классный час «СЫНЫ ОТЕЧЕСТВА – ЗАЩИТНИКИ ЗЕМЛИ»
классный час (7 класс) по теме

Родионова Елена Витальевна

 

Чем дальше от нас исторические важные даты, тем больше мы должны напоминать подрастающему поколению о их значимости. Если они будут гордиться своей семьёй, страной, городом, если они знают какой ценой доставались нашим предкам победы, - они вырастут настоящими гражданами и будут беречь и преумножать традиции и ценности своего народа.

Классный воспитательный час «СЫНЫ ОТЕЧЕСТВА – ЗАЩИТНИКИ ЗЕМЛИ» нацелен на формирование у учащихся патриотизма и любви к Родине; воспитание уважения к старшему поколению, укрепление преемственности поколений, формирование духовно-нравственных, гражданских качеств личности, которые проявляются в гордости за свою страну, город, семью, в стремлении беречь и преумножать традиции, хранить память.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ СОШ № 28 Г. ЯРОСЛАВЛЯ

КОНСПЕКТ

КЛАССНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЧАСА «СЫНЫ ОТЕЧЕСТВА – ЗАЩИТНИКИ ЗЕМЛИ»

РАЗРАБОТАЛА:

УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ,

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ 7 КЛАССА

РОДИОНОВА Е. В.

ЯРОСЛАВЛЬ 2012г.

Цель воспитательного мероприятия

Воспитание у подростков чувства уважения и признательности к защитникам Отечества.

Задачи воспитательного мероприятия:

Воспитательные: формирование у учащихся патриотизма и любви к Родине; воспитание уважения к старшему поколению, укрепление преемственности поколений, формирование духовно-нравственных, гражданских качеств личности, которые проявляются в гордости за свою страну, город, семью, в стремлении беречь и преумножать традиции, хранить память.

Развивающие: развитие умения выступать перед аудиторией и слушать других.

Образовательные: создание презентации, работа с графическими файлами, поиск информации в различных источниках; знакомство с защитниками Отечества земли Ярославской.

Чем дальше от нас исторические важные даты, тем больше мы должны напоминать подрастающему поколению о их значимости. Если они будут гордиться своей семьёй, страной, городом, если они знают какой ценой доставались нашим предкам победы, - они вырастут настоящими гражданами и будут беречь и преумножать традиции и ценности своего народа.

Подготовительный этап

В ходе предварительной подготовки:

  1. проводится конкурс рисунков на тему «Каким я вижу защитника земли русской», лучшие работы оформляются выставкой «Защитники земли русской»;
  2. обучающимся предлагается написать мини-сочинение на тему «Защитник Отечества – кто он? Какой он?»;
  3. учащимся предлагается  осуществить поиск материалов о ярославцах, защищавших землю русскую в разные века, о своих прадедах, дедах, отцах и других родственниках, участвовавших в разных войнах.

Оформление доски: название классного часа, плакат «Родина мать зовет», изображение георгиевской ленты, крылатые выражения: «Герой никогда не умрёт - он вечно в народе живёт», «Где смелость, там и победа» и другие.

Оборудование: компьютер, колонки, экран, мультимедиа проектор.

Примерный ход мероприятия

  1. Учитель:

О, Русь моя! Бескрайняя Держава!

Снегов, лесов и золотых полей!

В веках не меркнет воинская слава

Твоих непобедимых сыновей,

Чья кровь кипит, как воды рек могучих,

Когда они путь заступают Злу –

С зари времен досталась эта участь

Великому народу моему.

Защитники Отечества…(пауза)

 У каждого народа есть свои заветные имена, которые никогда не забываются. Чем дальше - тем ярче и светлее становится в памяти потомков светлый образ народных героев. Они, как звёзды на небосклоне, освещают исторический путь нашего народа, являя собой образец жертвенного служения своему Отечеству.

  1. Вед1 Кто же такой защитник Отечества? Какой он?

Учащиеся зачитывают выдержки из своих сочинений. Проходит обсуждение.

Учитель: Ребята, что вы хотели проиллюстрировать на своих рисунках? Какие черты защитников стремились отразить? (Проходит обсуждение).

Рассмотрим отдельные этапы истории нашего Отечества.

  1. Вед2    X век. Княжение Владимира I (музыка: игра на гуслях). Слайд.

В этот период существовала практика привлечения опытных воинов в южные города-крепости для защиты от степников-кочевников. Так складывались легендарные образы русских героев-богатырей, которые ярко отразились в устном народном творчестве.

Вед1 Давайте вспомним, каких героев богатырей - защитников земли русской, вы знаете?

 (Ответы детей. Например: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич, Василий Буслаев, Никита Кожемяка, Микула Селянинович, Волк Всеславович, Святогор - Колыван и др.)

 А теперь попробуем  угадать, о каком богатыре идёт речь (к каждому вопросу слайд с изображением богатыря). Учащиеся дают свои ответы и после этого высвечивается на экране верный ответ.

Вед2

1. Я сижу на лавке недвижен,

Пуще всех на свете обижен.

Соседи мне прозвище кидают -

"Сиднем Илюхой" обзывают.    

                                             (Илья Муромец)

Вед1 

2. Откуда родом был богатырь Илья?

                                             (Из Мурома, из села Карачарова)

Вед2 

3. Каким был первый подвиг Ильи?

                                             (Схватка с Соловьём - разбойником)

Вед1 

4. Побратим Ильи Муромца, освободивший Забаву Путятишну, племянницу князя Владимира.

                                              (Добрыня Никитич)

Вед2

5. Богатырь, поповский сын. Одолел Тугарина Змеевича.

                                             (Алёша Попович)

Вед1

6. Богатырь, умевший превращаться в различных животных.

                                             (Волх Всеславович)

Вед2

7. Силач, легко выдернувший из земли соху, которую не смогла вытащить вся дружина Вольги Святославовича.

                                             (Микула Селянинович)

Вед1

8. А про какого богатыря отец его князю Владимиру говорил: "Есть у меня один сын меньшой дома… С самого детства никто его не бросил ещё оземь. Однажды я бранил его, а он мял кожу, так он рассердился на меня и разодрал кожу руками…"

                                             (Никита Кожемяка)

  1. Вед2   XIII век. 1240 год – война со шведами (музыка: Александр Невский «Русью вскормлен»). Слайд.

"Не в силе Бог, а в правде". Эти слова нашего земляка святого князя Александра, сказанные перед битвой на Неве, стали символом всех ратных подвигов нашего народа. После этой победы над шведами благоверный князь получил прозвище Невский.

Один из учащихся рассказывает о А. Невском.

Александр Невский - второй сын переяславского князя Ярослава Всеволодовича  родился в Переяславле-Залесском в мае 1221 года.

В четырёхлетнем возрасте Александр прошел обряд посвящения в воины.

В середине 30-х годов 13-го века отец стал брать Александра в военные походы. На глазах молодого княжича одерживались великие победы, громились враги Руси. Закаляясь в таких походах психически, Александр, несомненно, проникался патриотизмом и любовью к своей Родине.

Бесстрашный воин, искусный дипломат, прозорливый государственный деятель, смиренный инок - все эти дарования Господь соединил в личности князя Александра Невского. Как полководец он по праву может считаться великим, ибо не проиграл ни одного сражения, с малыми силами побеждая сильнейших, сочетая военный гений с личной отвагой.

"Солнце земли Русской…" - так называл князя его современник митрополит Кирилл. Таковым остался он в памяти народной от лет древних до наших дней.

Вы, конечно, слышали, что в телевизионном проекте "Имя России" всенародным голосованием назван князь Александр Невский.

  1. Вед1 XVII век. 1612 год – ополчение Минина и Пожарского (музыка: В.А.Моцарт «Тревожная»). Слайд.

Сообщение одного из учащихся: «В это время русское государство пришло в полное запустение и беспорядок. В Москве, в Кремле, сидели поляки. По всей стране бродили банды вооруженных людей — поляки, шведы, украинские казаки. Центральная власть фактически отсутствовала. На русском престоле непрерывно сменялись цари, многие земли — смоленские, северские, новгородские, псковские — оказались захваченными иноземцами.

В Нижнем Новгороде возникло народное движение, направленное на освобождение русской земли от интервентов. Возглавил его нижегородский земский староста, купец Козьма Минин. В городе начали собирать средства на создание нового ополчения.

Военной стороной движения руководил опытный воевода князь Дмитрий Пожарский.

В середине февраля 1612 г. передовой отряд ополчения направился в Ярославль.

В Ярославле предводители ополчения развернули огромную работу по сбору средств на нужды их войска.

 Ополчение пробыло в Ярославле четыре месяца. Ярославль временно превратился в столицу России.

Смута была испытанием Московского государства на жизнестойкость. Подточенное внутренними конфликтами, расшатанное натиском интервентов, оно чуть было не рухнуло, чуть было не распалось... Однако в этот критический момент русскому народу хватило сил и мудрости «собрать землю», вывести её из состояния всеобщей войны и хаоса, отстоять свою независимость и государственность. Несомненно, Минин и Пожарский это настоящие защитники Отечества.

  1. Вед2

А сколько крылатых выражений, мудрых высказываний, пословиц и поговорок, полных любви к своей родине осталось в истории. Часть из них вы видите сегодня. Для вас задание: установите соответствие между высказыванием и его автором, записанными на доске:

1. Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет - на том стояла и стоять будет русская земля.                                                                                            (Александр Невский)

2.  Тяжело в ученье - легко в бою                                                  (Александр Суворов)

3. Серебром и золотом не найду дружины, а с дружиною найду серебро и           золото…                                                                              (князь Владимир Святославович) 

4. Больше побеждает разум и искусство, нежели множество…                         (Пётр I) 

5. Из трёх способов действовать на подчинённых: наградами, страхом и примером - последний есть вернейший.                                                     (Павел Степанович Нахимов) 

  1. Вед1 Начало XIХ века (музыка: П. И. Чайковский. Увертюра «1812»). Слайд. Начало XIХ века ознаменовалось для Европы чередой непрекращающихся войн. Австрия, Пруссия и Россия пытались общими усилиями противостоять наполеоновской Франции. Наполеон разбил австрийцев и пруссаков, и Россия осталась один на один с опасным врагом. Отечественная война 1812 года стала испытанием для всего народа. Её события запечатлены в многочисленных памятниках и произведениях искусства, которые хранят народную память о мужестве и доблести защитников Отечества. Особое место среди них занимают люди, для которых смыслом всей жизни и профессией стал девиз: «Родину защищать!». Среди них семья Тучковых из Углического уезда на Ярославщине.

Один из учащихся рассказывает о Тучковых. Братья Тучковы: Николай, Павел и Александр прошли трудный путь вместе с русской армией от западной границы до Москвы и Бородино.

Генерал-лейтенант Николай Тучков, командир 3-го пехотного корпуса, в боях с французами принимал участие с первых дней войны. В решающий момент он во главе Павловского гренадерского полка возглавил контратаку, заставил противника отступить, но получил тяжелое ранение в грудь. Через три недели, уже в Ярославле, в 58 лет, он умер и был погребен в Толгском монастыре, где установлена мемориальная доска в его честь.

Младший брат его Александр Тучков участвовал в Бородинской битве в чине генерал-майора царской армии. У деревни Семёновское, где сражалась бригада Тучкова, ядра сыпались, деревья падали как скошенные, избы разрушались как театральные декорации, воздух выл непрерывно и земля дрожала. Французские пули и картечь вырывали целые шеренги. Увидев, что солдаты заколебались, Тучков, схватив знамя батальона, бросился вперёд, но тут же рухнул, сражённый картечью. Позднее на месте  гибели, на средства его жены, была построена церковь Спаса Нерукотворного, ставшая первым памятником героям сражения.

При отступлении от Смоленска один из братьев Павел Тучков был ранен саблей в голову, штыком в бок и взят в плен французами. Был представлен Наполеону, который восхищенный отвагой Павла, вернул ему шпагу. Находился в плену во Франции, освобождён весной 1814 года. Затем вернулся в действующую армию.

Материал о династии Тучковых, героически защищавших свою Отчизну, был опубликован в газете «Ветераны и молодежь» №11 за 2007 год и №11 за 2009 год.

Вед1 ХХ век (музыка: Карл Орф «Средневековый шедевр»). Слайд.

Человек не на голую землю приходит, и не пустыню после себя оставляет. Поэтому так дорога память.

Если свернуть пополам лист бумаги, останется линия сгиба. Означает ли это, что бумага обладает  памятью? Вероятнее да. Память есть у растений, камня, сохранившая отпечатки доисторических животных.

Человек обладает генеалогической памятью. Память это то, что связывает нас со своими корнями.

 Вед2 У каждого народа, как и у каждого человека, есть свое настоящее и свое прошлое. Быстро идет время. День сегодняшний завтра уже будет днем вчерашним и скоро останется позади, постепенно отодвигаясь все дальше и дальше.

Бесконечно далеко в прошлое уходит цепочка поколений. В памяти поколений живут разные семейные истории. Мы чтим память о наших родичах, бережем оставшиеся после них вещи: альбомы со старыми фотографиями, письма, ордена, медали, книги.

Вед1Фотографии – это опознавательные знаки, по ним легче пробираться в минувшие годы, повести за собой наших детей и внуков. Семейный альбом - это реальная машина времени. (Песня «Семейный альбом» Э.Пьеха, музыка Тухманова, слова Галича).

Давайте вместе заглянем в семейные альбомы с позволения тех наших ребят, которые бережно хранят память о своих родных, которые также и Защитники нашей Родины.

1941-1945г.г. - Великая Отечественная война (музыка: народная «Вставай, страна огромная»). Слайд.

Учащимся предлагается рассказать о своих прадедах, дедах, отцах и других родственниках, защищавших свою Родину  в разное время. Они демонстрируют старые военные фотографии, показывают медали, которые с трепетом хранятся в семейных архивах.

Вед2 Храните семейные альбомы, слуг верных памяти своей!

Благодаря им в вашем доме –

Тревожный отблеск прошлых дней.

Вед1 Со снимков блёклых, пожелтевших

Глядят на нас с тобой в упор

Глаза родных, давно умерших,

Но не забытых до сих пор.

(В это время на компьютере старые фотографии)

Вед2

Люди! Покуда сердца стучатся, - помните!

Вед1

 Какой ценой завоёвано счастье, - пожалуйста, помните!

Вед2  

Песню свою отправляя в полёт, - помните!

Вед1

О тех, кто уже никогда не споёт, - помните!

Вед2

Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!

Вед1

Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

Вед2

Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..

Вед1

Но о тех, кто уже не придет никогда,- заклинаю вас,- помните!

Учитель: Есть такая легенда: после смерти души умерших оказываются на особой планете. Каждому дают зажженную свечу, и пока на земле помнят и вспоминают умершего, пламя не задуть никаким ветром. Но как только люди забывают его, свеча гаснет сама, а душа умирает.

Вспомним всех поименно,

горем вспомним своим...

Это нужно  не мертвым!

Это надо - живым!

Каждый учащийся говорит слова «В память о моем …(прадедушке, дяде,…) героически сражавшемся в годы Великой Отечественной войны (ФИО)» и зажигает свечу. Каждый участник может назвать имя своего родственника или известного защитника Отечества и зажечь свечу в память.

Заканчивается мероприятие минутой молчания. Слайд.

Весь классный час сопровождается презентацией и музыкой (прилагаются).

Источники

  1. http://serialnatv.moy.su/load/prazdniki/23_fevralja/klassnyj_chas_na_23_fevralja_quot_syny_otechestva_zashhitniki_zemli_russkoj_quot/5-1-0-4809
  2. http://festival.1september.ru/articles/594652/Марданова И.Е.; Пимкина О. А.
  3. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%82%D1%8B%D1%80%D0%B8+%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5&rpt=image
  4. Газета «Ветераны и молодежь» №11, 2007 год;  №11, 2009 год


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 6 классе : « Сыны Отечества. Защитники земли русской».

Этот классный час был проведен в 6 классе. Он посвящен маршалу Г.К.Жукову. Интересен подготовительной исследовательской работой....

Классный час "Сыны Отечества. Защитники Земли русской".

Цели: 1.  Расширять представления учащихся о Великой Отечественной                    войне....

Сыны Отечества-защитники земли русской

У каждого народа есть свои заветные имена, которые никогда не забываются. Чем дальше - тем ярче и светлее становится в памяти потомков светлый образ народных героев....

Классный час на 23 февраля "Сыны Отечества - защитники земли русской" для учащихся 5-6 классов

Классный час предназначен  для учащихся 5-6 классов. с  целью расширить исторические знания детей по краеведению...

Классный час «Сыны Отечества - защитники земли русской»

Цели:Развивающая:·        развитие чувства патриотизма;·        формирование личностных качеств, патриотических чувс...

Классный час на тему "Сыны Отечества –защитники земли русской"

Классный час на тему "Сыны Отечества –защитники земли русской"...

Классный час "СЫНЫ ОТЕЧЕСТВА. ЗАЩИТНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ"

Вспомним славных защитников земли русской, с которыми нас связывает невидимая, неразрывная нить духовного родства и которым обязаны мы самим своим существованием - Дмитрий Донской, Александр Невский, ...