Будь вежлив всегда и везде!
классный час на тему
Цели:
1. Обогатить речь ребят новыми словами и понятиями по теме "Вежливость";
2. Формировать у детей умение сотрудничать;
3. Обучать умению слушать, мирно решать спорные вопросы и приходить к единому мнению в команде;
4. Воспитывать нравственные качества: сопереживание, умение помогать друг другу, принимать людей такими, какие они есть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ялгинский детский дом-школа
Будь вежлив всегда и везде!
Провела: Живова Т.И.,
воспитатель семьи №3
Цели:
- обогатить речь детей новыми словами и понятиями по теме «Вежливость»;
- формировать у детей умение сотрудничать;
- обучать умению слушать, мирно решать спорные вопросы и приходить к единому мнению в команде;
- воспитывать нравственные качества: сопереживание, умение помогать друг другу, принимать людей такими, какие они есть.
Ход занятия
- О чём будет наш разговор, какую проблему постараемся решить, я думаю, вы скажете, прослушав стихотворение «Здравствуйте!»
— Здравствуйте! –
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
— Здравствуйте! –
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте»,
больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
- Что вы можете ответить на эти вопросы?
(Ответы детей)
В мире вежливость стала не в почёте: люди стали забывать помогать старым людям, сопереживать друг другу, помогать ближним и не просить за это плату. Очень жаль, но в нашей семье тоже встречаются такие люди.
- Давайте, попробуем открыть секреты вежливости и определить:
• какие слова помогают людям общаться;
• какие полезные привычки украшают человека;
• что необходимо делать, чтобы тебя понимали сверстники и взрослые.
Определение слова «вежливость».
- Как вы понимаете слово «вежливость»?
- В словаре этики даётся такое понятие ВЕЖЛИВОСТИ:
Вежливость - это качество человека, для которого уважение к людям стало обычной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.
- А можно ли научиться быть вежливым?
(Ответы детей)
Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Благодаря этим правилам общение становится более человечным.
В древние времена, когда людей было мало, они наверное, очень радовались, встречаясь на дикой тропе. И потому, наверное, они приветствовали друг друга. А может и не так это было, но почему-то у всех людей на земле есть обычай приветствия. Разные народы делают это по- разному.
Меняются времена, меняется и форма приветствия. В разных странах происходит по-разному, на разных языках, но суть одна. Это пожелание здоровья, доброго дня, добрых дел, удачи: « Здравствуйте! Добрый день! Добро пожаловать! Удачного дня!» и т. д.
Откуда появился обычай снимать головной убор, когда входят в помещение? Подавать руку, когда здороваются?
(Ответы детей)
На самом деле этот обычай идет с давних времен, когда еще люди носили шлемы и оружие. Входя в дом, они снимали шлемы, чтобы показать свое лицо и протягивали руку без оружия, чтобы доказать, что они пришли с миром. Видимо, с тех пор начался обычай подавать руку друг другу во время приветствия и, хочется верить, что сохранится навсегда.
Также люди приветствуют друг друга словами. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. А плохое слово – обидеть, расстроить, испортить настроение. Для того, чтобы стать вежливым, воспитанным, надо усвоить несколько правил вежливости.
Первое правило – важно запомнить главные вежливые слова. Сейчас я посмотрю, знаете ли вы их.
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь, …(здравствуйте).
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого…(спасибо).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим…(прости, пожалуйста).
Зазеленеет старый пень
Когда услышит…(добрый день).
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы…(спасибо).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорим…(до свидания).
Вы знаете главные вежливые слова. Но почему так получается, что люди знают эти вежливые слова, но не всегда их произносят и этим самым огорчают окружающих, друзей?
А слово-то какое!
Очень дорогое!
Он про внучку говорил:
Экая досада –
Я портфель ей подарил,
Вижу – очень рада!
Но нельзя молчать как рыба,
Ну сказала бы... (спасибо)
Дядя Саша огорчен,
Рассказал он вот о чем…
Настя – славная девчонка,
Настя ходит в 1 класс
Но…давно уже от Насти
Я не слышу слово…(здрасте)
А слово-то какое –
Очень дорогое!
Встретил Витю я, соседа…
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но представьте! – зря от Вити
Ждал я слова…(извините)
Вам нужно запомнить и второе правило вежливости – надо вовремя находить нужные слова и употреблять их, то есть знать, кому, когда и что говорить. Скажите, вежлив Витя или нет?
Малыша обидел Витя,
Но пред школою в строю
Витя просит:
– Извините, я ошибку признаю.
На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:
– Извините, я немного опоздал.
– Тихомиров, покажите
Нам на карте город Псков
– Извините, –
Шепчет Витя, –
Я к уроку не готов.
Спор давно ведется в классе,
Вежлив Витя или нет
Разберитесь в споре этом
И пришлите нам ответ.
– Какой ответ можно дать? (Нельзя нехорошие поступки прикрывать вежливыми словами.)
Третье правило вежливости – важно не только знать правила вежливости, но и выполнять их. Поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Если вежливо – поднимите зеленую карточку, если невежливо – красную.
– Поздороваться при встрече...
– Толкнуть, но не извиниться...
– Перебивать во время разговора...
– Уметь соблюдать на уроке тишину...
– Уметь выслушать друга.
– Пропустить вперед девочек...
– Сказать, уходя из класса домой «До свидания»
– Громко разговаривать...
– Помочь поднять упавшую вещь...
– Обозвать обидным словом соседа...
– Сказать в столовой: «Приятного аппетита».
Я вижу, что вы хорошо усвоили вежливые слова. Давайте сейчас выберем слова, которые характеризовали бы воспитанного человека.
На карточках написаны слова: смелость, резкость, грубость, честность, преданность, доброжелательность, насмешливость, невежество, отзывчивость, уважение, трусость, взаимопомощь, зависть, душевность, жестокость, драчливость.
Анализ ситуации «Двое прохожих»
По улице шли двое прохожих. Одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: 1 портфель, 3 книжки, 1 сверток. Одна из книг упала.
- У вас упала книга! — закричал мальчик, догоняя прохожего.
- Разве? — удивился тот.
- Конечно, объяснил мальчик, — у вас было 3 книги, 1 портфель и пакет — всего 5 вещей, а теперь осталось 4.
- Как, по-вашему, что ответил прохожий мальчику?
- Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение, — сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу, — однако есть правило, которого ты еще не усвоил.
- Что это за правило? Для чего нужны эти правила?
Правила вежливых людей.
Зачитываются ситуации, после чего они обсуждаются, даются ответы на вопросы:
1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение?
2. Кого осуждаете? Почему?
3. Как бы вы поступили в этой ситуации?
4. Какое правило вежливого человека представите?
Ситуация 1.
После работы мама приготовила ужин, перемыла посуду и пошла стирать белье. Папа отправился на огород поливать огурцы. А Петя удобно устроился на диване и стал смотреть любимую передачу «В мире животных».
ПРАВИЛО 1
Вежливый Человек постоянно думает об окружающих людях.
Ситуация 2.
Марине на день рождения подарили большой набор фломастеров. На следующий день она с гордостью показывала свой подарок девочкам в школе. «Я никому их не дам, пока они новые» - говорила она подругам.
ПРАВИЛО 2
Будь вежлив со своими товарищами.
Ситуация 3.
Коля, вбежав в класс, закричал:
- Привет, Серый!
- Я сейчас, портфелем Светку толстую стукнул. Вот смешно было, когда она упала в лужу!
ПРАВИЛО 3
Вежливый человек не причинит неприятности другому человеку, не обидит его оскорбительным прозвищем.
Ситуация 4.
Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким ребенком. Вова посмотрел на них и снова отвернулся к окну.
ПРАВИЛО 4
Вежливый человек внимателен к людям.
Ситуация 5.
У Наташи в классе много друзей. Они часто встречаются, гуляют, играют, выполняют вместе домашние задания. Наташе со своими друзьями не бывает скучно.
ПРАВИЛО 5
Вежливый человек не ссорится с друзьями, работает и играет дружно.
Решим еще несколько коммуникативно-ситуативных задач.
1) Встречаются два друга. Кто здоровается первым?
2) Представьте себе, что вы пришли в гости. Там уже собрались приглашенные. Как вы поздороваетесь с ними?
3) В школе вы увидели учительницу. Кто должен поздороваться первым? Как вы это сделаете? А если ваша учительница стоит с другой учительницей, что вы скажете?
4) Ты идешь по улице и через дорогу увидел своего учителя. Как ты будешь его приветствовать? А своего товарища?
5) Ты идешь с товарищем по улице. Он приостановился и познакомился с незнакомым тебе человеком. Надо ли здороваться тебе?
6) На улице вы встретили пожилого соседа по дому, которого давно не видели. Какие слова вы добавите к своему приветствию?
7) Вечером родители пришли с работы. Должны ли вы их приветствовать? Какие слова помогут вам подсказать, что вы рады их видеть?
8) Иногда в качестве приветствия вы используете не словесные средства общения – жесты и мимику. Покажите, какие жесты могут применяться в ситуации приветствия.
- Какие ещё правила вежливых людей можете назвать?
(Ответы детей)
Мы с вами находимся в постоянном общении с людьми дома, в магазине, в школе, на улице. Поэтому все, и взрослые, и дети, должны соблюдать правила вежливости.
Попробуем сейчас составить правила вежливости (дети высказывают свои мнения), например:
- Уметь быть вежливыми, знать слова благодарности.
- Уметь слушать других, не перебивать в разговоре.
- Знать, кого нужно называть на «ты», а кого на «вы».
- Правильно вести себя в чужом доме, в общественных местах.
- Нужно уметь оказать помощь другому человеку.
- Уступать место пожилым людям.
- В отношениях друг другу должна быть взаимная поддержка.
- Ни в коем случае не проявлять грубого обращения друг к другу.
- Не придумывать обидных кличек и прозвищ.
– Молодцы, ребята! Существует много правил, но главное в них – заботиться о близких, всегда быть доброжелательным к людям, уметь дружить.
Итог занятия.
- Подходит к концу наше занятие. Ответьте на вопрос: «Что значит «Быть вежливым человеком?»
- Однажды учёные и врачи попытались ответить на вопрос: влияют ли грубость, насмешки оскорбления на здоровье людей?
Они установили, что жестокие поступки и обидные прозвища имеют самые серьёзные последствия.
Когда человеку приходится переживать боль и унижение от одноклассников, это сохраняется на долгие годы в памяти. Воспитанный человек никогда не будет подшучивать над физическими недостатками своих товарищей, смеяться над ними.
Нам всем не хватает добрых вежливых слов в общении. Как здорово услышать: «Я рад тебя видеть!», «Я готов тебе помочь!», «Здравствуйте!», «Будьте здоровы!». Всем людям плохо без внимания и сочувствия. Вот и давайте чаще говорить друг другу только приятные слова. От этого на капельку солнца прибавится в мире, на капельку счастья прибавится в мире, на капельку радостней сделается жизнь.
Чтение стихотворения хором:
А в играх с друзьями мы сами
Должны оставаться друзьями.
Да здравствует смелость, азарт, быстрота,
Да здравствует вежливость и доброта,
Да здравствуют добрые лица!
И пусть тот, кто злится, - стыдится!
Источники:
http://competentnost.ucoz.ru/load/v_nogu_so_vremenem/iz_opyta_raboty/klassnyj_chas_byt_vezhlivym_chto_ehto_znachit_3_klass/4-1-0-21
http://infourok.ru/klassnyy_chas_shkola_vezhlivosti-143728.htm
http://www.metod-kopilka.ru/vneklassnoe_meropriyatie_chto_takoe_horosho_i_chto_takoe_ploho.-38834.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/21/picture-35363.jpg)
Спортивно-интеллектуальное мероприятие "Безопасность всегда и везде"
Представлен конспект внеклассного спортивно-интеллектуального мероприятия с учащимися 2-9 классов "Безопасность всегда и везде"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/24/picture-23187-1582562458.jpg)
КВН "Всегда и везде, ночью и днем будь аккуратен, осторожен с огнем!"
Сценарий проведения КВН по противопожарной тематике среди учащихся основной школы.Основными целями и задачами мероприятия являются:1. Закрепить знания правил пожарной безопасно...
"...Всегда и везде - Вечная слава воде!"
Природная вода охватывает и создает всю жизнь человека. Едва ли есть какое – нибудь другое природное тело, которое бы до такой степени определяло его общес...
Будь вежлив! Be polite!
данный материал позволит объяснить использование вежливых форм обращения Mr., Mrs., Mi...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/23/picture-571526-1422038946.jpg)
Урок английского языка по теме "Будь вежлив"
Урок английского языка в 6 классе по теме "Be Polite" разрабротан для УМК М.З. Биболетовой "Enjoy English 3". Цель урока: Развитие речевых навыков и умений, умения общаться на высо...