Проблемы социализации обучающихся в норме и обучающихся с ОВЗ: из опыта работы классного руководителя.
статья на тему

Ахметова Резеда Хабировна

В статье рассматриваются проблемы работы с учащимися с ОВЗ и в норме, решения этих проблем совместно сродителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovz_opyt_raboty_klasssnogo_rukovoditelya.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Ахметова Р.Х.

Проблемы социализации обучающихся в норме и обучающихся с ОВЗ: из опыта работы классного руководителя.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

«Лицей № 149 с татарским языком обучения» г. Казань

Рассуждения по данной темы -  не случайность, не дань новым веяниям в системе образования, а необходимость обсудить проблему. Работая в общеобразовательной школе уже много лет, могу сказать, что педагог всегда решает проблемы социализации ребенка как в школьном коллективе, так и в социуме в целом. Став классным руководителем нового 5-го класса, в этом учебном году я столкнулась с проблемой социализации ученика с ОВЗ в коллективе с учащимися в норме. Это заставило меня пересмотреть некоторые аспекты своей работы.

Сегодня одним из ключевых направлений в системе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья становится социальная адаптация в условиях инклюзивного образования, то есть в общеобразовательных учреждениях, зачастую не приспособленных для таких категорий детей.

Под социальной адаптацией подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях [5]. В своем общем смысле социальная адаптация предполагает умение самостоятельно строить свое поведение во всех жизненных ситуациях в рамках и вне рамок учебной деятельности. Особо важное значение имеет социальная адаптация в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в коллективе с детьми в норме. Перед современным педагогом стоит много вопросов:

- Как помочь ребенку с ОВЗ, не навредив при этом другим, у которых нет ограничений по здоровью?

- Как подготовить детский коллектив к тому, что рядом будет учиться ребенок с физическими и психическими ограничениями здоровья?

- Как не допустить агрессивного поведения со стороны основной массы учащихся и их родителей?

- Как наладить контакт между родителями детей в норме и с ОВЗ? И т.д.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии [6]. Различают детей с ОВЗ:

- нарушением опорно-двигательного аппарата;

- нарушением речи;

- с задержкой речевого развития;

- с задержкой психического развития;

 - с задержкой умственного развития;

- с нарушением слуха, зрения;

- с нарушением в эмоционально-волевой сфере.

Доказано, что ребёнок с ограниченными возможностями здоровья испытывает трудности проникновения в смысл человеческих отношений, потому что он не может их познать теми способами, которыми пользуется нормально развивающийся ребёнок [2]. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является следствием  физического и психического здоровья ребёнка,  результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для ребенка с ОВЗ архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб – ребёнок, имеющий инвалидность, может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей.

Если обратить свой взор в прошлое, можно увидеть, что необходимость особого отношения к «особым» людям, к «больным», к «слабым» членам общества – проблема не новая. За сменой времен и декораций можно наблюдать один и тот же очень небольшой набор подходов: либо мы признаем «особого» человека равным себе, на каком-то уровне столь же совершенным, либо мы не готовы принять его как равное себе существо. Обзор исторических примеров показывает, что те цивилизации, общества, режимы, которые целенаправленно избавлялись от «особых» и «слабых» членов сообщества, довольно быстро (конечно, в масштабах исторического процесса в целом) прекратили существование.

Новый стандарт образования предполагает развитие личности обучающихся с интеллектуальными нарушениями в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации. Основная цель социализации детей с ОВЗ заключается в восстановлении психического равновесия ребенка и его вхождение в нормальную социальную жизнь. Социализация предотвращает нарушение связи человека с внешним миром. Она способствует восстановлению у ребенка бытовой и общественной деятельности на уровне, который соответствует его потенциалу.

Как правило в каждом детском коллективе есть учащиеся с разными типами нарушением зрения. В последнее время их количество в разы увеличилось. Мною была замечена тенденция роста учащихся за последние 3 года, которым было рекомендовано занятия физической культуры в специальных группах, по ограничениям здоровья.

В нашем образовательном учреждении работа по социализации обучающихся с ОВЗ проводится в двух направлениях:

  • интегрированное обучение;
  • психолого-педагогическое сопровождение обучающихся на дому;

Если смотреть ребенка в нашем случае, то надо подчеркнуть, что психологическая служба лицея приняла решение посадить ребенка в класс с обучающимися в норме. Познавательные возможности у него неплохие, но по поведению и личностным особенностям ему было тяжело находиться в классе вместе со всеми. Наша цель -  чтобы состояние каждого ребенка – члена детского коллектива постепенно улучшалась. Было разработано несколько основных принципов деятельности психолого-педагогической службы лицея:

– отношение к ребенку как к равному. Признание в каждом ребенке человеческого достоинства, ничем не отличающегося от нашего человеческого достоинства. Неманипулятивность методов;

– гибкость и вариативность структуры, позволяющие настраиваться на оказание эффективной помощи каждому конкретному ребенку.

– пристальное внимание к сфере отношений в целом, не как к побочному, дополнительному, а как к принципиальному формообразующему фактору. От того, насколько удастся выстроить все эти отношения – отношения между детьми, отношения между взрослым и ребенком, отношения между взрослыми – в значительной степени зависят результаты работы;

– открытый характер, т.е. ориентация на максимально возможное взаимодействие с родителями, близким окружением ребенка, обществом в целом.

Итак, перед нами стояла задача – сформировать единый детский коллектив, в котором есть и дети близкие к норме, так и дети с ограничениями по здоровью, но особое место среди них занимал ребенок, чье поведение было продиктовано нарушением в эмоционально-волевой сфере. На первом же родительском собрании я столкнулась с проблемой непонимания со стороны остальных родителей. Они высказывали недовольство тем, что их детям может быть небезопасно обучение с таким ребенком. И это настроение тут же передалось и их детям. Родители ученика с ОВЗ упорно стремились к тому, чтобы их ребенок получал образование именно в общеобразовательной школе, апеллируя ФЗ № 273 [7].  Отказать им в праве на получения образования в общеобразовательной школе мы так же не могли. Родители понимали всю глубину проблемы, поэтому они с первых же дней начали сотрудничество с лицеем. Изучая ребенка как в учебной, так и во внеурочной деятельности в начале учебного года, совместно с мамой ученика был составлен примерный план совместной деятельности. На следующем родительском собрании мама ученика с ОВЗ сама объяснила проблему, и то как они ее решают.  Психолого-педагогическая служба лицея в лице психолога и социального педагога также остановилась на основных проблемах и путях их решения. Был достигнут временный консенсус.

Параллельно с этим выявилась и другая проблема – психологическая и профессиональная неготовность отдельных учителей, которые отказывались работать в нашем классе. Приходилось решать и эти проблемы. Дети оказались гораздо гибче: они постепенно приняли, а затем и начали принимать участие в судьбе этого ребенка. Конечно, часто это носило потребительский характер. Выяснилось, что у этого ученика есть талант перевоплощения, и на уроках литературы, где учитель использует технологию дидактического театра, он сразу стал востребован, каждый пытался привлечь его в свою команду. Огромную пользу принесло использование проектной технологии во внеурочной деятельности, где каждый ученик – это винтик особого механизма, без которого нельзя обойтись. Ребенок с ОВЗ был максимально втянут в жизнь класса. Осознание того, что не всем даны одинаковые возможности, к детям пришло после того, как в рамках шефства был дан концерт в Республиканском детском психоневрологическом санатории. Изменилось и отношение родителей. Перелом наметился после совместного внеклассного мероприятия «Зимние забавы» в лесопарковой зоне «Горкинско-Ометьевский лес», где особую роль сыграли папы учащихся класса. Именно их положительный пример стал началом дружеских отношений среди всех родителей. А это означало, что ребенок с ОВЗ – уже полноправный член нашего коллектива.

Исходя из вышесказанного, хочу подчеркнуть, что чем раньше начинается инклюзия, т.е. включение, тем лучше для всех участников образовательного процесса. В нашем случае на это ушло 6 месяцев, и работа все еще продолжается. Каждый член образовательного процесса должен набрать социальный потенциал, который и определит в дальнейшем масштабы мира, в котором человек сможет адаптироваться. Насколько сильно мы сможем ребенка социально «разогнать», настолько большим окажется потом мир, в который он выйдет.

Мы понимаем, что дети с ОВЗ не станут настолько самостоятельными, чтобы обходиться без помощи и поддержки взрослого человека. Важно научить их быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее, воспитать хорошие привычки, культурное поведение, чтобы они не мешали, не были в тягость обществу и людям, с которыми они будут общаться. Эти дети должны учить других учащихся и учителей терпению, пониманию, милосердию, состраданию, толерантности.

Несмотря на наличие специфических особенностей детей с ограниченными возможностями, мы пришли к выводу, что целесообразно говорить о психологических резервах процесса социализации относительно детей с ОВЗ и о том, что сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья напрямую зависит от целенаправленной педагогической поддержки детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности.

Литература:

  1. Ахметова, Д. Инклюзивному образованию – быть / Д. Ахметова // Высшая школа XXI века: альманах. – 2014. – № 21. – С. 72-73. Об опыте Института экономики, управления и права в научно-методическом обеспечении инклюзивного образования.
  2. Бахуташвили, Т. В., Тюря, К. Ю. Проблемы социальной адаптации молодых инвалидов // Educatio. – 2015. – № 3 (10) – 8. – С. 28–29.
  3. Кан, А. М. Образование как фактор реабилитации и социальной интеграции инвалидов: зарубежный опыт / А. М. Кан // Социология образования. – 2008. – № 8. – С. 66-71 : 1 табл. – Библиогр.: с. 71 (6 назв.).
  4. Котова Е. Социальная технология «интегрированного образования» / Е. Котова // Высшее образование в России. – 2008. – № 2. – С. 161- 163. – Библиогр.: с. 163 (3 назв.)
  5. Кузнецова Л. В. Организация образовательного процесса для детей с проблемами школьной и социальной адаптации // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. - N 4. - С. 70-74.
  6. Нагаева, И. А. Специфика реализации инклюзивного образования в России / И. А. Нагаева // Право и образование. – 2014. – № 2. – С. 11-14. – Библиогр.: с. 14 (4 назв.).
  7. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Редакция от 03.07.2016 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  8. Худоренко, Е. А. Лица с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы образования и инклюзии / Е. А. Худоренко // Социология образования. – 2010. – № 12. – С. 104-105. – Полностью ст. опубл.: Социологиче- ские исследования. – 2010. – № 9. – С. 65-70
  9. Хужина Р.Д. Социальная адаптация инвалидов: Проблемы и перспективы // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(39). URL: https://sibac.info/archive/social/3(39).pdf



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"

В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Создание классного коллектива - залог успешной социализации воспитанников коррекционной школы (из опыта работы классного руководителя)

В работе представлена поэтапная работа по формированию классного коллектива в условиях коррекционной школы-интерната VIII вида, определены цели и задачи, формы и методы работы, показана необходим...

Обобщение опыта работы классного руководителя по теме: "Роль классного руководителя в интеллектуальном развитии ребенка"

В данной статье я обобщаю свой опыт работы класснного руководителя по развитию интеллектуалых способностей, так как ученик и его интеллектуальные возможности - одно  из важных направл...

"Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта"( из опыта работы классного руководителя 7"А" класса МОУ СШ №44 г.Волгограда)

Целью моей воспитательной системы является воспитание социально-активной, высоконравственной, интеллектуальной и мобильной личности учащегося. В этом направлении профессиональной деятельности можно вы...

Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"

   Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса  - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...

Обобщение опыта работы классного руководителя и учителя истории и обществознания по формированию правовой культуры обучающихся

Материал в форме доклада к городскому семинару "Школа-правовое пространство". Дано описание конкретных мероприятий, проведенных мною в качестве классого руководителя и на уроках обществознания, во вне...