано более 100 тысяч шкур, малиц, унтов, шапок и рукавиц.
Война изменила не только жизнь взрослых, но и детей. Непосильная работа каменной глыбой лежала на плечах детей, подростки составляли около одной трети всех рабочих, занятых ловлей. Они все четыре года своим трудом приближали победу.
2 ведущий. На Карельский и Северный фронта из тундр Ненецкого и частично Ямало-Ненецкого округов поставляли оленей, которые использовались для подвозки снарядов к местам боёв.
(Тихо звучит песня «Песня о ветеранах»)
На фронт ушли тысячи жителей Ямала, из которых не вернулись домой 2282: 1881 человек погиб, 173 пропали без вести, 228 умерли от ран.
Многие из них награждены орденами и медалями за боевые заслуги и проявленную храбрость. (12 слайд) В память о погибших земляках-ямальцах в годы Великой Отечественной войны в с. Яр-Сале установлен памятник, имена ушедших на фронт из Ямальского района занесены в «Книгу памяти Ямальского района»
1 ведущий. Имена ямальцев Героев Советского Союза Н.В Архангельского, А.М. Зверева, А.Е. Звягина, В.Н.Егорова, И.В. Королькова увековечены на стелах на площади Победы в городе Салехарде. Кроме пяти Героев Советского Союза-ямальцев, три героя (В.А Борисов, П.Я Панов, В.И. Давыдов) жили и работали на территории округа. Мы всегда будем помнить их имена. («Песня о ветеранах»)
У Вечного огня склоните головы, друзья!
И вспомните солдат-освободителей.
Их подвиги вовеки забывать нельзя.
Ведь это подвиги героев-победителей!
Мы будем чтить героев злой войны.
Любить Отчизну, хорошо трудиться
И делать всё, чтоб страшный ад войны
Не смог на свете больше повториться.
2 ведущий. Объявляется минута молчания (под звук метронома).
(13, 14 слайды) Ежегодно 9 мая в городах и посёлках Ямала проходит парад, посвящённый Дню Великой победы. Со слезами счастья на глазах и горести об ушедших, они приходят, чтобы встретиться с друзьями и почтить память о погибших.
Блестят на солнце ордена,
Звенят торжественно медали,
Гордится ими вся страна,
Они свободу отстояли.
Всё меньше остаётся их,
Седых защитников народа,
Что приближали счастья миг,
К победе шли четыре года.
Их украшает седина,
Сияют новые медали,
В долгу пред ними вся страна,
Тепла они не ощущали.
1 ведущий. Для ветеранов войны и тыла ведётся активное строительство жилья, сохранены компенсационные выплаты, действует механизм оказания адресной помощи (к немощным старикам приходят медицинские работники и представители социальных служб). Но это только малая часть нашего долга. Мы должны как можно больше внимания и тепла отдавать этим замечательным людям.
Итог
2 ведущий.
А сейчас мы проведём викторину о нашем крае.
- Когда началась Великая Отечественная война?
- Назовите дату первых проводов мобилизованных на фронт из г. Салехарда.
- Сколько ненцев было призвано на фронт Великой Отечественной войны?
- Какой вклад внесли труженики тыла Ямала в приближении победы?
- Для какой цели доставляли оленей на Карельский и Северный фронта?
- Назовите фамилии ямальцев, которые были удостоены звания героя Советского Союза.
1 ведущий. Слово для поздравления предоставляется гостям нашего литературного вечера…
Исполняется песня «День победы»
Литература.
- Журнал «Ямальский меридиан» №3 (41)/ 1999.
- Журнал «Ямальский меридиан» №5 (109)/ 2005.
- Красный север. В. Волошин, Н. Самсонова.
- Лапцуй Л.В. На струне времени: стихи и поэмы М.: Современник, 1975.
- Газета ПедСовет №3/2010.
- Ругин Р.П. Мелодии Полярного круга: стихи. Том 2. Екатеринбург: Ср.- Уральское Кн. Изд, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад об исследовательской деятельности учащейся 11а класса МОБУ Гимназия №2 с.Бураево Тазетдиновой Регины на тему: «Трудовой и ратный подвиг учителей в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945г.г.» Автор: Нугуманова Раушания Кадимовна Учитель истори
на тему: «Трудовой и ратный подвиг учителей в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945г.г.»...
Конспект занятия по теме: «Подвиги земляков в годы Великой Отечественной войны»
Воспитание патриотов Кубани на примерах исторических событий и персоналий, героев современной жизни края, через знакомство со страницами истории и выдающимися людьми Краснодарского края формиров...
«Их подвиг, жив, неповторим и вечен» Литературно – музыкальная композиция О подвигах Югорчан в годы Великой Отечественной войны
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы ...
Сценарий конкурса литературного чтения "Подвиг комсомольцев в годы Великой Отечественной войны"
......
А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. Обучение анализу лирического произведения.
Устный журнал.А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.Обучение анализу лирического произведения. Цели: 1) Учить анал...
Сценарий литературного вечера, посвящённого 70летию Победы в Великой Отечественной войне "Этих дней не смолкнет слава..."
Литературный вечер рассчитан на учащихся 5-11 классов. Основой мероприятия является знакомство с биографией и стихотворениями поэтов-фронтовиков Белгородской области....
Подвиги Рязанцев в годы Великой Отечественной войны
Материал доступен по ссылке: http://bit.do/podvigi...