Воспитательский час «Не бывает прав без обязанностей»
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Климова Наталья Ивановна

Воспитательский час, группа учащихся 5 класса школы интерната для умственно отсталых детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klimova_5_klass_prava_i_objazannosti.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное образовательное бюджетное учреждение «Специальная (коррекционная) школа-интернат»

(ОГОБУ СКШИ с. Ленинское)  

Воспитательский час

«Не бывает прав без обязанностей»

                                                                                                                 Составитель:

                                                                                                 Воспитатель 5 класса

                                                                                                 Климова Н.И

21.12.2016г, с. Ленинское

Тема:

«Не бывает прав без обязанностей»

Цель:

Обобщение и закрепление имеющихся у учащихся   знаний о единстве прав и обязанностей.

Задачи:

- сформировать четкие представления о единстве и взаимозависимости прав и обязанностей;

-  учить детей уважительно относиться к чужим правам;

- учить взаимодействию в групповой деятельности, умению распределять обязанности в группе, представлять общий результат;

- воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам;

- развивать речь, внимательность, познавательную активность;             - закреплять навыки проектной деятельности.

Оборудование:

Презентация, карточки с заданиями, жетоны, оборудование для мини-проекта «Дом прав и обязанностей».

Форма проведения:

Занятие с элементами проектной деятельности.

Этапы

Ход занятия:

Презентация

Орг момент:

Цель: настроить детей на предстоящую работу, создание эмоционального комфорта.

Задача: воспитывать у детей доброжелательное отношение во время занятия.

Приветствие детей и гостей.

Начинаем наш воспитательский час,

Речь пойдёт здесь всё о нас.

Постарайтесь всё понять,

Что-то новое узнать.

Вступительная часть:

Цель: актуализация темы занятия.   

Задача:

1.Создать представления о предстоящей теме занятия;

2.Настроить на познавательную деятельность и активность

Давным - давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы:                                          · Что люди могут делать и чего не могут?                  · Что они обязаны делать и чего не обязаны?               · На что они имеют право и на что не имеют?    Этим вопросам и посвящается наше занятие «Не бывает прав без обязанностей».                                      

Сл № 1 тема  

Основная часть:               Цель: Обобщение и закрепление имеющихся у учащихся   знаний по защите прав и выполнению обязанностей.

Задачи:

1.Сформировать четкие представления понятия «право»;

2.Закрепить представления о международных и российских документах и законах, гарантирующих права людей, и, в частности, детей.

3.С помощью загадок и создания соревновательного момента повысить мотивацию на познавательную активность и взаимодействие с педагогом;

4. Проверить адекватность представлений об основных правах, умение правильно их дифференцировать.

Групповая работа:

Цель: закреплять навыки группового взаимодействия в соответствии с установкой на задание.

Задача:

1.Развивать коммуникативные навыки, умение размышлять, выслушивать друг друга, принимать единое решение;

2.формировать навыки группового взаимодействия по определенному алгоритму или заданию;

3. адекватно определять лидера, который наиболее результативно представит общие результаты.

Сегодня мы поговорим о ваших правах и обязанностях.                                                                                  А что такое права человека? Постарайтесь дать наиболее полное определение.                                       Права - это правила и нормы, по которым живут люди.

Их должен соблюдать каждый человек, эти правила регулируют отношения между людьми.
Права есть у всех людей, у богатых и бедных, взрослых и детей. И все они прописаны в документах:                                                                          - Конституция РФ                                                    - Конвенция о правах ребенка                                        - Закон РФ «Об основных правах и гарантиях ребенка в Российской Федерации».                                                                        - А вы знаете свои права? Давайте проверим, как вы знаете 
права детей.   Но прежде чем начнем работать, обратите внимание, что вы разделены по группам, и ваша задача в том, чтобы каждая группа тоже соблюдала свои правила. (Не выкрикивать, а поднимать руку; пока отвечает вторая группа слушать внимательно и не перебивать и т.д.)                                                           Я вам буду загадывать загадки, а вы будете их отгадывать. Поднимаете руку и получаете жетон. 
• Мама работала, папа трудился,

А в это время я в школе учился.

Все, кто устал от работы нелегкой

Имеют полное право на …(отдых)
 • Всех по-разному зовут:

Кот - Мурлыка, Пес - Барбос,

Даже нашу козочку

зовут красиво – Розочка.  

Настя, Вика и Данила –

Все имеют своё …(имя) 
• Чтобы вырасти успешным.

Надо много знать, уметь.

Чтобы вырасти большим.

Недостаточно питанья.

Мы использовать должны

Право на … (образование) 
•Если дети заболели.

Плохо чувствуют себя.

И у них бронхит, ангина,

 Пневмония, скарлатина,

Слышен детский крик и плач.

Вам поможет только… (врач)  
• Сказка учит нас, друзья.

Жить без домика нельзя.

Лисе, зайке, поросенку,

Даже глупому мышонку.

Ох, как нужно нам оно.

Это право на …(жильё) 
Но это еще не все права ….   назовите их.  

Задание по группам: Как называется сказка? Какое право было нарушено?                                                     1). Вспомните сказку. Там есть такие слова:                                                    В бочку с сыном посадили, засмолили, покатили. И пустили в Окиян… («Сказка о Царе Салтане» Статья 20 «Право на жизнь»                                                                                           2). Какая героиня помогла Буратино стать умным бесплатно, тем самым осуществляя его право на… ? Мальвина. «Золотой ключик, или приключения Буратино» Статья 43 «Право на образование»                                          3). Мачеха только и знала, что работы прибавляла. То горох с чечевицей смешает, то пшено в золу высыплет. И никогда она не думала о том, что нарушает права … на.. ?   «Золушка» Статья 37 п.5 «Право на Отдых»                                                                       4). Какое право нарушила хитрая особа, выгоняя косого из его избушки? Лиса «Заюшкина избушка» Статья.40. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Статья 25. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нём лиц.                                                                                
5). Какого права был лишён герой, напевая песенку: «Я…по амбару метён, по сусекам скребён, В печке печён, на окошке студён…»
  «Колобок» Статья 20. «Право на жизнь»                                                                          6). Каким правом воспользовались звери, где есть такие слова: «Приходи к нему волчица, и корова, и лисица…»?   «Айболит» Статья 41. «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь».       

Высказывания учащихся (контроль правильной устной речи)

Сл №2 права

Сл №3 книги

Сл. № 4 права детей

Правила работы в группе.

Карточки по группам

(контроль за соблюдением группового взаимодействия, занятости каждого)

Цель: формирование четких представлений о понятии «обязанности», взаимозависимости прав и обязанностей.

Но мы поговорим не только о правах, но и об обязанностях, так как прав без обязанностей не бывает.

Как вы думаете, что такое обязанности?

Обязанность - это требования к поведению, которые человек должен выполнять.  
У каждого человека есть право на жизнь, свободу, здоровье и др. Одновременно у каждого есть и обязанности.

Каждый человек должен быть честным по отношению к людям, всегда помогать им и никого не обижать. Даже самые маленькие дети имеют определённые обязанности. Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей.                                                                Задание по группам: Соотнести правила с обязанностями на карточках, воспитатель называет права, а дети называют обязанности.

Право на образование

- каждый обязан учиться

Уважение личного достоинства и защита своих прав

- уважать достоинства других людей и их права

На свободу выражения своих мыслей

-уважать и прислушиваться к мнению других

На заботу и уважение со стороны родителей

- заботиться и уважать своих и чужих родителей

На свои интересы и увлечения

- уважать других   за их увлечения

 Гордиться своей культурой и религией

- уважать культуру и религию других

Право на ошибку

- учиться избегать ошибок

 На чистую окружающую среду

- не загрязнять окружающую среду

Жить без насилия

- не применять насилия к другим.                Каждый ребенок обязан

- соблюдать Конституцию Российской Федерации;

- уважать права, честь и достоинство других лиц;

- уважать государственные символы страны;

- заботиться о сохранности исторического и культурного наследия;

- беречь памятники истории и культуры,

сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.

Сл № 5

Обязанность

Карточки с правами и обязанностями

Сл № 6 - 11

Физминутка

Цель:                                     снятие динамического напряжения.

Задачи: учить детей снимать напряжение и усталость с помощью физических упражнений.

Музыкальная физминутка.                                    Под музыку мы будем выполнять различные движения, но, отдыхая, вы должны будете внимательно слушать отрывок из песни. После физминутки вы ответите на такой вопрос: «На какое право указывает эта песня?». Каждый, кто правильно ответит, получит жетон и, таким образом, пополнит их количество для своей группы.                                                                                        

Музыка

 

Мини-проект             Цель: закрепление навыков проектной деятельности

Задачи:

1.развивать образное мышление;

2.закреплять умение действовать по заданному алгоритму;

3. выявить представления детей о правах и обязанностях, их единстве и взаимозависимости

4.формирования навыков защиты проекта.

Так как вы - школьники и сейчас мы с вами по группам выполним мини-проект.                                    1 группа – составляет права учащихся.                        2 группа – составляет обязанности учащихся. Составить обязанности школьника.              Из данных предложений выбрать только те, которые относятся к обязанностям школьника, и дополнить список другими обязанностями.                                                             -добросовестно учиться;                                                                                                             -беречь только свое имущество;                                                                                                  -придерживаться правил культурного поведения:                                                                                       -соблюдать школьный режим;                                                                                                      -беречь школьное имущество;                                                                                                          -беречь свое здоровье и здоровье окружающих;                                                                   -соблюдать правила поведения и ТБ;                                                                                         -соблюдать чистоту и порядок;                                                                                             -выполнять требования учителя, воспитателя и дежурного;                                                                                                 -слушаться только тех учителей, которые преподают в твоем классе;                                      -уважать права других;                                                                                                              -выполнять устав школы;                                                                                                               -каждый ученик обязан здороваться со старшими.

-ребёнок должен уважать труд взрослых. Это касается не только педагогов, но и сторожа, уборщицы и т. д.                                                      Создать памятку ваших прав.                 Выбрать утверждения, с которыми вы согласны и приклеить их на лист. Можно добавить список другими правами.                                                       Вы имеете право:

- иногда ставить себя на первое место;

-иногда просить о помощи и эмоциональной поддержке;                                                                  -получить качественное образование;                                                                           -пользоваться школьной библиотекой;                                                                                    -получать отметки по учебным предметам исключительно в зависимости от своих знаний и умений;                                                                                                         -после каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене;                                                               -у каждого ребёнка должно быть имя, фамилия, отчество;                                                                             -каникулы;

-иметь свое собственное мнение или убеждения;

-совершать ошибки, пока вы не найдете правильный путь;

-предоставлять людям право самим решать свои проблемы;

-говорить: «спасибо, нет», «извините, нет»;

-участие во внеклассных и классных мероприятиях;                                                                     -занятия в кружках.

Из составленных вами прав и обязанностей мы теперь можем, построим свой собственный дом. 1 группа зачитывает права и приклеивает на домик по очереди. У нас получился крепкий дом из наших прав. Чего не хватает у дома? (Крыши!) Какое слово надо поместить здесь? (обязанности.) и дети 2 группы по очереди приклеивают обязанности. К нашему дому мы построили крышу (обязанности).  Только зная свои права, не нарушая права других, выполняя свои обязанности, мы будем себя чувствовать защищенными, как в этом доме. Тогда на нашей планете будет всегда мир и согласие.

Сл № 12 Проектная работа                                                                                      

Карточки с правами и обязанностями школьников

Дом на доске

Где написаны (права, обязанности)

Подведение итога.

Цель: развитие способностей к самоанализу.                  Задачи:

1.Обобщить полученные на занятии знания;

2.Выявить уровень эмоциональной вовлеченности в занятие, отношения, учащихся к теме занятия;

3.Логично завершить занятие.

.

- Мы сегодня с вами поговорили о правах и вспомнили обязанности, что у детей, как и у взрослых, есть они.                                                   - Что такое права? (это правила и нормы, по которым живут люди).                                                                            - Что такое обязанности? (это требования к поведению, которые человек должен выполнять).                                                                   - Какой документ защищает ваши права? (Конституция РФ и Конвенция о правах ребёнка)                                                                              Подсчёт жетонов. Выявление и награждение победителей.                                               Скажите, понравилось вам наше сегодняшнее занятие? (дети отвечают)                                                     Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях, а также о том, что с определенного возраста несовершеннолетние несут ответственность за нарушение чьих - либо прав, за свое противоправное поведение.

Вручение грамот


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Прав без обязанностей не бывает"

Правовое воспитание учащихся...

Классный час "Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав"

Цели: Познакомить детей с представлением о правах и обязанностях, научить применять их в жизни. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.Представляю сцен...

Внеклассное мероприятие по праву. "Имею право, но обязан"

В каждом обществе есть свои права и обязанности,  которые все должны знать и помнить. Мероприятие "Имею право, но обязан" поможет ребенку запомнить основные права и не забывать про обязанно...

Воспитательский час " Права и обязанности ребенка"

Цели и задачи урока: на основе имеющихся у учащихся знаний расширить и конкретизировать их представления о правах и обязанностях ребёнка; формирование коммуникативной компетентности; культуры уч...

Классный час: «Права и обязанности несовершеннолетних, законы регулирующие права и обязанности»

Классный час: «Права и обязанности несовершеннолетних, законы регулирующие права и обязанности»...

Воспитательский час: «Без прав не бывает обязанностей, без обязанностей не бывает прав!»

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особых заботе ...