Сценарий внеклассного мероприятий «Наркотики: как от них уберечься?»
классный час на тему
Данная разработка напрвлена на первичную профилактику потребления ПАВ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_meropriyatiya.docx | 29.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КЕЗСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
Разработка занятия или методическая копилка с использованием ИКТ в урочной и внеурочной деятельности
Сценарий внеклассного мероприятий
«Наркотики: как от них уберечься?»
Составил: Бывальцева Светлана Эдуардовна
социальный педагог
Распространение наркомании в обществе, в частности среди молодежи, является в настоящее время проблемой чрезвычайно острой и актуальной. По данным социально-психологических исследований молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет живут в обществе, где в среднем каждый третий имеет опыт употребления наркотиков. Основной целью профилактической работы по борьбе с наркоманией является предоставление подросткам такой информации, которая явилась бы базисом для роста их психологической, социальной и гражданской зрелости при формировании отношения к химической зависимости как частному случаю личного неблагополучия, поскольку развитию наркомании всегда предшествует психологическая и социальная дезадаптация личности. Первичная профилактика прежде всего должна быть позитивной и направленной на умение противостоять давлению и находить без наркотиков то, что ищут в наркотиках.
Данное мероприятие может быть адресовано учащимся старших классов, педагогам, студентам педагогических вузов, училищ.
Введение.
Дети сегодня – самая уязвимая часть общества, открытая для всех опасностей и угроз. Подростковый возраст, возраст перемен и ломки характера. Трудный для окружающих, но более тяжелый для самого подростка. Переменчивое, с резкими колебаниями настроение и предельная ранимость делают его подчас совершенно не способным адекватно оценивать ситуацию и вести себя, сообразуясь с нею. Подростки становятся легкой добычей для развратных и преступных взрослых; «тусовки» по подвалам и уличная жизнь создают все условия для вовлечения его в асоциальное существование. Групповой конформизм подталкивает их попробовать действие наркотиков. Ощущение заброшенности и одиночества, собственной несостоятельности и неясности жизненных перспектив, утрата смысла жизни – все это подросток чувствует остро. К опиатам они прибегают, когда хотят снять эмоциональное напряжение, «забыться», избавиться от скуки повседневности.
Наркомания – это поверхностный симптом более глубоких проблем. Если игнорировать свободное развитие ребенка и насильственно ориентировать его внимание на цели, чуждые его природе, тогда неизбежно возникнут комплексы, конфликты, болезни, неврозы, а спустя некоторое время – наркомания и алкоголизм. Для предотвращения наркомании, токсикомании и алкоголизма необходимо привить детям и подросткам самостоятельность в поступках, формировать убеждение о вреде наркотических веществ, огромной опасности их употребления и закономерности жестокой расплаты за это, осуществлять текущий антинаркотический контроль.
Ведущее место в снижении числа наркотиков занимает профилактика наркотической зависимости. Главная отличительная черта профилактики наркотической зависимости – разъяснение подросткам не столько медицинских последствий употребления ПАВ, о которых подростки в общих чертах осведомлены, сколько последствий социальных. Дети должны четко осознавать, что отсутствие зависимости от табака, алкоголя и наркотиков в будущем поможет приобрести хороших друзей и занять лучшее положение в обществе. Чтобы разобраться в этом, иметь четкую жизненную позицию, им должны помочь взрослые, - родители и педагоги. Для того, чтобы стать преуспевающими в жизни, дети должны эффективно общаться, уметь действовать в коллективе и выбирать друзей, не имеющих зависимости от алкоголя и наркотиков, сформировать навыки активной жизненной позиции, в том числе и потребность самостоятельного принятия решений в различных жизненных ситуациях, а также готовность нести личную ответственность за принятое решение.
Цель данного мероприятия: воспитание успешного и эффективного молодого человека, обладающего психическим и нравственным здоровьем.
Задачи:
- - формирование ответственности за свое поведение;
- - представление информации о влиянии вредных привычек на человека;
- - помочь сделать вывод, что не употреблять наркотики – хорошо
- - объяснить причины и последствия применения наркотиков
- - научить сопротивляться давлению группы (не делай то, что не хочешь)
- -формирование у подростков позитивного будущего
Мероприятие включает: комплекс игровых и ролевых игр, показ видеофильма, слайдов, тестирование.
- Введение – игра-разминка знакомство в группе, сообщение темы мероприятия, условий, правило работы.
- Оценка уровня информированности участников, их личного опыта.
- Показ видеофильма «Жестокая правда -2»
- Обсуждение фильма
- Игра «Отказ»
- Игра «Сбей бутылку»
- Заключение. Показ слайдов «Простые правила здоровья»
Ожидаемые результаты: мотивированный отказ от наркотиков, не употреблять наркотики – это хорошо. Способ проверки – анонимное анкетирование по отношению к наркотикам через 3-4 месяца.
Перспективы дальнейшего развития – проведение ролевых игр, тренингов, круглых столов.
Данное мероприятие можно проводить среди учащихся старших классов, в оздоровительных лагерях, среди воспитанников детских домов, социальных приютов, в санатории, студентов ПУ.
Тематическое занятие для учащихся старших классов «Наркотики: как от них уберечься?»
Необходимое время: 90 минут
Возраст: 15-16 лет
Количество участников: 20-25 человек
Необходимые материалы: ватман, маркеры, ручки, портативный компьютер, веревка 7-10 метров, 8 губок для мытья посуды, 8 пластиковых бутылок по 0,5 литров, конфеты «Чупа-чупс»
Ход мероприятия
- Игра «Меня зовут…»
Цель: подготовить группу к предстоящей совместной работе и создать соответствующую обстановку и настрой.
Материалы: ватман и разноцветные маркеры.
Необходимое время: 5 минут.
Процедура: группа располагается кругом. Первый из участников пишет на ватмане свое имя и еще что-нибудь, связанное с именем. Например: «Меня зовут Максим, но друзья обычно зовут меня Максом».
Каждый последующий участник делает тоже самое. После того как последний участник напишет свое имя, ватман вывешивается на стену и остается там на протяжении всего занятия.
Преподаватель: Мы собрались здесь для того, чтобы обсудить проблему наркомании. Основное правило нашего мероприятия – создание атмосферы доверия и презумпция невиновности, т.е. если кто-то много говорит о наркотиках, то это не значит, что он употребляет их.
- Оценка уровня информированности участников, их личного опыта
Необходимое время: 2-3 мин
(Перед занятием необходимо раздать каждому из участников комплекты карточек зеленого, желтого и красного цветов. После каждого утверждения учащиеся должны проголосовать карточкой соответствующего цвета. Проводящий исследование отмечает, какие из утверждений являются наиболее спорными для данной аудитории и каков общий уровень знаний участников в данной области).
Преподаватель: Сейчас мы проведем небольшой тест.
Для этого вам раздали комплект карточек из трех цветов, каждый их которых означает:
- красная – полностью не согласен
- желтая – не уверен
- зеленая – полностью согласен
Итак, тестируем следующие утверждения:
- «Наркомания не вылечивается».
- «Наркотики начинают пробовать вследствие:
-любопытства,
-трудностей в семье,
- моды,
- отсутствия цели в жизни,
- личной драмы, непонимания последствий,
- болезни,
-скуки,
- «за компанию», под давлением и т.д.»
- «Пристрастие к наркотикам – признак слабой воли».
- «Подростки, употребляющие наркотики, всегда пытаются это скрыть».
- «Наркоман долгое время считает, что если захочет, то перестанет употреблять наркотики».
- «Анаша, гашиш, марихуана – это не наркотики».
- Можно всю жизнь употреблять наркотики и не стать наркоманом».
- «Наркотики спасают людей от житейских невзгод».
Вводное слово преподавателя:
Наркомания, токсикомания быстро и прочно подчиняют себе человека, изолируя его от окружающих, лишая нормальных, житейских радостей, разрушая его интеллект, парализуя волю и чувства. Наиболее беспощадны они к подросткам. Губительно отражается наркомания на здоровье потомства: дети, рождающиеся у наркоманов, часто имеют физические и психические дефекты. К сожалению, начинающие наркоманы, как правило, не верят, что по мере привыкания к роковому зелью, наркотик становится необходимым уже не для получения удовольствия, а для временного снятия тяжелых, мучительных симптомов, именуемых абстиненцией. Иными словами – «ломки».
Прежде чем попробовать первый в своей жизни наркотик, подумай: зачем тебе это нужно?
- Показ видеофильма «Жестокая правда -2» (15 минут)
(Приложение 1)
- Обсуждение фильма (10 минут)
Вопросы:
- Что вы чувствуете, посмотрев фильм?
- Как вы думаете, почему молодые люди начинают употреблять наркотики?
- Известны ли вам случаи излечения от наркозависимости?
- Как вы думаете, как нужно бороться с наркоманией?
Вывод: нужно помнить, что всегда, в любой ситуации есть выход. Вы не одиноки, есть люди, которые переживают за вас, всегда помогут в трудной ситуации. И прежде всего – это ваши родители. Есть единственный действительно эффективный способ не стать зависимым от наркотиков – это никогда, ни при каких обстоятельствах их не пробовать!
- Игра «Отказ» (20 минут)
Цель: дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения, аргументированного отказа в ситуации выбора.
Процедура: группа делится на 3 подгруппы. Каждой группе предлагается одна из ситуаций:
- одноклассник (сосед, лидер двора) просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома;
- одноклассник (сосед, лидер двора) просит оставить у тебя дома какие-то вещи;
- одноклассник (сосед, лидер двора) просит солгать его родителям, что какая-то его вещь лежит у тебя.
Задание подгруппам: в течение 7 минут придумать как можно больше аргументов для отказа в такой ситуации. После этого каждая подгруппа «проигрывает» свою ситуацию перед остальными участниками. Один участник играет роль «уговаривающего», другой – «отказывающегося».
Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации 3 стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный. Каждый стиль демонстрирует только один участник.
Далее следует обсуждение необходимости приобретения таких навыков, влияние тех или иных форм отказа на дальнейшие отношения. Дискутируется вопрос о сложностях и преимуществах, ответственного поведения.
- Игра «Сбей бутылку» (30 минут)
Материалы: веревка 7-10 метров (или мел), губки для мытья посуды - 8 штук, 8 пластиковых бутылок (по 0,5 л) с этикетками: №1, №2 …. . Конфеты «Чупа-чупс»
Процедура: Группа делится на две команды. Вдоль стены стоят несколько парт, на которых размещены 8 пластиковых бутылок. На расстоянии 4-5 шагов от парт веревкой или мелом обозначена линия, от которой нужно будет сбивать бутылки. Ведущий просит команду встать вдоль линии.
Участники команды должны сбить губками для мытья посуды как можно больше бутылок. Каждому участнику дается по две попытки. Каждой бутылке соответствует определенный вопрос. Как только сбивается бутылка, ведущий зачитывает вопрос. Думать и подсказывать может вся команда, но окончательный ответ остается за тем, кто сбил бутылку. За каждую сбитую бутылку дается 1 балл, за каждый правильный ответ – 2 балла.
Бутылка №1: Сколько может быть проб наркотика, чтобы не попасть в зависимость? Как вы это определите?
Бутылка №2: Как следует себя вести, если вы подозреваете, что ваш друг, знакомый употребляет наркотики?
Бутылка №3: Если пить вино и не употреблять крепких напитков, то алкоголиком стать невозможно?
Бутылка №4: Наркотик помогает решать проблемы?
Бутылка №5: Наркотик – хорошее средство для развития общительности?
Бутылка №6: Пиво – это не алкоголь?
Бутылка №7: Употреблять или нет наркотики – личное дело каждого.
Бутылка №8: Наркомания генетически запрограммирована.
Бутылка №9: Употребляющих наркотики – надо наказывать
Бутылка №10: Наркотики употребляют потому, что плохо работает полиция.
Итоговый вопрос: Перечислите способы, как можно отказаться, если тебе предлагают наркотик или выпить.
Участники получают поощрительный приз – конфеты «Чупа-чупс»
- Заключение. Показ слайдов «Простые правила здоровья» (5 минут)
(Приложение 2)
Преподаватель: Я надеюсь, что вы приобрели новые знания и закрепили старые, которые в дальнейшем помогут вам противостоять соблазну и отказаться от употребления ПАВ. Жить без наркотиков гораздо лучше и интереснее, жизнь богаче и разнообразнее без употребления ПАВ.
Заключение
Задача образовательных учреждений заключается в том, чтобы дети и подростки оставались здоровыми и не становились пациентами наркологических клиник. Они должны знать свои потребности и способы как их удовлетворить. Необходимо формировать у них убеждение о вреде наркотических веществ, огромной опасности их употребления и фатальной закономерности жестокой расплаты за это. Подростки должны приобрести позитивный опыт успешного самостоятельного удовлетворения жизненных потребностей.
Начавший употреблять наркотические вещества человек напоминает собой мотылька, стремящегося к огню: свет привлекает его, но огонь обжигает крылья, и мотылек погибает от того, к чему стремился. Однако, огонь тем привлекательнее, чем темнее вокруг. Если для мотылька вокруг будет светло, он не станет лететь на огонь – и это тоже следует помнить!
Список литературы
Борсякова С.И., Жиренко О.Е. Классный час в 10-11 классе: Сценарии на основе новых технологий.- М.:5 за знания, 2007
Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 10-11 классы.-М.: ВАКО, 2006
Зарецкая Л.В. Обучение через общение: Интерактивные технологии ведение уроков-тренингов в образовательном учреждении.- М.: 2001
Концепция образовательной программы «Разработка региональной системы профилактики злоупотребления психоактивными веществами детьми и молодежью.- М.:2003
Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде
Наркомания. Методические рекомендации по преодолению наркозависимости. – М.: 2000
Открытый урок: Серия в помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами.- Эфлокс: 2003
Проблемные классные часы. 10-11 классы/авт.-сост. Я.В. Голубева.-Волгоград: Учитель, 2006
Психология. Упражнения, игры, тренинги. 5-11 классы./Автор-сост. И.В. Гуреева.-Волгоград: ИТД»Корифей», 2010
Профилактика злоупотребления психоактивными веществами: Сборник методических материалов по проблеме профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи. М., Министерство образования РФ
Смотри по жизни вперед: Руководство по работе с подростками. –Санкт-Петербург: 2001
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (9-11 классы). 3-е изд.-М.:Генезис, 2010
http://www.otrok.ru/teach/narko/narkozav.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая работа к внеклассному мероприятию "Наркотикам- нет!"
Творческая работа (стихотворение) может быть использована во время классного часа или при проведении внеклассных мероприятий, посвященных борьбе с наркотиками....
Внеклассное мероприятие: «Наркотики – опасность, которая рядом»
Данное внеклассное мероприятие проводится в предметную декаду учителей естесственных наук, как межпредметное интегрированное мероприятие для учащихся 10-11-х классов, с целью сформировать у учащихся о...
Профилактическое мероприятие по профилактике ДДТТ. Сценарий внеклассного мероприятия по профилактики ДДТТ Открытие акции «Засветись».
Акция «Засветись» проводится в целях предотвращения случаев травмирования детей в вечернее время суток на дорогах области, формирования знаний, умений и практических навыков безопасного поведени...
Сценарий внеклассного мероприятия по профилактике аддиктивного поведения у несовершеннолетних «Скажем наркотикам «НЕТ!»
Цели:Закрепить в сознании учащихся понимание того, что здоровье – важнейшая социальная ценность, оно формируется на протяжении всей жизни.Вооружить учащихся знаниями о вреде наркотиков на здоровье чел...
Внеклассное мероприятие "Наркотики-путь в никуда"
Мероприятие, приуроченное к месячнику антинаркотической работы. В разработке представлены материалы о влиянии наркотиков на системы организма....
Сценарий внеклассного мероприятий по бурятскому языку "Сагаан һарын амар мэндэ!" из сборника сценариев
Разработка внеклассного мероприятия к празднику Сагаалган...
Сценарий внеклассного мероприятия в 8-9 классах Внеклассное мероприятие на тему: « Прекрасное - рядом с нами»
Цели внеклассного мероприятия: решить проблему досуга воспитанников; ознакомить с различными видами искусства, историей их возникновения....