Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса «День славянской письменности и культуры» с использованием ИКТ
план-конспект урока (6 класс) на тему
“История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество”.
Н.М. Карамзин
Цель: формирование потребности к изучению родного языка у школьников; развитие коммуникативных, языковых, лингвистических и культуроведческих компетенций; воспитание грамотных граждан своей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik_slavyanskoy_pismennosti.docx | 26.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное оздоровительное общеобразовательное учреждение Самарской области «Санаторная школа - интернат № 9
для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении,
городского округа Самара»
Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса «День славянской письменности и культуры» с использованием ИКТ
Автор-разработчик:
Митичкина Елена Александровна,
воспитатель 6 класса
Юсупова Аделя Рауфовна,
учитель русского языка и литературы
2016-2017 учебный год
Цель: формирование потребности к изучению родного языка у школьников;
развитие коммуникативных, языковых, лингвистических и культуроведческих компетенций;
воспитание грамотных граждан своей страны.
Оборудование: диск с записью музыки, рисунки, презентация, костюмы.
Проведение мероприятия
Эпиграф:
“Люди, отмеченные провидением, всегда посылаются для всего человечества”.
П.Я. Чаадаев
“История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество”.
Н.М. Карамзин
Организационный момент.
Ведущий.2. Письменность – одна из важнейших составных частей человеческой культуры. Мы живем в мире надписей. Представьте себе, что все надписи вдруг исчезли – сколько трудностей сразу возникнет в нашей жизни! Мы не будем знать, куда привезет нас автобус, какими товарами торгует магазин на другой стороне улицы, какой фильм идет в кинотеатре, как правильно принимать лекарство. В общем, трудно пришлось бы нам в таком “бесписьменном мире”.
Ведущий 1. Более 1150 лет назад произошло событие исторического масштаба. Двумя учеными, братьями Константином (в монашестве Кириллом) и Мефодием, был изобретен славянский алфавит.
Ведущий.2. Ежегодно 24 мая в России и других славянских странах отмечается праздник – День славянской письменности и культуры.
Ведущий 1: Часто ли мы задумываемся над тем, как жили наши предки, как общались, о чем думали и мечтали?
Ведущий 2: Узнать об этом нам помогают книги - настоящее чудо рук человеческих.
Ведущий 1: В книге сосредоточена мудрость многих поколений.
Ведущий 2: Но для того, чтобы написать книгу, надо обладать еще одним чудом - азбукой.
Ведущий 1: Это чудо сопровождает нас с раннего детства до последних дней.
Ведущий 2: И еще одно чудо в том, что имена людей, создавших нашу азбуку, известны. Ведущий 1: Это солунские братья - монахи Кирилл и Мефодий.
Ведущий 2. .Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
А преданья старины
Забывать мы не должны.
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли
Н.Кончаловская
Ведущий 1. А сказывать мы будем о Святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили-были тогда добры молодцы, красны девицы-раскрасавицы. Ау них добрые матушки, мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели холсты ткать, узорами вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать.
Ведущий 2. Но это не значит , что славяне были темными и безграмотными в то время, когда другие народы уже читали и писали книги. Они тоже писали, только по-своему: чертили и резали на камне и бересте особые гадательные знаки ли завязывали узелки на длинной веревке, которую потом сматывали в клубки. «Узелковое письмо» считалось священным, ему обучались языческие жрецы, называемые волхвами или кудесниками.
Ведущий 1. Волхвы носили эти письмена в легких берестяных коробах и могли «читать» в любом подходящем месте. Правда, «веревочные» книжки оказывались недолговечными – клубки могли разматываться, веревки рваться, слова-узелки легко забываться. Однако память о предшественнике русского письменного слова, «узелковом « письме, сохранилась в некоторых выражениях: узелок на память, путаные мысли.
Ведущий 2. До 10 века у славян не было единого бога, и они верили в разных богов. Такая вера получила название языческой. Древние люди называли своими богами воду, землю, солнце, ветер. Каменных и деревянных истуканов, которых сами же сотворили, они пытались задобрить – приносили им жертвы.
Ведущий 1. Каких языческих славянских богов вы знаете? (Докладыучеников)
Ведущий 2. Действительно, славяне почитали и поклонялись Перуну, Даждьбогу, Стрибогу, Мокоши, Сварогу, Велесу и др. Однако, кроме названных богов, на Руси почитали и многих других. Практически каждое племя поклонялось своим богам или возвышало одних над другими. Такое разноверие продолжалось вплоть до вступления во власть князя Владимира. В 980 году он возвысил над другими языческими богами шестерых: Перуна, Симаргла, Даждьбога, Стрибога, Мокошь, Хорса.
Ведущий 1. Руси нужна была единая религия, князь Владимир, правивший в то время, остановил свой выбор на византийском православии. В 988г. Он крестил Русь византийским крестом.
Ведущий 2. После святого крещения были разрушены идолы, пропали волхвы, забылись их тайные письмена, новые грамотеи появились среди славян. Книжник Храбр, по прозвищу Черноризец, что значит «монах», сообщает об этом в летописи.
Ведущий 1. «Если спросите у славян-грамотеев: «Кто вам азбуку сотворил или кто книги перевел, -все знают и ответят- святой Кирилл-философ и Мефодий, брат его…»
Ведущий 2. «Если спросить, когда это было, знают и это и скажут: во времена греческого царя Михаила, и болгарского князя Ростицы, и блатенского князя Коцела, в 863году, по Рождеству Христову.»
Ведущий 1. В 863 году просвещенные братья Константин и Мефодий прибыли из Византии в земли славян. Оба хорошо знали славянский язык, владели даром убеждения. Основной их задачей была проповедь христианства.
Ведущий 2. А что вам известно о жизни самих просветителей Кирилла и Мефодия? (Доклады учеников)
Ведущий 1. Родились они давным-давно, больше тысячи лет назад, в греческом городе Солуни (теперь Салоники, в Северной Греции) в семье друнгария (командира военного подразделения).
Кирилл родился в 827 году, Мефодий родился в 815 году.
В детстве оба ни в чем не знали нужды. Их отец был богат и знатен. Мальчики жили в огромном доме, где их окружала роскошь, а слуги спешили исполнить любое желание.
Старший из братьев, Мефодий, с ранних лет проявлял интерес к знаниям. Его наставляли в науках приглашенные отцом домашние учителя. Потом он поступил на военную службу и так хорошо справлялся со своими обязанностями, что скоро, несмотря на молодость, занял очень высокое положение. Сам византийский император покровительствовал способному юноше и назначил его правителем Македонии — подвластной Византии страны, основным населением которой были славяне.
Не отставал от Мефодия и младший брат Кирилл. Он тоже получил домашнее образование, и учителя нарадоваться не могли тому, как он быстро постигает научные премудрости, легко разбирается в книгах, которые не всякому взрослому грамотею по плечу. Кирилл получил хорошее образование, знал кроме славянского греческий, латинский, арабский и европейский языки.
Кириллу еще не было и пятнадцати лет, когда его с согласия отца пригласили жить в императорский дворец, где он воспитывался и обучался вместе с малолетним сыном императора - Михаилом.
Жизнь обоих братьев складывалась так, что они могли бы стать более богатыми, чем их отец. Как люди, приближенные к императорскому дому, они бы ни в чем никогда не нуждались.
Однако оба брата выбрали другой путь. Они увенчали себя великой славой, но не как царедворцы или военачальники, а как проводники христианской веры и сеятели книжных знаний среди славянских народов.
Детство великих славянских просветителей прошло в двуязычной среде - греческой и славянской.
Ведущий 2. Легенда гласит, что Кирилл сперва не хотел брать на себя эту миссию распространения христианства. Он считал, что без письменности христианское просвещение невозможно. . По поручению византийского императора Михаила Контантин-Кирилл начал составлять славянскую азбуку. Но создание письменности - непосильная задача для одного человека. Поэтому Кирилл направился в монастырь к старшему брату Мефодию. Брат был его единомышленником. Подобно отцу, Мефодий посвятил лучшие свои годы военной службе. Он был честным и прямодушным человеком, нетерпимым к несправедливости. Отказавшись усмирять восточных славян, Мефодий ушёл с военной службы и удалился в монастырь. Независимость была ему дороже богатства и славы. Мефодия увлекла идея создать письменность для славян, предложенная ему младшим братом.
Ведущий 1. 24 мая 863 года в городе Плиске, который был в то время столицей Болгарии, Константин и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита.
Ведущий 2. Когда азбука была готова, братья начали переводить на славянский язык церковные книги. Они работали с утра, едва рассветало, и кончали поздно, когда уже рябило в глазах от усталости. Как только первые книги были переведены с греческого языка на славянский, братья с просветительской миссией направились в Моравию. Деятельность солунских братьев быстро вышла за пределы, указанные им императором. Они усердно просвещали славян, обучали людей грамоте и основали новые церкви.
Ведущий 2. В течение трёх лет Кирилл и Мефодий трудились в Моравии. Они воспитали немало учеников, которые внесли огромный вклад в развитие славянской культуры.
Ведущий 1. Кирилл и Мефодий создали для славян письменность, которая была гораздо проще, понятнее и значительно удобнее в использовании. Азбука Кирилла насчитывала сорок три буквы и включала в себя также и цифры. Наши нынешние буквы произносятся и пишутся очень похоже на те,
что были предложены Кириллом. В разных славянских странах получила распространение изобретенная Кириллом и Мефодием азбука –кириллица.
Ведущий 2. А кто из вас , ребята , знает буквы кириллицы?(задания)
Ведущий 1. Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и чёткой, лёгкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть красивыми, чтобы человек, впервые их увидевший, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством. Лишь в петровское время в наш алфавит понадобилось внести изменения.
Ведущий 2. Царским указом велено упростить наше письмо. Отныне отменяются буквы «юс малый», «юс большой», «кси», «зело», «омега». Они стали обузой в русском языке и поэтому из него исключаются. Во второй половине 18 столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было прежде в славянской азбуке. Это буквы «э», «я», «и-краткое», «е». В начале 20 века снова понадобилось упростить русский алфавит и правописание. Такую реформу провели в 1918 году. Указом Наркома просвещения упраздняются буквы «и-десятеричное», «ять», «фита», «ижица», «ер» на конце слов.
Ведущий 1. Наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв - 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобства. Так, в английском алфавите, состоящем из 26 букв, при записи иностранных слов из славянских языков звук «ч» изображается двумя буквами - ch, «ш» - также двумя - sh, а звук "щ" передаётся четырьмя - shch. В русском языке есть и специальные буквы для изображения сочетаний звуков «if" и "io".
Ведущий 2. Кириллицей мы пользуемся и сегодня, и пишем теперь в своих тетрадях именно кириллицей. Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв - 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобств. Наша азбука удивительна! Она поражает простотой и удобством. Каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в памяти первых славянских просветителей – братьев Кирилла и Мефодия, которые причислены к лику святых (равноапостольные).
Изобретение алфавита – огромный шаг вперед в развитии культуры, благодаря которому письменность стала доступной многим людям.
(Конкурс стихов о Кирилле и Мефодии)
Ведущий 1. Есть в центре Москвы площадь, которая называется Славянской. В небольшом сквере посреди этой площади установлен величественный памятник первоучителям славянским Кириллу и Мефодию. Памятник воздвигнут уже в наше время на деньги гражданина России А.П. Конаныхина. Доброе дело совершил этот человек от имени всех россиян. И потому честь ему и хвала. Спокойно, уверенно стоят на высоком постаменте отлитые из бронзы фигуры братьев Кирилла и Мефодия. В руках у них – священные книги на славянском языке. Над ними возвышается крест – символ христианства. Ведь на кресте принял мученическую смерть из любви к людям Сын Божий Иисус Христос.
Оба великих просветителя словно во что-то всматриваются. Куда же устремлены их взгляды? Может быть, в будущее, может, в вечность – кто знает. Впереди у славянской азбуки еще долгая-предолгая жизнь.
Ведущий 2. Выразительное чтение стихотворения Стояна Михалковского
“Гимн святым Кириллу и Мефодию” (1892)
Иди вперед, народ наш милый. Наука – солнце и свобода.
К сиянью будущей зари! Ее неся, иди вперед.
Наукой – этой новой силой- Да не иссякнет дух народа,
Свою дорогу озари! В чьих недрах знание живет!
Иди и светом просвещенья Так пели два Солунских брата
Свою судьбу ты обнови, Тому назад немного лет.
Светить – твое предначертанье. А прошлому хоть нет возврата,
И Бог тебя благослови! Но и забвенья тоже нет.
Заключительное слово.
Перед нашими глазами прошла история жизни двух великих людей, двух славянских просветителей – Кирилла и Мефодия. Судьба их была трудной, сложной, но интересной. Не менее сложной, но интересной была и жизнь их детища – славянской азбуки. Благодаря кириллице мы можем читать и писать, общаться с великими писателями прошлого и настоящего. Очень хочется, чтобы вы осознали, с каким удивительным явлением мы сталкиваемся каждый день – удивительным, поистине чудесным является наш алфавит, удивительным и чудесным является русское слово, русский язык.
Давайте же бережно относиться к драгоценностям, подаренным нам нашим народом, нашей Родиной – Великой Россией. Ваши бабушки и дедушки бережно хранили наш язык и передавали его своим детям, вашим родителям, а родители передали его вам, вы передадите великое русское слово своим детям, и в этом вам поможет детище солунских братьев.
Великий поэт и прозаик XX в. Иван Бунин, написал стихотворение “Слово”, им я хочу закончить наш праздник (во время чтения стихотворения фоном идет “Да исправится молитва” Д.С.Бортнянского).
Молчат гробницы, мумии и кости, –
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте.
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6-х классов "День славянской письменности и культуры"
История создания славянской азбуки. Деятельность Кирилла и Мефодия....
Внеклассное мероприятие "День славянской письменности и культуры"
Внеклассное мероприятие "День славянской письменности и культуры"....
Презентация к внеклассному мероприятию "День славянской письменности и культуры"
Презентация служит хорошим наглядным пособием при проведении праздника...
Сценарий внеклассного мероприятия "День славянской письменности и культуры"
Сценарий позволит учащимся узнать о Кирилле и Мефодии - великих славянских просветителях, создателях славянской азбуки....
Внеклассное мероприятие для учащихся 5 – 11 классов."День славянской письменности и культуры".
Внеклассное мероприятие организованно для учащихся 5-11-х классов с использованием игровых технологий. Форма проведения мероприятия – театрализованное представление.Учитель широко использует возможнос...
Конспект открытого урока в 6 классе День славянской письменности и культуры
Цель урока:Прививать детям любовь к родному слову, родному языку, отечественной истории.Задача урока:Ознакомить учащихся с...
Внеклассной занятие «День славянской письменности и культуры»
Познание родной культуры занимает особое значение в процессе формирования личности. Познание происходит посредством изучения языка....