Классный час "Семья и Отечество"
классный час (7 класс) на тему

Формирование представлений о жизненном идеале семьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_semya_i_otechestvo.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Единый классный час «Семья и Отечество в моей жизни»

Задачи: способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи; прививать любовь к родине, развивать мышление, речь, воображение; прививать понимание «Семья - ячейка общества, неотъемлемая часть нашей родины», «Школа-наш общий дом», «Класс-маленькая семья».

Оборудование. Компьютер, доска, листы бумаги, ручки, цветные карандаши, классная фотография, презентация.

Ход занятия:

Организационный момент.

Введение в ситуацию.

Ребята, сегодня мы будем говорить о семье… Такое привычное обыденное слово. Что же оно значит для нас?

Согласно «Толковому словарю» С. И. Ожегова семья – это «группа живущих вместе близких родственников».

Семья – это «объединение людей, сплоченных общими интересами».

Семья очень важна в жизни каждого человека. Семья - это самые близкие, родные люди, которых мы очень любим, которые дарят нам тепло и помогают в сложных ситуациях. Это и родной дом, уютный и безопасный. Семья - это твой маленький мир, в котором все понятное, привычное и дорогое.

Беседа «Что такое семья»?

- Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите. (Высказывания детей).

Семья – это великий дар. Когда-то Лев Николаевич Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя  дома». Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где

тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой.

Такое место – это ваш дом, ваша семья. Мы с вами будем говорить о тех, кто живет рядом с нами, с кем мы живем. Мы будем говорить о матери и отце.

Семья- это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни.

15 мая - Международный день семьи, учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1994 году.

Регион, в котором мы живем, издавна славиться большими крепкими семьями.

Особый уклад семьи и домоустройства на Кубани формировался в соответствии с традициями казачьей общины. Она же диктовала, строгие нравственные нормы и семейный уклад жизни. Семья была крепким тылом, залогом единства и сплочённости православных казаков на Кубани, которые способствовали созданию благосостояния и развития региона.

Семьи на Кубани были большие, что объяснялось распространением хуторского натурального хозяйства, с постоянной нуждой в рабочих руках и, в какой-то мере, со сложной обстановкой военного времени.

Главной обязанностью казака была военная служба, к которой он готовился с детства. Все это требовало много времени, поэтому в казачьих семьях большую роль играла женщина, которая вела домашнее хозяйство, заботилась о стариках, воспитывала младшее поколение.

Рождение 7-10 детей в казачьей семье было обычным явлением. Казаки любили детей и рады были рождению и мальчика, и девочки. Но мальчику радовались больше: помимо традиционного интереса к рождению сына, продолжателю рода, но и возможность прокормиться - на будущего казака, воина община выдавала наделы земли.

Дети рано приобщались к труду, с 5-7 лет они выполняли посильную работу. Преемственность поколений была в каждой семье обучали деды обучали внуков трудовым навыкам, выживанию в опасных условиях, стойкости и выносливости. Матери и бабушки обучали дочек и внучек умению любить и беречь семью, рачительному ведению хозяйства.

Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.

А дом заставленный добром, - еще не дом..

И даже люстра над столом, - еще не дом.

И на окне с живым цветом - еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста-

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом.

О каком же тепле идет речь?  (о тепле взаимоотношений, понимания)

Семью создают два человека, в будущем они становятся матерью и отцом.

Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого, - это любовь к своему дому.

-А как создать тепло нашего дома?

Перед вами листы бумаги. Обведите на нем свою ладонь и  вырежете её. В каждый пальчик необходимо вписать слова – характеристики вашей семьи.

(взаимопомощь, честность, любовь, дружба, доверие, уважение, верность)

Дети работают под музыку.

Как вы думаете, почему руки? (умелые руки, рука взаимопомощи, мамины руки, ласковые руки…)

Посмотрите на доску. На ней - круг. Эти ладошки я предлагаю вам расположить вокруг этого круга.

- Как вы думаете, почему именно вокруг круга мы будем располагать ваши

ладошки?

(Потому, что в семейном кругу проще вести открытый разговор, этовозможность быть вместе, вот так глаза в глаза, рука в руке, семейный круг является гарантией вашей защищенности.)

- Вот такой символ семьи получился у нас: семейный круг объединяет

взрослых и детей. Теперь вам необходимо выйти зачитать о своей семьей и прикрепить свою ладошку к кругу.

Выход учеников.

Посмотрите, получилось солнышко. Вот те качества, которые вы написали на пальчиках ладошек- это и есть душа вашей семьи, которая создаёт уют, тепло и радость дома.

Викторина «Вопросы о семье».

Ну, а сейчас мы немного поиграем, отвечая на вопросы о семье.

Вопросы:

  • Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры? (Выносить сор из избы.)
  • Назовите совсем неподходящий месяц для женитьбы. (Май, потом придётся всю жизнь маяться.)
  • В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать»? («Снежная Королева».Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)
  • В какой сказке К.И. Чуковского именины заканчиваются свадьбой? («Муха-Цокотуха».)
  • Геометрический символ брака – это… (Два кольца.)
  • Назовите самую семейную геометрическую фигуру. (Круг.Тесный семейный круг, в семейном кругу.)
  • Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это? (Моя сестра.)
  • Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? (Юра.)
  • Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника? (Мать-и-мачеха.)
  • В каком месяце отмечается Международный день семей? (в  мае)

В теме нашего классного часа есть слово «Отечество». А что же такое Отечество?

Отечество, отчизна — родная страна.

Ребята, семья-это маленькое Отечество. Так и ваши семьи оставили след в истории нашей страны, нашего Отечества. Ваши предки участвовали в Великой Отечественной войне, защищали свою Родину, ваши родители работают и приносят пользу стране. Надеюсь, что каждый из вас, когда станет взрослым, тоже внесет вклад в развитие  нашей страны.

 В семье очень важно сохранить теплоту отношений. Предлагаю вам послушать стихотворение и подумать, о какой теплоте в нем говорится?

Ученик:

Мне не хватает теплоты, -
Она сказала дочке. 
Дочь удивилась:
Мерзнешь ты
И в летние денечки?
Ты не поймешь, еще мала, -
Вздохнула мать устало. 
А дочь кричит:
Я поняла! -
И тащит одеяло.

О какой теплоте говориться в этих отрывках? (душевной)

Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов.

Одно из слагаемых  счастья – это взаимопонимание в семье и в целом мире, мир во всей Вселенной

Сначала, узнаем подробнее о ваших семьях.

«Давайте познакомимся». Я буду задавать вопросы, чтобы с вами познакомиться с вашими семьями, а честно отвечать на них.

1.Сколько лет вашей семье?

2. Назовите дату рождения вашей семьи.

3. Из скольких человек состоит ваша семья? Перечислите, пожалуйста.

4. Есть ли в вашей семье любимый праздник? Какой?

5. Какую телевизионную передачу вы любите смотреть всей семьей?

6. Есть ли такое блюдо, которое любят все члены вашей семьи? Кто его готовит?

7. Как вы проводите лето? Есть ли у вас любимое место отдыха?

8. Есть ли в вашей семье домашнее животное? Какое?

Вы хорошо отвечали  на вопросы, а теперь послушаем какие семейные традиции и обычаи есть в семье ваших одноклассников.

А сейчас посмотрим, кто самый быстрый и сообразительный. Как только вы узнаете, о чём речь, поднимаете руку.

«Объяснялки»

  1. Она любит детей, добренькая, покупает что-нибудь вкусненькое – что хочешь. Она заботливая, никогда не ругает. У неё есть любимый человек – дедушка. Кто это? (Бабушка)
  2. Она бывает большая и маленькая. Когда фотографируются, она тоже нужна. Она появляется, когда рассказывают анекдот или что-нибудь смешное, а потом исчезает. Что это? (Улыбка)
  3. Это бывает и не бывает. Когда мама покупает что-нибудь вкусненькое, то оно сразу появляется. Я начинаю прыгать, бегать и веселиться. Это бывает, когда танцуешь. Когда приходят гости, это появляется. Это бывает, когда не пускают гулять, когда уроки надо делать. Оно бывает веселое и грустное, хорошее и плохое. Что это? (Настроение.)
  4. Это дядя. Он сильный, он умеет готовить, может водить машину, мотоцикл. Он никого не боится, никогда не плачет. Он любит женщин, у него есть сын и дочь. Он выгуливает по утрам собаку. Он хороший, добрый, заботливый. Обещал маму всю жизнь на руках носить. (Муж)
  5. Он очень внимателен к женщинам. Если у неё неприятности, она ему все рассказывает, а он ей сочувствует, причем сильно. Он не должен быть жадным. Потанцевал, например, со своей дамой, дай другому с ней потанцевать! (Кавалер)
  6. Он очень-очень черный и грязный. Мой дедушка раньше вместе с ним работал. Я его видел, и он мне не понравился. Он сильно громко кричит и шипит. Он все время пыхтит, пыхтит…и гудит ещё. (Паровоз)

Кстати, интересный факт: статистики подсчитали, что мама, ухаживающая за двумя детьми и мужем, в течение года перемывает 13 тысяч тарелок, 8 тысяч чашек, 18 тысяч ложек и вилок. А общий вес посуды, переносимой из кухонного шкафа к столу и обратно, за год достигает 5 тонн.

Рефлексия
Учитель: Ребята, а наш класс можно назвать семьей?
Учетель: В какой-то степени можно.
Ребята, а ведь школа это тоже дом. Наш общий дом. А наш класс – семья. Дружная семья учителей, учеников и родителей. Мы должны друг к другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием. 

И в завершении нашего классного часа я  предлагаю Вам продолжить одну интересную сказку

Разноцветная семья

В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши - мама, папа, бабушка и дедушка - были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему еще предстояло стать цветным. Каждый день синяя мама учила его, как быть синим. Красный папа - как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины. Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета, а зелёная 6абушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел. Так проходил день за днем, и вот...

И от того какое окончание будет в Вашей сказке я пойму – удалась ли нам наша сегодняшняя встреча, смогли ли Вы из всего выше сказанного извлечь, каждый для себя, урок, и не будет ли для Вас проведённое здесь время потерянным.

Семья. Полная или неполная, обеспеченная или не очень, в отдельной квартире или нет —это все на втором плане. Главное — что она у вас есть. Цените и берегите её, потому что именно она нужна вам и вашим детям для душевного комфорта. Эта ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни, которая может, с одной стороны, защитить от отрицательных воздействий среды, а с другой — приспособить к жизни в обществе.

- Я в свою очередь хочу выразить вам благодарность за участие. Мне было приятно с вами общаться. Мне очень хочется вам пожелать, чтобы ваш дом был радостным и уютным. Всего вам доброго!






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час " Служба Отечеству в истории моей семьи"

Данный класный час можно приурочить к празднованию 23 февраля. Необходима подготовительная работа: собрать и отсканировать фотографии родственников , служащих в рядах Российской армии - отцов, дедушек...

Классный час Сыны Отечества: от Александра Невского до наших дней

Классный час относится к теме патриотического воспитания школьников. Он состоит из 4 блоков: Александр Невский, Александр Суворов, Александр Матросов, Александр Перов - связь времен...

классный час "Герои Отечества"

Разработка   классного  часа "Герои Отечества"...

Презентация для классного часа "Сыны Отечества".

Презентация составлена для классного часа "Сыны Отечества".Рассказы и стихи брались из разных источников. Презентация состоит из двух частей. В первой части презентации необходимо показать отрывок из ...

классный час «СЫНЫ ОТЕЧЕСТВА – ЗАЩИТНИКИ ЗЕМЛИ»

Чем дальше от нас исторические важные даты, тем больше мы должны напоминать подрастающему поколению о их значимости. Если они будут гордиться своей семьёй, страной, городом, если они знают какой...

Классный час "Сыны Отечества. Защитники Земли русской".

Цели: 1.  Расширять представления учащихся о Великой Отечественной                    войне....

Классный час "Герои Отечества"

«Герои Отечества», чье имя носят школы города Тулы.Всем нам хотелось бы жить в мире, совершенно свободном от войн и насилия. Об этой благословенной мечте, общей едва ли не для всего человечества, можн...