"Революция 1917 года"
материал (9 класс) на тему

Портненко Елена Владимировна

Мероприятие, посвященное 100-летию Октябрьской революции, предназначено для учащихся 9-11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_oktyabrskaya_revolyutsiya_-_kopiya.docx32.44 КБ

Предварительный просмотр:

 «Революции в России 1917 года»

ЗВУК №1  

Ведущий 2. 20 век ознаменовался в России тремя революциями: в 1905 году и двумя в 1917 году, столетие которых мы отмечаем сегодня,  в 2017 году.

Ведущий  1. Роковая страна, ледяная,

                 Проклятая железной судьбой –

                 Мать Россия, о Родина злая,

                 Кто же так подшутил над тобой?

Ведущий 2. Эти строки из стихотворения «Родина» поэта Андрея Белого передают переживания всех людей России  в начале 20 века.

        

ВИДЕО №2 до 44 секунды

Ведущий 1. Сегодня мы собрались в нашей гостиной, чтобы еще раз обратиться к истории этих событий далекого прошлого.

Валерий Брюсов
«Революция» (читает….)

Что такое революция? - Буря,
Ураган, вырывающий с корнем
Столетние кедры,
Освежающий недра
Воздухом горним, -
Оживляющий все ураган,
Крушащая многое буря!
Бог. Саваоф,
Что, брови нахмуря,
Просторы лесов
Для новых семян,
Для посевов грядущих
Расчищает дыханием уст всемогущих!
Революция - буря. Она
Над океаном
Летит ураганом,
Разметая воды до дна,
И горе
Судам,
Застигнутым в море!
Там
Огромный дреднот и ничтожная шлюпка
Одинаково хрупки,
Там
Для тысяч раскрыты могилы,
Там никто
Не предвидит судьбы: все - слепые!
Что
Наши ничтожные силы
Пред волей стихии!
Революция - буря...

Ведущий 1. До сих пор не утихают споры о значении и роли Великой Октябрьской социалистической революции, произошедшей в России осенью 1917 года. Кто-то считает, что революция стала настоящей трагедией для России. Другие, напротив, утверждают, что революция была для нашей страны подлинным рывком вперёд.

Ведущий 2: Действительно, когда мы говорим о революции, то представляется что-то невероятное и молниеносное.

Ведущий 1: Одним из символов вооруженного восстания явился крейсер «Аврора», из  орудия которого был произведен один холостой выстрел, оказавший психологическое воздействие на защитников Зимнего дворца. По версии ряда советских источников, он послужил сигналом для начала штурма Зимнего дворца.

 (ПЕСНЯ «Крейсер «Аврора»)

Ведущий 1: Главное слово, которое характеризует революцию – перемены. И эти перемены революции 1917 г. касались всего: политической системы, социального устройства, быта, и, конечно же, искусства.

Ведущий 2:  Не все поэты принимали революцию и те коренные преобразования, которые она влекла за собой. Так, многие из них эмигрировали, но продолжили свою литературную деятельность. Среди них: Зинаида Гиппиус, Владимир Набоков, Игорь Северянин, Марина Цветаева, Саша Черный и многие другие.

Ведущий 1: В своих произведениях они, конечно же, затрагивали тему революции, но не воспевали ее и не показывали свое негативное отношение к ней. Стихотворения периода эмиграции пронизаны тоской по родине и по той России, которой уже не будет никогда. Марина Цветаева пишет:

Покамест день не встал

С его стpастями стравленными,

Из сырости и шпал

Россию восстанавливаю.

Из сырости - и свай,

Из сырости - и сеpости.

Пока мест день не встал

И не вмешался стpелочник.

Из сыpости - и стай...

Еще вестями шалыми

Лжет вороная сталь -

Еще Москва за шпалами!…

Ведущий 2. Октябрьскую революцию Марина Цветаева не приняла. Казалось бы, именно она со всей своей бунтарской натурой своего человеческого и поэтического характера могла обрести в революции источник творческого вдохновения. Она должна была, по меньшей мере, ощутить ее как могучую и безграничную стихию.

                                      Из строгого, стройного храма
                                     Ты вышла на визг площадей…
                                      - Свобода! - Прекрасная Дама
                                      Маркизов и русских князей.

                                      Свершается страшная спевка, -
                                     Обедня еще впереди!
                                    - Свобода! - Гулящая девка
                                      На шалой солдатской груди!

Ведущий 1. Конец 19 – начало 20 века в России – это период мощного кризиса, охватившего чуть ли не все стороны русской жизни. Революция, перевернувшая весь уклад жизни, отразилась и на творчестве Сергея Есенина. В автобиографии поэт написал: «Революцию я принял, но с крестьянским уклоном»

Воспоминание (Теперь октябрь не тот...)"

Теперь октябрь не тот,

Не тот октябрь теперь.

В стране, где свищет непогода,

Ревел и выл

Октябрь, как зверь,

Октябрь семнадцатого года.

Я помню жуткий

Снежный день.

Его я видел мутным взглядом.

Железная витала тень

«Над омраченным Петроградом».

Уже все чуяли грозу,

Уже все знали что-то,

Знали,

Что не напрасно, знать, везут

Солдаты черепах из стали.

Рассыпались...

Уселись в ряд...

У публики дрожат поджилки...

И кто-то вдруг сорвал плакат

Со стен трусливой учредилки.

И началось...

Метнулись взоры,

Войной гражданскою горя,

И дымом пламенной «Авроры»

Взошла железная заря.

Свершилась участь роковая,

И над страной под вопли «матов»

Взметнулась надпись огневая:

»Совет Рабочих Депутатов».

Ведущий 1. 1917 год с его двумя революциями – Февральской и Октябрьской – на многие десятилетия определил путь, по которому будет развиваться отечественная история.

ВИДЕО №3 Интернационал

 

Ведущий 2. Через произведения русской литературы можно услышать голоса ушедшей эпохи, стать участником споров, которые велись во всех слоях российского общества.

Ведущий 1. К  революционным событиям 1917 года отношение было неоднозначное.  А вот как к ним отнесся поэт Александр Блок.

Александр Блок: Переворот 25 октября … встретил радостно, с новой верой в очистительную силу революции...  ходил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами и прислушивался к той "музыке революции", к тому шуму падения старого мира, который непрестанно  раздавался у меня в ушах.  

Ведущий 1. Маяковский тоже восторженно отнесся к революции, и это отношение  красной нитью проходит через все творчество поэта. Однако автор прекрасно осознает, что смена власти – это серьезное общественное потрясение, которое несет в себе не только свободу простому народу, но и новые трудности. «Ода революции» - знаковое в этом отношении стихотворение.

ОДА РЕВОЛЮЦИИ

                        Тебе,
освистанная,
осмеянная батареями,
тебе,
изъязвленная злословием штыков,
восторженно возношу
над руганью реемой
оды торжественное
«О»!
О, звериная!
О, детская!
О, копеечная!
О, великая!
Каким названьем тебя еще звали?
Как обернешься еще, двуликая?
Стройной постройкой,
грудой развалин?
Машинисту,
пылью угля овеянному,
шахтеру, пробивающему толщи руд,
кадишь,
кадишь благоговейно,
славишь человечий труд.
А завтра
Блаженный
стропила соборовы
тщетно возносит, пощаду моля,—
твоих шестидюймовок тупорылые боровы
взрывают тысячелетия Кремля.
«Слава».
Хрипит в предсмертном рейсе.
Визг сирен придушенно тонок.
Ты шлешь моряков
на тонущий крейсер,
туда,
где забытый
мяукал котенок.
А после!
Пьяной толпой орала.
Ус залихватский закручен в форсе.
Прикладами гонишь седых адмиралов
вниз головой
с моста в Гельсингфорсе.
Вчерашние раны лижет и лижет,
и снова вижу вскрытые вены я.
Тебе обывательское
— о, будь ты проклята трижды!—
и мое,
поэтово
— о, четырежды славься, благословенная! —

Ведущий 2.  «Как обернешься еще, двуликая?», — интересуется поэт, и в этом вопросе нет праздного любопытства, так как за очень короткий период времени Маяковский увидел не только достижения новой власти, но и ее несостоятельность по некоторым вопросам. Автор теряется в догадках, что именно сулят его родине эти перемены.

Ведущий 1. Маяковский искренне убежден, что революция и поэзия нужны друг другу.

Ведущий 2. А вот писатель Иван Алексеевич Бунин резко отрицательно отнесся к Октябрьской революции.

Иван Бунин:

 Стой, солнце!

                Летят, блестят мелькающие спицы,

                Тоскую и дрожу,

                А все вперед с летящей колесницы,

                А все вперед гляжу.

                Что впереди? Обрыв, провал, пучина,

                Кровавый след зари?

                О, если б власть и властный крик Навина:

                «Стой, солнце! Стой, замри!»

Ведущий 1. Бунин до боли в сердце переживал трагедию русского народа. Свою ненависть к большевикам он выразил в дневнике «Окаянные дни», в котором пишет:

 «Есть два типа в народе. И в том и в другом есть страшная переменчивость настроений, обликов, «шаткость», как говорили в старину. Народ сам сказал про себя: «Из нас, как из дерева, - и дубина, и икона», - в зависимости от обстоятельств, от того, кто это дерево обрабатывает, Сергий Радонежский или Емельян Пугачев. Если бы я эту «икону», эту Русь не любил, не видал, из-за чего же бы я так сходил с ума все эти годы, из-за чего страдал так беспрерывно, так люто?»

Ведущий 2. Глубокой горечью пропитаны слова Зинаиды Гиппиус…

                            Смеются дьяволы и псы над рабьей схваткой,

                        Смеются пушки, разевая рты,

                        И скоро в старый хлев ты будешь загнан палкой,

                        Народ, не уважающий святынь.

Ведущий 1. 

Напрасно все: душа ослепла,

                        Мы червю преданы и тле,

                        Ей не  осталось  даже пепла

                        От русской правды на земле.

Ведущий 2. Революция 1917 года имела огромное влияние на творчество Михаила Афанасьевича Булгакова. Он, не принявший революцию, находился в напряженных отношениях с советской властью. Его произведения, пропитанные неприязнью к новой действительности, вызывали сильные опасения у высшего руководства страны, поэтому его пьесы, повести и рассказы практически постоянно запрещались.

Ведущий 1. Да и правда, разве можно было пропустить в печать повесть «Собачье сердце», в которой Булгаков устами профессора Преображенского говорит:

Михаил Булгаков:  «Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах».

Ведущий 1. «Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя».

Ведущий 2. Взгляд на революцию 1917 года очень неоднозначен.

ВИДЕО (Смысл: «Независимо от оценок и политических пристрастий, каждый человек, которому небезразлично будущее его страны, должен помнить о тех далёких событиях 1917 года»)

…. читает стихотворение Александра Блока «Россия»

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,-
Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет,-
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...

Ну что ж? Одной заботой боле -
Одной слезой река шумней
А ты все та же - лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..

Ведущая 1: И, несмотря на произошедшие изменения, и на то, как они отразились в современном мире, мы должны помнить о том, что мы живем в великой стране – России и именно от нас зависит ее благосостояние и процветание. Помните об историческом прошлом, уважайте традиции и любите страну, в которой вы живете.

Ведущий 2. Заключительное слово предоставляется ………………………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Революции 1917 года

Представлен материал из книги "История Отечества в схемах и таблицах". Работа со слайдами облегчит объяснение темы "От октября к февралю"...

Революция 1917 года

Схемы  об основных событиях революции 1017 года...

Итоговый тест по истории.Революция 1917 года в России

Тест разработан для учащихся 11 классов,материал подобран в соответствии с учебной программой...

Февральская революция 1917 года в России

урок с использованием компьютерного (мультимедиа) учебника  История Росии XX век...

Выступление по теме "К вопросу изучения материалов Февральской революции 1917 года в курсе школьной программы" на заседании РМО учителей истории к 100-летию Февральской революции

Выступление по теме "К вопросу изучения материалов Февральской революции 1917 года  в курсе школьной программы" на заседании РМО учителей истории к 100-летию Февральской революции....

Методическая разработка интеллектуально-познавательной игры, посвященной революции 1917 года в России "100 лет революции"

Познавательно-интеллектуальная игра проводится среди 5 команд учащихся 9-11 классов . Форма игры – видоизмененный вариант игры «За семью печатями"....