Классный час "Мы - музыканты"
классный час на тему
Материал на тему "Мы - музыканты" для проведения классного часа в ДМШ и ДШИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_my_-_muzykanty.docx | 58.15 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема классного часа: «Мы - музыканты».
Место проведения: МБУДО «Дорогобужская ДМШ», класс № 8.
Продолжительность: 40 минут.
Участники: преподаватель, учащиеся класса и их родители.
Оборудование: фортепиано, стулья, материалы классного часа, нотные сборники, ноутбук, плакаты.
Цель: ознакомление с музыкальным материалом.
Задачи:
а) повышение уровня знаний учащихся;
б) расширение багажа музыкальных впечатлений;
в) формирование интереса к данному виду внеклассной работы у обучающихся и их родителей.
Методика проведения классного часа: лекция - концерт.
Подготовительный этап:
Учащиеся и классный руководитель заранее подготавливают к исполнению несколько музыкальных произведений на тему классного часа. Преподаватель подготавливает материалы.
ПЛАН
1.Вступительное слово. ……………………………………………………1 минута
2. Ознакомление с материалами лекции, прослушивание концертных номеров……………………………...………………………………........... 38 минут
4.Заключительная часть. .………………………………………………….1 минута.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Звучит фонограмма. Приглашенные на мероприятие входят в зал.
Ответственный за проведение классного часа приветствует учащихся и их родителей, объявляет тему, перечисляет цель и задачи мероприятия. Затем присутствующие прослушивают подготовленные материалы лекции-концерта. В заключение организатор мероприятия предлагает ответить на несколько вопросов и прощается со зрителями.
МАТЕРИАЛЫ КЛАССНОГО ЧАСА
(звучит фонограмма)
Ведущий:
Музыка… Что мы знаем о музыке, о музыкальных произведениях, о музыкантах - исполнителях? Можем ли называть себя музыкантами, обучаясь в музыкальной школе? Что должны знать о музыке дети – ученики ДМШ, а также их родители?...
На множество вопросов, связанных с музыкой, мы ответим с помощью цикла лекций – концертов на данную тему. Сегодня – одна из таких встреч….
Ведущий:
В Википедии говорится: «Музыка́нт — специалист в области музыки или тот, кто занимается игрой на музыкальном инструменте]; занимающийся музыкой профессионально или как знаток и любитель.
Слово это появилось в русском языке при Петре I как заимствование из немецкого, в который оно попало в средние века через латинское посредство, и восходит к древне - греческому первоисточнику со значением музыкальное (искусство) или музыка.»
(ведущий предлагает присутствующим зачитать на плакате цитаты известных людей и музыкантов о музыке)
Ведущий:
Итак, музыкант — это человек, специально занимающийся музыкой как искусством; профессионал или любитель, играющий на каком-нибудь инструменте.
Что же можно исполнить на музыкальных инструментах? И знаете ли вы, какие произведения изучают в музыкальных школах?
Учащиеся:
Этюды,.пьесы, сонаты.
Ведущий:
Верно. А еще гаммы!
(преподаватель виртуозно проигрывает гамму)
Ведущий:
Википедия нам говорит, что «Га́мма — звукоряд неопределённой протяжённости, соседние ступени которого отстают друг от друга на целый тон или полутон. Под гаммой в школьной исполнительской практике подразумевают восходящие либо нисходящие октавные звукоряды».
Гаммы делятся на две большие группы: мажорные и минорные.
(ведущий спрашивает у учеников принцип строения гамм, один из обучающихся отвечает)
Ведущий:
Все верно!
Мажорные гаммы строятся по принципу: два тона, полутон, три тона, полутон. Самая простая мажорная гамма для фортепиано — до мажор (C- dur).Минорные гаммы строятся по принципу: тон, полутон, два тона, полутон, два тона. Самая простая минорная гамма для фортепиано — ля минор (a-moll).
И мажорные, и минорные гаммы делятся на диезные и бемольные.
Диезные гаммы — это гаммы, тональности которых при ключе имеют диезы.
Бемольные гаммы — это гаммы, тональности которых при ключе имеют
бемоли.
(зрители знакомятся с записью гамм)
Ведущий:
Хроматические гаммы — гаммы, строящияся по типу: полутон, полутон.
Расходящиеся гаммы — гаммы, начинающиеся с октавы. Играются вначале вверх, аналогично обычной гамме, доходя до начала, а потом — две руки расходятся в разные стороны.
(преподаватель проигрывает разные виды гаммы)
Ведущий:
Как вы думаете. Для чего нам необходимо играть гаммы на уроках? (ведущий обращается к ученикам младшего класса, но ребята затрудняются с ответом на заданный вопрос).
Ведущий:
Гаммы необходимы для развития беглости пальцев музыканта, улучшения координации рук. Также регулярные занятия повышают выносливость мышц. Гаммы — основа исполнительского искусства. Музыкант, постоянно играющий их, не будет испытывать проблем с составлением аппликатуры в произведениях.
Но… гаммы от разных тоник будут звучать по-разному, если мы не будем применять знаки альтерации. Что это за знаки?
Учащиеся:
Диезы и бемоли.
Ведущий:
Да, правильно!
А каким образом определяют в музыке, сколько знаков альтерации нужно применять при игре гамм?
Учащиеся:
По квинтовому кругу.
Ведущий:
Верно. А что такое квинта?
Ученики:
Это – интервал, охватывающий 5 ступеней.
Ведущий:
Давайте посмотрим на схему квинтового круга!
(преподаватель выходит к плакату со схемой Квинтового круга и рассказывает о системе знаков)
Ведущий:
Что же еще используется для развития беглости в обучении на фортепиано?
Учащиеся:
Этюды.
Ведущий:
Этю́д — инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.
Сейчас в исполнении учащихся класса мы прослушаем несколько этюдов разных авторов.
(учащиеся класса исполняют несколько этюдов)
Ведущий:
Жанр этюда известен с XVIII века. Среди композиторов, создававших этюды, наиболее известен Карл Черни: он автор более тысячи фортепианных этюдов разного уровня и на разные типы техники, объединённых в циклы («Школа беглости пальцев», «Школа фуги» и другие).
На новый уровень этот жанр вывел Фредерик Шопен: его этюды не только являются упражнениями на технику, но имеют большую художественную ценность и часто исполняются в концертах.
Среди выдающихся композиторов, писавших этюды для фортепиано — Роберт Шуман («Симфонические этюды», ор. 13), Ференц Лист («Этюды высшего мастерства»; Этюды по каприсам Паганини; Большие концертные этюды), Камиль Сен-Санс, Клод Дебюсси и многие другие.
(ведущий предлагает прослушать «Революционный» этюд Фридерика Шопена в исполнении Святослава Рихтера)
Ведущий:
А теперь давайте посмотрим на подготовленные мною музыкальные сборники. Какие названия мы видим в оглавлении?
(зрители просматривают нотные издания, отвечают ведущему на поставленный вопрос)
Ведущий:
А что такое «полифоническая пьеса», «полифония»? Для чего мы в музыкальной школе изучаем такие произведения?
Учащиеся:
Чтобы научиться играть старинную музыку.
Ведущий:
Давайте, посмотрим, как танцевали старинные танцы и послушаем, какая музыка звучала в те далекие времена.
(все зрители просматривают видео танца, где в инструментальном сопровождении звучит «Менуэта» Г. Генделя)
Ведущий:
Итак, старинные танцы… Основа старинной музыки, сопровождающей их – в полифоническом проведении голосов. Что же такое «полифония»?
Википедия отвечает нам на этот вопрос так: «Полифония (от греч. поли – многий; фон – звук, голос; буквально – многоголосие) – это вид многоголосия, основанный на одновременном сочетании и развитии нескольких самостоятельных мелодических линий. Полифонию называют ансамблем мелодий».
Существуют различные музыкальные формы и жанры, применяемые для создания произведений полифонического склада: фуга, фугетта, инвенция, канон, полифонические вариации, в XIV – XVI вв. – мотет, мадригал. Ведущий:
А скажите, пожалуйста, уважаемые родители, что важно при исполнении старинной музыки?
(зрители затрудняются ответить)
Ведущий:
Коренная особенность полифонической фактуры - текучесть, которая достигается стиранием цезур, разделяющих построения, незаметностью переходов от одного к другому. И этому мы обучаем в музыкальной школе.
Из Википедии мы знаем, что «Полифо́ни́я в теории музыки — склад многоголосной музыки, определяющийся функциональным равноправием отдельных голосов (мелодических линий, мелодий в широком смысле) многоголосной фактуры. В музыкальной пьесе полифонического склада голоса равноправны в композиционно-техническом и логическом отношениях. Словом «полифония» также именуется музыкально-теоретическая дисциплина, которая преподаётся в курсах среднего и высшего музыкального образования для композиторов и музыковедов».
Ведущий обращается к родителям:
Какова главная задача дисциплины полифонии на ваш взгляд?
Родители:
Практическое изучение полифонических композиций.
Ведущий:
Это правильный ответ!
Сейчас мы послушаем два полифонических произведения, подготовленные моими ученицами.
(ученицы исполняют музыкальные произведения)
Ведущий:
Первые сохранившиеся образцы европейской полифонической музыки — непараллельные и мелизматические органумы (IX—XI века). В XV—XVI веках полифония становится нормой для всей европейской музыки, как церковной (многоголосной), так и светской. Наивысшего расцвета полифоническая музыка достигла в творчестве Генделя и Баха в XVII—XVIII веках.
Различают 4 вида полифонии: гетерофония, подголосочная, имитационная, разнотемная полифония.
Гетерофония - вид многоголосия, возникающий при совместном (вокальном, инструментальном или смешанном) исполнении мелодии, когда в одном или нескольких голосах происходят отступления от основного напева.
(преподаватель проигрывает пример гетерофонии - Танцевальную песню XIII века из собрания X. И. Мозера "TцnendeAltertьmer").
Подголосочная полифония — вид многоголосия, свойственный русской, украинской, белорусской народной музыке, а также ориентированным на фольклор произведениям профессионального музыкального искусства. При хоровом исполнении песен в медленном и умеренном движении (лирические протяжные и свадебные, медленные хороводные, казачьи) происходит' ответвление от основного напева и образуются самостоятельные варианты мелодии — подголоски.
(звучит аудиозапись свадебной казачьей песни)
Ведущий:
Имитационная полифония (от латинского — «подражание») — проведение одной и той же темы поочередно в разных голосах.
(в исполнении ученицы класса звучит «Двухголосная инвенция ля минор И. С. Баха)
Ведущий:
В разнотемной полифонии одновременно звучат разные, иногда контрастные мелодии.
(зрители прослушивают видео – отрывок 1-й части Симфонии №5 Д.Д.Шостаковича)
Ведущий:
Давайте посмотрим, какие еще есть произведения в нотных сборниках, рекомендуемых учащимся музыкальных школ.
(родители с детьми отвечают)
Ведущий:
Вы обратили внимание на присутствие в нотах и так называемых произведений крупной формы – сонат и вариаций. Что же это такое «Музыкальная форма»? Что говорит Википедия об этом?
«Музыка́льная фо́рма — многозначный музыкальный термин, описывающий строение музыкального произведения».
Ведущий:
Как строятся музыкальные произведения крупной формы?
Зрители:
Наверное, из нескольких частей.
Ведущий:
Правильно!
Произведение состоит из отдельных музыкальных фраз — маленьких целостных музыкальных фрагментов. Музыкальные фразы объединяются в периоды. Периоды объединяются в части. Все эти фрагменты (фразы, периоды, части) музыкального произведения обозначаются латинскими буквами: A, B, C и т. д. Различные сочетания фрагментов образуют различные музыкальные формы.
Одночастная форма (A). Её называют также балладной формой. Наиболее примитивная форма. Мелодия может повторяться с незначительными изменениями (форма AA1A2…). Примеры балладной формы – частушки.
(педагог пропевает несколько куплетов частушек, обращая внимание на изменение мотива в окончании)
Двухчастная форма (AB). Состоит из двух контрастных фрагментов — аргумента и контраргумента (например, пьеса «Шарманщик поет» из «Детского альбома» П. И. Чайковского).
(исполнение пьесы педагогом)
Ведущий:
Есть и трёхчастная форма (ABA). Её называют также песенной или тернарной
Есть еще концентрическая форма. Такая форма состоит из трёх и более частей, повторяющихся после центральной в обратном порядке, к примеру: А В С В А.
В музыкальных учреждениях, где обучаются дети юного возраста, изучают Сонаты, которые относятся к классической форме.
Сонатная форма — это форма, в экспозиции (1 часть) которой проводятся две контрастные темы в разных тональностях (главная партия и побочная), которые повторяются в репризе (3 часть) в ином тональном соотношении — тонально сближаясь (чаще всего, обе в тональности главной темы). Срединный раздел (2 часть) представляет собой в типичном случае «Разработку», то есть тонально неустойчивую часть, где происходит развитие предыдущих интонаций.
Сонатная форма выделяется среди всех остальных форм. Это единственная форма, которая не получила развития в танцевальных и вокальных жанрах.
(исполнение Сонаты Ф. Кулау ученицей класса)
Ведущий:
А какие еще формы музыкальных произведений вам известны?
(родители и учащихся затрудняются ответить на заданный вопрос)
Ведущий:
Сейчас коротко я ознакомлю вас с ними.
Форма Рондо. Свобода, свойственная сонатной форме, расширяется в рондо. Её форма представляет собой конструкцию ABACADAEAF. То есть совершенно разные фрагменты, тональности и размеры связываются начальной темой A.
Есть сонаты в форме рондо - Рондо-сонаты. Здесь смешанная форма, имеющая черты рондо и сонатной формы. Форма состоит из трёх основных разделов, в которой по принципу рондо строятся крайние разделы (оба или один из них), а средний представляет собой разработку, заимствованную от сонатной формы.
Еще одна из форм – Вариации. Это одна из старейших музыкальных форм (известна с XIII века). Состоит из темы и не менее двух изменённых воспроизведений.
Фуга - форма полифонической музыки XVII—XVIII веков. В классической однотемной фуге несколько голосов повторяют заданную тему. Состоит из трёх частей: экспозиции, развития и заключения.
Симфония - это произведение, объединяющее несколько разных музыкальных форм, обычно в оркестровом исполнении. Как правило, состоит из четырёх частей:
- Соната аллегро (быстрая соната).
- Медленная часть.
- Менуэт (короткое величественное танцевальное произведение в размере 3/4).
- Сочетание сонаты и рондо, которое является тематическим повторением первой части.
Циклические формы – это крупные произведения, состоящие из отдельных частей, объединенных общим замыслом (Сюита и Сонатно-симфонический цикл).
Другие музыкальные формы таковы:
- Концерт — произведение для солирующего инструмента с оркестром.
- Дуэт — музыкальное сочинение для двух инструментов или двух голосов с инструментальным сопровождением.
- Этюд — краткое произведение, построенное на определённом техническом аспекте, таком как, например, гаммы, и предназначенное для упражнений в исполнительском мастерстве.
- Фантазия — свободная форма.
- Песенная форма — обозначение двух- и трёхчастных форм небольшого и среднего масштаба.
- Текстомузыкальная форма — тип музыкальной формы, специфика которой определяется строением вербального (молитвословного, поэтического, прозаического) текста.
- Строфическая форма — разновидность текстов музыкальной песенной формы, в основе которой лежит поэтическая строфа (например, в старинной французской шансон)
Ведущий:
Вот такое многообразие форм музыки!
Мы же в фортепианных классах очень любим играть пьесы.
(в исполнении учениц младших классов звучат пьесы разных композиторов)
Ведущий:
В Википедии записано: «Характеристи́ческая пье́са, хара́ктерная пьеса— небольшое музыкальное произведение, отражающее настроение или имеющее программное название..
Первые упоминания charakter- в названии пьес встречаются уже в XVIII веке, например, у Бетховена, который назвал так симфоническую увертюру «Леонора». До 1830-х годов термин остаётся малоупотребимым, но затем, с развитием фортепианной музыки, находит всё больше приверженцев этой формы. Во второй половине XIX века появляется множество характиристических пьес и наблюдается тенденция к расширению значения термина: кроме музыки, характеризующей настроение, он начинает относиться и к музыкальному описанию мест, событий и персонажей».
(прослушивание аудиозаписи пьесы Л. Бетховена «К Элизе»)
Ведущий:
Практически в каждом нотном сборнике есть произведения - ансамбли.
Анса́мбль — это совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками и само музыкальное произведение для небольшого состава исполнителей.
В зависимости от количества исполнителей (от двух и более) ансамбль называется дуэтом, трио (терцетом), квартетом, квинтетом, секстетом,
септетом, октетом, нонетом, дециметом, ундециметом или дуодециметом (по латинским названиям чисел).
Как самостоятельные произведения, ансамбли принадлежат к области камерной музыки, однако ансамблями называют также и номера с участием нескольких солистов в вокально-симфоническойили хоровой музыке, в том числе в операх.
Из области академической музыки название «ансамбль» распространилось в некоторые другие: в частности, в советской эстрадной музыке 1970-х гг. был широко распространён термин ВИА (вокально-инструментальный ансамбль).
(преподаватель предлагает к просмотру два видео)
Ведущий:
Вот и заканчивается наша встреча с вами. Давайте подведем итоги, ответив на несколько вопросов:
1. Должны ли мы все (и не только дети) знать о музыке?
2. Хорошо ли, что ребята не только слушают, но и углубленно изучают музыкальные произведения в ДМШ?
3. Будете ли вы - родители помогать своему ребенку в его стремлении постигать тонкости музыкального искусства?
4. Будете ли вы в дальнейшем посещать подобные мероприятия, заинтересованы ли вы теперь в подобных рассказах о музыке?
5. Все ли было понятно из сегодняшнего разговора?
6. О чем бы вы хотели поговорить в следующий раз?
(ученики и родители активно участвуют в опросе и благодарят педагога за проведенное мероприятие)
ЛИТЕРАТУРА:
1.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%82
2. http://www.wisdoms.ru/95.htm
3.http://o-ili
v.ru/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0_(%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0)
4.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%82%D1%8E%D0%B4_(%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0)
5. http://www.studfiles.ru/preview/2918155/page:26/
6.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F
7.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0
8.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%8C%D0%B5%D1%81%D0%B0_(%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0)
ВИДЕО:
1. https://www.youtube.com/watch?v=wM0PE2glW7Y
2. https://my.mail.ru/mail/elavrina/video/3060/6104.html
3. https://www.youtube.com/watch?v=AhdCli2M7X4
4. https://www.youtube.com/watch?v=vGyeDVUgS7g
5. https://www.youtube.com/watch?v=UdGk--f9d-w
6. https://www.youtube.com/watch?v=EHezuRclyxY
7. https://my.mail.ru/mail/gianiro/video/926/1881.html?related_deep=1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коммуникативная компетенция педагога-музыканта как необходимое условие результативности педагогического процесса
Социально-экономические, социально-культурные и политические реформы России, происходящие в контексте глобальных изменений в мире в целом, ведут к большим изменениям в системе отечественного обр...
Сценарий первоапрельского концерта «музыканты шутят»
Настоящая разработка поможет найти новые формы обучения и развития учеников фортепианного отдела музыкальных школ, сделает их общение с музыкой увлекательным и интересным....
Сценарий первоапрельского концерта «музыканты шутят»
Настоящая разработка поможет найти новые формы обучения и развития учеников фортепианного отдела музыкальных школ, сделает их общение с музыкой увлекательным и интересным....
внеклассное мероприятие "Юный музыкант"
для учащихся 1-4 классов...
Сценарий пьесы по сказке братьев Гримм "Бременские музыканты"
Данное мероприятие можно провести в рамках недели иностранных языков....
Музыканты о музыкантах
Как правило, в изучении биографий знаменитых людей хорошо запоминаются яркие и интересные факты. Эти высказывания Моцарта о Гайдне помогут ученикам XXI века оценитьчувство юмора этих композиторов...
классный часм "Подросток и закон"
Игра по станциям...