Проект "Возрождение искусства плетения из конского волоса народа саха"
проект на тему
Краткое описание того, как возрождается народная традиция.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
краткое описание возрождения народной традиции | 17.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Возрождение искусства плетения из конского волоса народа саха»
Потребность видеть прекрасное и самому творить его, присуща всем народам. Преклонение вызывает то, что в невероятно суровых условиях наши предки не только выживали, но и находили необходимым создавать вокруг себя красоту. Опыт жизни народного мастера переносился в создаваемый предмет, делая его более одухотворенным и выразительным, словно душа творца запечатлевалась в произведении. Сегодня народное прикладное искусство, как и в былые времена, создает среду, в которой живут люди, украшает их повседневный быт, помогает делать жизнь более привлекательной и праздничной.
Значение и изучение художественного традиционного искусства своей нации очень актуально в связи с интересом народа к своим истокам. На сегодняшний день не теряет своего воспитательного значения всё то, что связано с представлениями народа Саха о мироздании.
Вашему вниманию предлагается проект об уникальном народном искусстве саха –плетению изделий из конского волоса, которое вновь стало возрождаться в последние годы.
По представлениям народа Саха, лошадь – священное животное небесного происхождения. Видя, как трудно живется детям Айыы, - народу саха в холодном краю вечной мерзлоты,где зима длится девять месяцев в году, Великий Творец Юрюнг Аар Тойон спустил в Средний мир детей божества Кюн Джесегея – священных лошадей. С тех пор лошадь – «Дитя Джесегея» стала другом и помощником якутов. Так говорится в древней легенде.
Лошадь для якута – как крылья для полета, средство достижения цели, она – основа процветания, неотъемлемая часть жизни народа. Она всегда была спутником трудных походов предков якутов, средством передвижения, пищей и одеждой, богатством и основой процветания рода. За многие века образовался культ почитания коня и недаром символом изобилия в якутской культуре является чорон – деревянный кубок, наполненный кумысом – целебным напитком из кобыльего молока. Ежегодный национальный праздник Ысыах в основном посвящался Джесегею и сопровождался традиционным восхвалением коня и угощением всех кумысом.
Во всем мире высоко ценится кобылье молоко, из которого делают кумыс – кисломолочный напиток с превосходными лечебными качествами. Он способствует профилактике и лечению различных заболеваний, в том числе туберкулеза, укреплению иммунной системы организма человека. Мясо и жир жеребятины обладают высокими питательными и лечебными свойствами. Очень ценится сырая печень жеребятины, особо полезна при анемии. Редким деликатесом считаются вареные конские потроха, кровяная колбаса, язык. Даже из гривы и хвоста народ саха создавал красивые изделия прикладного искусства.
Плетение из конского волоса – древнее ремесло народа саха. Сегодняшний интерес к изготовлению изделий из него связан с широкими возможностями для проявления творчества, доступностью и экологической чистотой этого материала.
Традиции работы с конским волосом – это концентрированное воображение многовекового культурного и эстетичного опыта народа. Долгое время была утеря национальной культуры, традиционных промыслов – как работа с конским волосом. Сегодня, благодаря возрождению этого искусства, создаются очень красивые изделия в традиционной манере якутского плетения.
Известны образцы ковриков-циновок, элементы конской упряжи, всевозможные элементы быта, выполненные в технике “соруо”. В изделиях естественный тёплый свет волоса из гривы жеребёнка с плавными переходами от белого до чёрного, его нежность и мягкость, позволяют создавать произведения с довольно обширной световой гаммой, которая, как нельзя точно, ложится в цветовую философию мировосприятия народа саха.
В последнее время интерес к изделиям из конского волоса заметно возрос. Люди заметили еще и его целебные качества, и оберегающие свойства.
Кропотливо изучая, применение конского волоса в создании новых возможностей для творчества мы должны черпать из традиционных мотивов новые идеи для своего творчества, умело и грамотно сочетать старинные традиции и тенденции современной моды Актуальным становится плетение головных уборов, украшений, махалок – дэйбиир, ковриков, оберегов, стелек из конского волоса. При этом сами мастера отмечают, что конский волос обладает не только оберегающими, но и лечебными свойствами: снимает головную боль, стабилизирует давление, массажирует тело.
Прошлое в народном искусстве преобразуется, не умирает, всегда сохраняет полноту цельного мира, формирует культурную память. В современной среде народ саха охотно занимается плетением из конского волоса, носит шляпы, тюбетейки, практически в каждом якутском доме, машине можно видеть обереги, огромным спросом пользуются махалки-дэйбиир, массажеры, коврики и.т.д. Сейчас эти изделия очень актуальны, модны, смотрятся очень стильно и красиво. На мне шляпа из конского волоса, она защищает от воздействия солнечных лучей, одновременно массажирует голову, махалка-дэйбиир в повседневном обиходе используется для отпугивания насекомых, главное назначение ее – использование для очищения ауры человека. Якуты издревле считали, что оберег из конского волоса защищает чакры человека от сглаза, оберегает дом от злых духов, а водителей от дорожных происшествий. В заключение, хочу сказать, что у нас в Якутии, в настоящее время национальный якутский колорит используется не только во время национальных праздников, как это в основном было раньше, но и в повседневной жизни. При этом мастер-изготовитель и люди, одевающие национальную одежду, использующие предметы обихода в быту, традиционные народные украшения являются носителями и пропагандистами традиций этнической культуры народа саха. Сейчас на улицах Якутска и улусов организуются прогулки «флешмобы» в национальной одежде.
Нужно сохранить обычаи предков, не потерять традиции национального шитья,
Заключение: знать и помнить все богатства народного промысла – наш нравственный долг перед грядущими поколениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание Человека в человеке на уроках культуры народов Саха.
«Человек на пути к себе… Он всегда ищет, по какому пути ему следовать. Ему будет легче в пути, если он осознает свою сущность и Ритуал как систему трансляции личности, если он научится проявлять в сло...
"Влияние использования нестандартного массажера из конских волос на формирование интереса младшего школьного возраста"
В настоящее время в школах морально устаревшее спортивное оборудование, которое не позволяет эффективно проводить уроки физической культуры. Вследствие этого у детей падает интерес к урокам физк...
Проект "Плетение из конского волоса"
Проект «Плетение из конского волоса» Проблема. Сохранение национальных художественных традиций – долг современного поколения .Приобщение учащихся к национальным духовным ценностям , включать их ...
Олонхо как средство изучения истории происхождения народа Саха
«В делах и подвигах национальных героев мы изучаем эпическое наследие духовной культуры народа Саха, олонхо является своеобразной энциклопедией древней истории, которую необходимо сохранять, изу...
«Олонхо как средство изучения истории происхождения народа Саха»
Цели и задачи урока:1. Получение представления об олонхо как историко-этнографическом источнике изучения древней истории народа Саха2....
Доклад "Трудовое воспитание детей на традициях народа Саха"
В настоящее время происходит возрождение традиций. Изменилось представление о национальных традициях, как о чем- то, фиксирующем только моменты различия наций. Сложившиеся в прошлом некоторые традиции...
Олонхо- богатство народов Саха
МР «Уус-Алдан улууьа (оройуона)»МБОУ «В.Н.Мигалкин аатынанЧаран орто уопсай уерэхтээьин оскуолата» «Олонхо – саха норуотун ...