Жизнь как дияние
классный час (8, 9 класс) на тему
"Цель жизни - благоденствие и счастье всего человечества" - Я. Больяй. В чем назначение Человека? Над этим вопросом люди задумывались вовсе времена. Народная мудрость гласит "Жизнь - это не то, что прожил, а то, что сделал". Известно изречение о том, что человек в своей жизни должен построить дом, посадить дерево, вырастить ребенка. Тогда его жизнь оправдана. Получается, что в основе человеческого бытия - деяния человека. А вы согласны с этим? Что можно считать деянием? Что для вас "смысл жизни"? На эти и другие вопросы мы попробуем вместе разобрать на нашем занятии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas._zhizn_kak_deyanie.docx | 16.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Жизнь как деяние.
Цель жизни – благоденствие и счастье
всего человечества.
Я. Больяй.
Цель: - определение понятия «ценность»;
- способствовать формированию жизненной позиции учащихся;
- формировать умение выбора основных целей жизни и
Мудрые мысли.
Л.Н.Толстой: «Самое короткое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется; задача человека учувствовать в этом движении, подчиняясь и содействуя ему».
О.Уайльд: «Смысл жизни – самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность – вот для чего мы живем».
Сенека: «Жизнь как пьеса в театре: важно не то, сколько она длиться, а то, насколько хорошо она сыграна».
К.Д. Ушинский: «Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья. Удовлетворите все желания человека, но отымите у него цель жизни, и посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явится он».
Ф.М. Достоевский: «Тот, кто не понимает своего назначения, всего чаще лишен чувства собственного достоинства».
Анализ предыдущих домашних работ.
Ход занятия.
Не зря пословица гласит,
Что жизнь прожить – не поле перейти:
Она немало трудностей таит,
И место в ней свое найти
Бывает человеку нелегко.
Хотя у всех живущих на планете,
Стремленье к этому так велико,
Что через множество столетий
Далеких предков размышленья
Стучаться к нам сейчас.
Их мысли и сомненья
И нас тревожили не раз.
Ведь так не просто нам порой,
Решить, как поступить.
Чтоб честным быть перед самим собой
И в трудный час душой не покривить.
Чтоб выбрать: совесть иль покой,
Благополучие иль честь,
Покорность или бой,
Отвагу или лесть?
Вопрос подобный задавал
Себе, конечно, каждый
И на него ответ мучительно искал.
Как путник, изнывающий от жажды,
Мечтает к роднику припасть,
Так человек стремиться поскорей
С души привычки сбросить власть.
Стать справедливей и мудрей.
И, наконец, понять,
Каким же в этой жизни быть,
Чтоб пред соблазнами любыми устоять.
И званье Человека заслужить?
Над этим вопросом люди задумывались во все времена, пытаясь понять, в чем же назначенье Человека, каков смысл его жизни, как надо жить? Каждый человек в какой-то период своего существования ищет смысл жизни. Человек ставит вопрос: а зачем я живу? В чем смысл моей жизни? К чему я стремлюсь?
В народе говорят: «Только круглый глупец полностью собой доволен». Вы согласны с этим?
Вывод: если человек собой доволен, то он считает, что ему не надо больше ни к чему стремиться, что он уже многого достиг.
Нормальный человек находится в постоянном жизненном поиске. Даже богатый человек в определенный момент задает себе вопрос: «А зачем мне это богатство?». Смысл жизни каждый человек определяет свободно, исходя из своего понятия об отношении человека к человеку, человека к обществу, из своего внутреннего состояния.
«Жизнь – это не то, что прожил, а то, что сделал», - гласит народная мудрость. Известно изречение о том, что человек в своей жизни должен построить дом, посадить дерево, вырастить ребенка. Тогда его жизнь оправдана. Как вы можете прокомментировать эту мысль?
Получается, что в основе человеческого бытия – деяния человека. Согласны ли вы с этим?
Есть выражение – «жизнь как деяние». А что можно считать деянием? (ответы учащихся).
Следовательно, деяние – это реализация себя, своих возможностей, интересов, стремлений, своего потенциала. Значит, это не только конкретные физические действия, но и труд мысли, труд души.
Нередко неудачи приводят к ощущению бессмысленности жизни, к чувству безнадежности. А это может привести к плохим последствиям (наркотики, алкоголь, самоубийство). 17-19 лет происходит переосмысление идеалов, ценностей. И молодые люди со слабым характером часто теряются, что приводит к самоубийствам. В этом возрасте самый большой процент самоубийств. Л. Н. Толстой сказал: «Человек лишь тогда по настоящему дорожит своей жизнью, когда у него есть нечто дороже своей жизни».
Расскажите, пожалуйста, о том бесконечно дорогом, ради которого вы живете.
Но человек живет в обществе, среди других людей. Как вы думаете, имеет ли человек право распоряжаться своей жизнью без оглядки на других?
Человек живет в обществе людей, вне общества он жить не может. И пользуется всеми благами, созданными обществом. Стало быть, по логики, он обязан быть полезным обществу, служит ему. Таков объективный закон жизни: общество – человеку, человек – обществу! Лучшие умы человечества выработали мудрый совет: «Человек родился для того, чтобы жить с пользой, быть полезным людям, обществу, он родился для добрых дел. В этом заключается смысл жизни человека, в этом его предназначение».
Можно представить человечество в виде оркестра, исполняющего какую-то мелодию. Чтобы игра получилась слаженной необходимо два условия: первое – каждый инструмент должен быть настроен, второе – каждый должен вступать в положенный момент, чтобы не нарушать общей гармони. Но мы с вами не учли одного. Мы еще не спросили: какую музыку хочет сыграть оркестр? И первое, и второе условие могут быть выполнены, но выступление не будет успешным, если музыкантам заказана танцевальная музыка, а они будут играть похоронный марш. Следовательно, нужно определить для оркестра общую мелодию, а для человечества общую цель человеческой жизни.
Философ Е.Трубецкой, размышляя о цели жизни, о том, для чего человек создан, писал: «Вся жизнь наша есть стремление к цели. От начала и до конца она представлена в виде иерархии целей, из которых одни подчинены другим в качестве средств. Есть цели, желательные не сами по себе, а ради чего-нибудь другого: например, нужно работать, чтобы есть и пить. Но есть и такая цель, которая желательна сама по себе. У каждого из нас есть что-то бесконечно дорогое, ради чего он живет. Всякий сознательно или бессознательно предполагает такую цель или ценность, ради которой, безусловно, стоит жить».
Смысл жизни и цель жизни – понятия не совсем однозначные. Смысл жизни – понятие более глубокое, чем конкретная цель жизни, всеобъемлющее, это линия жизни. Например, один человек хочет выращивать высокие урожаи пшеницы, другой мечтает стать врачом, третий- композитором. Конкретные цели у них разные, смысл жизни один – приносить пользу людям. Конечно, забота о личном благе, как писал Р.Ролан, вполне естественна, необходима, и нельзя ее сбрасывать со счетов. Но если заботиться только об этом, жизнь станет мелкой. Нет ничего постыднее, - писал Д.Писарев, - как быть бесполезным для общества и для самого себя и обладать умом для того, чтобы ничего не делать.
Поиск человеком смысла своей жизни тесно связан с возрастными особенностями. В каждом возрасте человек видит себя и окружающее по разному, а, следовательно, по-разному отвечает на вопросы: «зачем?», «для чего?», «что мне со всем этим делать?»
О. Мандельштам
Дано мне тело – что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?
За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите, мне благодарить?
Я и садовник, я же и цветок
В темнице мира я не одинок –
На стекла вечности уже легло
Мое дыхание, мое тепло,
Запечатлеется на нем узор
Неузнаваемый с недавних пор.
Пускай мгновения стекает муть –
Узора милого не зачеркнуть.
Представьте себе свою жизнь как большую гору, на которую вы взбираетесь. И вы имеете волшебную возможность, стоя на снежной солнечной вершине среди синего-синего неба, взглянуть на свою жизнь и определить, что вы сумели осуществить, какие ваши потенциальные возможности реализуются, какие нет. Представьте себе эту картину.
Поэт Саади говорил:
Делами обусловлен мир,
И имя же вся жизнь людей,
И все вращается вкруг дел:
Они, как ось для колеса.
Домашнее задание. Напишите мини сочинения-рассуждения, отвечая на вопросы:
- что такое жизнь для тебя?
- что сейчас для тебя главное в жизни?
- каковы твои цели, чего ты хочешь добиться в жизни?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Про дети как дети, ученики как ученики, про школу как школу и жизнь как жизнь
Прочитала статью Бикеевой на одном дыхании. На душе стало легко и светло. Много умных мыслей и рекомендаций. Взгляд на нашу профессию изнутри. Очень поучительная статья.Про трудности и лёгкости ...
Мое отношение к жизни определяет мою жизнь.
Эпиграф: «Нам денег не надо, работы давай!» (Слова народные). Вопрос к социологам и психологам: какой процент учителей ощущает себя счастливыми и является реально...
Урок по литературе"Воротничковая жизнь Олечки Розовой".Рассказ Тэффи"Жизнь и воротник".
Воротничковая жизнь Олечки Розовой. Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник» Предварительная подготовка к уроку К уроку учащиеся получают задание прочитать рассказ Тэффи «Жизнь и воротник»...
исследовательская работа "Была ли жизнь на Марсе? Есть ли жизнь на Марсе? Будет ли жизнь на Марсе?
Исследовательская работа на научно-практической конференции...
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.
В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности....
Мастер – класс «Формирование здорового образа жизни на уроках основы социальной жизни средствами современных педагогических технологий на уроках «Основы социальной жизни» по разделу «Здоровое питание»
Данный материал предназначен для уроков основы социальной жизни....