Горжусь тобой, моя Россия!
методическая разработка на тему

 Ефременкова Наталья Петровна

Методическая разработка внеклассного мероприятия на всероссийский конкурс по формированию гражданской (российской) идентичности обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazhdanskaya_identichnost_efremenkova_n.p.docx37.85 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

внеклассного мероприятия (проект)

 по истории России

«Горжусь тобой, моя Россия!» 

на всероссийский конкурс по выявлению

лучшего педагогического опыта, направленного

на формирование национальной

гражданской идентичности обучающихся.

Разработала: учитель истории и обществознания

муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения Мушковичской основной школы

Ярцевского района Смоленской области

Ефременкова Наталья Петровна

д.Мушковичи

2017 г.

Вид проекта: исследовательско-познавательный, групповой.

Участники проекта: учитель  истории, обучающиеся 5-9 классов.

Актуальность проекта:

Гражданская идентичность (российская идентичность) – это свободное отождествление человека с народом России; включенность человека в общественную, культурную жизнь страны, осознание себя россиянином; ощущение причастности к прошлому, настоящему и будущему России. Наличие российской идентичности  означает, что для гражданина не существуют  понятий «эта страна, этот народ», а  есть понятия «моя  страна,  мой  народ».

Формирование гражданской  идентичности невозможно без знания основных событий истории Отечества,  героического прошлого России. Но изучение истории России начинается только с 6 класса, поэтому о важных и значимых событиях российской истории обучающиеся узнают только в 8-9 классах. Внеклассные мероприятия по истории дают возможность познакомить с такими историческими событиями учащихся уже  в 5-7 классах.

Чувство  патриотизма, воспитанное  не  поучениями, а  примером  увлекательной  совместной  деятельности  помогут  привить любовь  к  своей  Родине, гордость за ее героическое прошлое.

Цель проекта: воспитание гражданской (российской) идентичности обучающихся.

Задачи:

Воспитательные: 

-сформировать гражданско-патриотическое сознание, чувство сопричастности судьбам Отечества, любви к своей Родине;

- воспитывать духовно – нравственного человека, гражданина своей страны, чувствующего ответственность и долг перед Родиной.

Образовательные: 

-развить ключевые  компетенции обучающихся (коммуникативную, информационную,  познавательную);

- развить навыки проектной и исследовательской деятельности.

Ожидаемый результат реализации проекта «Горжусь тобой, моя Россия»:

Для учеников:

  1. Познакомит обучающихся  с   важными страницами истории России.
  2. Сделает обучающихся более самостоятельными, инициативными, творческими.
  3. Пробудит любознательность, стремление изучать историю своей Родины.
  4. Создаст между обучающимися атмосферу общности интересов и партнерских отношений.

Для педагога:

  1. Повысит профессионализм.
  2. Поможет внедрить  новые методы в работе с обучающими.
  3. Будет способствовать личностному и профессиональному росту.
  4. Даст возможность самореализации.

Педагогические технологии:

технология развития критического мышления;

технология творческой деятельности;  

технология обучения в сотрудничестве;  

технология коллективного взаимодействия;

проектная технология.

Виды деятельности  обучающихся:

- информационно-образовательный:  позволяет использовать  разнообразные источники информации (общение друг с другом, взрослыми, обмен мнениями, литературные, научно-популярные печатные источники, цифровые виды источников, интернет-ресурсы).

- поисково-исследовательский: позволяет совершенствовать навыки работы с информацией: собирать, обобщать, группировать, анализировать, делать выводы.

Принципы реализации проекта:

В процессе работы необходимо руководствоваться следующими принципами:

1) Принцип развития – отражает четкую ориентацию на развитие личности.

2) Принцип дифференциации и индивидуализации – предполагает создание условия для полного проявления способностей каждого обучающегося.

3) Принцип диалогического общения – отражает открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.

4) Принцип доступности – предусматривает организацию работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности, а также индивидуальных особенностей каждого обучающегося.

5) Принцип системности – достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности.

Деятельность участников проекта на различных этапах

№ п/п

Этапы

Задачи

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

I.

Подготовительный

Определить тему, уточнить цель, определить сроки проекта, определить источники информации,

сформировать  группы  обучающихся:

I группа-«Историки»

(учащиеся 8-9 классов)

II группа-«Поэты» (учащиеся 5-7 классов)

III группа- «Искусствоведы» (учащиеся 6-8 классов)

IV группа -«Компьютерные гении» (учащиеся 9 класса)

Отвечают на вопросы «Листа опроса», делают вывод, нужен ли нам такой проект.

 Уточняют информацию;

Обсуждают задания.

Выбирают и обосновывают критерии успеха.

Проводит опрос среди обучающихся.

Мотивирует обучающихся.

Обсуждает цель проекта с обучающимися;

Помогает в случае необходимости и по просьбам обучающихся.

2.

Основной этап

Выполнить  задания, данные каждой  группе

«Историки»: находят и редактируют информацию  о важных событиях истории России

«Поэты»: ищут стихи о важных событиях истории России и учат  отрывки из них;

«Искусствоведы»: делают подборку  картин по данным историческим событиям;

«Компьютерные гении»: делают презентацию с использованием собранных материалов

Мотивирует обучающихся.

Консультирует обучающихся.

Координирует деятельность групп.

Ведет наблюдение.

3.

Презентация проекта

Познакомить всех обучающихся школы с результатом проекта.

«Компьютерные гении»: показывают презентацию, по ходу которой:

«Историки»: кратко рассказывают  о важных событиях истории России,  

«Поэты»: читают  отрывки из стихов о важных событиях истории России

Координирует выступления обучающихся.

Ведет наблюдение.

Подводит итог.

4.

Рефлексия

Подведение итогов работы над проектом.

Отвечают на вопросы «Листа опроса №2»

Обсуждают:

-результаты проделанной работы;

- перспективы развития проекта.

Анализирует ответы обучающихся.

Отмечает  положительные и отрицательные моменты в работе.

Благодарит за работу в проекте.

Приложение:

Лист опроса №1

1.Часто ли моим предкам приходилось защищать свою родину?

2.Кто нападал на нашу родину?

3.Какие важные битвы ты знаешь?

4.Назови имена  героев  этих битв ты можешь назвать?

5.Можешь ли ты гордится своей родиной и своими предками? Почему?

Лист опроса №2

1.Часто ли моим предкам приходилось защищать свою родину?

2.Кто нападал на нашу родину?

3.Какие важные битвы ты знаешь?

4.Назови имена  героев  этих битв?

5.Можешь ли ты гордится своей родиной и своими предками? Почему?

6.О ком из героев  ты хотел бы узнать побольше?

7.Продолжи предложение, выбрав из предложенных вариантов ответов:

Работа над проектом была мне ___________________(интересна, не интересна).

Я _______________(узнал много нового, ничего нового не узнал).

Я ____________________________(многому, ничему не) научился.

Я _________________(буду, не буду) продолжать такую работу и дальше.

Источники:

I. Интернет-источники для группы «Поэты»:

1. Н.Кончаловская «Наша древняя столица» http://nkozlov.ru/library/s318/d3913/?resultpage=8#.WNFdt9LyjDc

2. П.Корытник Невская битва  http://www.stihi.ru/2016/11/18/9440

3. А.С.Пушкин  «Полтава» https://rustih.ru/aleksandr-pushkin-poltava/

4. М.Ю.Лермонтова «Бородино» https://rustih.ru/mixail-lermontov-borodino/

 5. А.Н. Апухтин  «Солдатская песня о Севастополе» http://www.proza.ru/2015/08/31/1092

6. А. Прокофьев «Вся родина встала заслоном» http://zanimatika.narod.ru/RF34_2.htm

7. О.Берггольц  «Я говорю: нас, граждан Ленинграда…» http://zanimatika.narod.ru/RF34_2.htm

8. Евгений Пантело  «Последний штурм (Защитникам Севастополя 1941 – 1942 гг. посвящается)» http://www.stihi.in.ua/avtor.php?author=45852&poem=104206

9. А. Сурков «В зное заводы, дома, вокзал» http://zanimatika.narod.ru/RF34_2.htm

10. Т. Нестерова «Орел и Белгород сегодня снова наши» http://zanimatika.narod.ru/RF34_2.htm

11. Г. Станиславская «Красное знамя, рейхстаг, сорок пятый» http://zanimatika.narod.ru/RF34_2.htm

12. Мохонько Борис  «Туман ночной ещё стоял над Бугом» http://chto-takoe-lyubov.net/stikhi-o-lyubvi/kollektsii-stikhov/10516-stixi-o-brestskoj-kreposti

13. Д.Кедрин «Дума о России» http://allforchildren.ru/poetry/ml016.php

II. Интернет-источники для группы   «Искусствоведы»

  1. http://kitaphane.tatarstan.ru/1150/art.htm 
  2. http://www.pravmir.ru/kulikovskaya-bitva-zhivopisnyie-polotna-ee-otrazheniya/ 
  3. https://regnum.ru/pictures/2177574/4.html 
  4. http://www.liveinternet.ru/users/4706758/post361045840 
  5. http://www.liveinternet.ru/users/parabell/post360845238/ 
  6. https://obiskusstve.com/1040526028013570780/ 
  7. http://back-in-ussr.com/2015/05/velikie-polkovodcy-otechestvennoy-voyny.html 
  8. http://infoogle.ru/ledovoe_poboishhe_bitva_na_chudskom_ozere.html 
  9. https://yandex.ru/images/search?img_url=https 
  10. https://yandex.ru/images/search?img_url=http 
  11. http://back-in-ussr.com/2015/05/velikie-polkovodcy-otechestvennoy-voyny.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Горжусь тобой - Россия!!! (классный час)

Горжусь тобой, моя Россия! Горжусь я именем твоим! Ты моя боль, судьба, стихия! Твой шаг вперед неудержим!...

Классный час «Горжусь тобой, моя Россия!»

Говоря о родной стране, невозможно не иметь в виду её просторы, великолепные пейзажи, удивительные озера, архитектурные памятники, являющиеся достоянием не только культуры России, но и мира в целом....

Горжусь тобой, моя Россия!

С Днем России, независимой и славной,Пусть вовеки процветает, бесконечно!Нашей Родиной святой, прекрасной самойБудем мы гордиться трепетно и вечно!...

Методическая разработка классного часа «Горжусь тобой, моя Россия»

Цели:Методическая цель – показать одну из нетрадиционных форм проведения классного часа с использованием интерактивных методов в воспитании школьников.Воспитательная цель– воспитание чувст...

Программа, посвящённая Дню Защитники Отечества «Горжусь тобой, солдат России»

Игровая программа ко Дню Защитников Отечества. сотоит из трех блоков: открытие, соревнования, закрытие и награждение....