Классный час "Мы - музыканты"
классный час на тему

Воронежская (Бутко) Светлана Анатольевна

Материал на тему "Мы - музыканты" для проведения классного часа в ДМШ и ДШИ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_my_-_muzykanty.docx58.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема классного часа: «Мы - музыканты».

Место проведения: МБУДО «Дорогобужская  ДМШ», класс № 8.

Продолжительность: 40 минут.

Участники: преподаватель, учащиеся класса и их родители.

Оборудование:  фортепиано, стулья, материалы классного часа, нотные сборники, ноутбук, плакаты.

Цель: ознакомление с музыкальным материалом.

Задачи:

а) повышение уровня знаний учащихся;

б) расширение багажа музыкальных впечатлений;

в) формирование интереса к данному виду внеклассной работы у обучающихся и их родителей.

Методика проведения классного часа: лекция  - концерт.

                        Подготовительный этап:

          Учащиеся и классный руководитель заранее подготавливают к исполнению несколько музыкальных произведений на тему классного часа.  Преподаватель подготавливает материалы.

                                       ПЛАН                                       

1.Вступительное слово. ……………………………………………………1 минута

2. Ознакомление с материалами лекции, прослушивание концертных номеров……………………………...………………………………........... 38 минут

4.Заключительная часть. .………………………………………………….1 минута.

                                  ХОД  КЛАССНОГО ЧАСА

 Звучит фонограмма. Приглашенные на мероприятие входят в зал.

Ответственный за проведение классного часа  приветствует учащихся и их родителей, объявляет тему, перечисляет цель и задачи мероприятия. Затем присутствующие прослушивают подготовленные материалы лекции-концерта.  В заключение  организатор  мероприятия предлагает ответить на несколько вопросов и прощается  со зрителями.

                             МАТЕРИАЛЫ КЛАССНОГО ЧАСА                                     

                                        (звучит фонограмма)

Ведущий:

          Музыка… Что мы знаем о музыке, о музыкальных произведениях, о  музыкантах -  исполнителях? Можем ли называть себя музыкантами, обучаясь в музыкальной школе?  Что должны знать о музыке дети – ученики ДМШ, а также их родители?...

            На множество  вопросов, связанных с музыкой, мы ответим с помощью цикла лекций – концертов на данную тему. Сегодня – одна из таких встреч….

Ведущий:

          В Википедии говорится: «Музыка́нт — специалист в области музыки или тот, кто занимается игрой на музыкальном инструменте]; занимающийся музыкой профессионально или как знаток и любитель.

            Слово это появилось в русском языке при Петре I как заимствование из немецкого, в который оно попало в средние века через латинское посредство, и восходит к древне - греческому первоисточнику со значением музыкальное (искусство) или музыка.»

(ведущий предлагает присутствующим зачитать на плакате цитаты известных людей и музыкантов о музыке)

Ведущий:

          Итак, музыкант  — это человек, специально занимающийся музыкой как искусством; профессионал или любитель, играющий на каком-нибудь инструменте.

           Что же можно исполнить на музыкальных инструментах? И знаете ли вы, какие произведения изучают в музыкальных школах?

Учащиеся:

          Этюды,.пьесы, сонаты.

Ведущий:

          Верно. А еще гаммы!

                      (преподаватель виртуозно проигрывает гамму)

Ведущий:

          Википедия нам говорит, что «Га́мма  — звукоряд  неопределённой протяжённости, соседние ступени которого отстают друг от друга на целый тон или полутон. Под гаммой в школьной исполнительской практике подразумевают восходящие либо нисходящие октавные звукоряды».

          Гаммы делятся на две большие группы: мажорные и минорные.

(ведущий спрашивает у учеников принцип строения гамм, один из обучающихся отвечает)

Ведущий:

          Все верно!

            Мажорные гаммы строятся по принципу: два тона, полутон, три тона, полутон. Самая простая мажорная гамма для фортепиано — до мажор (C- dur).Минорные гаммы строятся по принципу: тон, полутон, два тона, полутон, два тона. Самая простая минорная гамма для фортепиано — ля минор (a-moll).

          И мажорные, и минорные гаммы делятся на диезные и бемольные.

Диезные гаммы — это гаммы, тональности которых при ключе имеют диезы.

Бемольные гаммы — это гаммы, тональности которых при ключе имеют

бемоли.

                      (зрители знакомятся с записью гамм)

Ведущий:

            Хроматические гаммы — гаммы, строящияся по типу: полутон, полутон.

Расходящиеся гаммы — гаммы, начинающиеся с октавы. Играются вначале вверх, аналогично обычной гамме, доходя до начала, а потом — две руки расходятся в разные стороны.

                   (преподаватель проигрывает разные виды гаммы)

Ведущий:

          Как вы думаете. Для чего нам необходимо играть гаммы на уроках? (ведущий обращается к ученикам младшего класса, но ребята  затрудняются с ответом на заданный вопрос).

Ведущий:

           Гаммы необходимы для развития беглости пальцев музыканта, улучшения координации рук. Также регулярные занятия повышают выносливость мышц. Гаммы — основа исполнительского искусства. Музыкант, постоянно играющий их, не будет испытывать проблем с составлением аппликатуры в произведениях.

           Но… гаммы от разных тоник будут звучать по-разному, если мы не будем применять знаки альтерации. Что это за знаки?

Учащиеся:

          Диезы и бемоли.

Ведущий:

          Да, правильно!

           А каким образом определяют в музыке, сколько знаков альтерации нужно применять при игре гамм?

Учащиеся:

          По квинтовому кругу.

Ведущий:

          Верно. А что такое квинта?

Ученики:

          Это – интервал, охватывающий 5 ступеней.

Ведущий:

          Давайте посмотрим на схему квинтового круга!

(преподаватель выходит к плакату со схемой Квинтового круга и рассказывает о системе знаков)

Ведущий:

          Что же еще используется для развития беглости в обучении на фортепиано?

Учащиеся:

         Этюды.

Ведущий:

          Этю́д — инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.

           Сейчас в исполнении учащихся класса мы прослушаем несколько этюдов разных авторов.

                  (учащиеся класса исполняют несколько этюдов)

Ведущий:

          Жанр этюда известен с XVIII века. Среди композиторов, создававших этюды, наиболее известен Карл Черни: он автор более тысячи фортепианных этюдов разного уровня и на разные типы техники, объединённых в циклы («Школа беглости пальцев», «Школа фуги» и другие).

          На новый уровень этот жанр вывел Фредерик Шопен: его этюды не только являются упражнениями на технику, но имеют большую художественную ценность и часто исполняются в концертах.

           Среди выдающихся композиторов, писавших этюды для фортепиано — Роберт Шуман («Симфонические этюды», ор. 13), Ференц Лист («Этюды высшего мастерства»; Этюды по каприсам Паганини; Большие концертные этюды), Камиль Сен-СансКлод Дебюсси и многие другие.

(ведущий предлагает прослушать  «Революционный» этюд Фридерика Шопена в исполнении Святослава Рихтера)

Ведущий:

          А теперь давайте посмотрим на подготовленные мною музыкальные сборники. Какие названия мы видим в оглавлении?

(зрители просматривают  нотные издания, отвечают  ведущему на поставленный вопрос)

Ведущий:

           А что такое «полифоническая пьеса», «полифония»? Для чего мы в музыкальной школе изучаем такие произведения?

Учащиеся:

          Чтобы научиться играть старинную музыку.

Ведущий:

           Давайте, посмотрим, как танцевали старинные танцы и послушаем, какая музыка звучала в те далекие времена.

 (все зрители просматривают видео танца, где в инструментальном сопровождении звучит «Менуэта» Г. Генделя)

Ведущий:

           Итак, старинные  танцы… Основа старинной музыки, сопровождающей их – в полифоническом проведении голосов. Что же такое «полифония»?

            Википедия отвечает нам на этот вопрос так: «Полифония (от греч. поли – многий; фон – звук, голос; буквально – многоголосие) – это вид многоголосия, основанный на одновременном сочетании и развитии нескольких самостоятельных мелодических линий. Полифонию называют ансамблем мелодий».

         Существуют различные музыкальные формы и жанры, применяемые для создания произведений полифонического склада: фуга, фугетта, инвенция, канон, полифонические вариации, в XIV – XVI вв. – мотет, мадригал. Ведущий:

         А скажите, пожалуйста, уважаемые родители, что важно при исполнении старинной музыки?

                        (зрители затрудняются ответить)

Ведущий:

        Коренная особенность полифонической фактуры - текучесть, которая достигается стиранием цезур, разделяющих построения, незаметностью переходов от одного к другому. И этому мы обучаем в музыкальной школе.

           Из Википедии мы знаем, что «Полифо́ни́я  в теории музыки — склад многоголосной музыки, определяющийся функциональным равноправием отдельных голосов (мелодических линий, мелодий в широком смысле) многоголосной фактуры. В музыкальной пьесе полифонического склада голоса равноправны в композиционно-техническом  и логическом отношениях. Словом «полифония» также именуется музыкально-теоретическая дисциплина, которая преподаётся в курсах среднего и высшего музыкального образования для композиторов и музыковедов».

Ведущий обращается к родителям:

          Какова главная задача дисциплины полифонии на ваш взгляд?

Родители:

          Практическое изучение полифонических композиций.

Ведущий:

          Это правильный ответ!

           Сейчас мы послушаем  два полифонических произведения, подготовленные моими ученицами.

               (ученицы исполняют музыкальные произведения)

Ведущий:

           Первые сохранившиеся образцы европейской полифонической музыки — непараллельные и мелизматические органумы (IX—XI века). В XVXVI веках полифония становится нормой для всей европейской музыки, как церковной (многоголосной), так и светской. Наивысшего расцвета полифоническая музыка достигла в творчестве Генделя и Баха в XVIIXVIII веках.

       Различают 4  вида полифонии: гетерофония, подголосочная, имитационная, разнотемная полифония.

 

           Гетерофония  - вид многоголосия, возникающий при совместном (вокальном, инструментальном или смешанном) исполнении мелодии, когда в одном или нескольких голосах происходят отступления от основного напева. 

(преподаватель проигрывает пример гетерофонии - Танцевальную песню XIII века из собрания X. И. Мозера "TцnendeAltertьmer").                                

            Подголосочная полифония — вид многоголосия, свойственный русской, украинской, белорусской народной музыке, а также ориентированным на фольклор произведениям профессионального музыкального искусства. При хоровом исполнении песен в медленном и умеренном движении (лирические протяжные и свадебные, медленные хороводные, казачьи) происходит' ответвление от основного напева и образуются самостоятельные варианты мелодии — подголоски.

                   (звучит аудиозапись свадебной казачьей песни)

 Ведущий:

         Имитационная полифония (от латинского — «подражание») — проведение одной и той же темы поочередно в разных голосах.

 (в исполнении ученицы класса звучит «Двухголосная инвенция ля минор И. С. Баха) 

 Ведущий:

          В разнотемной полифонии  одновременно звучат разные, иногда контрастные мелодии.

 (зрители прослушивают видео – отрывок 1-й части Симфонии №5             Д.Д.Шостаковича)

 

Ведущий:

            Давайте посмотрим, какие еще есть произведения в нотных сборниках, рекомендуемых учащимся музыкальных школ.

                               (родители с детьми отвечают)

Ведущий:

          Вы обратили внимание на присутствие в нотах и так называемых произведений крупной формы – сонат и вариаций. Что же это такое «Музыкальная форма»? Что говорит Википедия об этом?

          «Музыка́льная фо́рма  — многозначный музыкальный термин, описывающий строение музыкального произведения».

Ведущий:

          Как строятся музыкальные произведения крупной формы?

Зрители:

          Наверное, из нескольких частей.

Ведущий:

          Правильно!

          Произведение состоит из отдельных музыкальных фраз — маленьких целостных музыкальных фрагментов. Музыкальные фразы объединяются в периоды. Периоды объединяются в части. Все эти фрагменты (фразы, периоды, части) музыкального произведения обозначаются латинскими буквами: A, B, C и т. д. Различные сочетания фрагментов образуют различные музыкальные формы.

          Одночастная форма (A). Её называют также балладной формой. Наиболее примитивная форма. Мелодия может повторяться с незначительными изменениями (форма AA1A2…). Примеры балладной формы – частушки. 

(педагог пропевает несколько куплетов частушек, обращая внимание на изменение мотива в окончании)

          Двухчастная форма (AB). Состоит из двух контрастных фрагментов — аргумента и контраргумента (например, пьеса «Шарманщик поет» из «Детского альбома» П. И. Чайковского).

                                  (исполнение пьесы педагогом)

Ведущий:

          Есть и трёхчастная форма (ABA). Её называют также песенной или тернарной

          Есть еще концентрическая форма. Такая форма состоит из трёх и более частей, повторяющихся после центральной в обратном порядке, к примеру: А В С В А.

          В музыкальных учреждениях, где обучаются дети юного возраста, изучают Сонаты, которые относятся к классической форме.

          Сонатная форма — это форма, в экспозиции (1 часть) которой проводятся две контрастные темы в разных тональностях (главная партия и побочная), которые повторяются в репризе (3 часть) в ином тональном соотношении — тонально сближаясь (чаще всего, обе в тональности главной темы). Срединный раздел (2 часть) представляет собой в типичном случае «Разработку», то есть тонально неустойчивую часть, где происходит развитие предыдущих интонаций.

         Сонатная форма выделяется среди всех остальных форм. Это единственная форма, которая не получила развития в танцевальных и вокальных жанрах.

               (исполнение Сонаты Ф. Кулау ученицей класса)

Ведущий:

          А какие еще формы музыкальных произведений вам известны?

    (родители и учащихся затрудняются ответить на заданный вопрос)

Ведущий:

         Сейчас коротко я ознакомлю вас с ними.

         Форма Рондо. Свобода, свойственная сонатной форме, расширяется в рондо. Её форма представляет собой конструкцию ABACADAEAF. То есть совершенно разные фрагменты, тональности и размеры связываются начальной темой A.

          Есть сонаты в форме рондо - Рондо-сонаты. Здесь смешанная форма, имеющая черты рондо и сонатной формы. Форма состоит из трёх основных разделов, в которой по принципу рондо строятся крайние разделы (оба или один из них), а средний представляет собой разработку, заимствованную от сонатной формы.

           Еще одна из форм – Вариации. Это одна из старейших музыкальных форм (известна с XIII века). Состоит из темы и не менее двух изменённых воспроизведений.

         Фуга - форма полифонической музыки XVII—XVIII веков. В классической однотемной фуге несколько голосов повторяют заданную тему. Состоит из трёх частей: экспозиции, развития и заключения.

         Симфония - это произведение, объединяющее несколько разных музыкальных форм, обычно в оркестровом исполнении. Как правило, состоит из четырёх частей:

  1. Соната аллегро (быстрая соната).
  2. Медленная часть.
  3. Менуэт (короткое величественное танцевальное произведение в размере 3/4).
  4. Сочетание сонаты и рондо, которое является тематическим повторением первой части.

         Циклические формы – это крупные произведения, состоящие из отдельных частей, объединенных общим замыслом (Сюита и Сонатно-симфонический цикл).

          Другие музыкальные формы таковы:

  • Концерт — произведение для солирующего инструмента с оркестром.
  • Дуэт — музыкальное сочинение для двух инструментов или двух голосов с инструментальным сопровождением.
  • Этюд — краткое произведение, построенное на определённом техническом аспекте, таком как, например, гаммы, и предназначенное для упражнений в исполнительском мастерстве.
  • Фантазия — свободная форма.
  • Песенная форма — обозначение двух- и трёхчастных форм небольшого и среднего масштаба.
  • Текстомузыкальная форма — тип музыкальной формы, специфика которой определяется строением вербального (молитвословного, поэтического, прозаического) текста.
  • Строфическая форма — разновидность текстов музыкальной песенной формы, в основе которой лежит поэтическая строфа (например, в старинной французской шансон)

Ведущий:

          Вот такое многообразие форм музыки!

          Мы же в фортепианных классах очень любим играть пьесы.

 (в исполнении учениц младших классов звучат пьесы разных композиторов)

Ведущий:

           В Википедии записано: «Характеристи́ческая пье́са, хара́ктерная пьеса— небольшое музыкальное произведение, отражающее настроение или имеющее программное название..

            Первые упоминания charakter- в названии пьес встречаются уже в XVIII веке, например, у Бетховена, который назвал так симфоническую увертюру «Леонора». До 1830-х годов термин остаётся малоупотребимым, но затем, с развитием фортепианной музыки, находит всё больше приверженцев этой формы. Во второй половине XIX века появляется множество характиристических пьес и наблюдается тенденция к расширению значения термина: кроме музыки, характеризующей настроение, он начинает относиться и к музыкальному описанию мест, событий и персонажей».

          (прослушивание аудиозаписи пьесы Л. Бетховена «К Элизе»)

Ведущий:

           Практически в каждом нотном сборнике есть  произведения - ансамбли.

Анса́мбль  — это совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками и само музыкальное произведение для небольшого состава исполнителей.

           В зависимости от количества исполнителей (от двух и более) ансамбль называется дуэтомтрио (терцетом), квартетомквинтетомсекстетом

септетомоктетомнонетомдециметом, ундециметом или дуодециметом (по латинским названиям чисел).

          Как самостоятельные произведения, ансамбли принадлежат к области камерной музыки, однако ансамблями называют также и номера с участием нескольких солистов в вокально-симфоническойили хоровой музыке, в том числе в операх.

          Из области академической музыки название «ансамбль» распространилось в некоторые другие: в частности, в советской эстрадной музыке 1970-х гг. был широко распространён термин ВИА (вокально-инструментальный ансамбль).

                  (преподаватель предлагает к просмотру два видео)

Ведущий:

         Вот и заканчивается наша встреча с вами. Давайте подведем итоги, ответив на несколько вопросов:

1. Должны ли мы все (и не только дети) знать о музыке?

2. Хорошо ли, что ребята не только слушают, но и углубленно изучают музыкальные произведения в ДМШ?

3. Будете ли вы - родители помогать своему ребенку в его стремлении постигать тонкости музыкального искусства?

4. Будете ли вы в дальнейшем посещать подобные мероприятия, заинтересованы ли вы теперь в подобных рассказах о музыке?

5. Все ли было понятно из сегодняшнего разговора?

6. О чем бы вы хотели поговорить в следующий раз?

 (ученики и родители активно участвуют в опросе и благодарят педагога за проведенное мероприятие)

                                           ЛИТЕРАТУРА:

1.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%82

2. http://www.wisdoms.ru/95.htm

3.http://o-ili

v.ru/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0_(%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0)

4.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%82%D1%8E%D0%B4_(%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0)

5. http://www.studfiles.ru/preview/2918155/page:26/

6.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F

7.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0

8.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%8C%D0%B5%D1%81%D0%B0_(%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0)

                                               ВИДЕО:

1. https://www.youtube.com/watch?v=wM0PE2glW7Y

2. https://my.mail.ru/mail/elavrina/video/3060/6104.html 

3. https://www.youtube.com/watch?v=AhdCli2M7X4 

4. https://www.youtube.com/watch?v=vGyeDVUgS7g

5. https://www.youtube.com/watch?v=UdGk--f9d-w

6. https://www.youtube.com/watch?v=EHezuRclyxY

7. https://my.mail.ru/mail/gianiro/video/926/1881.html?related_deep=1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативная компетенция педагога-музыканта как необходимое условие результативности педагогического процесса

Социально-экономические, социально-культурные и политические реформы России, происходящие в контексте глобальных изменений в мире в целом, ведут к большим изменениям в системе отечественного обр...

Сценарий первоапрельского концерта «музыканты шутят»

Настоящая разработка поможет найти новые формы обучения и развития учеников фортепианного отдела музыкальных школ, сделает их общение с музыкой увлекательным и интересным....

Сценарий первоапрельского концерта «музыканты шутят»

Настоящая разработка поможет найти новые формы обучения и развития учеников фортепианного отдела музыкальных школ, сделает их общение с музыкой увлекательным и интересным....

Сценарий пьесы по сказке братьев Гримм "Бременские музыканты"

Данное мероприятие можно провести в рамках недели иностранных языков....

Музыканты о музыкантах

Как правило, в изучении биографий знаменитых людей хорошо запоминаются яркие и интересные факты. Эти высказывания Моцарта о Гайдне помогут ученикам XXI века оценитьчувство юмора этих композиторов...