литературно-музыкальный вечер "Любовью дорожить умейте"
классный час (10, 11 класс) на тему
Данная разработка предназначена для старшеклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
внеклассное мероприятие | 56 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВЕЧЕР (для старшеклассников)
«Любовью дорожить умейте»
Цель: помочь учащимся через прозаические произведения, стихи, музыку понять, что такое любовь, какое это возвышенное чувство и как надо им дорожить.
- Звучит классическая музыка (можно «Вальс-фантазия» М.И.Глинки).
- Инсценировка третьей главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Ведущий читает 16 строфу («Тоска любви Татьяну гонит…»), далее на сцене Татьяна с няней, затем Татьяна пишет письмо Онегину.
- Слово учителя:
Любовь – самое поэтически-возвышенное, чистое и прекрасное чувство. Тема любви неисчерпаема в литературе и искусстве, ибо само это чувство вечно и нетленно, ново и неповторимо для каждого человека.
- Ведущий рассказывает о подвиге жен декабристов:
Молодые, знатные, богатые женщины отказались от светской жизни, роскоши и отправились в далекую суровую Сибирь, куда были сосланы их мужья-декабристы, они готовы были делить с ними изгнание, своей любовью поддержать в них мужество и волю к борьбе. Царь, разрешив им следовать за мужьями, предупреждал, что, уезжая, они лишаются дворянских прав, состояния и никогда не смогут в столицу. Женам декабристов пришлось преодолеть сопротивление родных, задержки и преграды в дороге, тяжесть зимнего пути, сибирский холод. Как же надо было любить и верить, чтобы вынести все эти испытания и до конца остаться горячо любящей женой и преданным другом!
- Слово учителя:
Переживания, вызванные чувством любви, отражены и в стихах поэтов 20 века. Многими поэтами воспета светлая юношеская любовь.
- Ученик читает стихотворение Р.Рождественского «Мальчишка»:
Он был грозою нашего района,
Мальчишка из соседнего двора,
И на него с опаской, но влюблено
Окрестная смотрела детвора.
Она к нему пристрастие имела,
Поскольку он командовал везде,
А плоский камень так бросал умело,
Что тот, как мячик, прыгал по воде.
В дождливую и ясную погоду
Он шел к пруду бесстрашный, как всегда,
И посторонним не было прохода,
Едва он появлялся у пруда.
В сопровожденье преданных матросов,
Коварный, как пиратский адмирал,
Мальчишек бил, девчат таскал за косы
И чистые тетрадки отбирал.
В густом саду устраивал засады,
Играя там с ребятами в войну,
И как-то раз увидел он из сада
Девчонку незнакомую одну.
Забор вкруг сада был довольно ветхий –
Любой мальчишка в дырки проходил, -
Но он, как кошка, прыгнул прямо с ветки
И девочке дорогу преградил.
Она пред ним в нарядном платье белом
Стояла на весеннем ветерке
С коричневым клеенчатым портфелем
И маленькой чернильницей в руке.
Сейчас мелькнут разбросанные книжки –
Не зря ж его боятся, как огня, -
И вдруг она сказала : - Там мальчишки…
Ты проводи, пожалуйста, меня…
И он, от изумления немея,
Совсем забыв, насколько страшен он,
Шагнул вперед и замер перед нею,
Ее наивной смелостью сражен.
А на заборе дряхлом, повисая,
Грозя сломать немедленно его,
Ватага адмиральская босая
Глядела на героя своего.
…Легли на землю солнечные пятна.
Ушел с девчонкой рядом командир.
А подчиненным было непонятно,
Что это он из детства уходил.
- Ученик читает стихотворение Р.Рождественского «Любовь»:
Любовь. Мы об этом читали в книжках.
Любовь. Мы об этом понять не могли.
Но постепенно мужали мальчишки
И вот до нее доросли.
А помнишь – мы с ней не хотели знаться,
И часто пути для не выбирая,
Ее мы считали лет до тринадцати
Чувством, которое все презирают.
Строгая кинжалы ножом перочинным,
Ровесниц вгоняя сраженьями в трепет,
Решали мы, что настоящий мужчина
Тот, который девчонок не терпит.
Смеясь, читали на стенах:
«Вова + Лида» равно любовь…»
А тут –
Не такая!
А тут –
Не похожая!
А тут – то близкая, то далекая,
Пришла и выволокла на улицу.
Первая (мне говорили: легкая),
Верная (мне говорили: забудется!),
Мне говорили: ни в коей мере
Любовь пошатнуть тебя не должна!
Мне говорили, а я не верил…
Мне говорили так,
а она опять будоражила и удивляла,
То криком крича,
то дразня,
то играя.
Смеяться и плакать она заставляла,
И не было ей ни конца
и ни края!
Она была в жестах,
в улыбках
и взглядах,
Она была в ссорах,
в словах откровенных,
Она была в каждом движенье
и в клятвах
Наивных,
смешных,
но действительно верных.
- Ученик исполняет на гитаре песню Ю.Визбора «Милая моя, солнышко лесное»
- Слово учителя:
Человек, который любит и хочет заслужить ответную любовь, живет богатой духовной жизнью. Любовь пробуждает в нем творческую энергию, он становится более требовательным к себе, стремится освободиться от своих недостатков, быть добрым. Любовь обостряет в человеке чувство ответственности за свои действия и поступки.. Любящий человек способен на величайшее самопожертвование ради счастья того, кого он любит. Вспомним стихи А.С.Пушкина.
- Ученик читает стихотворение А.С.Пушкина
Я вас любил, любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем.
Но пусть она вас больше не тревожит,
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим,
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
- Слово учителя:
Эти стихи звучат так, словно сказаны сегодня. В них выражено уважение к любимой женщине, ее чувствам. Эти строки – воплощение глубокой человечности, высшего благородства. Им созвучны строчки из стихотворения А.Ахматовой:
Улыбаюсь я, а сердце плачет в одинокие вечера.
Я люблю тебя. Это значит – я желаю тебе добра.
- Ученик читает стихотворение И.С.Никитина:
Как мне легко, как счастлив я в тот миг,
Когда, мой друг, речам твоим внимаю
И кроткую любовь в очах твоих,
Задумчивый, внимательно читаю!
Тогда молчит тоска в моей груди
И нет в уме холодной укоризны.
Не правда ли, мгновения любви
Есть лучшие мгновенья нашей жизни!
- Ученик читает стихотворение А.Фатьянова «О любви»:
Она пришла негаданно, незвано,
Разрушив все
И все построив вновь,
Преображая капли в океаны,
Всепобеждающая первая любовь.
Неясное все стало несомненным,
Стал шторм девятибалльный – ветерком,
Любое море стало по колено
И расстояние любое – пустяком.
Любимая!
Конечно, на планете
Никто такой вовеки не встречал!
На лбу веснушки – лучшие на свете!
Ну как это никто не замечал?!
Таких веселых , видных еле-еле,
Таких задорных, солнечных, родных!
И даже у мадонны Рафаэля –
Ведь это ж ясно! – не хватает их.
- Ученица читает стихотворение Б.Заходера:
Не бывает любви
Несчастной.
Может быть она
Горькой,
Трудной,
Безответной
И безрассудной,
Может быть –
Смертельно опасной,
Но несчастной
Любовь
Не бывает.
Даже если она
Убивает.
Тот, кто этого не усвоит,-
И счастливой любви не стоит.
- Слово учителя:
Любовь может быть всепобеждающей, преодолеть все преграды, испытания. Именно о такой любви рассказал К.Симонов в стихотворении «Жди меня».
- Ученик читает стихотворение «Жди меня»:
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Жди меня, и я вернусь.
Как никто другой.
- Слово учителя: Эти строки перекликаются с мыслью татарского поэта Муса Джалиля
Я был силен, покуда ты ждала –
Смерть не брала меня в бою:
Твоей любви волшебный талисман
Хранил в походах голову мою.
Любовь –
она бывает разной.
Бывает
отблеском на льду.
Бывает
болью неотвязной.
Бывает
яблоней в цвету.
Бывает
Вихрем и полетом.
Бывает
Цепью и тюрьмой…
Мы ей покоем
И работой,
И жизнью жертвуем самой!
Но есть еще любовь
Такая,
Что незаметно подойдет
И, поднимая, помогая,
Тебя сквозь годы поведет
И будет до последних дней
Душой и
Совесть твоей.
- Ученик:
10 июля 1870 года Алексей Константинович Толстой – поэт, романист, драматург- писал из Дрездена жене Софье Андреевне: «Вот я здесь опять, и мне тяжело на сердце, когда вижу опять эти улицы, эту гостиницу и эту комнату без тебя.Я только что приехал в 3 часа утра и не могу лечь, не сказав тебе то, что говорю тебе уже 20 лет, что я не могу жить без тебя, что ты мне единственное сокровище на земле, и я плачу над этим письмом, как плакал 20 лет тому назад…»
20 лет назад он увидел ее первый раз «средь шумного бала случайно…»
Эти строки, положенные потом на музыку П.И.Чайковским, посвящены первой встрече Алексея Константиновича с его будущей женой.
- Звучит романс «Средь шумного бала…»
- Слово учителя:
Какой бы ни была любовь, надо ценить ее как величайший подарок судьбы. Надо уметь любить, беречь любовь.
- Ученица читает стихотворение С.Щипачева:
Любовью дорожить умейте,
С годами – дорожить вдвойне:
Любовь – не вздохи на скамейке
И не прогулки при луне.
Все буде: слякоть и пороша,
Но вместе надо жизнь прожить.
Любовь с хорошей песней схожа, А песню нелегко сложить.
- Слово учителя:
Мне хочется закончить наш литературный вечер «Балладой о любви» Александра Кочеткова, которая была написана в 1932 году.
- Как больно, милая, как странно,
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,-
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастет на сердце рана,
Прольется чистыми слезами,
Не зарастет на сердце рана -
Прольется пламенной смолой.
- Пока жива, с тобой я буду -
Душа и кровь нераздвоимы,-
Пока жива, с тобой я буду -
Любовь и смерть всегда вдвоем.
Ты понесешь с собой повсюду -
Ты понесешь с собой, любимый,-
Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.
- Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?
- За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернемся оба - я и ты.
- Но если я безвестно кану -
Короткий свет луча дневного,-
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, в млечный дым?
- Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездомным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,
Когда состав на скользком склоне
Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал.
Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них,-
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкального вечера "Любовью дорожить умейте"
Сценарий литературно-музыкального вечера "Любовью дорожить умейте"...
Сценарий литературно-музыкального вечера "Любовью дорожить умейте"
Сценарий литературно-музыкального вечера "Любовью дорожить умейте"...
Литературно-музыкальный вечер «Любовью дорожить умейте!»
Углубить представление учащихся об интимной лирике поэтов разных эпох...
Литературно-музыкальная гостиная "Любовью дорожить умейте..." (сценарий)
Данное мероприятие - результат проектной работы класса - дает возможность познакомить учащихся с произведениями о любви, созданными на основе жизненных историй. К сценарию при...
Литературно-музыкальная композиция «Любовью дорожить умейте…»
За тысячелетия жизни на Земле на ней сложились так называемые вечные темы. Сменяются поколения, изменяются люди, их быт, но остаются вечными темы: жизнь, счастье, материнство, любовь… Трудно их ...
Литературно - музыкальная композиция "Любовью дорожить умейте..."
Данная литературно - музыкальная композиция расширяет знания и кругозор учащихся, обращаясь к ярким, неординарным образам, суждениям о любви в творчестве поэтов XIX - XX века. Развивает умение понимат...
Литературно – музыкальная гостиная «Любовью дорожить умейте»
Литературно-музыкальная гостиная "Любовью дорожить умейте"...