классный час патриотической направленности "Герои Отечества - наши земляки"
классный час (6, 7, 8 класс) на тему
Подойдет для педагогов Челябинской области, содержит информацию о героях России. По ссылке находится презентация к данной разработке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
http://chel-school78.lbihost.ru/vospitatelnaya-deyatelnost?id=90 | 49.06 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №78 Г.ЧЕЛЯБИНСКА»
Областного конкурс «Герои Отечества — наши земляки»,
посвященного Дню Героев Отечества»
Название методической разработки:
«Кто они, герои нашего времени?»
Номинация: «Методическая разработка мероприятия, посвященного Дню Героев Отечества».
Форма проведения: музейное занятие.
Автор работы:
Литвинова Евгения Сергеевна,
руководитель школьного музея «Память»,
учитель русского языка и литературы,
МАОУ «СОШ №78 г.Челябинска»
г.Челябинск, 2016г.
Пояснительная записка
Актуальность:
Школьный музей в наше время – это одна из форм дополнительного образования, развивающая сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Музей является центром военно-патриотического, гражданского, этнокультурного воспитания подрастающего поколения.
Поэтому считаю целесообразным проведение внеклассного мероприятия, посвященного памятной дате День Героев Отечества именно в стенах школьного музея, как источнике подлинных исторических документов о героизме русских людей.
Цель: создание условий для воспитания чувства патриотизма, гордости за свое Отечество и земляков.
Данная цель реализуется через решение задач:
- раскрыть образ героя на примере современной жизни;
- развивать умение отбирать качества характера, свойственные понятию «герой»;
- сформировать представление обучающихся о героях нашего времени, которые удостоены высочайшей награды – Золотой Звезды Героя России;
- показать роль самовоспитания в формировании нравственной стойкости, чувства долга и ответственности перед другим человеком, вызвать стремление воспитывать в себе волю, целеустремленность, нравственную красоту.
Аудитория: учащиеся 5-7 классов (11-14 лет).
Место проведения: школьный музей.
Методы проведения: устный, наглядный.
Условия проведения: данное музейное занятие проводится в соответствии со школьной программой по гражданско–патриотическому воспитанию и Планом школьного музея «Память» на 2016-2017 уч.г. По времени рассчитано на 60-80 минут (с учетом возрастных особенностей детей).
Оборудование: компьютер, мильтимедийная установка с колонками.
Оформление: презентация, карточки на каждого ребенка с заданием.
Музыкальное оформление: отрывки песен «Огромное небо» (стихи Р. И. Рождественского, музыка О.Б. Фельцмана), группы Земляне «Трава у дома» (стихи: Поперечный А. Музыка: Мигуля В.), песни «Герои» из фильма «Грозовые ворота» (автор: И.Бурляев), «Нежность» (музыка-Александра Пахмутова, слова - Сергей Гребенников и Николай Добронравов, поёт - Татьяна Доронина).
Видеоролик: Космонавт Михаил Корниенко (Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=CEyJmoGHSVE).
Сценарий:
Учитель: Добрый день, уважаемые гости. Сегодня двери музея раскрыты перед вами не просто так. Именно сегодня, 9 декабря, мы будем говорить о подвигах, о героизме обычных людей в период трудных испытаний. Ведь именно эта дата, начиная с 2007 года, является памятной.
Кто мне сможет подсказать, что же за праздник отмечается в этот день, кому он посвящен? (ответы детей).
Конечно, этот праздник посвящен россиянам, отмеченным почетным званием героев.
1 экскурсовод: День 9 декабря был выбран не случайно. До 1917 года он был посвящен чествованию заслуг георгиевских кавалеров. Орден был учрежден императрицей Екатериной II 26 ноября (9 декабря по новому стилю) 1769 [2, с.2] . (Слайд №2)
В настоящее время страна чествует Героев Советского Союза, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы, Героев Социалистического труда, Героев Российской Федерации. Статус высшей военной награды Российской Федерации был возвращен ордену Святого Георгия в 2000 году.
2 экскурсовод: Во все времена все народы защищали свою землю, поэтому и мы должны быть патриотами нашей Родины. В каждой стране есть свои герои. Наша Родина, Россия, - страна героическая. В тысячелетней ее истории военных лет в общей сложности было больше, чем годов мирных.
Учитель: Слово «герой» пришло к нам из Древней Греции, оно переводится как «защитник», «хранитель» и этимологически связано с именем богини Геры, покровительницы брака и обетов [2, с.3.] . (Слайд №3) Сегодня мы употребляем слово «герой» во множестве различных смыслов. Как вы думаете, что обозначает слово ГЕРОЙ в наше время? (Ученики высказывают предполагаемые варианты).
Понятие «герой» неразрывно связано с понятиями «подвиг», «долг», «честь», «патриотизм», человек, выделяющийся среди других своей храбростью, самоотверженностью и доблестью. Но кто он этот герой? Каких героев, ребята, вы можете назвать? (ответы детей).
1 экскурсовод: Чтобы ответить на этот вопрос, давайте выполним несколько задач.
1задача (Карточка: Герои труда, ликвидаторы последствий аварии на
Учитель, спасший своих учеников в Беслане, работники МЧС, пожарные, доноры, парашютисты, летчики-испытатели, подводники…)
Почему именно этих людей мы объединили в одну категорию? (ответы детей).
Конечно, они жертвуют собой во имя жизни и процветания других людей, во имя процветания своей Родины.
2 экскурсовод:
2 задача: Итак, какой же он настоящий герой? Какими чертами должен быть наделён? (подчеркнуть на карточке№2)
Назовите те черты характера, которые определяют героя.
Выберете 5 качеств, которые присущи настоящему герою (Принципиальность, честность, ложная жертвенность, самопожертвование, смелость, жалость, ответственность, доброта, сила воли, авторитетность, совестливость, безрассудство, страх, корысть, милосердие, храбрость, трусость, бескорыстие, мужество, хвастливость, агрессивность, стремление выделиться). (Слайд №4)
1 экскурсовод:
3 задание: В конверте вы найдете отдельные фразы, с помощью которых у вас получатся пословицы, воспевающие героя. (В карточке в виде паззлов находятся половинки, задача ребят объединить кусочки правильно). (Слайд №5)
- Героем упадёшь - поднимут, трусом упадёшь - раздавят.
- Красна девушка косами, а солдат орденами.
- Либо грудь в крестах, либо голова в кустах.
- Шаг вперёд - шаг к победе.
- Возможное сделает каждый, невозможное - только отважный.
- Умелого, смелого страх не возьмёт и враг не побьёт [1, с.5-6].
Прочитайте, какие у вас получились пословицы, воспевающие силу и мужество героя?
2 экскурсовод: Ну и вам осталось обсудить лишь пару вопросов:
Каков внешне должен быть герой?
Сколько лет должно быть человеку, который совершает подвиг?
Герои – это люди особой профессии? ( Мнения учащихся)
Учитель: Конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек. По мнению Р. Эмерсона, «герой не храбрее обычного человека, но сохраняет храбрость на пять минут дольше» [3, с.4.]. (Слайд №6)
А есть ли место подвигу в наше время? (ответы детей).
Есть, и этому доказательством является то, что более тысячи наших соотечественников награждены высшей наградой – Золотой Звездой Героя России. Среди них, ребята, 37 человек наши земляки-южноуральцы, которыми мы можем гордиться. Одни получили награду посмертно, защищая ценою своей жизни людей в «горячих точках»; другие до сих пор продолжают нести службу, защищая Отечество [5, с.2]. (Слайд №7)
1 экскурсовод: Из 37 южноуральцев, заслуживших высокого звания Героя Российской Федерации, трое получили его за подвиги, совершенные ими в годы Великой Отечественной войны (Балашов В.М., Еремеев П.В., Самойлин В.В.). 23 – на Северном Кавказе, 4 – в Южной Осетии (Богодухов В.И., Ржавитин И.В., Шпитонков Н.Н., Яковлев Ю.П.).
2 экскурсовод: 1 – в Сирии, 2 – за освоение космоса (Корниенко М.Б., Сураев М.В.). 4 – в повседневной жизни (летчики-испытатели – Шендрик В.Г., Шеффер Ю.П., аварийная посадка самолета – Новоселов Е.Г., накрыл собою гранату – Султангабиев С.Г.). Награждены посмертно – 18 [5, с.4].
Учитель: (Слайд №8)
Герои Отечества - звучно, весомо,
Надежно, ответственно, с детства знакомо!
Красивая, емкая, четкая фраза,
В ней - честь и достоинство, святость приказа!
В ней вера, любовь и солдатская совесть,
В ней мужество, смелость, судьба, словно повесть!
В ней доблесть, отвага и мир гуманизма,
Военная служба - Олимп героизма!
Рядом с нами живут обычные, ничем, казалось бы, не примечательные люди, которые в страшный час испытания, оказавшись перед выбором: спасать свою жизнь или жизни других людей, сумели пожертвовать собой.
Кто они, герои нашего времени? (Слайд №9)
1 экскурсовод: Евгений Юрьевич Эпов родился 4 октября 1988 года в селе Мильгидун Чернышевского района Читинской области. В 2006 году был призван на воинскую службу во Внутренние Войска МВД России и после завершения срочной остался по контракту в Челябинске. За годы службы успешно прошел квалификационные испытания и получил право ношения крапового берета. В 2012 году спецназовцы в Кизлярском районе Дагестана приняли бой с группой боевиков. 23-х летний Евгений Эпов, самый старший из бойцов 23-го отряда и единственный в той группе имевший краповый берет.
2 экскурсовод: Бандиты основательно замаскировались. Один из подчиненных Эпова находит люк и приподнимает его. Оттуда неожиданно летят гранаты, раздаются автоматные очереди. Обнаруженные бандиты вырываются из нор и группируются в одном месте за укрытием. С их стороны не прекращается бешеный огонь.
Эпов приказывает подчиненным рассредоточиться. Террористы идут на прорыв. С их стороны летят гранаты. Два спецназовца погибают, еще трое получают тяжелые осколочные ранения. Бандиты пытаются воспользоваться этим, они хотят вырваться из окружения через позиции раненых спецназовцев, добить их, а заодно завладеть их оружием. Сержант Эпов кинжальным огнем бьет по боевикам, не давая им возможности приблизиться к раненым товарищам.
1 экскурсовод: В этот момент со стороны прорывающихся летит ручная граната и падает рядом с ранеными спецназовцами, которые не могли укрыться от взрыва. Сержант Эпов крикнул “Граната!” и накрыл ее своим телом. В следующее мгновение раздался взрыв…
Подоспевшие на помощь спецназовцы полностью уничтожили бандгруппу. Только после боя стало понятно, что сержант Евгений Эпов ценой своей жизни обеспечил выполнение боевой задачи и спас от смерти товарищей.
За героизм, мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского долга, Указом Президента РФ 28 апреля 2012 года нашему земляку Евгению Эпову присвоено звание Героя России. Посмертно.
Капитан награжден орденом Мужества посмертно, он навечно зачислен в списки 23 отряда, а в воинской части и сегодня висит его портрет, перед которым всегда живые цветы.. [3, с.4].
Учитель:
Ошибка солдата… Упала граната…
Четыре секунды… Застыл…
Решенье комбата: живите, ребята!
И грудью гранату накрыл.
Герой? Несомненно! И орден - посмертно-
Присвоить майору должны!
Родителей горе бескрайне, безмерно!
За что погибают сыны?
За родину гибнут, за правду и веру,
Сегодня, когда нет войны!
Я кланяюсь низко бойцу - офицеру!
Комбату великой страны!
Музыкальная разбивка. Моцарт. (Слайд №10)
2 экскурсовод: Плечом к плечу с Евгением сражался другой наш земляк, который также получил звание Героя за бой в Дагестане. Артём Ви́кторович Кату́нькин (24 августа 1980, Катав-Ивановск) — прапорщик, военнослужащий отряда специального назначения «Оберег» внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, Герой Российской Федерации (2012).
В 2012 году Артём Катунькин был в Дагестане, в своей пятой по счёту командировке. В морозный январский день близ села Черняевка скрывалась банда боевиков. Когда их обнаружили, они попытались прорваться через бойцов «Оберега», забрасывая их ручными осколочными гранатами. Неожиданно Катунькин увидел, как трое его товарищей лежат тяжело раненные. Двое уже не двигались, среди них был Евгений Эпов. …
1 экскурсовод: Тогда хладнокровный Артём, быстро сориентировавшись, поспешил на передний край позиции своей группы. Замаскировавшись в местности, челябинец один за другим одиночными выстрелами стал поражать пытавшихся скрыться боевиков. Благодаря его грамотным действиям удалось эвакуировать раненных военнослужащих с линии огня, произвести перегруппировку личного состава и предотвратить прорыв бандитов. В результате дальнейшего боя группа боевиков была полностью уничтожена. Позже спецназовцы узнали, что столкнулись с элитным бандитским отрядом (интервью учащихся нашей школы с А.В.Катунькиным от 07.12.2015г. в ЧОЮБ).
(Звучит отрывок песни «Нежность» из кинофильма «Три тополя на Плющихе) (Слайд №11)
2 экскурсовод: Еще один Герой-южноуралец – Ибрагимов Тимур Франилович (1988-2009) – спасал жизнь другим неоднократно. Так в 2007 спас семью из восьми человек во время пожара.
Этот сельский паренек проходил службу в составе отряда специального назначения Сибирского регионального командования ВВ МВД России. 14 марта 2009 года в составе отряда «Кузбасс» прибыл в Дагестан для оказания помощи местным правоохранительным органам в борьбе с бандитскими группировками. Бой с бандитами длился двое суток, так как спецназу противостоял хорошо вооруженный и обученный противник.
1 экскурсовод: Спецназ теснил бандгруппу вверх по горному склону. Во время боя тяжелое ранение получил начальник разведки Василий Потапов, который, несмотря на ранение, продолжал сражаться. Рядом с ним прикрывал перемещение других бойцов группы рядовой Ибрагимов. Во время передышки он заметил, как Потапов получил второе ранение и уже не может вести бой. Рядовой Ибрагимов попытался вынести командира из-под огня, но в нескольких шагах от укрытия был сражен пулей снайпера. Был убит и майор Потапов.
2 экскурсовод: Спецоперация закончилась уничтожением группировки из двенадцати боевиков, включая главаря банды. Потери федеральных сил составили: 5 человек погибшими и 2 спецназовца ранеными. Указом Президента РФ от 7 июля 2009 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, рядовому Ибрагимову Т.Ф. присвоено звание Героя, а 30 сентября 2009 годы медаль «Золотая Звезда» была вручена его родителям [5, с.9]. (Слайд №12)
1 экскурсовод: Героем России Евгений Конопелькин стал, будучи командиром батальона отдельной бригады специального назначения Главного разведывательного управления Генерального штаба. Принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской республики в период первой чеченской войны 1994-1996 годов. Трижды выезжал в длительные командировки на войну.
Во время первой командировки в начале 1995 года во главе группы из нескольких бойцов остался прикрывать отход подразделения, попавшего в засаду боевиков. В бою получил тяжелое ранение, была раздроблена нога. Однако офицер продолжил вести бой. От значительной потери крови потерял сознание, был спасен подчиненными. В госпитале ему ампутировали стопу ноги. Благодаря силе воли и постоянным тренировкам добился возвращения в строй. Отказавшись от работы в штабе, принял под командование свое подразделение.
2 экскурсовод: Уже через два месяца после выписки из госпиталя Конопелькин выехал в Чечню во вторую командировку. Получив приказ прорвать кольцо окружения боевиков вокруг одной из частей российских войск, Евгений так расставил своих бойцов и умело организовал атаку, что внезапными и слаженными действиями разведчики нанесли значительный урон противнику, вызвали панику в его рядах и выполнили поставленную задачу без потерь [Электронный ресурс №3].
Учитель: Профессия военного не любит лишних слов. Но вот что могло стоять за такими короткими фразами - внезапными и слаженными действиями, разведчики нанесли значительный урон противнику, вызвали панику в его рядах и выполнили поставленную задачу без потерь – об этом, наверное, можно судить по фильмам, как «Честь имею» и «Грозовые ворота».
Звучит отрывок из песни «Герои» из фильма «Грозовые ворота»
Учитель: Но герои есть не только на войне, совершать подвиги приходится и в мирное время. Известны случаи, когда своей жизнью жертвовали врачи, спасатели, учителя, космонавты… Кто же они, наши герои-земляки? (Слайд №13)
1 экскурсовод: Новоселов Евгений Геннадьевич – командир экипажа ТУ-154. С середины 70-ых проживал в поселке санатория «Кисегач». Окончил школу в Чебаркуле. Затем окончил летное училище гражданской авиации, после которого был определен вторым пилотом на самолет АН-2. В 1994 году переучился на самолет ТУ-154 и переехал в Москву. К сентябрю 2010 году пилот 1-го класса Новоселов Е.Г. имел 8500 часов налета.
2 экскурсовод: 7 сентября самолет ТУ-154 выполнял полет по маршруту Мирный – Москва. В штатном режиме он занимает 10 часов, поэтому в экипаже был еще один командир, Ламанов А.А. Через 3 часа полета у лайнера отказали важнейшие системы: автопилот, навигация, а потом и радиосвязь. Вскоре погасли все основные приборы, вышли из строя насосы, подающие топливо.
1 экскурсовод: Работал единственный топливный датчик, у штурмана – компас, и двигатели работали нормально. Экипаж вручную произвел вынужденную посадку самолета на заброшенную взлетно-посадочную полосу, где такие большие самолеты вообще не эксплуатировались. Благодаря самоотверженной работе экипажа, грамотным действиям и мужеству пилотов были спасены жизни 72 пассажиров и 9 членов экипажа. Пассажиры обратились к Президенту РФ с просьбой наградить членов героического экипажа. И указом Президент от 8 октября 2010 года за мужество и героизм при исполнении служебного долга в экстремальных условиях Новоселову Евгению Геннадьевичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручение медали «Золотая Звезда» [6, с.4-5].
Звучит отрывок песни «Огромное небо» (стихи Р. И. Рождественского, музыка О.Б. Фельцмана).
2 экскурсовод: В г.Южноурльске с 1972 по 1977 год проживал известный космонавт Корниенко Михаил Борисович. Подробнее о нем мы узнаем из видеоролика. Внимание на экран. (Слайды №14-15)
Именно Михаил Корниенко и Скот Келли пробыли на орбите планеты 340 суток. Особенность данной миссии заключал еще и в том, что на борту станции уже имелось новое оборудование, исследующее физиологическое состояние космонавтов во время такого длительного пребывания в космосе.
Звучит отрывок песни группы Земляне «Трава у дома».
Учитель: Мы сегодня вспомнили лишь малую кроху тех, кто достоин благодарности и памяти современников и потомков. Все они прославили свои имена, фамилии.
- Как вы думаете, ребята, легко ли совершить подвиг?
На самом деле, ребята, очень сложно совершить подвиг. Ведь, совершая его, человек рискует самым дорогим - своей жизнью. И если человек оказывается в экстремальной ситуации, ему порой в считанные секунды приходится принимать решение, как поступить. Не стоит бездействовать в ожидании подвигов. Нужно просто жить и совершать поступки, достойные человека. Нужно думать не только о себе, но и о тех, кто с вами рядом. (Слайд №16)
И закончим мы наше музейное занятие словами Героя РФ Катунькина А.В.: «Патриотизм — это… любовь к Родине. Но просто слов "я люблю свою страну" недостаточно. Необходимо доказывать эти слова, как, впрочем, и любые другие — действиями, самопожертвованием. Любовь к матери, к жене, к детям, неравнодушие, неспособность пройти мимо несправедливости и ущемления чьих-то прав, мимо бабушки, которой нужна помощь — все это патриотизм к стране, в которой живешь. Учитесь, развивайтесь, каждый день преодолевайте себя – вот те принципы, которые помогут вам в жизни добиться высоких результатов» [Электронный ресурс №3].
Список литературы:
- Героизм русского народа в пословицах и поговорках. – Ленинград: ГОСЛИТИЗДАТ, 1943 г. – с. 5-7.
- Гордиенко Т. А. 9 декабря — День Героев Отечества [Текст] / Т. А. Гордиенко, М. А. Багаева // ПедСовет. — 2011. — N 9. — с. 2-6: ил.
- Евгений Эпов — Герой России [Текст]/ Н.А.Ткаченко// Ежедневная краевая общественно-политическая газета «Забайкальский рабочий» - 2016. - 29 авг.(№7). – с. 4.
- Коц А. Они первыми вошли в горящий Цхинвал. И остались живы [Текст] / Александр Коц, Дмитрий Стешин // Комсомольская правда. — 2009. — 7 авг. (N 116). — с. 18-19.
- Герои Российской Федерации. Челябинская область// Сборник составлен ЧРОО» Родина». — г.Челябинск: ООО «Уралполисервис», 2016г.
- Герои России «с нашего двора» [Текст]/ Семенова С.// Областная газета «Южноуральская панорама». –2011. - 10 февраля (№8). – с. 4-5.
Интернет-ссылки:
- Космонавт Корниенко Михаил Борисович [Электронный ресурс] // Гид в мире космоса. – Режим доступа: http://spacegid.com/kosmonavt-kornienko-mihail-borisovich.html / Соловьев Владимир от 09.06.2016.
- Евгений Конопелькин: герой России ходил в музыкальную школу и играл в футбол [Электронный ресурс]// Сетевое издание LentaChel. — Режим доступа: http://lentachel.ru/news/2015/09/15/evgeniy-konopelkin-geroy-rossii-hodil-v-muzykalnuyu-shkolu-i-igral-v-futbol.html/ Белковский Сергей от 115.09.2015г.
- Герой из «Оберега» Артем Катунькин стал гостем юношеской библиотеки [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства культуры Челябинской области. — Режим доступа: http://www.culture-chel.ru/Publications/News/Show?id=11799/ от 08 декабря 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Герои Отечества - наши земляки!
Презентация на тему "Герои Кунашакского района"Посвященного ко дню Героев Отечества, в номинации "Помним всех поименно"...
Защитники отечества-наши Земляки.
Презентация "Защитники отечества-наши Земляки."посвещена моим землякам выходцам из Алькеевского района Республики Татарстан. Материал можно использовать в классных часах,внеклассных мероприятиях....
"Герои Отечества - наши земляки!"
Материал к беседе "Дни воинской славы"...
Литературно-музыкальная композиция "Герои Отечества - наши земляки"
Мероприятие посвящено знаменательной дате Дню героев Отечества....
Сценарий "Герои Отечества -наши земляки"
Сценарий всречи трех поколений....
Методическая разработка к классному часу "Герои Отечества - наши земляки"
Классный час разработан с целью воспитание патриотизма и гражданственности учащихся 5-7 классов. Мероприятие повышает у детей интерес к изучению истории на ярком примере героизма нашего зем...