Самообразование воспитателя подготовительной группы «Ручеек» по теме: "Роль загадки в воспитании дошкольника"
материал на тему
Самообразование воспитателя
подготовительной группы «Ручеек»
по теме: "Роль загадки в воспитании дошкольника"
Тема: Роль загадки в воспитании дошкольника.
Цель: выяснить, какую роль играют загадки в воспитании дошкольника, объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.
Актуальность темы
Человек начал придумывать загадки в глубокой древности. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль. В настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга.
Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др.
Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки возможно формирование любви к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову. С помощью загадки можно приобщить детей к народному складу мышления, что послужит эффективным средством патриотического воспитания.
Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир. Также отгадывание загадок способствует развитию наблюдательности детей, закреплению знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. Отгадыванием загадок мы оттачиваем и дисциплинируем ум детей, приучаем их к четкой логике, к рассуждению, доказательству, обобщению, формируем умение самостоятельно делать выводы. Мы видим, как загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Загадка ставит перед ребенком вопросы: что? откуда? что из чего делается? что чему служит? Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.
РАЗДЕЛ | СРОКИ | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ | ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫХОДЫ |
Изучение методической литературы | Сентябрь-май | 1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М.: Учпедгиз, 1957. 2. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985. 3. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре. // Дошкольное воспитание.-1986 - №9. 4. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми. // Дошкольное воспитание – 1993 - №7
|
|
Работа с детьми | Сентябрь | Загадки об овощах и фруктах | Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку». |
Октябрь | Загадки о животных.
| Вечер развлечений «Загадки лесовичка». | |
Ноябрь | Загадки о растениях. | Выставка работ детского творчества. | |
Декабрь | Загадки об игрушках, сказочных героях | Конкурс загадок «В гостях у Угадайки». | |
Январь | Загадки о природе и природных явлениях. | Составление альбома загадок «Природа вокруг нас». | |
Февраль | Придумывание загадок детьми | Коллективное оформление книги «Загадки». | |
Март | Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку». | ||
Апрель-май | Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Отгадай загадку». Программное содержание: развивать ассоциативное мышление, любознательность, наблюдательность и воображение. Обратить внимание детей на художественно-выразительные средства загадок. Учить рассматривать иллюстрации к загадкам. Развивать самостоятельность и творчество в процессе изображения различных предметов и явлений окружающего мира.
| Выставка рисунков – работ воспитанников с изображением отгадок к народным загадкам. | |
Работа с родителями | Сентябрь | Консультация для родителей «Загадка и её роль в воспитании ребёнка». |
|
Октябрь |
| Папка - передвижка «Загадки из детства». | |
Февраль | Отгадывание загадок. | Семейный конкурс «Вечер загадок». | |
Апрель | Придумывание загадок детьми и их родителями | Конкурс на лучшую загадку, придуманную родителями совместно с детьми. | |
Май | Открытый просмотр родителями непосредственно образовательной деятельности. |
| |
Самореализация | Февраль | Выступление на семинаре «Влияние загадок на развитие и воспитание детей» |
|
Май | Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете. |
|
Предполагаемый результат: Повышение компетентности воспитателя, детей и родителей в области развития речи, логического мышления, воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_vospitatelya.docx | 20.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование воспитателя
подготовительной группы «Ручеек»
по теме: "Роль загадки в воспитании дошкольника"
Тема: Роль загадки в воспитании дошкольника.
Цель: выяснить, какую роль играют загадки в воспитании дошкольника, объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.
Актуальность темы
Человек начал придумывать загадки в глубокой древности. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль. В настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга.
Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др.
Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки возможно формирование любви к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову. С помощью загадки можно приобщить детей к народному складу мышления, что послужит эффективным средством патриотического воспитания.
Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир. Также отгадывание загадок способствует развитию наблюдательности детей, закреплению знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. Отгадыванием загадок мы оттачиваем и дисциплинируем ум детей, приучаем их к четкой логике, к рассуждению, доказательству, обобщению, формируем умение самостоятельно делать выводы. Мы видим, как загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Загадка ставит перед ребенком вопросы: что? откуда? что из чего делается? что чему служит? Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.
РАЗДЕЛ | СРОКИ | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ | ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫХОДЫ |
Изучение методической литературы | Сентябрь-май | 1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М.: Учпедгиз, 1957. 2. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985. 3. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре. // Дошкольное воспитание.-1986 - №9. 4. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми. // Дошкольное воспитание – 1993 - №7 | |
Работа с детьми | Сентябрь | Загадки об овощах и фруктах | Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку». |
Октябрь | Загадки о животных. | Вечер развлечений «Загадки лесовичка». | |
Ноябрь | Загадки о растениях. | Выставка работ детского творчества. | |
Декабрь | Загадки об игрушках, сказочных героях | Конкурс загадок «В гостях у Угадайки». | |
Январь | Загадки о природе и природных явлениях. | Составление альбома загадок «Природа вокруг нас». | |
Февраль | Придумывание загадок детьми | Коллективное оформление книги «Загадки». | |
Март | Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку». | ||
Апрель-май | Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Отгадай загадку». Программное содержание: развивать ассоциативное мышление, любознательность, наблюдательность и воображение. Обратить внимание детей на художественно-выразительные средства загадок. Учить рассматривать иллюстрации к загадкам. Развивать самостоятельность и творчество в процессе изображения различных предметов и явлений окружающего мира. | Выставка рисунков – работ воспитанников с изображением отгадок к народным загадкам. | |
Работа с родителями | Сентябрь | Консультация для родителей «Загадка и её роль в воспитании ребёнка». | |
Октябрь | Папка - передвижка «Загадки из детства». | ||
Февраль | Отгадывание загадок. | Семейный конкурс «Вечер загадок». | |
Апрель | Придумывание загадок детьми и их родителями | Конкурс на лучшую загадку, придуманную родителями совместно с детьми. | |
Май | Открытый просмотр родителями непосредственно образовательной деятельности. | ||
Самореализация | Февраль | Выступление на семинаре «Влияние загадок на развитие и воспитание детей» | |
Май | Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете. |
Предполагаемый результат: Повышение компетентности воспитателя, детей и родителей в области развития речи, логического мышления, воображения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация по теме: "Роль краеведения в процессе воспитания и образования школьников"
В презентации показана роль краеведческого материала в процессе образования и воспитания учащихся. Возможности использования краеведения на уроках истории, географии, в научно - исследовательской деят...
Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем подготовительной группы для детей с ТНР
Тетрадь по взаимодействию учителя-логопеда с воспитателем подготовительной группы для детей с ТНР...
Лекция на тему "Роль родителей в нравственном воспитании детей"
Уважаемые родители! Нам необходимо задуматься над вопросом: каким вы хотите видеть вашего ребенка через несколько лет, какую роль сыграет ваша семья в его становлении?Не раз и не два педаг...
Родительское собрание на тему «Роль родителей в трудовом воспитании подростка»
Качества личности, к воспитанию которых должны приложить усилия в семье - это честность, совестливость и порядочность; предприимчивость и деловитость, достоинство и личная ответственность; инициати...
Работа с родителями на год в подготовительной группе"Ручеек"
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ НА ГОД ГРУППА «РУЧЕЕК».СЕНТЯБРЬ...
Выступление на МО воспитателей и классных руководителей на тему: "Роль английского языка в жизни спортсменов"
В настоящее время изучение иностранных языков является важным аспектом жизни современного человека. Иностранный язык дает нам возможность познакомиться с культурой и традициями других стран, способств...
Рабочая программа воспитателя подготовительной группы
Рабочая программа для подготовительной группы детского сада общеразвивающего вида создана на основе примерной образовательной программы. Я хотела бы, чтобы мой материал помог другим воспитателям для р...