Проектная работа "Методическая разработка урока по направлению "Дом" в рамках подготовки к итоговому сочинению в 11 классе
проект (11 класс) на тему

Вязьмина Разия Ильгамовна

Проект подготовки к итоговому сочинению содержит методическое обоснование подготовительной  работы с обучаниющимися, которые нацелены на качественное написание сочинения, учитывающее требования современной школы. Проект представляет собой систематизацию знаний, нацеленных на  успешное написание итоговой работы. Итоговое сочинение по литературе должно показать стпепень сформированности всех умений и навыков, полученных выпускниками в ходе изучения данного предмета.Проект нацеливает на то, чтобы обучающиеся хорошо справились с этим видом  творческой работы. Написание сочинения очень актуально в связи с переходом на ФГОС, который  направлен на всестороннее развитие личности обучающегося.Сочинение показывает сформированность коммуникативных умений, развитие мышления, эстетические представления выпускника. Однако не всегда обучающиеся могут хорошо справиться с данным видом работы. Существуют определённого вида сложности: недостаточное понимание темы сочинения, неумение привести нужные аргументы, незнание композиции сочинения и т.д. Проект предусматривает помощь при возникновении подобных трудностей. Проанализирована  проблема,  говорится об актуальности проектной работы, сформулирована цель, задачи проекта.Указаны ожидаемые результаты в ходе реализации проекта (с учётом поставленных целей и задач). В конце работы – заключение, а также приведён список используемой литературы и интернет – ресурсов. Данный проект может быть использован при организации внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyazmina_r.i._proekt_.docx92.07 КБ
Файл proekt_vyazmina_prezentatsiya.pptx1.25 МБ

Предварительный просмотр:

                                                                ПРОЕКТНАЯ РАБОТА                                                 

Методическая разработка

урока-сочинения по направлению «Дом»

в рамках подготовки к итоговому сочинению в 11 классе.

Автор разработки:

Вязьмина Разия Ильгамовна,

учитель  русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 15» г.Казань

                                             

                                                 Казань. 2016 г.

  1. Введение.

В данном работе представлена методическая разработка урока – сочинения по направлению «Дом» в рамках подготовки к итоговому сочинению в 11 классе. Проект представляет собой систематизацию знаний, связанных с обучением написанию итоговой работы по литературе обучающимися 11 классов. Итоговое сочинение по литературе должно показать степень сформированности всех умений и навыков, полученных выпускниками в ходе изучения данного предмета. Важно, чтобы обучающиеся хорошо справились с данным видом творческой работы. Написание сочинения очень актуально в связи с переходом на ФГОС, который направлен на всестороннее развитие личности обучающегося. Сочинение показывает сформированность коммуникативных умений, развитие мышления, эстетические представления выпускника. Однако не всегда обучающиеся могут хорошо справиться с данным видом работы. Существуют определённого вида сложности: недостаточное понимание темы сочинения, неумение привести нужные аргументы, незнание композиции сочинения и т.д. Проект предусматривает помощь при возникновении подобных трудностей. Проанализирована  проблема,  говорится об актуальности проектной работы, сформулирована цель, задачи проекта.

Указаны ожидаемые результаты в ходе реализации проекта (с учётом поставленных целей и задач). В конце работы – заключение, а также приведён список используемой литературы и интернет – ресурсов.

  1. Актуальность работы.  

Данная проектная работа очень актуальна. Актуальность проекта обусловлена изменением формы итоговой аттестации обучающихся XI классов, регламентируемой приказом  МО и Н РТ «О проведении итогового сочинения».  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 августа 2014 года № 923 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1400» гласит, что для обучающихся XI классов в декабре последнего года обучения проводится итоговое сочинение как условие допуска к государственной итоговой аттестации по темам (текстам), сформированным по часовым поясам Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.    

Итоговое сочинение предполагает распределение тем сочинений по пяти блокам, один из которых, «Дом», является темой данного проекта.

Новизна разработанного  проекта  заключается в том, что осуществлен системный подход к организации деятельности учащихся по усвоению теории литературы и применению этих знаний на практике (при анализе художественного произведения и при написании сочинения), в построении  урока литературы с опорой на современные методы обучения, способствующие развитию коммуникативной, литературоведческой компетентности старшеклассников через обращение к образцам современной и классической прозы. Введена новая форма итоговой аттестации. Необходимость методической разработки урока по подготовке сочинения по литературе обусловлена тем, что обучающиеся 11 классов массово выполняют данную итоговую работу, и надо максимально подготовить их к её написанию. Блоков по подготовке к сочинению 5, существует необходимость выполнить разработки по всем 5 блокам. Разработка данного проекта поможет обучающимся в подготовке к написанию сочинения по данному блоку.  

3.Цель и задачи проекта

3.1 Цель проекта

 Разработка и реализация сценария урока-сочинения по литературе в 11 классе  по блоку «Дом»,  направленного на подготовку обучающихся к итоговому сочинению.

3.2 Задачи проекта:

1. Изучить критерии оценки итогового сочинения, а также рекомендации МОиН РФ по подготовке к итоговому сочинению для участников итогового сочинения.

2. Разработать структуру и определить содержание сценария урока-сочинения по литературе в 11 классе по блоку «Дом».

3. Определить примерный перечень литературных произведений и разработать тематику сочинений для обучающихся.

4. Провести урок-сочинение с использованием разработанных материалов и оценить их эффективность для подготовки обучающихся к итоговому сочинению.

5. Проанализировать фрагменты написанных работ.

3.3 Целевая группа проекта:  обучающиеся 11 классов.

3.4 Объект исследования: методическое обеспечение урока литературы по написанию итогового сочинения по блоку «Дом».

4.Проектное решение 

В качестве проектного решения представляем методическую разработку урока-сочинения (Приложение).

 5. Сроки и этапы реализации проекта

Сроки реализации проекта: реализован

Этапы реализации проекта:

1. подготовительный –  изучение нормативных документов, относящихся к написанию итогового сочинения, изучение содержания тематических блоков, изучение критериев оценивания сочинения.

2. основной – создание методической разработки по данной теме, подбор текстов художественной литературы, относящихся к блоку «Дом», изучение примерных тем сочинения данного тематического направления.

3. заключительный –  написание обучающимися итогового сочинения.

Учебно-методическая литература:

Материалы сайта www.fipi.ru

Н.В.Беляева «Подготовка школьников к итоговому сочинению»,М., Просвещение, 2014 г.

Г.А.Крюкова «Определение объёма содержания понятия «концепт М., Просвещение, 2013 г.  

Н.А.Николина «Филологический анализ текста», М., Просвещение, 2012.

В. В. Цуркан «Антология художественных концептов русской литературы XX века», 2013- Н.В. Гоголь «Мёртвые души».

«Толковый словарь русского языка» Ожегова, М., Просвещение, 2010 г.

 И.А. Гончаров «Обломов»,

Л.Н. Толстой «Война и мир»,

А.И. Солженицын «Матрёнин двор»

А.С. Пушкин «Станционный смотритель», повесть «Капитанская дочка», роман «Евгений Онегин».

А.П. Чехов «Ванька», пьеса «Вишнёвый сад».

А. Вампилов «Старший сын».

М.А. Шолохов повесть «Судьба человека».

А.С. Грибоедов комедия «Горе от ума».

Д.И. Фонвизин комедия «Недоросль».

В.Г .Распутин «Прощание с Матёрой».

Материально-техническое обеспечение:

1.        Проектор

2.        Ноутбук

3.        Мультимедийная презентация.

6. Ожидаемые результаты реализации проекта:

1.  Совершенствование и систематизация знаний обучающихся при написании сочинения по блоку «Дом».

2.   Совершенствование  навыков устной и письменной связной речи обучающихся в процессе обучения написанию сочинения.

3. Успешное написание итогового сочинения по литературе.

7.        Заключение.

Данный проект призван помочь учителям-словесникам, работающим в 11 классе, подготовить обучащихся к написанию итогового сочинения по блоку «Дом». Составлен с учетом нормативных  документов (приказ МОиН РТ «О проведении итогового сочинения (изложения) для обучающихся XI классов в 2014/15 учебном году (письмо от 08.09.2014 №17500/14)»).

Проект позволяет обобщить и систематизировать материал к написанию итогового сочинения по данному тематическому блоку.

Данные разработки позволяют оценить уровень владения учащимися  теоретическими знаниями в области построения сочинения-рассуждения, совершенствовать  речевые навыки обучающихся:

- создание письменного текста в соответствии с коммуникативным замыслом  и с опорой на прочитанное произведение;

- формирование умения работать над планом сочинения;

- развитие навыков самоконтроля при соблюдении орфографической и пунктуационной грамотности;

- развитие коммуникативных навыков во время совместной командной работы;

- обогащение словарного запаса.

                   Приложение.

Урок обучения написанию сочинения-рассуждения

по блоку «Дом».

Цель урока:  совершенствование навыков устной и письменной связной речи с опорой на анализ художественного произведения.

Задачи урока:

1.        Продолжение работы по формированию навыка создания сочинения-рассуждения с опорой на прочитанное произведение;

2.        Формирование умения анализировать, выделять главное, обобщать и систематизировать материал, а также обогащение  словарного запаса обучающихся.

3. Реализация деятельностного подхода к получению знаний на уроке.

4. Воспитание любви к Родине, к дому, к семейным традициям.

Технологии обучения: системно-деятельностный подход.

Тип урока  - урок изучения нового материала.

Средства обучения:

- проектор;

- ноутбук;

- мультимедийная презентация;

- дидактический материал;

- тексты художественных произведений.

Ход урока

1.        Организационный этап.

Учитель говорит о том, чему будет посвящён урок. Ученики формулируют тему урока и цель урока. Сформулированную таким образом цель записывают в тетрадь.

  1. Этап актуализации ранее изученного материала:

Исходя из поставленных целей, учитель отмечает, что сегодня ученики будут готовиться к написанию сочинения-рассуждения по тематическому блоку «Дом».

А). Вспомним, какие тематические блоки даны для написания итогового сочинения в нынешнем учебном году, что составляет содержание каждого тематического блока.

Тематическое
направление

Комментарий

«Время»

Направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.

«Дом»

Направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.

«Любовь»

Направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.

«Путь»

Направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

«Год литературы»

Направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.

Б). Знакомство с требованиями, предъявляемыми  к написанию итогового сочинения-рассуждения по литературе. Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования

К проверке по пяти критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям.

Требование № 1.        «Объем итогового сочинения»

Рекомендуемое количество слов – от 350.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения участник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания).

Требование № 2.         «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Итоговое сочинение  выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по пяти критериям:

1.         «Соответствие теме»;

2.        «Аргументация. Привлечение литературного материала»;

3.        «Композиция и логика рассуждения»;

4.        «Качество письменной речи»;

5.        «Грамотность».

Критерии № 1 и № 2 являются основными.

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также «зачет» по одному из других критериев (№ 3- № 5).

Критерий № 1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 4 «Качество письменной речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий №5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

В).  Вспомним композицию сочинения – рассуждения по литературе. (Ответы учеников).

1. Вступление.

Определение и формулирование 1-2 основных проблем, которые будут доказываться в главной части сочинения.

  1. Главная часть.

Ответ на главный вопрос темы или последовательное доказательство главной мысли сочинения с учетом проблем, поставленных во вступлении:

  • Содержательное наполнение каждого абзаца сочинения: тезис (мысль, требующая доказательств), аргументы (доказательства), примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы.
  1. Заключение.

Краткий и точный  ответ на вопрос темы (сжатый итог всего рассуждения; цитата, содержащая в себе суть главной мысли сочинения; постановка новых проблем и вопросов в ракурсе темы, которые еще предстоит решить).

             3. Этап изучения нового материала.

А). Что входит в смысловое понятие «дом»? (Звучат ответы учеников.) «Дом»  –  направление  нацелено  на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться  нравственной опорой  в  жизни  сегодняшней.  Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого  и  большого, соотношении материального  и  духовного,  внешнего  и внутреннего.

Работа с «Толковым словарём» Ожегова.

Вопросы: Каково лексическое значение слова дом?

Сколько значений  есть у этого слова?

 (Ученики читают статью словаря,  приводят примеры).

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ОЖЕГОВА

(фрагмент статьи)

1.Жилое здание. Каменный д. Дойти до дома.

2.Свое  жильё,  а  также  семья,  люди,  живущие  вместе,  их хозяйство. Родной д. Мы знакомы домами (наши семьи бывают друг у друга). Хлопотать по дому.  

3. Место,  где  живут  люди,  объединённые  общими интересами,  условиями  существования.  

4.Учреждение,  заведение,  обслуживающее  какие-нибудь общественные нужды. Д. творчества. Торговый д.  

5.Династия, род. Царствующий д. Д. Романовых.  

Самостоятельная работа на уроке – составление кластера «Что такое дом?»

Жилище, местообитание, душа семьи  

Островок, крепость в хаосе революционных, военных    событий  

Пристанище уставшей души, место её отдыха и восстановления сил  

Место сбережения духовных, нравственных, культурных традиций  

Утверждение вечности, красоты и прочности жизни, возрождение идеалов  

Родина  

Б). Какие темы могут быть сформулированы по данному тематическому блоку?

Предполагаемые темы сочинения по блоку «Дом». 

(Презентация).

1. Что значит в жизни человека родительский дом?

2. Что дом может рассказать о своём хозяине?

3. Как связаны понятия «дом» и «отечество»?

4. Война и дом.        

5. Хорош ли принцип «моя хата с краю»?

6. Может ли человек прожить без Дома?

7. Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта?

8. В какой дом хочется приходить снова и снова?

9. Какие нравственные ценности укрепляют семью?

10. Что в доме самое главное? 

Семейный очаг

Дом – это Родина

Дом – пристанище души

Дом - Вселенная

«Дом - это там, где твое сердце». (Плиний старший)

Мой дом – моя Родина

«Главный-то дом человек в душе у себя строит» (Ф.Абрамов)

«Человек-то мал, а дом его – мир» (Марк Варрон)

Родительский дом – источник нравственности

 «История проходит через Дом человека, через всю его частную жизнь» (Ю.М.Лотман)

«Наши дома — это зеркальное отражение нас самих». (Д. Линн, основатель Международного института тренировки душ).

«Мир людей - что рожки улитки. Как бы ни боролись за главенство его обитатели, разве дано им обладать вселенной»? (Гуань Инь Цзы)

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». (Лев Толстой)

Отчизну кто клянет — с семьей тот порывает.

(Пьер Корнель)

Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью.

(Л.Н.Толстой)

Дом – это личная Вселенная человека, его маленькая галактика.

Дом наших отношений

«Россия подобна огромной квартире...» (А.Усачёв)

«Старая мудрость говорит: не плачьте об умершем - плачьте о потерявшем душу и совесть».

(В. Распутин)

«Мы не унаследовали Землю у своих родителей, а взяли её взаймы у своих детей». Франц Майер

Человек начинается с детства...

«Вставай, страна огромная...» (В.Лебедев-Кумач)

«Уважай в себе и других человеческую личность!»

(Д.И.Писарев)

Идеальный дом... Какой он? 

Любимый уголок России

Дом – пристанище уставшей души...

Дом родной – это малая вселенная...

Бездомья страшный удел...

«Родина-мать зовёт!»

Дом друзей – это тепло и доброта

Голубая планета Вселенной...

Что несёт за собой утрата дома?

Человек без роду и без племени

Вопросы: Какая тема наиболее близка вам и почему? Какую тему вы бы выбрали? Чем она вас заинтересовала? (Ответы учеников).

В). Работа с художественными произведениями. 

Вопросы: Какие произведения, по-вашему, можно привести в качестве аргументов ? Почему вы выбрали именно эти произведения?

Список литературы

- Н.В. Гоголь «Мёртвые души»,

- И.А. Гончаров «Обломов»,

- Л.Н. Толстой «Война и мир»,

- А.И. Солженицын «Матрёнин двор»

- А.С. Пушкин «Станционный смотритель», повесть «Капитанская дочка», роман «Евгений Онегин».

- А.П. Чехов «Ванька», пьеса «Вишнёвый сад».

- А. Вампилов «Старший сын».

- М.А. Шолохов повесть «Судьба человека».

- А.С. Грибоедов комедия «Горе от ума».

- Д.И. Фонвизин комедия «Недоросль».

- В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой».

Вопросы:  Каким предстаёт дом в этих произведениях? Какую роль он играет в жизни персонажей, в их становлении? (Ответы учеников).

         Г).         Чтение фрагментов сочинения и их анализ. Примеры вступления из сочинений. (рассуждение по теме и проблемный вопрос или комментарий).

 Тема: Родительский дом – начало всех начал…» (Ю.Антонов)

 Вступление к сочинению.

    Дом…Родительский дом.  Для каждого из нас он имеет исключительное значение. Ведь в отчем доме человек не только родится, но и получает духовный и нравственный заряд на всю оставшуюся жизнь,  в семье закладываются в человеке те нравственные ориентиры, которые  будут нужны ему на протяжении всей жизни.

     Именно  здесь человек ощущает  и познаёт все начала  в жизни. «Всё в человеке начинается с детства»,- подчеркнул писатель С. Михалков. И какими будем мы в жизни - это зависит от семьи, в которой  мы выросли, от той духовной атмосферы, которая царила в родительском доме.

     Тема Дома - сквозная тема мировой художественной литературы. Писатели в своих произведениях размышляли о значении семьи в воспитании детей.  (рассуждение по теме и тезис, который надо доказать).                                        

Объяснение учителя, как написать аргументы, опираясь на художественные произведения. Основная часть сочинения - литературные аргументы (сжатый пересказ и анализ литературных произведений или конкретных эпизодов произведений).  

Первый литературный аргумент (анализ текста произведения).

Замечательный образ дома создан в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого. Мы видим большой дом на Поварской улице в центре Москвы. Здесь живёт большая и дружная семья графа Ильи Николаевича Ростова. Двери  открыты для всех.  Семья музыкальная, артистичная, в доме обожают пение и танцы.  

Глава дома - граф Илья Николаевич Ростов - любитель домашних праздников. Он обожает свою семью, доверительно относится к детям. « Он - сама распущенная доброта». «Прекраснейший был человек»,- так отзываются о нём знакомые после его смерти.

Толстой подчёркивает, что дар воспитателя присущ и  графине Ростовой. Она - первая  советчица дочерей, великодушна, душевна в обращениях с детьми, гостеприимна, открыта.

Всё это способствовало тому, что родительский дом стал особой атмосферой духовности. Жизненные ценности, которые вынесли дети  Ростовых, достойны уважения – это великодушие, патриотизм, благородство, уважение, взаимопонимание и поддержка. Наташа, не раздумывая отдаёт подводы для раненых, Николай спасает Марью Болконскую во время бунта крестьян, Петя добровольцем уходит на фронт и погибает. 

Второй аргумент из художественной литературы.

В комедии  «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин показывает имение  дворян Простаковых.   Что же это за дом?  В нём главенствует не мужчина, глава семейства, а госпожа Простакова.  Атмосфера здесь  очень тяжёлая, потому что с утра до вечера здесь слышатся крики, брань, грубые слова. Помещица следит за всеми, хитрит, лжёт, унять её никто не может.

У Простаковой нет человеческого достоинства. Она  ругает  портного Тришку и мужа - подкаблучника, который только потакает своей жене. Жена деспотична по отношению к мужу. Ради сына она кидается на брата. Ей жаль перетрудившегося Митрофана.       Невежественная, жестокая, самовлюблённая, госпожа выстраивает семейные отношения с позиции силы. Так, по мнению Д.Фонвизина, деспотизм  уничтожает в человеке всё человеческое.

А ведь эта злобная и жестокая женщина - мать. Она сильно любит своего Митрофанушку. Но в атмосфере родного дома, которым управляет Простакова, её сын ничему хорошему не мог научиться, поэтому комедия завершается тем, что хозяйка дома не только лишается права управлять своим имением, но, что самое страшное, её предаёт Митрофан: он отказывается от матери. Стародум замечает: «Вот злонравия достойные плоды».

         Написание заключения.  Пример написания заключения к сочинению-рассуждению.

Два  дома – дом госпожи Простаковой у Фонвизина и  Ростовых у Толстого. А какие они разные… Первый – образец семейного уюта и счастья, второй – антиидеал.

И мне  очень хочется верить в то, что и в наше время  будет как можно больше родителей, заботящихся о своей семье  и крепкой духовной атмосфере в ней. Пусть каждый дом станет настоящим истоком нравственных ориентиров для молодых людей!

Учитель обращает внимание на требования к заключительной части сочинения, на то, что заключение должно содержать ответ на поставленный в начале работы вопрос или подтверждать тезис.

Учитель: Теперь, когда вы узнали о композиции итогового сочинения-рассуждения, о требованиях, о критериях, о содержании тематического блока «Дом», после того, как мы рассмотрели пример написания частей сочинения, вы должны будете самостоятельно написать сочинение по одной из заданных тем.

  1. Домашнее задание: написание сочинения-рассуждения.
  2. Рефлексия.

Ученики отвечают на вопросы:

     Сегодня я узнал о том, что…

     Было интересно…

     Было трудно…

     Я понял, что…

    Теперь я могу…

     Я научился…

     У меня получилось…

     Я смог…

    Я попробую…

    Меня удивило…

    Мне захотелось…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная работа «Методическая разработка урока-сочинения по направлению «Дом» в рамках подготовки к итоговому сочинению в 11 классе» Автор проекта: Вязьмина Разия Ильгамовна , учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 15»

Слайд 2

Проект представляет собой систематизацию знаний, связанных с обучением написанию итоговой работы по литературе обучающимися 11 классов. Итоговое сочинение по литературе должно показать степень сформированности всех умений и навыков, полученных выпускниками в ходе изучения данного предмета.

Слайд 3

Цель: разработка и реализация сценария урока-сочинения по литературе в 11 классе по блоку «Дом», направленного на подготовку обучающихся к итоговому сочинению .

Слайд 4

Изучить критерии оценки итогового сочинения, а также рекомендации МОиН РФ по подготовке к итоговому сочинению для участников итогового сочинения. Разработать структуру и определить содержание сценария урока-сочинения по литературе в 11 классе по блоку «Дом». Определить примерный перечень литературных произведений и разработать тематику сочинений для обучающихся. Провести урок-сочинение с использованием разработанных материалов и оценить их эффективность для подготовки обучающихся к итоговому сочинению. Проанализировать фрагменты написанных работ. Задачи:

Слайд 5

Целевая группа проекта: обучающиеся 11 классов. Объект: методическое обеспечение урока литературы по написанию итогового сочинения по блоку «Дом ».

Слайд 6

1 . Подготовительный – изучение нормативных документов, относящихся к написанию итогового сочинения, изучение содержания тематических блоков, изучение критериев оценивания сочинения. 2. Основной – создание методической разработки по данной теме, подбор текстов художественной литературы, относящихся к блоку «Дом», изучение примерных тем сочинения данного тематического направления. 3. Заключительный – написание обучающимися итогового сочинения. Этапы реализации проекта:

Слайд 7

Урок обучения написанию сочинения-рассуждения по блоку «Дом».

Слайд 8

Цель урока: совершенствование навыков устной и письменной связной речи с опорой на анализ художественного произведения .

Слайд 9

Задачи урока: 1. Продолжение работы по формированию навыка создания сочинения-рассуждения с опорой на прочитанное произведение; 2. Формирование умения анализировать, выделять главное, обобщать и систематизировать материал, а также обогащение словарного запаса обучающихся. 3. Реализация деятельностного подхода к получению знаний на уроке. 4. Воспитание любви к Родине, к дому, к семейным традициям.

Слайд 10

№ Тематическое направление Комментарий «Время» Направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха. «Дом» Направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего. «Любовь» Направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах. «Путь» Направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения. «Год литературы» Направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе. Тематические направления итогового сочинения в 2015/16 учебном году

Слайд 11

Требования, предъявляемые к написанию итогового сочинения: 1. Объем итогового сочинения. 2. Самостоятельность написания. Критерии оценивания итогового сочинения: 1. Соответствие теме. 2. Аргументация. Привлечение литературного материала. 3. Композиция и логика рассуждения. 4. Качество письменной речи. 5. Грамотность.

Слайд 12

Композиция итогового сочинения. Вступление. Определение и формулирование 1-2 основных проблем, которые будут доказываться в главной части сочинения. Главная часть. Ответ на главный вопрос темы или последовательное доказательство главной мысли сочинения с учетом проблем, поставленных во вступлении: Содержательное наполнение каждого абзаца сочинения: тезис (мысль, требующая доказательств), аргументы (доказательства), примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы. Заключение. Краткий и точный ответ на вопрос темы (сжатый итог всего рассуждения; цитата, содержащая в себе суть главной мысли сочинения; постановка новых проблем и вопросов в ракурсе темы, которые еще предстоит решить).

Слайд 13

Что входит в смысловое понятие «дом»? ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ОЖЕГОВА ( фрагмент статьи) 1.Жилое здание. Каменный д. Дойти до дома. 2.Свое жильё, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство. Родной д. Мы знакомы домами. Хлопотать по дому. 3. Место, где живут люди, объединённые общими интересами, условиями существования. 4.Учреждение, заведение, обслуживающее какие-нибудь общественные нужды. Д. творчества. 5.Династия, род. Царствующий д. Д. Романовых.

Слайд 14

ДОМ Родина Крепость Хранитель ценностей и традиций Семья Убежище Россия Пристанище души Мечта о счастье

Слайд 15

Примерные темы сочинения по блоку «Дом» 1. Что значит в жизни человека родительский дом? 2. Что дом может рассказать о своём хозяине? 3. Как связаны понятия «дом» и «отечество»? 4. Война и дом. 5. Хорош ли принцип «моя хата с краю»? 6. Может ли человек прожить без Дома? 7. Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта? 8. В какой дом хочется приходить снова и снова? 9. Какие нравственные ценности укрепляют семью? 10. Что в доме самое главное?

Слайд 16

Список художественных произведений - Н.В. Гоголь «Мёртвые души», - И.А. Гончаров «Обломов», - Л.Н. Толстой «Война и мир», - А.И. Солженицын « Матрёнин двор» - А.С. Пушкин «Станционный смотритель», повесть «Капитанская дочка», роман «Евгений Онегин». - А.П. Чехов «Ванька», пьеса «Вишнёвый сад». - А. Вампилов «Старший сын». - М.А. Шолохов повесть «Судьба человека». - А.С. Грибоедов комедия «Горе от ума». - Д.И. Фонвизин комедия «Недоросль». - В.Г .Распутин «Прощание с Матёрой».

Слайд 17

Вступление к сочинению. Первый литературный аргумент (анализ текста произведения). Второй аргумент из художественной литературы. Написание заключения. Чтение ф рагментов сочинения и их анализ.

Слайд 18

Домашнее задание: написание сочинения-рассуждения по блоку «Дом».

Слайд 19

Сегодня я узнал о том, что… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился… Рефлексия: У меня получилось… Я смог… Я попробую… Меня удивило… Мне захотелось…

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация. Подготовка к итоговому сочинению. 11 класс.

Материал для консультации при подготовке к итоговому сочинению в 11 классе по направлению "Вопросы, заданные человечеству войной"....

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Подготовка к итоговому сочинению 11 класс. Направление "Путь".

Данная презентация может быть использована на уроке подготовки к итоговому сочинению....

Методическая разработка "Подготовка к итоговому сочинению, 11 класс"

Подходы к разработке формулировок тем итогового сочинения определяются задачами его введения: выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с о...

Задания для подготовки к итоговому сочинению (11 класс).

Данная презентация содержит ряд заданий, которые можно использовать на уроках литературы, готовясь к итоговому сочинению....

Подготовка к итоговому сочинению, 11 класс

Подготовка к итоговому сочинению, 11 класс...