Рабочая карта как способ организации работы с текстом на уроке литературы.
рабочие листы по литературе (5, 6, 7 класс)

Биктимирова Залия Ахметовна

На уроках литературы в 5 – 7 классах использую авторские Рабочие карты, позволяющие организовать работу с информацией учебника о тот или ином писателе, поэте.

   Работа с картой позволяет развивать у обучающихся развивать способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач в повседневной жизни. Одним словом, решать задачи не только темы урока, но и формировать метапредметных УУД читательской грамотности. .

Ведь читательские умения:

Ø поиск и извлечение информации;

Ø  поиск информации;

Ø толкование в контексте;

Ø интерпретация информации;

 осмысление и оценка информации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Презентация "Виктор Петрович Астафьев. Биография и творчество"

1. Прочтите эпиграф к статье о В.П. Астафьеве. Обратите внимание на фразеологизм (устойчивое сочетание) «В ПЕРВУЮ ГОЛОВУ». Запишите его

значение _____________________________________________________________

Подберите к нему

синонимы

антонимы

2. Запишите ответ на вопрос 1, стр.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Васюткино озеро - Астафьев В.П. Читать рассказ с картинками.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

3. Как помогал Васютка рыбакам? ____________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Смотреть диафильм Васюткино озеро

4.Запишите факты, подтверждающие, что Васютка хорошо знал мир тайги.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

___________________________________________________________________

5. Васютке немного лет, но во всех ситуациях он проявляет себя…. (каким?)

Запишите черты характера главного героя. ___________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Дата_______________ Работу выполнил (а) _______________________________________________, класс -

2. Выпишите 2 важных факта из стать о биографии Тургенева.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Продолжаем читать и анализировать текст. Попробуйте составить 2 вопроса по статье о И.С. Тургеневе.

1 - «тонкий» ___________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

2 - «толстый» (вопрос-почемучка) ________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рассказ «Муму»

Работа с учебником стр 188– 195

Ребята, вы начитаете читать рассказ «Муму» и знакомиться с его героями.

Читая указанные страницы, письменно выполняйте задания. Вы можете цитировать, т.е. выписывать слова или словосочетания, при этом не забываем заключать списанные без изменений слова в кавычки. Читайте внимательно, пишите разборчиво.

Запишите названия предметов, которые принадлежали Герасиму, когда он жил в деревне. ____________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Запишите слова, характеризующие физическую силу Герасима.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Запишите названия предметов, которые «дали» Герасиму, когда привезли его в Москву.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выпишите те слова, словосочетания, характеризующие

житьё Герасима на новом месте.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Муму», краткое содержание рассказа (И. С. Тургенев)

Запишите, всё, что вы видите на данной картине.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос из разряда «толстых». Почему художник изобразил главного героя рассказа на первом плане?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предположите, о чём думает главный герой.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Запишите, кто изображён на .

История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе

Запишите пропущенное слово в цитате

Она «…во всём следовала древним обычаям и прислугу держала ______________________________________».

С помощью содержания рассказа докажите, что это действительно так. Перечислите … подробно и аккуратно.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос из разряда «тонких». Почему Гаврила считался при барыне «начальствующим лицом»?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Напишите, о ком идёт речь? «Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного,…».

__________________________________________________

Какую работу она выполняла?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Поясните предложение, используя содержание рассказа.

«рада не рада, а попала девка под его покровительство».

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Дата_______________ _____________________________

Портреты Л.Н.Толстого

1.Прочтите эпиграф к статье о Л.Н. Толстом и напишите ответ на вопрос, используя слова самого писателя. Ответ начните так. Л.Н. Толстой считал, что художнику надо так подбирать слова и выражения, чтобы они «………….».

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

2. Напишите, почему, по мнению Толстого, надо много работать, чтобы писать рассказы, повести.

_______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

3. Прочтите 2 абзац на стр. 229 и ответьте на вопрос. Почему Толстой не стал учиться в Казанском университете? При необходимости прочтите Дополнительные материалы (1).

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Толстой Лев Николаевич — биография писателя, личная жизнь, фото, портреты, книги

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

5. Сколько лет было Л. Н. Толстому, когда он уехал на Кавказ? Запишите названия произведений, которые написал Толстой, находясь на Кавказе.

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

6. Прочтите статью ''Из истории рассказа «Кавказский пленник» ’’ на стр. 230 и Дополнительные материалы (2). Ответьте на вопрос.

Почему читатели рассказа «Кавказский пленник» понимали и понимают «те чувства, то настроение», которые желал «вызвать» в них его автор – Л.Н. Толстой?

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Брянская тропинка к Паустовскому

1. Прочтите эпиграф к статье о К.Г. Паустовском. Запишите ответ на вопрос. Какой человек, по мнению Паустовского, является счастливым?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

2. В каком году вышел первый сборник рассказов К.Г. Паустовского и как он назывался? ___________________________________________________________

_____________________________________________________________________

3. Какие произведения Паустовский написал для детей? Какого жанра (Рассказы, повести?) Запишите сначала жанр, поставьте двоеточие, затем 2 -3 произведения.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

4. Сказка «Тёплый хлеб»

Напишите главных героев произведения. Что говорит о них автор в начале сказки? О каждом герое пишите с красной строчки.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. Перед вами пункты плана художественного пересказа сказки. Восстановите их последовательность и пронумеруйте.

Теплый хлеб - Константин Паустовский, читать онлайн

6. Прочтите эпизод «Разговор бабки с Филькой». стр.75 – 76.

(от слов «Метель начала затихать к вечеру...» до слов: «— Да ну его, Панкрата — сказал Филька и затих»).

Почему слова бабки: мороз стрясся «от злобы людской», мужик, обидевший солдата, помер «от охлаждения сердца» являются ключевыми (главными)?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

7. Почему поступок Фильки бабка назвала злодейским? _______________________

_______________________________________________________________________

8. Панкрат, успокаивая Фильку, говорит: «Будешь ты чистый человек, весёлый». Как вы понимаете слова «чистый»? _________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

9. В чём мудрость сказки «Тёплый хлеб»? ___________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции

Формирование коммуникативной компетенции - одна из ключевых задач развития качеств личности. Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры уст...

Статья "Формирование коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий у учащихся через организацию работы с текстом на уроках английского языка"

     Введение в действие Федеральных государственных образовательных стандартов ставит перед школьным образованием новые задачи, требующие совершенствования образовательного прос...

Работа с текстом на уроках литературы как способ мотивации к чтению (презентация)

Презентация, которая использовалась автором при выступлении на районной НПК педагогов, позволяет иллюстрировать теоретические выкладки сообщения....

Работа с текстом на уроках литературы как способ мотивации к чтению

Сообщение на НПК  педагогов по актуальной теме приобщения к чтению....

Доклад по теме "Организация работы с текстом на уроках русского языка"

Доклад по теме "Организация работы с текстом на уроках русского языка"...

Конспект урока литературы. Тема «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы».

Цель  урока : обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере работы с текстом притчи «Ведро с яблоками».Задачи:- сформировать способность работы с разными типами текстов;- ...